Дядюшка Ау

Артем Малахов
_________________________________________________

- Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: malahovart@inbox.ru

- О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: malahovart@inbox.ru
_________________________________________________


Постановки:

• Луганский академический театр кукол (2021)

_________________________________________________

Артем Малахов


ДЯДЮШКА АУ

(по мотивам сказок Э.Успенского и Х.Мякеля «Ужасный господин Ау»)




Действующие лица:

ДЯДЮШКА АУ
ДЕВОЧКА РИММА
ПОРТРЕТ ДЕДУШКИ
КУКУШОНОК
СУПНОЕ РАСТЕНИЕ
ГОСПОДИН УГУ (он же дядюшка Ау)
ГОСПОДИН КУ-КУ (он же супное растение)
ГОСПОДИН ХЕ-ХЕ (он же портрет дедушки)
ГОСПОДИН ОЙ-ЁЙ (он же девочка Римма)




Сцена 1
(ночной лес)
(появляется господин Ку-ку с гнездом в руках, он бредёт в полумраке, спотыкается, падает, ойкает, что-то бормочет)

КУ-КУ: (показавшись в луче света) Ку-ку.
КУКУШОНОК: (высунувшись из гнезда) Ку-ку.

(появляются господа Угу, Ой-ёй и Хе-хе, в руках у них книга, цветочный горшок и портрет дедушки)

УГУ: Чего раскуковались - ночь на дворе!
ХЕ-ХЕ: Хе-хе!

(господин Угу отпускает подзатыльник господину Хе-хе)

ОЙ-ЁЙ: Ой-ёй…
КУ-КУ: Так ведь я - Ку-ку!
УГУ: (с пониманием) А-а-а… Угу.
ОЙ-ЁЙ: Ой-ёй…
ХЕ-ХЕ: Хе-хе!
ОЙ-ЁЙ: …мы ведь не представились!
УГУ: Угу. Совершенно верно! (представляет) Господин Ку-ку!
ХЕ-ХЕ: Господин Угу!
ОЙ-ЁЙ: Господин Хе-хе!
КУ-КУ: И господин Ой-ёй!
ОЙ-ЁЙ: Ой-ёй…
УГУ: Мы лесные чудители!
КУ-КУ: Колдователи и шуршатели…
ОЙ-ЁЙ: Охотели и ахатели…
ХЕ-ХЕ: Хохотатели и кукователи…
УГУ: В общем - лесные жители! И сегодня мы расскажем вам историю о самом выдающемся из нас - о господине Ау!

(играет свет, звучит музыка, развёртывается площадка)

ХЕ-ХЕ: Дядюшка Ау…
КУ-КУ: Он же господин Ау…
ОЙ-ЁЙ: Самый ужасный лесной злодей и пугатель…
ХЕ-ХЕ: А в этом он был совершенно уверен…
КУ-КУ: …открыл глаза!

(дядюшка Ау внезапно вскакивает на кровати)

ХЕ-ХЕ: Но тотчас же их закрыл, как только увидел, что вовсю светит солнце!

(дядюшка Ау снова засыпает, Ой-ёй и Хе-хе помогают ему умоститься)

ОЙ-ЁЙ: Он поплотнее завернул себя в одеяло…
ХЕ-ХЕ: И поудобнее уложил себя на подушку.
КУ-КУ: Ему не надо было спешить в школу или на завод…
ОЙ-ЁЙ: Дядюшка Ау жил в лесу и вставал когда хотел.
АУ: (храпит) А-аах! У-уух!
КУ-КУ: А пока господин Ау храпел и тарахтел…

(тарахтит дядюшка Ау)

КУ-КУ: Сгустились сумерки…

(сгущаются сумерки)

АУ: (вскочив) Приехали! Пора вставать.
ОЙ-ЁЙ: Пора. Ведь дядюшку Ау ждали дела!
ХЕ-ХЕ: Если где-то ни с того ни с сего заскрипит дверь…
КУ-КУ: Что-то загрохочет…
ХЕ-ХЕ: Свалится…

(дядюшка Ау падает с кровати)

ОЙ-ЁЙ: Ни с того ни с сего жутко завоет и заухает…

(ушибившись, дядюшка Ау воет и ухает)

ХЕ-ХЕ: Всё это работа господина Ау! Вернее, господ Ау, целого семейства, начиная с прапрапрадедушки и кончая просто дедушкой!

