Точка опоры

Олег Сенатов
Существует поверье, что природа влияет на наше жизнеощущенье, что характер пейзажа и погода в нем могут едва ли не определять наше настроение. Это – заблуждение.
Если внешние условия не угрожают нашей жизни и здоровью, если мы одеты по погоде, то  наше восприятие окружающего мира полностью зависит от нашего внутреннего мира. Когда наша душа умиротворена, у нас находятся душевные силы, чтобы обратить внимание на окружающий пейзаж, и найти, в чем заключается его красота (своя красота есть даже в, казалось бы, безобразном пейзаже). Будучи же обнаруженной, она от погоды уже не зависит.
В качестве примера привожу картину моего деда, на которой изображен уголок нашего сада во время «зимки» - раннего осеннего снегопада. На первом плане – кусты крыжовника, его ветви согнулись под тяжестью мокрого, волглого снега, налипшего на еще зеленые листья. Хотя клубничные грядки,  пролегшие между крыжовниками, засыпаны снегом так капитально, что из-под белого покрова лишь кое-где проглядывают наружу отдельные клубничные листья, при первом же взгляде становится ясно, что через час весь этот снег бесследно растает под сеющимся мелким дождем. На заднем плане картины – соседний участок, на котором, вплотную к забору стоит сарай; за ним виднеется  соседская дача, окруженная пожелтевшими березами. Все деревья, попавшие в пейзаж, согнулись под северным ветром, который гонит по небу низкую облачность серого цвета, перемежающегося темно-серыми полосами. Можно ли себе представить более безрадостную погоду? Но художник, почувствовав  щемящую нотку в печальной красоте родной природы, смог ею насладиться, и так умело выразить свое восхищение, что это настроение передается и зрителю данной картины.
Распространенность заблуждения о влиянии погоды на настроение объясняется очень просто: мы запоминаем в пейзажах такую погоду, которая попала в соответствие с нашим внутренним состоянием. Приведу пример. Как-то я приехал проведать свою дачу во время мартовской оттепели. Дул влажный западный ветер; шел сильный дождь; на дороге снег превратился  в полужидкое месиво, под которым ноги скользили по льду;  хотя ни одежда, ни обувь не промокали, мой путь туда и обратно оставил одно из самых отвратительных впечатлений в моей жизни. Не то, чтобы я не испытывал худшей погоды; - просто у меня в тот день был сильнейший приступ депрессии, который я пытался сбить поездкою на дачу. Не получилось!
То же относится и к вёдренной погоде. В день похорон моей матери стояло роскошное бабье лето, но я не заметил ни голубого неба, ни ласкового солнца; погода того дня мне запомнилась утренним туманом, - таким густым, что видимость была – каких-нибудь пять метров, - не больше.
Теперь я знаю: единственный способ преодоления негативного жизнеощущения – мобилизация внутренних душевных сил; когда тебе плохо, точку опоры можно найти только в себе.
                Декабрь 2020 г.