Из походного дневника-4-5

Сергей Романов 4
(фотография сделана в 1967 г.)

31.03.96 г. Sunday. Воскресенье.

Выспался хорошо. «Медовуха» здорово поправила дела в горле.
Часы показывают неизвестно что. Поэтому принял условно, что сейчас 6 часов воскресного утра. План такой: иду до Кижей, завтра – дневка (варю компот), а дальше «будем посмотреть».
Ночью проснулся, на ощупь достал синтомициновую мазь и с наслаждением окунул в нее «подожженные» вечером пальцы левой руки. Уснул, стараясь не прикасаться к ним. Сегодня вроде полегче. На день наложу бактерицидный пластырь.
Судя по кружке с остатками чая, ночью было тепло. Спасибо дедушке Неморозу за возможность промочить горло поутру.
Часы показывают восемь, но «в натуре» явно меньше. Активно тая лед, шумит примус. Я сижу и думаю, что сварить. Странно сказать, но есть не хочется. То ли недорабатываю и не сжигаю ресурсы полностью, то ли орехи, изюм, колбаса и сало слишком калорийны, но есть и правда не хочется.
Когда утром вылез из палатки, над лесом справа (смотря на Кижи) алел дивный восход. И тоненько-тоненько пикала синичка…

Как хорошо никуда не спешить!

И не быть связанным узами групповых отношений. Ни моралью, ни дисциплиной, ни сопереживаниями. И иными путами. Сейчас, в заповеднейшем уголке России, я отвечаю лишь перед собой. И это так много!
Время на моих часах бежит вскачь. А я только что похлебал курино-вермишелевого супчика «Кнорр». Ничего себе супчик, вкусненький.
                ***
10.20 – 10.40 (20 мин.)
Ох, как хорошо! Несмотря на легкую гадость в горле. Нет в мире совершенства. Есть лишь постоянное биение противоположностей.

До кижского Чуда, оказывается, рукой подать. Минут сорок. Двадцать я уже прошел. Хочу сейчас сбегать вбок (влево), на бережок-пригорок, осмотреться и сфотографировать Чудо издалека. До него еще километра два. Погода серенькая. Чуть ветрит. Солнышко, выскочившее поутру, спряталось, Все цвета очень мягки, разбелены, пастельны. Настоящий Север. А лемех на корбинской часовне Знамения Богородицы (ХVIII век) выбелен до седины. И такая милая неправильность ручной работы, что аж сердце прыгает… Кажется, взял бы и унес с собой. Но нам положены в жизни только копии…

10.55 «моего» времени. Сходил на горку, сфотографировал. Во рту и горле наладилось. Пошла чистая слюна без горечи. Сегодня на ночь я опять сотворю «медовухи». А завтра – компот! Из всех яблок, изюма и кураги. Полный котелок. То-то будет славно!
                ***
Итак, я дошел и встал на островке к востоку от Кижей. Встал возле открытой воды! И это тоже чудо и счастье.
Сколько шел – не знаю. Часы показывают не время, а цифирки. По ощущению, не меньше часа. А скорее, чуть больше.
Начали отказывать механизмы. Вслед за часами «запротестовал» экспонометр. Хорошо хоть фотоаппараты пока не фордыбачат.
                ***
Вид с моего островка на ансамбль – классический! Прямо напротив алтарей сижу. До большого острова метров пятьсот. Снег у меня рыхлый, прямо утонул. Сейчас схожу за водичкой, попью холодненькой. А потом, не торопясь, разверну лагерь и… напьюсь чаю от пуза!
                ***
Ну вот, сбылась моя мечта прийти в Кижи своими ногами. Живи, снимай, думай…
                ***


Проснулся после сытного обеда. Сколько времени – не знаю. Выпал из времени…

А вообще, спал я сладко. А перед этим сладко пообедал, впервые с удовольствием съев бекон и колбасу, и арахис, и грецкие орехи. От арахиса вообще не мог оторваться. И бульон выпил с удовольствием, закусывая кусочком черного хлеба, который все никак не кончится! И чай слабо-сладкий, которым запивал арахис. И еще одну кружечку, с белым хлебом и шоколадной пастой. (Одну белую горбушку оставил на завтра, на компот).
Все-таки так странно сидеть и никуда не торопиться. Обычно ведь мы – туристы – все куда-то спешим, все что-то преодолеваем. В первую очередь – естественное стремление души к покою. А я вот сижу и мне хорошо. А рядом со мной, через проливчик, – величайшее архитектурное чудо планеты Земля. И я могу в любую секунду пойти к нему и прикоснуться. (И пойду сейчас, сразу как допишу).

Пока, на первый взгляд, Кижи абсолютно пусты. Никого не видать, не слыхать. Правда получасом раньше, после сна, когда я вылез из палатки, вдруг раздался знакомый рокот и «аэротарелка», вынырнув с южной оконечности острова, быстро промчалась на север. На просвет она довольно пустая. Видны какие-то фигурки, но туристской массы не наблюдается. Значит она что-то иное возит. Может быть почту. Интересно, куда все-таки летает этот «писк» техники. Может быть в Великую Губу?
                ***
Ну вот, я в Кижах… Хожу, смотрю, льну глазом к прекрасным творениям северного народного гения. Каждый шаг порождает новый вид и новый ракурс панорамы. ФОТОГРАФИРУЮ.

Постройки и дома тянут к себе тепло небес, поэтому возле фундаментов, особенно с южной стороны, снега нет. Сухая трава и камни. И дерево, дерево! Всех мыслимых колеров.

Я был здесь 29 лет назад. Молодой, губастый, сильный. Я даже еще не был ни в кого влюблен. Мы приплыли в конце лета большой командой после похода по Воньге. Заночевали на пустынном северном конце острова, за погостом. (Тогда это еще можно было). На следующий день я ходил один где хотел, и даже вошел в доверие к смотрителю и он протащил меня по всем церквям, колокольням и домам. Было здорово! И был мне ровно 21 год. А в этом стукнет 50…
В том далеком 1967-ом я сделал несколько очень приличных кадров, за которые не стыдно. Получится ли что в этот раз?
                ***
Вернулся из Кижей. Совершенно непонятно сколько времени. Черт побери! Как мне не хочется разменивать свое одиночество. Но, видимо, придется. Придется обменять его на ВРЕМЯ. Самую дорогую материю…

Поснимал я от души. В охотку. С радостью. Что вот только выйдет из моей радости…
Пошел снег. Меленький такой снежок, но упорный. Сыпется и сыпется, не уставая и прибавляя мне потной работы будущего тропления.
Странно здесь дуют ветры. Сильно, но локально. То слева прошумит, то справа, а у тебя – тишина, не шелохнется ничто. Потом и на тебя нанесет, надавит, потреплет и снова все тихо. Над тобой. А где-то ТАМ – пошумливает все время.
                ***
Да, «озерная тундра» с тропёжкой – вот что такое этот маршрут.
                ***
(продолжение следует)