(оживает портрет дедушки)

ДЕДУШКА: Такая у нас доля! Такая квалификация! Нам положено шуметь в лесу, шуметь под кроватью, шлёпать босыми ногами по кухне и чавкать! Мы суровые, но справедливые, отчаянные и беспощадные! Так заведено!
АУ: Что заведено?
ДЕДУШКА: Не нашего ума дело!
АУ: Какое дело?
ДЕДУШКА: Наш прадед терпел и нам велел. Мы люди тёмные.
АУ: Конечно, мой дедушка был тёмный. Но он был умелец! Одних видов скрипа он знал двести!

(дедушка скрипит)

АУ: (достаёт контрабас) А по части клацания, чавкания и воя, он мог бы выступать в художественной самодеятельности!

(дядюшка Ау играет на контрабасе, портрет дедушки поёт песню состоящую исключительно из клацания, чавкания, воя и прочей многозначительной непонятности)

АУ: Пора! Рабочий день начинается!
ХЕ-ХЕ: Хотя начиналась рабочая ночь…

(дядюшка Ау накидывает плащ и выходит из дома)

АУ: (бормочет на ходу) Где же мне держать бороду? Под плащом или над плащом? Так неудобно, а так промокнет… Так – неудобно… Так – промокнет… Так – неудобно… Так – промокнет… (врезавшись в дерево) Ай!
КУКУШОНОК: (выглядывает из гнезда и прячется снова) Ку-ку.
АУ: Ку-ку, ку-ку… Кукареку!

(дядюшка взбирается на дерево)

АУ: Где бороду лучше держать, снаружи или внутри?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Не знаешь?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Вот и я не знаю. (потерев лоб) А шишку где держать под капюшоном или снаружи?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Не пробовал… Так слишком жарко, а так слишком холодно. Есть хочешь?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Ну так бы сразу и сказал! (угощает птенца червяком) На!
КУКУШОНОК: (басом) Спасибо.
АУ: Чего?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: А, послышалось… Ладно, заболтал ты меня, пойду я, пора мне…
КУКУШОНОК: Ку-ку.

(сверкает молния, где-то высоко гремит гром, начинается дождь)

АУ: Вот не везет. Дождь пошел. Где же теперь бороду сушить? Под плащом - мокро мне, снаружи - бороде!

(появляется дом девочки Риммы)

АУ: А это что такое? А-а, это маленькая избушка. Может быть там живут и маленькие люди? Они могут и по-настоящему испугаться меня, как в старину! А это, подходящий для меня случай!
ХЕ-ХЕ: Девочку звали Римма.
КУ-КУ: Ей только что исполнилось шесть лет.
УГУ: Она жила с бабушкой и кошкой…
ХЕ-ХЕ: Но бабушка ушла ловить мышей, а кошка ушла на кухню пить кофе…
УГУ: То есть наоборот.
ХЕ-ХЕ: Совершенно верно!
УГУ: И Римма, вместо того чтобы спать, читала по слогам книжку!
КУ-КУ: Оказывается, бывают такие девочки, которые незаметно читают книжки, когда им давно положено спать.
РИММА: (читает по слогам) Правдивые рассказы о привидениях! Было когда-то привидение, которое кричало страшным голосом…
АУ: (внезапно выпрыгивает, кричит и скачет по комнате) А-а-а! У-у-у!
РИММА: Ты кто?
АУ: Я страшный господин Ау! Нет страшней меня никого! Я бросаю детей в кастрюли и заставляю их бурлить!
РИММА: А я Римма. Я люблю читать про привидения и смотреть про них по телевизору. Но я и не думала, что их уже доставляют на дом.
АУ: Кого доставляют на дом?
РИММА: Привидения.
АУ: Меня никто не доставлял! Я сам себя доставил!
РИММА: Попугай меня ещё. Только пострашней, пожалуйста.
АУ: Что-то в этом мире испортилось. В былые времена такого не было. (воет) У-у-у! Ну что? Жутко?
РИММА: Нет. У тебя глаза добрые.
АУ: А так? Ау-у-у!..

(дядюшка рычит как лев, гудит как мотоцикл, бегает по стенкам, кусает мебель, Римма заливается звонким смехом)

РИММА: Мне уже давно не было так весело!
АУ: И куда мы катимся… Нормальный ребёнок уже бы давно стал заикой, а эта… Тьфу! Ой. (вытерев ногой плевок) Извини… Пожалуй, я пойду. Мне холодно.
РИММА: Погоди! Я сейчас! (убегает)
АУ: (заглянув в книгу девочки) Б-р-р, ну и дети пошли…
РИММА: (вернувшись с пирожным) Обещай, что ещё придешь!
АУ: Подумаем. (берёт пирожное)
РИММА: Ты очень смешной.
АУ: (постучав ногой по полу) Хм!

(звучит музыка, дядюшка Ау бежит по лесу с пирожным в руках)

АУ: Вот это да! Вот это красотища! Вот это вкуснотища!

(роняет пирожное, хватается за сердце)

АУ: Довели! Чтобы специалист по ужасам, профессиональный пугаетль, испугался сам! Дедушка мой со стыда бы сгорел!

(оживает портрет дедушки)

ДЕДУШКА: Я готов сгореть со стыда! Что это было?!..
АУ: Да вот, как-то…
ДЕДУШКА: Нам положено стращать людей!  Пужать их и дико хохотать! Вот так… (дико хохочет)
АУ: Да знаю я…
ДЕДУШКА: А детей и подавно! Существует тысяча и один способ как напугать ребёнка!
АУ: Да помню я…
ДЕДУШКА: А ты что сделал? Прителёпал домой с пирожным! Довёл ребёнка до смеха, а должен был до слёз, балда!
АУ: Я уже, кажется, состарился.

(дедушка исчезает)

АУ: Слышишь? Молчишь… Ну вот, состарился и поговорить не с кем. Дожили. Но всё верно… Завтра же вечером всё исправлю! Перепугаю её, доведу до слёз, пусть знает… Мы, господа Ау, ужасные и беспощадные, жуткие и это самое… Что я, в самом деле, пирожных что ли никогда не видел! Тоже мне… Эх! (замахивается пирожным, но, передумав, съедает) Так-то! Завтра всем несдобровать!

(дядюшка Ау, укрывшись одеялом, лежит в кровати, уставившись в телевизор, звучит заставка программы «Спокойно ночи малыши»)

АУ: (бормочет) Мы злые. Мы беспощадные. Беспощадные и ужасные… Мы им покажем… Это самое… (храп)
ХЕ-ХЕ: На самом деле, дядюшка Ау и вправду никогда не видел пирожных.



Сцена 2
(дядюшка Ау залихватски играет на контрабасе весьма бойкую мелодию)

КУ-КУ: Дядюшка Ау принял решение, во что бы то ни стало восстановить справедливость и напугать девочку Римму!
ХЕ-ХЕ: А приняв решение, он никогда его не менял.
КУ-КУ: Если оно было правильным.
ХЕ-ХЕ: А неправильных решений он не принимал никогда! Поэтому свой рабочий день…
КУ-КУ: А вернее ночь…
ХЕ-ХЕ: Он начал с потомственной песни господ Ау!
КУ-КУ: Для бодрости духа!
ХЕ-ХЕ: Вековое упрямство и свирепость гнали его вперёд!

(потомственная песня господ Ау)

КУ-КУ: Дядюшка Ау так рассвирепел, что почти забыл куда это он направлялся и уже было собрался пойти домой и лечь спать, как внезапно перед ним очутилась девочка Римма.
РИММА: А я тебя ждала! Я знала, что ты снова придёшь! Будем пить чай. (протягивает пирожное) Это тебе. Ты ведь любишь пирожные? Все любят пирожные, угощайся…

(подумав, дядюшка Ау выхватывает пирожное и съедает)

РИММА: Вкусно?
АУ: (многозначительно) Хм!
РИММА: Нужно говорить: «спасибо»!
АУ: Нет. Не нужно.
РИММА: Почему не нужно?
АУ: Я страшный и весьма ужасный! Беспощадный, но справедливый! Я чёрный как смоль!
РИММА: А по-моему, ты хороший.
АУ: Нет. Я не хороший.
РИММА: Нет, хороший.
АУ: Не хороший.
РИММА: Хороший!
АУ: Не хороший!
РИММА: Хороший!
АУ: Нет, не хороший и на это раз я тебе это докажу! Ау-у-у! Страшно?
РИММА: Вроде бы не очень.
АУ: А так? А-а-а-а!.. (громит сервиз)
РИММА: Что ты делаешь? Прекрати! Ах так?! Сейчас я тебе задам! (лупит дядюшку книгой) Вот тебе, дурацкий мелюзга! Призрак несчастный! Зачем ты всё испортил?! Вот тебе, вот!

(внезапно, дядюшка Ау выхватывает у девочки книгу и разрывает пополам)

РИММА: (заплакав) Не приходи больше. Ты не хороший.
ХЕ-ХЕ: Дядюшка Ау хотел было многозначительно хмыкнуть, но у него ничего не вышло, и он молча ушел.
КУ-КУ: Он был утомлён, словно собирался пробежать десять километров, а пробежал одиннадцать.
АУ: Вот как я её! Жалко, что дедушка не видел. Он был бы счастлив. Если бы конечно сам не испугался! Молодец я! Просто отчаянный головорез! (вскарабкивается на дерево) Личность космического масштаба!
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: (угощая червяком) А ты как считаешь?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Думаешь?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Ку-ку, ку-ку… Кукареку! Тоже мне… психолог. Ты там разбираешься…
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Да знаю я, знаю! Всё-таки я не очень вежлив был с Риммой. Но ведь я лесной злодей и чародей! Но всё-таки нужно быть хорошо воспитанным злодеем. Может пирожных дадут. Чего молчишь?
КУКУШОНОК: Ку-ку.
АУ: Ты что, с ума сошел? Не пойду. У меня и причина есть уважительная - я боюсь. Хотя храбрости мне не занимать! Но что я ей скажу? А вот она сказала больше не приходить… И ещё говорила, что у меня глаза добрые… Говорила, что я хороший…

(падает слеза)

ХЕ-ХЕ: Отчаянный дядюшка Ау готов был зареветь.
КУ-КУ: Сначала был готов, а потом заревел.
ОЙ-ЁЙ: То есть просто заплакал.
ХЕ-ХЕ: Его слёзы немедленно можно было нести в музей, потому что это большая редкость!
УГУ: Господа Ау плакали не чаще чем раз в сто лет.
КУ-КУ: Если бы дедушка всё это видел, он бы сгорел со стыда за внука!
УГУ: Хорошо, что он этого не видел.
КУ-КУ: Хорошо, что он уже… То есть это плохо конечно, просто мысль так выстроилась! Хорошо, что дедушка её не слышал! Хорошо, что он уже…
ДЕДУШКА: Эй, белебени! Что вы наговариваете? Мы люди тёмные, а не чёрствые! Мой выдающийся внук всё сделал правильно, как в старину! Но перестарался. Поэтому нужно извиниться! Старину, знаете ли, тоже нужно двигать вперёд, а не назад, а то в ней не будет никакого прогресса! Так что хватит болтать! Пусть возьмёт вот этот горшок, книгу по основам чародейства и дует прямиком к Римме, вспоминать мою науку!
КУ-КУ: Ку-ку.
ОЙ-ЁЙ: Ой-ёй!
ДЕДУШКА: Да не тот горшок, дубина!
УГУ: А… Угу!
ХЕ-ХЕ: Хе-хе!
АУ: О! Основы чародейства! Книга, которую написал мой одарённый дедушка… (читает) Поливать водой нельзя поливать супом. Будит бида! Хм. По-моему, предельно ясно.
ХЕ-ХЕ: Этим, темноватый в грамматике дедушка, хотел сказать, что поливать супом этот горшок ни в коем случае нельзя, будет беда! Что нужно поливать только водой.
КУ-КУ: Для этого между словами «водой» и «нельзя» нужно было поставить запятую!
ХЕ-ХЕ: Но дедушка в буквах был не очень-то силён, не то что в запятых!
УГУ: Так или иначе, дядюшка Ау всё понял неправильно. Не зря же он был внуком своего деда!
КУ-КУ: Да, а дедушка не был маяком разума…
УГУ: И лучом света в тёмном царстве он тоже не являлся!
ДЕДУШКА: Поговорите мне ещё, лоботрясы… А-ну живо отсюдовой!..

(дом Риммы)

РИММА: Здрасте-мордасте! Опять ты! Я же сказала не приходить больше, ты плохой! Снова хочешь всё испортить?
АУ: Я не хочу портить. Я супу хочу.
РИММА: Чего?
АУ: Супу мне дай.
РИММА: Нахал. А раньше пирожные любил. (уходит) Тебе с хлебом?
АУ: Без хлеба! И можно всю кастрюлю!
РИММА: (вернувшись с кастрюлей) На! Ешь и уходи.
АУ: Да это не мне.
РИММА: А кому?
АУ: Это тебе.
РИММА: Совсем что ли тю-тю?..

(дядюшка выливает суп в горшок)

АУ: Вот! Вырастет что-то прекрасное! Нежное, а может даже вкусное. Да здравствует супное растение!

(вырастает хищное растение с руками и красным ртом на зелёной голове)

РИММА: Ну, спасибо так спасибо!
РАСТЕНИЕ: Мне хочется есть.
АУ: Ничего себе тундры-лианы, флора и фауна!
РАСТЕНИЕ: Мне хочется есть и петь.
АУ: А что ты ешь?
РАСТЕНИЕ: А вот я тебе сейчас об этом и спою!

