Этимология выражения Врёт как сивый мерин

Тезан
Введение

Белый конь

Белый конь упомянут :
1. В названии храма Аркона и гаданиях славян в храме Аркона:
2. В ИТ как SEVAKNE – сивый конь (слав.)/ table IIa, table IIb, table III, table IV
3. В древнегреческом эпосе о крылатом коне Пегасе.
4. В Лемносской стеле (SIVAI).
5. «Въезжать на белом коне» - о победителях.

1. "Аркона (Яромарсбург) — город и религиозный центр балтийских полабских славян — руян, входивших в племенной союз лютичей. Город Аркона существовал до XII века, располагался на одноимённом мысе острова Рюген." Википедия
Вот что рассказывает о гаданиях славян в храме Аркона Саксон Грамматик, «Деяния данов», XIV:
"Кроме того, он имел особого коня белой масти, у которого вырвать волосок из гривы или хвоста считалось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Святовит — таково было имя изваяния — воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей".
Затем описываются способы гадания.
Первый использует белого коня Святовита:
"Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад" [ВП]
Возможно это и так. Если прочитать славянское слово конь  - kon с обратной стороны, то получается нога - nog (праслав.)(инв. kon, редукция g/k).
А название храма Аркона может происходить от двух священных для славян слов Яр и конь.
Аркона - Arkona > Jar-kon - Яр-конь (праслав.)(пропуск j).
Яр-конь - белый конь или Солнце-конь !
Аркона - храм Яра-коня.
Яр - самое почитаемое божество у славян. Яр, а не Ра (тоже солнце), как у египтян. Так откуда же произошло египетское слово Ра ?
 Ра -Ra - от славянского Яр -Jar (праслав.)(инверсия  Jar) !
Современное название Арконы - Яромарсбург сложилось у немцев по незнанию славянских обрядов.
Яромарсбург - jaromarsburg - jar-mars-burg > jar-Mars - gorod - Яр-Марс-город (праслав.)
Считается, что Святовит - бог войны славян, аналог латинского Марса.

Перевод Игувинских таблиц

Тимофеев Вячеслав

«Cемь хорошо сохранившихся медных досок с умбрскими надписями, были найдены в 1444 г. в развалинах храма Юпитера в древнем городе Игувиуме, в Умбрии (Iguvium, средневековое Eugubium), ныне Губбио (см.). Они хранятся в местной ратуше. И. таблицы весьма важны для изучения древнеиталийских диалектов; благодаря им, мы знаем более 1000 умбрских слов. На пяти досках находятся умбрские письмена, которые мало чем отличаются от этрусских, на двух и на части еще одной доски ; латинские; содержание их ; предписания относительно ауспиций, жертвоприношений, формулы молитв. Доски с умбрскими письменами несколько древнее тех, которые снабжены латинским текстом; последний в основных чертах воспроизводит содержание первых. Раньше древность И. таблиц преувеличивалась, но они несомненно относятся к дохристианской эпохе, вероятно к Ш или II ст. до Р. Х. Впервые они были напечатаны Филиппом Бонаруоти в "De Etruria regali" Демпстера (3 т., Флоренция, 1723-24). Точное воспроизведение их дал Лепсиус в "Inscriptiones umbricae et oscae" (Лпц., 1841). Ср. Aufrecht und Kirohhoff, "Umbrische Sprachdenkm ; ler" (2 т., Берлин, 1849-51); Michel Breal, "Les tables Eugubines" (Пар., 1875, с 13 фотограф. таблицами); B ; cheler, "Umbrica" (Бонн, 1883).» [ВП].
«Умбрский язы;к — один из италийских языков. Мёртвый язык италийского племени, населявшего территорию области Умбрия к северо-востоку от Рима.
Язык умбров известен по кратким надписям 4 — 1 вв. до н. э. (около 20) и по 7 бронзовым таблицам, содержащим культовые предписания коллегии жрецов города Игувий (современный Губбио), которые обычно датируются 200—70 гг. до н. э. Бо;льшая часть надписей, таблицы I—IV и часть V написаны умбрским алфавитом (модифицированный вариант архаического этрусского); остальные надписи выполнены латинским письмом. Надписи, найденные еще в 1444 г. близ Губбио известны как Игувинские таблицы (3—2 вв. до н. э.). Они сначала считались этрусскими, но в 1928 К. О. Мюллер установил, что язык таблиц не является этрусским.
Близок к язы;ку умбров язык племени вольсков (центральный Лациум, район современного города Веллетри), а также язык надписей из южного Пицена (район города Анкона) к востоку от Умбрии [пиценский].» [ВП].
Как установил Мюллер, язык таблиц, действительно, не является подлинно этрусским. Это протославянский язык, близкий этрусскому языку.

