Питер - экскурсия 5. 5. 2

Григорий Аванесов
КАЗАНСКИЙ СОБОР



                КАЗАНСКИЙ СОБОР

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Это был первый в мире купол, выполненный из кованого железа.

Построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Собор назван в честь иконы Казанской Божией Матери, принадлежавший некогда Ивану Грозному. Она является покровительницей русских воинов.

Автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы.

В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Собор был местом, где отмечались многие победы русской армии. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года.

В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца.

Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра! Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов.

Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. Есть предположение, что нынешняя икона — лишь список святыни, исполненный в XIX веке.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на площади перед Казанским собором были открыты бронзовые памятники русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов.

Вопреки распространенному мнению, расположенное на соборе пресловутое Всевидящее Око (глаз в треугольнике, окруженный сиянием) никак не связано ни с каббалой, ни с масонством.

Иконографический язык этого символа прост до предела: равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество, глаз – всевидящее Провидение, сияние – неприступная слава.

В классической древнеегипетской мифологии «око Гора» – символ воскресения Осириса, которое последовало после того, как Гор дал проглотить своему отцу собственный глаз.

Когда европейская архитектура стала активно использовать в качестве декоративного мотива «Всевидящее Око» (а началось это в XVII веке) , принято было думать, что в этом случае используется какая-то необычайно древняя, освященная традициями символика.

Глаз встречается в символике множества мировых культур, начиная от самых древних. И вполне естественно связывать с окулярным символом идею Божества, которое все видит.
Догматическим основанием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).
 
Намного позже  масоны использовали этот символ для напоминания о всепроникающем взгляде божественного провидения, о присутствии Бога во всех трудах масонов.