У меня о школе не очень хорошие воспоминания. Но сейчас я хочу
озвучить свои мысли не об учебном процессе, а о патриотизме. Люди моего поколения помнят, что начиная познавать грамоту, мы одновременно учили заветы дедушки Ленина и готовились стать октябрятами. Класс делили на «звёздочки» по пять человек в каждой, выбирался старший по звёздочке, и мы честно старались быть славными ребятами: хорошо учиться, быть примером для младших детей, уважать взрослых, уступать место в транспорте. Мы, едва научившись читать, старались походить на героев книжки Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». А ещё мы мечтали поскорее вырасти и стать пионерами. Ах, какие это были торжественные линейки в школе! Вынос знамени, звук горна и вскинутые к пилоткам руки!
- Будь готов! - призывала нас пионерская организация.
- Всегда готов! - отзывались мы, школьники.
Пионер - всем ребятам пример!
«Как повяжешь галстук -
Береги его,
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного!»
Сегодня не могу вспомнить, отчего в седьмом классе я не стала комсомолкой.
Возможно, что повлиял тот факт, что меня не сочли учителя достойной. Училась я хорошо, но проявляла характер там, где нас хотели причесать под одну гребёнку. А ещё я с моими тремя подругами ходила в дом Культуры на танцевальный кружок, часто выступала на вечерних концертах, после одного из которых мы с девочками задержались на танцах, где были взрослые и наши учителя в том числе. В итоге двойка по поведению за четверть и предвзятое отношение учителей.
Видимо, я обиделась, потому что ни в восьмом, ни в девятом классах я не захотела вступить в комсомол.
Когда меня спрашивали, почему я упорствую, я аргументировала своё решение тем, что в Комсомоле все: двоечники и школьные хулиганы, которые не стали лучше от вступления в ряды Комсомольской организации.
Мне говорили, что я никуда не смогу поступить после школы, не будучи комсомолкой.
В десятом классе я сдалась и, выучив брошюру про ордена и партсъезды, в апреле пришла на заседание комсомольских вожаков, которое должно было меня либо принять, либо отказать. Кажется, этот орган назывался Райкомом Комсомола, поскольку жила и училась я в районном центре Тигиль, Тигильского района Камчатской области. Заседание проходило в пятницу после школьных уроков.
Конечно же, мне задали вопрос, отчего я так поздно приняла такое важное решение.
- Не считала себя достойной! - ответила я, и ответ полностью удовлетворил заседающую группу.
Мне посоветовали сменить причёску и отпустили. Мои длинные в тот период жизни волосы были ради такого события собраны резинкой в «хвост», а не в обязательную для того времени косу.
По дороге домой меня «занесло» в парикмахерскую поболтать с девушкой Наташей, работавшей там мастером. Наташа была младшей сестрой подруги моей мамы, разница в возрасте в восемь лет не являлась препятствием для нашей, так называемой, дружбы.
- Цвет волос у меня какой-то!.. - пожаловалась я Наташе.
- А давай, мы тебя осветлим! - предложила мне Наташа.
Так я через два часа стала блондинкой.
Когда я пришла домой, мама заканчивала белить потолок, освежая наш небольшой домик к летним дням. Она попросила меня принести воды с речки и вдруг, увидев моё преображение, замерла, стоя на табурете и прижав к сердцу кисть , которой наносила известь на потолок. С кисти струйкой текла извёстка, пачкая одежду и оставляя на полу лужицу.
- Дура! - сказала мама,
- Какая дура! Марш за водой!
Я схватила вёдра и понеслась к реке, на берегу которой и стоял наш дом.
Все выходные Наташку ругали и моя мама, и её подруга Нина. Но тем дело и закончилось.
Каждый понедельник в школе начинался с линейки в актовом зале. Я уже успела привыкнуть, что изменила цвет волос, а на вопросы одноклассников отвечала, смеясь, что в райкоме мне посоветовали сменить причёску.
Первым уроком была литература. Учительница литературы и, по совместительству, наш классный руководитель, Лидия Ивановна Борщёва, зашла в класс не в духе, бросила классный журнал на свой учительский стол и, тяжело оперевшись на него обеими руками, по-прежнему стоя, стала что-то сердито выговаривать классу. Я занимала последнюю парту в дальнем ряду от окон, и в этот момент что-то вылавливала из собственного портфеля, потому не сразу поняла, отчего так злится наша классная.
- Что же она так орёт? - спросила я соседку по парте.
- Так это ж про тебя! - сообщил мне одноклассник Валерка Землянский, что сидел на парте впереди меня.
- А что со мной не так? - испугалась я.
И в этот момент в звенящей тишине прозвучал гневный голос Лидии Ивановны:
- Это Школа, а не Дом мод!
Далее моя комсомольская жизнь ничем не отличалась от обычной жизни, в неё лишь добавились членские взносы, которые собирались для нужд комсомольской организации, о чём в комсомольском билете на определённых страничках ставилась отметка, что они уплачены за такой-то год.
В техникуме связи, в который я поступила в городе Свердловск после окончания школы, я и комсомольская организация существовали мирно и параллельно. Я дружила с девушкой Зоей и с её молодым человеком Толиком, который был командиром стройотряда и с комсомолом имел более тесную связь, как и Зоя, которая со временем тоже стала нести в комсомольской организации какую-то нагрузку.
Распределение, будучи уже молодым специалистом, я по собственному желанию получила в город Владивосток, на Центральный телеграф города, где не стала торопиться вставать на учёт в Комсомольскую организацию.
И чем дальше я затягивала с этим вопросом, тем более мне не хотелось этого делать.
Ко мне, по долгу службы, часто заходил секретарь от местного комсомола, но я отшучивалась и упорно не хотела платить взносы, которые резко отличались по сумме от тех, что я платила студенткой. Через пару лет он предложил мне вновь встать на учёт и заплатить взносы за все просроченные сроки по минимальному тарифу, как беременной и будучи, будто бы, в декретном отпуске. Я выразила негодование по этому поводу и отказалась.
Меж тем моя однокурсница Людмила, в первое время меня поддержавшая, сдалась, когда ей было предложено стать освобождённым комсоргом нашей организации.
Отчего-то мне вспоминается момент, когда меня позвали на чествование ветеранов-связистов ко Дню Победы, 9 мая. Ветеранам были накрыты столики в большой комнате на втором этаже здания Телеграфа, а мы с Людой в красивых платьях и с красными папками в руках ходили между столиками , останавливаясь возле каждого героя, и зачитывали героические эпизоды из жизни этого человека. Было очень трогательно и торжественно, а ещё этот сценарий мероприятия напоминал какую-то популярную телевизионную передачу похожего направления. Потом ветераны пили чай с тортом, а нас хвалили, и меня вновь уговаривали встать на учёт и пойти в своём развитии по комсомольской стезе.
Впрочем, стезя была вполне себе интересна. Людмила посещала различные конференции и часто принимала участие в развлекательных комсомольских мероприятиях, различных выездах на природу и тому подобных.
Но я вскоре действительно отправилась в декретный отпуск, и вопрос за давностью времени был снят.
Моя дочь мечтала быть пионеркой. В связи с тем, что в школу она пошла раньше семи лет, (для этого мы с мужем приложили определённые усилия), а день рождения у неё только 28 декабря, то вместе с классом вступить в пионеры у неё не получилось, ей не исполнилось на тот торжественный момент десяти лет. Но мы купили пионерский галстук, дочь повязывала его дома и иногда убегала в нём гулять. Ей было обидно, что она одна из класса не пионерка. Поэтому мы очень ждали осени следующего года. Но события в стране начали развиваться так, что перестал существовать, как Комсомол, так и Пионерская организация. И сама Коммунистическая партия Союза нерушимых Республик свободных оказалась под вопросом.
Последующие пару лет я стала ловить себя на мысли о том, какую важную роль в патриотическом воспитании детей играли эти все организации! Какие бы не были у меня взаимодействия с Комсомолом, но патриоткой я была всегда.
И я честно не понимаю, идёт ли сегодня хоть какая-то работа с детьми в этом направлении?
Кто сегодня скажет детям:
- Октябрята - дружные ребята! Пионер - всем детям пример. Он хорошо учится, уважает старших, уступает место в транспорте, является сменой и надеждой старшего брата - Комсомола! А Комсомол, в свою очередь, берёт пример с коммунистов!
«Как так?! - думала я в середине девяностых годов,
- теперь кто в стране будет заниматься патриотическим воспитанием молодёжи? Кто научит любить свою Родину, страну, гордиться ей, быть готовым защищать её от различной капиталистической нечисти?»
С тех пор прошло тридцать лет.
Лично я понимаю сегодня, какое большое упущение произошло в воспитании нового поколения. Я открываю учебник истории у внука за 7 класс и не вижу ни в нём, ни в предыдущих, текстов, заставляющих вольно или невольно гордиться своей страной.
Наверное, кто-то из читающих сейчас эти строки, скажет:
- Чем гордиться?
Но ведь историю своей страны делают люди! И, возможно, героическим событиям в нашей стране надо уделять в плане учебных часов гораздо большее время и внимания, чем жизни и смерти Александра Македонского?
В истории Российского государства есть много чем гордиться и с кого брать пример. Вот только акценты в обучении детей не всегда расставлены правильно. Возможно, что вместо уроков о религии стоило бы ввести уроки патриотизма, рассказывая на них не только о событиях старины далёкой и подвигах нашего народа в Великую Отечественную войну, но и правду о «героях» нынешних дней. Чтобы подросткам, наблюдающим за событиями в стране, было понятно истинное лицо Алексея Навального и того же бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала.
Подростки должны понимать, выражая свой протест, кто эти люди!
20 апреля, два дня назад, в Одноклассниках увидела домашний ролик. По-видимому, скрытая съёмка с телефона мамы, разговаривающей с сыном-подростком. Причиной стала нарисованная свастика на листке бумаги, что находился в комнате сына. Так вот, сыночек выразил своё уважение к Гитлеру, поскольку «он делал всё для своего народа». Маму назвал «путинисткой» и потребовал выйти из его комнаты.
Уже позже я узнала, что 20 апреля - день рождения Адольфа Гитлера. Был ли этот ролик снят и выложен на сайте в этот день намеренно?
Сегодня я понимаю, как важна организация в стране, которая занималась бы патриотическим воспитанием.
Эти тридцать лет не прошли даром, посеяв определённый разброд в умах многих как сегодняшних родителей,
так и их сегодняшних детей-подростков...
Что будет дальше?..