Общее описание содержания 12-ти Игувинских таблиц

Tabula Ia - описание обрядов жертвоприношений умбрийским и этрусским богам (Грабовику, Дюжине, Флеру, Фуфлунису/Дионису), а также известным персонам (Партунусу, воину (соратнику). Посвящение воину/соратнику/товарищу (TEFRI) также описывается в Лемносской стеле.  Игувинские таблицы объединяют практически все этрусские тексты в общую книгу религиозных верований италийских племён.
Tabula Ib – помесячное описание приношений пантеону умбрийских богов Осене, Переплуту, Яру, Амбаришу, Сатиру. Причём весьма заметно, что умбрийские боги являются также и славянскими богами, такие как Осеня, Переплут, Яр, Амбариш, Перун. Отличительной чертой Игувинских таблиц является обряд приношения священным животным, таким как лебедь, медведь, тур, бык, журавль, бурундук, кабан, баран, утка, барсук, беркут.
Tabula IIa - описание приношений пантеону умбрийских богов Карне, Воротуне (Фортуне-лат.), Фуфлунису, Осене, Перуну, Петрунию, родовому вождю и предку Партунусу, вождю-воину (Тифарею или товарищу, соратнику). Партунус и Тифарей упоминаются во многих этрусских текстах (ЗМ, ЛС и др.). Сюда же включается впервые упоминание приношения Белому Коню, который занимает важную роль в древней мифологии (см. ниже).
Tabula IIb - описание приношений 12 умбрийским вождям, родоначальникам умбрийских родов (подобно 12-ти израильских колен): Осириат (Осирис), Клаверний (Клювный), Куроедий, Сатаний, Перьевый, Дальний, Мышиный, Сивый конь, Козлятый и ещё три Козлятых. Приношение Ветле (Метле), Вампирам (упырям-слав.), сёстрам (Горгонам/Гарпиям – др.-греч./Берегиням – слав.). Нетрудно заметить, что большинство названий родов имеют по происхождению животные тотемы: Клювный – орёл, Куроед – куры, Перьевый – птицы, Мышиный – мышь, Козлятый – козёл, Сивый Конь – конь.
Прослеживается аналогия и с федерацией 12-ти этрусских городов: Вейи, Кортона, Ареццо, Цера, Тарквиния, Вульчи, Кьюзи, Орвьето, Перуджа, Популония, Ветулония и Розелла. Не исключено, что названия этрусских городов связаны с названием этрусских родов и животными тотемами или именами богов и мест, откуда прибыл предводитель города. Например: Вульчи – волк (слав.), Кьюзи – коза (слав.), Кортона (Curtun) – куреты (куриные), Кумы – кумане, лебеди (Причерноморье), Перуджа – Перкун/Перун, Тарквиния – Танаис (Дон)
В таблице упоминается также верховный бог Юпитер-отец, а также приношения Ветле (Метле), вампирам (упырям) и сёстрам (Берегиням) известным по славянской мифологии.
В конце таблицы отчётливо прослеживается параллель с СПИ, где упоминаются пальцы Бояна, играющие на гуслях :
«Боянъ же, братiе, не ; соколовь на стадо лебед;й пущаше, нъ своя в;щiа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Княземъ славу рокотаху» (СПИ)
Пример из Игувинских таблиц с упоминанием Сивого коня (SEVAKNIS)

36 SEVAKNIS : PERSNIНMU : PERT : SPINIA : ISUNT : KLAVLES : PERSNIНMU :
Сивому Коню, Берёзе поникшей гимн играл: «Перузии, Спинии, Клювным,
Березе поникшей гимн играл:
37 VESKLES : SNATE : ASNATES : SEVAKNIS : SPINIAMA : PERSNIНMU :
VESTIKATU:
«Весенний клевер ешь, сонату, рождай сонату Сивому Коню, Спинии моей !»
Березе поникшей гимн играл: «Вести кати,
 