(супное растение играет на контрабасе и поёт)

РАСТЕНИЕ:
В основном ем вырезку,
Телятину,
Котлеты и Говядину,
Колбасу там всякую!

К примеру:
Колбаса любительская,
Докторская, учительская,
Охотничья, водительская,
Профессорская, академическая!

Ясно?

АУ: Ясно.

РАСТЕНИЕ:
Бам-тара-рам,
Перейдём к грибам!

Грибы белые, грибы серые,
Маслята и козлята,
Слонята и лисички,
Птички и волчички,
Рыжики, блондинки,
Лысики, пушинки!

Запоминается?

АУ: Запоминается.

РАСТЕНИЕ:
Загорелся кошкин дом,
А мы к рыбе перейдём!

Лещи, судаки, севрюга!

Это, что касается речных.
Костлявые такие…
А теперь морские!

Барракуда, хек - не надо!
Шпротов, крабов и икры!

АУ: Это не рыбы.
РАСТЕНИЕ: А это тебя не касается, морские - и всё!
Рыба-меч и рыба-молот,
Рыба-пила и плоскогубцы,
Рыба-штопор, рыба-секатор,
Рыба-дрель и перфоратор!

(проигрыш)

К чаю подойдёт варенье!
Торт, халва, блины, сгущёнка,
Бублики, щербет, печенье,
Вечный шоколад «Алёнка»!

И давай тащи конфеты,
Буду есть и петь куплеты,
Ну, а если чего нету -
Знайте, мне не до диеты!
Сделаю из вас паштеты,
Проглочу и песня спета!

(дядюшка Ау лупцует растение книгой)

Ай!
Ой!
Уй!

Это чем мы так огреты?
А… Фамильные заветы!

(супное растение хватает дядюшку за ногу и подымает вверх тормашками)

РАСТЕНИЕ: Не делай так больше. Я думал, что ты мой друг, голодранец.
РИММА: Отпусти его! Ты плохой!
РАСТЕНИЕ: Кто?

(Бам!)
(Римма огрела растение кастрюлей)

РАСТЕНИЕ: Ой! И не спеть, и не сплясать... На этом - всё! Я - спать.

(супное растение падает без сознания, дядюшка Ау высвобождается)

РИММА: Ничего, перевоспитаем.
АУ: Пожалуй, я пойду. Извини что так вышло. Я больше тебя не потревожу.

(дядюшка Ау уходит, Римма окликает его в последний момент)

РИММА: Ты всё ещё любишь пирожные?
АУ: Что?
РИММА: И можно почитать твою книгу? А то моя… где-то потерялась.
КУ-КУ: И дядюшка Ау остался.
ХЕ-ХЕ: Но сначала он окаменел и застыл. Как морковь на грядке.
ОЙ-ЁЙ: И так покраснел что чуть было не помер.
УГУ: Но от радости не умирают.
КУ-КУ: Они пили чай, смеялись и ели пирожные.
ОЙ-ЁЙ: Читали основы чародейства и смотрели картинки.

(появляется портрет дедушки)

ДЕДУШКА: Эй, внук! Ну что, извинился?
АУ: Извинился.
ДЕДУШКА: Правильно! А теперь давай, напугай её!
АУ: Нет. Я не хочу.
ДЕДУШКА: Пока она не ожидает, как гавкни!
АУ: Нет, не буду.
ДЕДУШКА: Что ты как маленький? Ну хоть язык ей покажи! А-а, сиди, я сам...
АУ: (остановив дедушку) Я говорю - нет.
ДЕДУШКА: Почему нет?!
КУ-КУ: Извините, уважаемый… Честно говоря, но нам кажется, что ваш внук вовсе злодей! Хоть с виду и не скажешь…
ДЕДУШКА: Как не злодей, а кто же тогда?
ОЙ-ЁЙ: Он хороший…
УГУ: Просто ему давно никто этого не говорил.
КУКУШОНОК: Ку-ку.
ВСЕ: Ку-ку, ку-ку… Кукареку!




2021г.


_________________________________________________

Теги: пьесы для театра кукол, пьесы для ТЮЗа, необычные пьесы, пьесы для детского театра, пьесы-сказки, пьесы сказки для театров, пьесы для детей, современные пьесы, современные сказки, сказка для театра кукол, сказка для кукольного театра, сказка для театра, сказка для ТЮЗа, театр кукол, кукольный театр, школьный театр, современный детский театр, пьеса для кукольного театра, современная пьеса для театра кукол, необычная пьеса для театра кукол, спектакль для семейного просмотра, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, сказка Артема Малахова.