Бухара вчера, сегодня, завтра... 2

Голиб Саидов
День второй



          Как это и следовало ожидать, спать я лёг ближе к полуночи, вдоволь насладившись общением со старшими сестрой и зятем, а также, с племянниками и многочисленными внуками, коих перестал уже считать, так как обнаружилось, что я начинаю путаться не только в их количестве, но и в именах.
          Зато, проснувшись по утру, я столкнулся вот с такой идиллией...
         


https://youtu.be/ueaPetKHMBs


         
          И - заставил себя, настроиться на предстоящий день, припомнив вчерашний вечер и наш диалог со второй моей сестрой.
         - Так, значит, старшую сестру мы уважаем, а меня можно игнорировать, да? - ещё с порога, вошла в свою роль моя вторая сестра.
         - Гуленька! - взмолился было я, но сестричка, тоном не терпящим возражения, поставила точку - Завтра, ровно в 18-00 собираемся у нас дома!
         Я покорно склонил свою голову...

 

https://youtu.be/2nuVJ8UPfSE  - в гостях у Гуленьки



          Вообще, должен заметить, что описывать ежедневное хождение по гостям, с завидным угощением и обильным возлиянием спиртного - мало привлекательное занятие для человека, склонного не то, чтобы к литераторству, но и хотя бы к графоманству. В своё оправдание могу лишь заметить, что я далеко не писатель, а всего-навсего обыкновенный бытоописатель...так сказать, "летописец Нестор", тянущий свою лямку по мере сил своих. А что из этого выходит - это уже не мне судить.
          Время неумолимо движется вперёд, безжалостно отсчитывая наши годы, дни, минуты, мгновения... которые остаются в прошлом в виде отдельных ярких воспоминаний. А что нас ждёт завтра - никому не ведомо. Умом я, конечно же, понимаю, что надо жить и наслаждаться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, то есть настоящим, но у меня это пока не получается. По сути, Лена моя права, утверждая, что я не умею жить: постоянно в напряжении, всё время куда-то спешу, в надежде поймать время за хвост, вечно волнуюсь и переживаю за всех и вся. В то время, как следует отпустить вожжи и расслабиться, предоставив ход предстоящих событий Судьбе или каким-то высшим силам, на которые я всё равно не в состоянии повлиять. Но - ничего с собой поделать не могу.
           Вот и на сей раз, находясь в кругу родных и близких мне людей, казалось бы, должен наконец успокоиться и полноценно наслаждаться жизнью: ведь, именно к этой цели я шёл, отсчитывая дни, часы и минуты! Но...


фото


           В перерыве застолья, я выхожу во двор, усаженный многочисленными соснами и прочей всевозможной зеленью. Воздух такой свежий, что и не передать словами. Такого обилия кислорода и не встретить в задавленной смогом северной столице. Я присаживаюсь на знакомую желтую скамейку, установленную в беседке, в центре двора, закуриваю и... внезапно вспоминаю, что вот, точно также, ровно два года тому назад, я сидел на этой же самой желтой скамейке, но не один, а со старшим братом. Который всякий раз сопровождал меня и оберегал как ангел-хранитель.


фото


          И осознание того, что этого уже никогда в жизни не вернуть, ещё сильнее сдавливает моё сердце и заставляет с возмущением поднять свои глаза куда-то вверх, сквозь крону сосен, уставившись в голубое безоблачное небо. А потом, в бессилии, глубоко затянуться сигаретой, чтобы через мгновение выпустить облако густого сизого дыма...