38 AHTREPU;ATU : SPINA: UMTU : UMNE : SEVAKNI : PERSNIНMU :
MANF : EASA :
рождённый гимн, требу ратуй спине Думы, дуди именной Сивому Коню». Берёзе
поникшей песню играй мант: «Маны великие ешьте !»
39 VUTU : ASAMA : KUVERTU : ASAKU: VINU: SEVAKNI : TA;ES :
PERSNIHMU :
Воду богу моему куверни, богу Куманей, винись Сивому Коню, танцуй, песню играй:

 

Рис. 1. белый конь

Этимология

Мерин
«Мерин, кастрированный самец лошади. От жеребца отличается спокойным нравом, поэтому более удобен для использования на работах. Жеребцов, непригодных на племя, кастрируют в 2-2,5-летнем возрасте.» [БСЭ]
«От контаминации ар. мухр(ун) "жеребёнок" (М., с. 777), (некоторые варианты начертания Х5 неотличимы от рус. е) с ар. ;;; маъирун "голый", "неродящая (о земле)", т.е. бесплодный жеребец.» [ЭСВ]
Подгонка под арабский.
Мерин от прилаг. «умеренный» от спокойного нрава.
Выражение «врёт как сивый мерин»
Существует 3 основных версии происхождения выражения, которые транслируются в Интернете, но ни одна из них не имеет достоверности.
«Врет, как сивый мерин — данный фразеологизм, который часто можно услышать в народе, достаточно сложно описать для устного толкования. Согласитесь, сложно объяснить то, почему именно мерин, являющийся представителем животного мира, удостоился такого звания. А если учесть тот факт, что идет конкретизация масти – сивый мерин, то вопросов становится еще больше. Многие, кто занимается изучением данного феномена, говорят о том, что все связано с ошибкой, произошедшей в памяти нашего народа. Ведь никакими другими фактами это просто-напросто не объясняется.
Всем известный языковед Даль говорил о том, что на протяжении многих лет слово врет, используемое в современной интерпретации фразеологизма, могло произойти от слова «прет» в результате неправильного произношения одного из носителей. Изначально сивый мерин может похвастаться огромной силой и выносливостью.
Но при этом не стоит забывать о том, что сивый мерин чем-то значительно не отличается от гнедых или серых лошадей, которые также могут похвастаться выносливостью и сообразительностью. Из этого следует, что народные массы вряд ли могли их просто-напросто исключить из фразеологизма и выделить именно сивого мерина. На сегодняшний день можно найти еще одно достаточно интересное толкование. Считается, что впервые данный фразеологизм зародился при воспоминаниях о человеке по имени Сивенс-Меринг, который имел славу наглого лжеца. О нем ходили дурные слухи, поэтому многие говорили – врет, как Сивенс-Меринг. Может быть, после многолетнего использования данного варианта, установился именно тот, который мы часто используем сегодня.
Есть и другие мнения, которые полностью опровергают происхождение такого фразеологизма. Говорится, что есть и другие его интерпретации, типа «ленив, как сивый мерин» и другие. Взять, к примеру, всем известного Гоголевского героя Хлестакова, который часто в своей речи использует выражение типа «глуп, как сивый мерин». Сюда также стоит отнести и понятие «бред сивой кобылы», которое обозначает ахинею и полную чепуху. Одним словом, фразеология до сих пор так и не смогла дать четкого толкования фразеологизму «врет, как сивый мерин»
 [http://frazbook.ru/2010/12/06/vret_kak_merin/]
Выражение «врёт как сивый мерин» возникло в период борьбы христианства с язычеством в Средние века. Дело в том, что в г. Аркона существовал языческий храм, где содержали коня с белой (сивой) гривой.
«Аркона (Arkona), город балтийских славян 10-12 вв. на о. Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря, в составе ГДР. С З. город окружен валом выс. в 10-13 м. А. была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части - жилища. В 1169 датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища увезены в Данию» [БСЭ]
По поведению коня язычники производили гадания. Например, от поднятия  правой ноги коня возникло выражения «встать с правой ноги», чт о сулило удачу. Все эти предсказания, которые иногда сбывались, а чаще не сбывались, христиане с иронией назвали враньём. Отсюда и пошло выражение «врёт как сивый мерин».
Мерин, вероятно от мерить, мерный, давать определённую мерку какому-либо событию, гадать.
Выражение «Бред сивой кобылы» аналогично выражение «Врёт как сивый мерин».
Корневое слово от «мерин» – умеренный / мерный (слав.)

Сокращения

БСЭ - большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС - Викисловарь
МАК – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова
ЭСШ – этимологический словарь Шанского

Ссылки
1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm