Мудрость пса

Владимир Ус-Ненько
Мудрость пса

Как втиснуть в лоно слов образы тварей,
Которым подражал сам мудрец Платон?
Полон достоинства дворняга старый,
А мудрости его рукоплещет небосклон.

Любуясь псом, под музыку "шансон"
К сосуду мудрости житейской припадаешь.
И, выпив, путаешь педали, явь и сон,
Бродячим псом среди людей блуждаешь.

Но если вдруг ты потеряешь нюх,
Тебя без промедления укусит бультерьер,
Вернув тебя в людской привычный круг.
В ушах же остаётся музыка небесных сфер...

Антисфен Афинский, ученик Сократа, проповедовал, что наилучшая жизнь заключается в избавлении от условностей и всего искусственного, в свободе от обладания ненужным и бесполезным. Для достижения пика учения следует жить «подобно собаке», которая, как совершенное существо, выбирает простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твёрдостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.
Школа Антисфена называлась "кинизм", и отсюда понятие "киника", или, как мы говорим, "циника".
Одним из известных учеников Антисфена был Диоген, и на могиле Диогена Синопского был установлен памятник из паросского мрамора со скульптурой собаки - в благодарность за то, что пёс «указал наипростейший путь в жизни».














Похожие принципы и у хасидов, об этом хасидская притча с комментарием Рами Шапиро.

Ребёнок и вор

Хасидская притча


Ребе Зуся из Аниполя отправился повидать своего ребе-наставника, Дов Бера, маггида из Межирича.

— Слышал я, ребе, — сказал Зуся, — будто есть некие Десять Принципов богослужения, я же о них знать не знаю. Вот и пришёл к вам в надежде им обучиться.

— Сам я научить тебя не в состоянии, — ответил Дов Бер, — зато знаю тех, кто очень даже мог бы.

— И кто же это? — удивился ученик.

— Первым трём принципам научишься у ребёнка, а остальным семи — у вора.

И, поскольку ученик всем своим видом показывал полное непонимание, маггид объяснил:

— У ребёнка легко научиться таким трём вещам: веселиться без причины; ни минуты не тратить впустую; громко требовать того, что хочешь. А у вора — таким семи вещам: свершать свою работу втайне; если не кончил дело в одну ночь, возвращаться к нему на следующую; любить собратьев по ремеслу; рисковать жизнью ради достижения цели; быть готовым променять всё, что имеешь, на самое, казалось бы, пустячное, однако новое приобретение; не бояться никаких препятствий; быть верным своему ремеслу, не допуская даже мысли о том, чтоб сменить его на другое.
Источник: https://pritchi.ru/id_1666


Комментарий Рами Шапиро
Человек обожает всяческие системы: Десять Заповедей, шестьсот тринадцать Мицвос, Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь, Двенадцать ступеней… Системы внушают ему уверенность: сделаешь «это» — получишь «то». Системы вызывают ощущение контроля над ситуацией. А кому, признаемся честно, хотелось бы иного? Но вот перед нами ребе Зуся, которому нужно изучить Десять Принципов богослужения, и его наставник, маггид из Межирича, который не понимает, как этому вообще можно научить. Как и все великие духовные истины, эти Десять Принципов невозможно преподать — ими можно только жить.
Источник: https://pritchi.ru/id_1666