Подумаешь, медведь...

Сергей Лукич Гусев
               

   Как говорила моя бабушка: «Чот опеть меня расташшило на воспоминания»…
И меня «расташшило» тоже.
История эта произошла в студенческие годы, когда нас перед началом учебного семестра отправляли по колхозам. Одна из историй уже написана «Куда-а-а? В колхоз? Ой, мамочки!»
Эта история является продолжением колхозной темы, только годом позже.

   Все началось прозаично, как и было раньше: сборы у здания института, погрузка на машины. Почему-то всех студентов возили на грузовых  машинах, хотя во многих хозяйствах были автобусы.

   День поездки по живописному Чуйскому тракту, позади головокружительные обрывы Семинского и Чике-Таманского перевалов, и вот, показались первые дома поселка. Измученные, покрытые дорожной пылью, вывалились из кузова, и побрели к месту ночевки - небольшую совхозную контору. Здесь на полу были расстелены матрацы. Повалились на них без сил и желания о чем-то поговорить.
 
   Утром снова подъехала та же машина и нас повезли через перевал в горы, на стойбище. Там, в долине между гор, было обширное поле с зеленым, невызревшим овсом и горохом, зелень которого предназначалась на корм скоту. Здесь же был небольшой дом с печкой внутри и закопчёнными стенами. Не отель конечно, но жить можно, главное – крыша над головой есть. Спасли на полу, вповалку. Хорошо, хоть выдали теплые одеяла и подушки, был небольшой комфорт. День прошел в хлопотах по хозяйству: мы с парнями сделали на улице большой обеденный стол, вкопали чурки, сделали лавочки. Обустроили отхожее место. Вечером на лошадях прискакали местные «джигиты», но вели себя вежливо, знакомились. Привезли сырчик (копченый сыр, отвердевший до каменного состояния), какое-то вино, стали всех угощать. В полночь ускакали в поселок.

На следующий день приехал бригадир колхоза и стал делать разнарядку – кого, куда отправить на работу. Часть девушек отправили на подработку семенного зерна, часть попала с нами на сенокос – заготовку силоса.
 
   Бригадир поинтересовался – кто умеет работать на тракторах МТЗ и гусеничных, типа ДТ -75 "Казахстан". У меня были с собой права тракториста, и я откликнулся. Тогда бригадир подвел меня к новенькому ДТ - 75 и горестно поведал, что его завести никак не могут.

- Драли пускач всем колхозом, порвали пять кожаных шнуров, а толку нет, - сказал он.

Я снял боковую панель двигателя и стал внимательно рассматривать пускач. Проверил все: свечу, карбюратор, провод высокого напряжения – все было новым и целым. Попробовал вращать маховик пускача, чтобы посмотреть искру на свече, но ее не было. Причина оказалась в заводском браке: внутри магнето отсутствовал один из контактов-прерывателей. Заменили магнето, пускач завелся с полпинка, а там и двигатель, выбросив струю копоти утробно зарычал. Толпа алтайцев, окружившая нас, на радостях исполнила какой-то шаманский танец вокруг трактора, залопотала на своем языке, указывая пальцем на меня.
 
- О чем это они? – спросил я бригадира.

- Говорят, что ты «дохтор технических наук», а не учитель. Теперь по закону трактор твой, будешь на нем работать, пока пребываешь в колхозе.
 
Конечно, я с радостью согласился.
Дело было не только в работе на благо колхоза, после основной работы всегда был «калым» - кому привезти из леса дрова, копешку сена, кому-то увезти в телеге корову в соседнее село и прочее. За такую работу платили алтайцы в то время  очень хорошо.
 
Прошла первая неделя колхозных работ. Все втянулись в рабочий ритм, сбоев никаких не было.Как и прежде, в гости вечерами приезжали молодые парни с угощением, катали девчат на лошадях, развлекали толпу отменной джигитовкой.

   Однажды, привезли полведра клюквы.  Ягода всем понравилась. Мы расспросили, где она растет.Парни пояснили, что недалеко отсюда, в долине между рекой и кедрачом есть верховое болото, ягода растет по его краю. Напугали девчат рассказами о медведях, часто появлявшихся там.

На следующий день я приехал с работы, поставил трактор на стоянку и пошел на ужин.За ужином обратил внимание, что отсутствовала моя девушка, с которой я дружил и сидел за одной партой в аудиториях института.
Повариха пояснила, что она взяла ведро и пошла на болота за клюквой. Сердце сжала тревога: болото…трясина…медведи…

   Промучившись минут пять, я не вытерпел, попросил у одного из местных парней трактор МТЗ, завел его и помчался по дороге к болотам. На ходу внимательно всматривался в дорожную пыль, на которой отчетливо были видны следы спортивных кед.  Заехав в кедрач, с ужасом увидел, что следом за моей девушкой идет медведь! След был небольшим, значит, медведь молодой, тоже небольшой. Но, тем не менее, зверь есть зверь. Прибавил газу трактору и понесся дальше. Выскочил на поляну и с облегчением в душе увидел свою подругу целой и невредимой. А медведь, видимо услышав гул трактора, испугался и ушел в тайгу.
Каких только «ласковых» слов не услышала моя ненаглядная! Посадил ее в кабину и повез к домику. А здесь еще и девчата добавили.
 
А она небрежно ответила: «Ну и что? Подумаешь, медведь…Пострашнее видела…»