фото


        И ещё одна картинка, у Гуленьки дома, в том же самом 2019 году. Здесь он изображён именно таким, каким был всегда по жизни: весёлый, жизнерадостный, немногословный, но всё понимающий, как мудрый аксакал. Ганиджан обладал удивительным даром, передавшийся по всей вероятности по генам от предков - раз бросив на человека свой проницательный взгляд художника, он безошибочно мог определить, какой тип личности перед ним стоит, и уже сообразно с выводами знал, как и каким образом следует с таким человеком общаться.
        В этой связи, невольно вспоминается мой младший брат - Шухрат. Пожалуй, это единственный член семьи, о котором я очень мало писал. А ведь всё моё детство неразрывно связано именно с ним. И хотя он на три года моложе меня,  проницателен не по годам. Он не заканчивал никаких университетов, но как и многие бухарцы, является прирожденным психологом: чувствует и может распознать человека по одним лишь внешним признакам.



фото



          Я же - не без смеха - всякий раз вспоминаю тот далекий эпизод многолетней давности, когда мне со всей своей семьёй одно время довелось пожить в родном городе. Моему маленькому сыну в то время было лет 5 или 6. Являясь не по годам сообразительным и умным мальчиком, Алишер постоянно что-нибудь выдумывал или заключал пари, в результате которых всегда выходил победителем, что тешило его детское тщеславие.  Он настолько уверовал в свою исключительную одаренность, что однажды решил облапошить родного дядю-Шухрата, предложив тому какое-то сомнительное пари. Но, как удачно выразился мой младший брат на попытку своего питерского племянника безнаказанно схитрить, в надежде, что дядю можно развести в два счета:
        - Запомни, сынок: мы - бухарские:  в глаза смотрим - жопу видим!".
        Как бы, давая, тем самым, понять, что те поверхностные знания, полученные его племянником в области психологии, ничто по сравнению с многовековым опытом древних, который по остаточному принципу продолжает ещё питать гены сегодняшних настоящих бухарцев.
         Однако я вновь отвлёкся, "забежав"  несколько вперёд. Надеюсь, мне ещё доведётся рассказать о своём младшем брате, когда отправлюсь в Бухару. А пока...

         
          
День третий             



          Наконец, на третий день мне представилась возможность, встретиться с тем человеком, ради которого (отчасти) и состоялась моя поездка. Это мой старший товарищ, друг и коллега по некогда совместной работе Амон Иноятов. Когда-то, в далёкие 80-е годы прошлого века, нам довелось работать в ВАО «Интурист», в качестве барменов. Об этом периоде у меня написано немало. Ежели, кому интересно, то могу скинуть лишь некоторые ссылки, по прочтению которых у читателя сложится вполне определённый портрет моего товарища. «Интурист», http://golibus.livejournal.com/153213.html  «Дороги, что нас выбирают... », https://proza.ru/2009/03/19/270   «Бухара-Бэлла, Бухара-Бонна...»
 https://golibus.livejournal.com/254650.html    
          Его карьере могли бы позавидовать многие: от обыкновенного бармена и экскурсовода, он дослужится до самого верха, возглавив со временем упомянутую выше организацию. После чего, перейдёт в бизнес, который распространится не только в Узбекистане, но и в России, а также за рубежом.


фото


           В данное время он находится на заслуженном отдыхе, коротая свою жизнь за чтением книг, с которыми он практически никогда не расставался и за просмотром передач, посвящённых истории родного края и Центрально Азии в целом. Именно благодаря его настойчивым призывам, я созрею к тому, чтобы совместными усилиями создать книгу о родном городе -  «Бухарские миражи». Книга получилась большая, формата А4, в цвете, в твёрдом переплёте и со множеством глав, где затрагиваются такие темы, как: история, обряды, фольклор, памятники архитектуры, караван сараи, бани, ремёсла, отдельные исторические личности, музыка, искусство и наконец, бухарский юмор. В открытой продаже этой книги пока нет: я заказал их всего в 4-х экземплярах - два из которых оставил себе, а два других преподнёс соавтору.
           После короткого обсуждения, мы с ним пришли к выводу, что нам всё же следует выпустить ещё одну небольшую книжку-путеводитель, напечатанную на русском и английском языке (для российских и иностранных туристов). Именно с этой целью я и посетил Амона в Ташкенте, на третий день своего пребывания. Мы встретились в центре столицы, в небольшой уютной квартире. И я, не теряя ни минуты, включил свой заранее подготовленный диктофон, на который он мне надиктовал немалое количество интересной информации.
           На обратном пути из Бухары в Ташкент, я вновь проведу несколько часов в плотном общении с тем, чтобы по приезду в Питер, можно было не торопливо и обстоятельно поработать с накопленным бесценным материалом. Так что, если Всевышний пожелает, то к концу года можно будет ожидать ещё одну нашу совместную книжку, где будет коротко и сжато рассказано не только об истории Бухары, но и о древних памятниках архитектуры, о мечетях и караван-сараях, о древней ирригации и канализации, о хаузах и каналах, о банях и базарах... Словом,всё то, что сумеет уместиться в 140 - 160 страниц, ибо если увлечься чересчур, то это уже будет не путеводитель, а следующий том нашей первой большой книги.
          Наше желание вполне понятно и объяснимо: хочется не просто написать очередную книжку и заработать на этом денег. Нет. Основным движимым стимулом является тот факт, что мы вполне осознаём, что жизнь человеческая не вечна, а потому, мы по-возможности хотим составить правдивую книжицу про свой родной город. Понятное дело, что мы не собираемся заново "изобретать велосипед": ясно любому, что без компиляции тут не обойтись. Однако в том-то и будет заключаться её оригинальность, что наряду с известными фактами и легендами - хочется верить - читатель найдёт немало новых интересных фактов, которые ранее не печатались нигде. И - если нам это удастся - то свою задачу мы будем считать выполненной. И с чувством исполненного долга, не так будет страшно отходить в мир иной.


фото


           Ближе к вечеру, я возвращусь на свою "базу", к старшей сестре Мавджуде, где меня ждал уже свежий ужин и стол, обильно заставленный сочными южными фруктами и всевозможными сладостями, как то: поднос с тёмно-синим кишмишом и бухарским мелким горохом, фисташками, грецкими и миндальными орехами; ещё один поднос с халвой, мёдом и несколькими видами варенья (из райских яблочек, инжира, абрикосов и молодого зелёного урюка /давчи/); с разнообразными конфетами в отдельных хрустальных вазочках; а также, с неизменным чайником горячего зелёного чая. Странно, но в Питере меня вовсе не тянет пить зелёный чай, а тут... видимо сказывается климат.
      
   
фото


           Восточным бабушкам, даже выйдя на пенсию, всегда хватает дел по дому. Вот и здесь, налаживая ежедневный ужин, сестра параллельно занимается проверкой домашнего задания своих внуков, которые после школы по обыкновению приходят к бабушке и делают свои уроки. А ближе к вечеру, после работы, за ними заходят их родители, с которыми детишки возвращаются к себе домой, расположенный рядом, всего в нескольких сот метрах.
           Самое поразительное заключается в том, что дети тут совершенно свободно изъясняются как минимум на трёх языках: прекрасно владеют таджикским, узбекским и русским языками. А в отдельных случаях ещё и одним иностранным, который проходят в школе.
           Не совсем освоившись со своей многочисленной роднёй, я довольно часто путаю своих внучатых племянников. И это неудивительно: только у моих сестёр по 8 внуков. Плюс ещё примерно столько же находятся в Бухаре. Я старательно записываю в блокнот все их имена и дни рождения, чтобы по-приезду в Петербург, переписать себе на комп с тем, чтобы в нужное время, поздравить их, доставив тем самым немалое удовольствие своим племянникам.
           - Ужин готов! - объявляет старшая сестра, жестом приглашая меня к столу. Я же, невольно вздрагиваю, ибо у меня начинает вырабатываться условный рефлекс. Но... замечая краешком глаза, как зять мой достаёт откуда-то сбоку бутылочку запотевшей благословенной, начинаю успокаиваться. Приличия ради, делаю несколько протестующих жестов, однако вскоре благоразумие берёт вверх и я как ручной кролик присаживаюсь сбоку от зятя - банкет продолжается!