Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 1-1 Астрахань

Дудко 3
В коллаже – иллюстрации к статье Дарьи Хижняк –
 - ЛЕГЕНДЫ  ОБ  АСТРАХАНИ – ИСТИНА  ГДЕ-ТО  РЯДОМ
В верхнем ряду – Фотография города Астрахани и Река – Матушка.
В нижнем ряду – Сакральная гора - фото   Евгения  Полонского
Солёное озеро и Вековой дуб в Астрахани.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6 ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 1-1 АСТРАХАНЬ

Вот мы и добрались до последней Главы, рассказывающей
о РОДОСЛОВНОМ ДРЕВЕ СЕМЬИ ДУДКО.

Я посмотрела – с чего начинались публикации 2016 года на ПРОЗА.РУ
в книге – ИСТОКИ, ГЛАВА  1  РОДОСЛОВНАЯ ИРАИДЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.

Меня собственно интересовало – что именно там было написано по истории города Астрахани, где затерялись и теперь нашлись – корни  моей Родословной по линии Мейстриков и Степановых.
Мейстрикам мы уже посвятили 5-ю Главу данной книги.
А вот о Степановых оказывается  в 2016 году было написано мало.
В 2017 году добавили  раздел - НОВОЕ В РОДОСЛОВНОЙ.

Нашла –

НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ
Глава 1-1 ИСТОРИЯ  АСТРАХАНСКОЙ  ГУБЕРНИИ
ЧАСТЬ 2   ИБН – БАТТУТА

Известное имя ибн – Баттута  принадлежит  странствующему купцу арабского происхождения - Абу Абдаллах  Мухаммед Абдалла аль-Лавати ат-Танджи.

Память у меня в мои 86 лет  уже не та, что была раньше, поэтому я уже и сама подзабыла – почему ибн-БАТТУТА, если пишем об Астраханской губернии?
Помню у меня и  книга есть про этого странствовавшего купца.

Начала читать мной- же написанное, которое уже подзабыла.

Конечно,  имя ибн – Баттута  короче и легче для произношения.
Но мне подумалось, что именно такое длинное имя соответствует многочисленным его путешествиям, за время которых он преодолел 120 700 км.

Кто же этот отважный путешественник?

25 февраля 1304 году в городе Тандже, в Марокко в известной семье танжерского шейха Абдаллаха ал-Лавати родился мальчик.
Как положено, младенца завернули в чистую белую простынку и отнесли на мужскую половину.
Здесь уместно вспомнить, что сам пророк Мухаммед, когда у него родился внук Хасан, пропел в его правое ушко – «Аллах велик». Это означало приглашение младенца к молитве.
Именно такое напутствие получил ибн – Баттута  при рождении.
И воистину - ибн - Баттута был истинно верующим мусульманином.

Когда ему исполнился 21 год, в июне 1325 он отправился в паломничество (хадж). На родину он вернулся только через 30 лет.

Ибн Баттута за это время побывал на исламском востоке, севере и юге, посетил Алжир, Тунис, Египет, Саудовскую Аравию, Палестину, Сирию, Иран, Индию, Китай,  Россию, Болгарию и среднеазиатский край, называвшийся тогда Мавераннахром.

Во время  этих поездок он встречался с учёными, правителями, визирями и другими выдающимися личностями различных стран, посещал мечети, школы, дервишские обители, царские дворцы и бывал в различных городах.

По требованию правителя Марокко ибн – БАТТУТА рассказал всё, что помнил о своих наблюдениях  - Мухаммаду ибн Мухаммаду  Джази Кельби, который записал все воспоминания и подготовил соответствующий  текст.

В настоящее время в национальной библиотеке хранится часть его рукописей.
Во время своего путешествия ибн - Баттута записывал в тетрадках - свои наблюдения об обычаях, традициях, религиях, религиозных обрядах, ремёслах, творчестве, о церемониях во дворцах шахов, одежде различных народов, обычаях, блюдах и т. п.

Он во время своих путешествий  собирал информацию о различных странах, особенно о положении стран исламского востока после нашествия монголов, о Сирии и Палестине в период крестовых походов, а также оставил после себя интересную информацию об Индийском субконтиненте.

Ибн – БАТТУТА объездил весь мир. Его можно сравнить с таким же великим путешественникам, как Марко Поло. У того записи его воспоминаний также были записаны другим человеком.

Путевые записки обоих  известных путешественников дополняют друг друга. У Марко Поло имеется больше сведений о Дальнем Востоке, а у ибн Баттуты о Ближнем Востоке и исламских странах.

Ибн Баттута ушел из жизни  в 1377 году, однако его произведения увековечили имя этого мусульманского путешественника.

Для истории России имеет наибольшее значение описание Золотой Орды времён хана Узбека.

В 1874 г. в Петербурге вышло издание этой книги с арабским текстом и французским переводом (Voyages d'Ibn Batoutah. Texte arabe, accompagn; d'une tradition par C. Defr;mery et B.R. Sanuinetti).

Поскольку мы решили посвятить ибн – Баттута  весь раздел этой Части книги ИСТОКИ, кроме описания Золотой Орды, познакомимся коротенько со всеми его путешествиями.

Прочитав до этого места, я подумала: - Так, это сейчас мы уйдём за
ибн-Бааттутой – «не в ту степь…».

Полистала дальше…
Увлеклась и перечитала всё. Интересно.

Но вот, кажется приближаемся к той части рассказа об Ибн-Баттутой, где он пишет об Астрахани…

...В каждый новый город он прибывает как богатый купец из далеких стран, ведет там торговые сделки, а иногда и задерживается на некоторое время, поступая на службу к местному правителю.

Целью его нового путешествия стала Золотая Орда. Достичь ее можно было, пройдя через Сирию и Малую Азию к берегам Черного моря, а затем, добравшись морем до Крыма, через Причерноморские степи к своей конечной цели.

Ибн Баттута направился к Каиру, оттуда – в Сирию, в Иерусалим, Триполи, Анатолию, где единоверцы оказали ему радушный прием. В Малой Азии ибн - Баттута посетил крупнейшие города – Конью, Сивас, Денизли и Синоп, поразившие его великолепием своих дворцов, мечетей и базаров. В Эрзуруме ему показали метеорит весом в 620 фунтов.

Из Синопа, сев на корабль, он направился в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия). Здесь ему пришлось сблизиться с христианами, взаимоотношений с которыми он старательно избегал во время предыдущих странствий.

В Кафе, бывшей тогда христианским центром Крыма, он впервые услышал колокольный звон. Ибн - Баттута считал Кафу портом мирового значения, но все же главным портом Крыма называл Судак, причисляя его к одной из «пяти гаваней мира».
 
Ибн - Баттута осмотрел почти весь Крым, а затем через Солхат (Старый Крым), служивший местопребыванием золотоордынского наместника, и причерноморские, или так называемые кыпчакские, степи направился к берегам Волги, в Астрахань.

Волга искренне изумила его, как «одна из великих рек на свете».

Астрахань была основана монголами в дельте Волги рядом с древним городом Итиль.

Арабы и персы называли ее Хаджжи-Тархан. По объяснению ибн - Баттуты, название это дано по имени жившего здесь мусульманского святого паломника в Мекку. Правда, эта версия кажется маловероятной. Скорее Хаджжи-Тархан – арабизированная форма тюрко-монгольского названия.

Из Астрахани по льду замерзшей Волги ибн Баттута достиг столицы Золотой Орды.

Эта часть путешествия представляет особый интерес для исследователей, так как содержит подробнейшее описание состояния Золотой Орды в XIV веке.
Дочитала эту 2-ю Часть до конца и обнаружила, что в ней записеей про Астрахань-то и нет!...

Там всё опять -  только о его увлекательных путешествиях.

Перешла к – 3-й Части...

Оказывается в ней начало того, что я искала…


НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА  1-1  ИСТОРИЯ  АСТРАХАНСКОЙ  ГУБЕРНИИ
ЧАСТЬ 3  АСТРАХАНЬ  В  XIII -  XIV  ВЕКАХ

Читаю...
Всё-таки – когда же возникла Астрахань?

Попробуем разобраться в этом подробнее.

Многие ученые ни без основания полагают, что в непосредственной близости от Астрахани размещался центр Хазарского каганата – город Итиль. Этот средневековый город существовал в 8-10 веках и, по-видимому, располагался в 35 километрах от Астрахани, вблизи села Самосделка.

Что же касается первого поселения непосредственно на территории Астрахани, то оно, согласно археологическим исследованиям, возникло в тринадцатом веке, а первое упоминание о нем относится к 1334 году.

Мы  узнали, что первое упоминание о существования Астрахани  (тогда это место называлось – Хаджи-Тархан) появилось в  1334 году  в воспоминаниях известного  путешественника – ибн – Баттуты.

Считают, что с этого и началась история Астрахани.
 
На самом деле история Астрахани началась ещё раньше.

В 1230 г. территория прикаспийских степей вошла в состав улуса, предназначенного старшему сыну Чингисхана - Джучи, но завоевание этих земель осуществил внук Чингисхана - Батухан (Батый).

В 1242-1243 гг. он остановился в Нижней Волге, основав здесь Орду, позже получившую название Золотой Орды.

Центром этого государства стал Астраханский край.
... ... ...и т. д.

НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА  1-1  ИСТОРИЯ  АСТРАХАНСКОЙ  ГУБЕРНИИ
ЧАСТЬ  4  АСТРАХАНЬ  В  XV-XVI ВЕКАХ

СИБИРСКОЕ,  АСТРАХАНСКОЕ  И  КАСИМОВСКОЕ  ХАНСТВА,  БОЛЬШАЯ  ОРДА,
НОГИЙСКАЯ  ОРДА  И  СОЗДАНИЕ  РОССИЙСКОЙ  ЕВРАЗИЙСКОЙ  ИМПЕРИИ

Из этой широкой темы никак нельзя выделить и рассматривать АСТРАХАНСКОЕ  ХАНСТВО  отдельно.
История перечисленных ханств - связаны друг с другом, имеют одни и те же корни своего происхождения и, в общем-то  - интересны для нашего познания.

Правда, из написанного  очевидно, что и в 15 и 16 веках мне не удастся найти следы моих Астраханских предков.
... ... ... и т. д.

И, наконец я перехожу к 5-й Части...

НОВОЕ  В  РОДОСЛОВНОЙ
ГЛАВА  2  ИСТОРИЯ  АСТРАХАНСКОЙ  ГУБЕРНИИ
ЧАСТЬ   5  АСТРАХАНЬ  В  XVII  -  XVIII  ВЕКАХ

Развитие рыбного промысла в Астрахани в XVII-XVIII веках

С давних пор Астраханский край считался кормильцем Московского государства. Ведь в рационе жителей России речная рыба (морской, кроме беломорской наваги, тогда вообще не ели) занимала весьма почетное место. Зимой бедняки - что городские, что сельские - питались хлебом, крупяными кашами да соленой и вяленой рыбой, основным поставщиком которой были поволжские земли.

Астраханцы селились поначалу отдельными слободами: пешие и конные стрельцы, посадские люди, рыбные ловцы, подьячие и другие представители разных сословий. Но уже в XVII веке они перемешались, став соседями.

Астрахань стала играть ведущую роль во внешней торговле с Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, Ираном, Индией. Сюда приезжали купцы из многих стран, здесь останавливались проездом многие послы. Секретарь и советник голштинского посольства Адам Олеарий писал:

 «В городе проживают не только русские, но и персиане и индийцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Также бухарцы, крымские и ногайские татары, армяне, христиане, и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность».
... ... ... и т. д.

А вот теперь я объясню – зачем я так долго вела интригу по поводу того, что именно было опубликовано нами в 2016 и 17 годах в книге – «ИСТОКИ» по истории Астрахани.

Всё, что было опубликовано по этому вопросу, я не буду переносить в книгу – «ДОЛГАЯ ДОРОГА К БОГУ…».

А те,которые заинтересуются этой темой смогут найти тексты, отрывки из которых приведены выше - по ссылкам и названию соответствующей Главы и Частей, входящих в неё.

А здесь  помните избитую фразу – «Мы пойдём другим путём»…» ?
Почему? Потому что в этой 6-й Главе книги "Дальняя дорога к Богу..." много будет рассказано о жестокости, терроре, репрессиях и т. д.
Поэтому мне хочется начать с позитивных нот.

Мы посмотрим на историю Астрахани с позиций легенд Астраханской земли. Это не будет – хронология, но в этих легендах тоже собрана история Астраханского края.
Кроме того, пока я искала в интернете эти самые легенды, оказалось, что любителей  такой формы повествования – много. И называется это - агиография.

Оказывается многие увлекаются теперь этим направлением собирание текстов, в частности, например, поиском и коллекционированием текстов с легендами Астраханского края. К нашему счастью, поскольку эти тексты - не авторские тех, кто их собирает, они свободно представляют их для скачивания любому желающему.

В этом мне повезло, хотя, как всегда, используя "перепосты" буду указывать источник, которыми воспользуюсь...

Итак, достаточно разглагольствований! Начнём...

Источник – MKRU Астрахань
Сказания и легенды Астраханской земли - МК Астрахань
ast.mk.ru›Астрахань›…/skazaniya-i-legendy…

Авторы: Наталья Лосева
Поделиться – (перечень общественных сетей).   

СКАЗАНИЯ  И  ЛЕГЕНДЫ  АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ

ОТ  ПРЕДАНИЯ  К  ИСТОРИИ

Астраханские легенды, предания и суеверия собирались на протяжении долгих столетий неравнодушными к родному краю земляками, путешественниками или носили устный характер и передавались из поколения в поколение. В них освещается история астраханского народа, его быт, нравы, культура, обычаи и воззрения. Хотя первоначальная собирательская практика носила скорее любительский, нежели научный характер. Тем не менее при систематизации и изучении таких фольклорных произведений проливается свет на самые глубинные корни истории астраханского народа и края в целом.
В этом плане определённый интерес представляют исторические предания. Как своеобразные памятники словесного искусства они являются важнейшим источником и для изучения эстетических воззрений их создателей.

Особое место в фольклорном жанре Нижнего Поволжья занимает народная агиография, представляющая собой разновидность жанра устной легенды. Художественная картина мира в народной агиографии имеет схожие черты с картиной мира в древнерусских житиях.
Сюда можно отнести легенды о преподобном отроке Боголепе Черноярском, митрополите Иосифе и других местночтимых астраханских святых, а также легенды, связанные с культом главного покровителя нижневолжских ловцов и мореплавателей — святителем Николаем Мирликийским.
Нельзя среди перечисленных тематических блоков Нижневолжских легенд не затронуть рассказы о местных святынях: сельских церквях, часовнях, почитаемых могилах и крестах, деревьях и камнях. Культ святых и легенды, связанные с этим, встречаются не только среди православного населения астраханского края, но и среди мусульман. Культ мусульманских святых вобрал в себя некоторые черты архаического культа предков и имеет доисламские корни. Так, к идейно-ритуальному комплексу культа предков принадлежат представления о важности родства между святым и его потомками. Когда-то именно они являлись потомственными хранителями могил святых. Почитание священных деревьев, трав и водоёмов при некоторых аулах также связано с доисламскими традициями тюрков Нижней Волги и имеет отношение к культу природы.
Сегодня мы можем относиться с иронией к представлениям наших предков, но нельзя отрицать, что во многом они были мудрее нас. Не умом они оценивали этот мир, а внимали ему открытым сердцем. Не удивительно, что они знали и видели то, что скрыто от нашего взора и понимания. Старинные легенды и предания сохранили это недосягаемое большинству из нас знание, которое мы принимаем за сказочный вымысел.

Испокон веков народы астраханского края подвергались процессам ассимиляции, что явилось закономерным следствием взаимодействия этносов и смешения фольклорных сюжетов, в чём и заключается их уникальность. Мы располагаем ограниченным количеством именно астраханских фольклорных текстов, так как устная традиция практически полностью прекратила свое существование, но записи, сделанные исследователями прошлого и современности, представляют собой ценный материал для изучения. Большая заслуга в сборе местного фольклорного материала принадлежит Петровскому обществу исследователей Астраханского края. Периодически выходили в свет сборники трудов Общества. Материалы Петровских исследователей печатались также на страницах местных периодических изданий, таких как «Астраханские епархиальные ведомости», «Астраханские губернские ведомости» и т. д.

ЛЕГЕНДЫ  АСТРАХПНСКИХ  КАЛМЫКОВ

Калмыцкий народ сохранил удивительные произведения устного творчества, традиции которых уходят корнями в далёкое прошлое. Калмыцкие легенды и предания являются бесценным культурным наследием, в котором отражены древние поэтические воззрения на природу, быт, историческое видение, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы и творческую фантазию калмыков. Ещё в древности среди монгольских племён бытовали разнообразные устные предания, которые складывались задолго до зарождения литературы монгольских народов. У каждого рода существовала своя родословная, которую он бережно хранил. Но кроме перечисления предков, в этой родословной обязательно присутствовали предания рода. Историки говорят, что вплоть до XIII в. вся история монгольских народов в значительной степени состоит из устных легенд и преданий. Поэтому нередко исторические факты калмыцкого народа переплетаются с легендарными сведениями.
 Вообще, «домг» или «туаж», то есть калмыцкие предания до сих пор ещё недостаточно изученная часть калмыцкого народного искусства. Все легенды можно условно разделить на три вида — религиозные, исторические и социально-утопические. Особое место в калмыцком фольклоре занимали именно религиозные легенды, которые периодически печатались в XIX в. в «Астраханских епархиальных ведомостях». В этих калмыцких легендах очень заметны заимствования и следы религиозных представлений, которые возникли в период распада родового общества. Так, в калмыцких легендах и преданиях оставили след добуддийские верования калмыков, такие как шаманизм, в более поздних калмыцких легендах ощутимо влияние христианства.

ВОДОПАД  И  КАМЕНЬ

Некогда хан Усень-Дебескертэ по причине того, что порок торжествует над добродетелью, а зло — первое начало, которое управляет над миром, впал в безутешную задумчивость. Прекрасная супруга его Джаджа была не в силах утолить его печаль. Вот однажды из дальней степи явился отшельник с целью выручить хана от мрачной грусти, томящей его сердце. «Хан, — сказал он, — пойдём со мной, я покажу тебе одно место и докажу тебе, что рано или поздно добро восторжествует над злом». Хан согласился. Отшельник привёз его к одному водопаду, лившемуся на дикую скалу, и спросил, что он думает об этом водопаде и камне. Но хан, погружённый в задумчивость, молчал. Тогда отшельник взял его за руку и обвел вокруг скалы, указывая на расщелины, особенно на большую скважину, пробитую каплями водопада в середине камня.
«Граниту этому более ста лет, он был вдвое больше,  чем теперь, но вода слабыми каплями раздробила его до половины. Дикая скала эта изображает добро и зло. Добродетель способна истребить, измолоть и стереть порок точно так же, как вода стёрла эту скалу. Но каждый, кто бы он ни был, способен быть струёй, каплей или брызгом в соотношении к этому водопаду. Так и наши добродетели могут быть даже небольшим брызгом, но который также будет способствовать истреблению зла. Возвращайся -  спокойным, хан и помни, что настанет день беспрерывной и вечной добродетели, и тогда мрак сожжётся лучами немеркнущего света», — сказал отшельник хану.
Хан, очнувшись как бы ото сна, вернулся обратно исцелённый от грусти, убедившись в истинности слов отшельника.
Это легенда была напечатана в 1898 г. в одном из выпусков «Астраханских епархиальных ведомостей». Дело в том, что среди калмыков активно проводилась политика христианизации. Поэтому миссионеры, которые общались с астраханскими калмыками, собирали и записывали калмыцкие легенды и сказки. Круг персонажей калмыцкой сказки всегда разнообразен. Это представители разных слоев народа, фантастические и мифологические герои — шулмусы, мусы, мангасы. Помощниками сказочных персонажей являются конь, слуги, Белый старец, мифическая птица -
Хан Гаруди.
Сейчас, к сожалению, сказки, как и другие виды устного народного творчества калмыков, переживают период угасания. Становится редкостью запись большого количества сказок у одного сказителя. Между тем по сей день, сказка является неотъемлемой частью духовного мира калмыцкого народа и богатейшим источником мудрости.

ВЕРОВАНИЯ  ЮРТОВСКИХ  ТАТАР

У татарского этноса, одного из наиболее представительных среди тюркоязычных народов Нижнего Поволжья, имеется своя самобытная история и культура.
 В Астраханской области сформировались свои этнические группы, среди которых выделяются «юртовские» татары, впервые упомянутые в записях английского путешественника Христофера Берроу ещё в XVI в. Юртовские татары являются одной из самых древних групп астраханских татар. Говорят, что их корни восходят к группе золотоордынского происхождения. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно, включившие в свой состав остатки прежнего тюркского населения Астраханского ханства.
По мнению астраханских этнографов, «Большое место в анимистических верованиях юртовцев занимают поверья об албасты — злом духе, связанном с водной стихией». Этот дух известен также среди тюркских, иранских, монгольских и кавказских народов. Албасты обычно представляется в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами. В представлениях тюркских народов этот дух обитает вблизи рек и других водных источников и может являться людям на берегу, расчёсывая волосы. В то же время дух может превращаться в любое животное или птицу.
Ряд исследователей утверждает, что это очень древний образ, который не всегда был олицетворением зла. Первоначально это была добрая богиня плодородия и домашнего очага, но с распространением более развитых мифологических систем богиня была низведена до роли низших духов.
Все татарские мифические существа можно разделить на два вида: обитающие в воде и живущие на суше. Не менее популярным предметом всевозможных поверий и сказаний у татар является образ змеи.
В баснословных сказаниях татар все змеи чёрного цвета за исключением змеи-«князька», которая изображается белого цвета. Черные змеи всегда враждебно настроены по отношении к татарину, а белый благоволит ему и даже имеет дар предвидения, чем татарин может воспользоваться во благо. К тому же татары верили, что кожа змеи помогает при лихорадке. Если же змей проживёт более ста лет, то превращается в дракона, но для татар он не опасен. Хотя среди астраханских юртовских татар этот дракон является людоедом.
Он прилетает в аул и поедает людей. Но существует герой батыр, который в татарских сказках в поединке и спасает мирных жителей. Существует даже предание о происхождении названия города Астрахани.
Предание впервые было приведено османским автором Эвлия Челеби в XVII в. в сочинении «Сейахат-намэ» («Книга путешествий»):
«В древние времена этот город (Астрахань. – А. С.) лежал в развалинах и в нём находился дракон-аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной, поэтому эту страну стали называть Аждерхан».
По прошествии тысячи лет дракон может превратиться в юху-девицу. Эта девица способна принимать различные образы и иметь необыкновенную красоту. Красавица будет являться татарину - с целью навредить ему. Татарин может влюбиться в неё и даже жениться. При этом муж непременно пламенно и горячо будет любить свою супругу, но постепенно чахнуть и умирать. Главная цель юхи — извести татарина.
 Но в некоторых татарских сказках описывается подвиг юноши, который, почувствовав, что женат на злой юхе, смог избавиться от неё.

Есть в татарских сказках и поверьях образ злой старухи, схожий с образом Бабы-Яги из русских сказок. Только зовут старуху Убыр. Она так же, как и Баба-Яга, живёт в глуши, и попасть к ней может татарин, который сбился с пути. Живут они в избушках, только уже не на курьих ножках.
Но описываются случаи, когда отважные татары в поисках какой-то необходимой информации или при потере чего-то очень важного сами направлялись к злой старухе. О месте нахождения старухи узнать не так просто. Но татары верили, что нужно идти - куда глаза глядят, а дальше путь укажет красавица, сидящая на берегу и расчёсывающая волосы. Это жена духа диу-пери, молодая татарка, похищенная ещё в детском возрасте этим чудовищем.
Интересен тот факт, что духи пери по своему происхождению имеют тесную связь и аналогию с иранской мифологией. Этот факт, по мнению астраханского этнографа Сызранова А.В., «… объясняется древними этнокультурными контактами предков современных тюркских народов с ираноязычным населением евразийских степей».

РЕКА  ВОЛГА  В  МИФАХ

Долгое время берега реки являлись обиталищем различных кочевых племён. Начиная с великого переселения народов, здесь побывали гунны, савиры, авары, печенеги, кипчаки. В XIII в. Поволжье было завоёвано монголами и вошло в состав Золотой Орды. После её распада образовалось несколько татарских государств и Ногайская Орда. Смена государств и господствующих этносов приводила к смене языков. Но как правило, ни одна культура не исчезала бесследно и сохранялась в качестве наследия пережитков и заимствований. Это относится и к материальной культуре, и к духовной сфере, к языку, фольклору.
Здесь великая река завершает свой путь, разветвляясь на множество рукавов, образующих широкую дельту, поэтому на протяжении нескольких столетий этот регион мыслится как не только символ вольницы, изобилия, разгула, но и опасной стихии.
Культурное освоение региона казаками и русскими подданными проявилось в формировании культа реки. Одним из ярких признаков русского освоения Поволжья стало использование образа Волги в песенном и былинном фольклоре. Функция образа реки в национальных картинах мира многообразна: река выступает в качестве оси мира, река — медиатор, родоначальник, предок, река — граница между мирами, река — носитель информации и место забвения.
Культ реки-кормилицы был чрезвычайно распространён в традиционных культурах и являлся важным элементом сакральной топографии. Например, бытовало сказание о реках Волге, Сож и Днепре. Считалось, что их слепой отец решил наделить каждую реку землёй и объявил о своем решении дочерям, но скрыл замысел от сына Днепра. Но Днепр подслушал обещание отца подарить Сож лучшие места, Волгу наделить красивыми поселениями, а Днепру оставить болота да мхи. Проснулась утром Волга, отец дал ей благословение и пустил течь, но Днепр пошел на хитрость. Он отличался от сестер тем, что тело его было гладким. Чтобы выдать себя за Сож, Днепр обернул руки паклей. Отец ощупал руки Днепра, принял его за вторую дочь и тоже отпустил течь. Пробудившейся - последней Сож достались болотистые места.

СПОР  ВАЗУЗЫ  И  ВОЛГИ

Многолетние наблюдения народа над тем, что Вазуза вскрывается ото льда и как бы «просыпается» раньше Волги и своим ледоходом «будит» ее, послужили источником другого сказания о споре Волги и Вазузы. «Волга с Bазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почета. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. «Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю Хвалынскому, та из нас умнее, и сильнее, и почету достойнее». Легла Волга спать, легла и Baзуза. Да ночью встала Baзуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее, и ближе и потекла. Проснувшись, Волга пошла - ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять ее к себе на руки и снести в море Хвалынское. А все-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна».

СОКРОВИЩА  СТЕНЬКИ

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудовые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. Некоторые утверждают, что Стенька Разин до сих пор жив: в наказание за грехи он обречен на бессмертие и бродит в горах у Каспийского моря. Самой же популярной является легенда о предполагаемом кладе разбойника. Говорят, отдаст он его только тому, кто поможет ему искупить злодеяния и обрести вечный покой. Но существуют ли легендарные клады Степана Разина, никто не знает.
Вот что говорится в одном из письменных свидетельств того времени: «Много он кладов закопал. Да клады все те заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не может похвастаться удачей. То отбросит незадачливого кладоискателя ветром на несколько верст, то вдруг покажется клад да уйдет глубже в землю, и сколько потом ни копай, не докопаешься. В народе считают, что Стенька Разин хоронил свои клады потому, что некому было их взять на сбережение, не оказалось на тот момент достойного человека у него. А от недостойных разинские клады заговорены крепким проклятием.

А вот ещё легенды об Астраханской земле...

Легенды об Астрахани: истина где-то рядом - АстраКульт
astrakult.ru›legendy…astrahani-istina-gde…ryadom/

ДАРЬЯ ХИЖНЯК
14.07.2019
На этот раз мы благодарны Дарье Хижняк не только за тексты, а и за снимки, которыми эти тексты иллюстрированы. Мы их привели вверху, в коллаже...

Расскажем о самых распространенных...
Несколько столетий живет на берегу Волги прекрасный город. Он пережил разные времена и эпохи, разных правителей и почитателей своей красоты. С годами все больше легенд окутывает Астрахань и ее окрестности. Мы постарались собрать несколько самых интересных, которые вполне могут оказаться правдой.

ЗАВЕТНОЕ СЛОВО

Легендарно и само - название нашего города, красивое, загадочное. Есть и на сей счет красивая легенда…
Принадлежали некогда эти земли хану Казиму. Опустошал он нещадно соседние селения, и однажды среди пленных оказалась девушка, чья красота была нежнее тысячи цветов. Только раз взглянул на нее ханский сын Байман и тут же потерял покой в своем сердце. Стал он ласково называть девушку Астрой.
«Астра… Астра…», — неустанно шептал юноша, приходя к ней. Но та не отзывалась. Он уходил, продолжая произносить ее имя…  Видя муки юноши, старая Яшми поведала ему:

- Нужно слово знать особое. Произносится оно лишь однажды в жизни, и молвит его своей лебедушке лебедь. Она повторяет это слово и на всю жизнь остается с лебедем. А, ежели ты это слово скажешь любимой, то она с тобой навсегда будет.

Воодушевился Байман и тотчас собрался в дорогу. Сушей - добраться к лебедям юноша не смог, пришлось ему сесть в лодку. Скрывался он в камышовых зарослях, боясь - пошевелиться, ибо всё слышит чуткий камыш. И спустя несколько дней не смог различить ханский сын нужного слова среди птичьего гомона.
Однажды вечером налетел ледяной ветер – приближалась гроза. Решил Байман грести к берегу, но лодку его едва не опрокинуло. Сколько пробыл он в море, юноша не помнил. Только очнулся ранним утром на прибрежном песке. Всюду слышались странные голоса. Байман посмотрел в небо, увидел двух летящих рядом лебедей и услышал…  То самое слово, заветное, желанное! Обессиленный юноша вновь провалился в небытие…
Нашли Баймана, еле живого, ханские слуги и перевезли во дворец. Хан в слезах расспрашивал сына о том, что с ним случилось. Но тот ничего не отвечал… Лишь когда встретил взглядом любимую девушку, воскликнул: «Я люблю тебя! Астра!» Улыбнулся и навечно закрыл глаза…
Это и были те волшебные слова белого лебедя. Услышав их, красавица Астра залилась горькими слезами, а ночью, взойдя на крутояр, бросилась в бушующую Волгу…
Опечаленный хан Казим решил перенести столицу в другое место, ближе к могучему Каспию. И назвал он новый город Астраханью, в честь красавицы Астры.

САКРАЛЬНАЯ ГОРА

Единственная. Неземная. Таинственная. С загадочным названием Богдо. Как оказалась гора посреди безбрежной астраханской степи? Не одно десятилетие этот и многие другие вопросы занимают умы ученых. И порой почти не остается сомнений, что без высших сил тут не обошлось… Неспроста в переводе с калмыцкого «Богдо» означает «Священная».

На фотографии Евгения Полонского, приведённой в коллаже – снимок этой горы.

Её цвета завораживают, напоминая о ландшафтах Марса. Она считается сакральным местом России и местом «Силы», через которое проходит космическая энергия. Гора Богдо и сейчас порождает множество тайн и легенд. Но есть и те, которые, словно песок времени, переходят из одного века в другой. Существует поверье, согласно которому в основе Богдо лежит священный камень, принесенный пилигримами с далеких склонов Тань-Шаня.
У необычного красного цвета одной из сторон горы может быть научное объяснение. Но поведать о ее «кровавой» истории может и одна прелюбопытная легенда.
Прежде стояла Гора на берегах Урала. Но двое святых калмыков задумали перенести ее на берега Волги. По прошествии  долгих молитв и постов взвалили они Гору себе на плечи, да понесли по жарким степям. Но увидел один калмык прекрасную деву, и греховная мысль заполонила думы его. Упал он под тяжестью ноши. Придавила его Гора и оросилась кровью. От того одна из ее сторон и по сей день красная.
Продолжение легенды приводит нас к возникновению еще одного таинственного места – озера Баскунчак:
Долго горевал Далай-Лама на месте гибели своих учеников, и обратились слезы его в большое озеро. Но влага с веками высохла, а соль – осталась. И стало это место зваться Баскунчак.
Но это уже совсем другая история… А вот, собственно, и она.

СОЛЕНОЕ ОЗЕРО

Озеро посреди жаркой степи. Переливаясь в лучах палящего солнца, оно манит в свои соленые просторы. Такое прекрасное… Но этот оазис обманчив. Он не несет в себе спасения от утомляющей духоты. Он – колыбель историй и легенд, поросших солью…
Жил недалеко от Горы Богдо бай. Было у него много овец и коней. Гордился богач и своими стадами, и богатством. Но любил больше жизни бай свою красавицу-дочь.
Находился среди пастухов богача сильный и красивый юноша. Встретился он однажды с дочерью бая. Полюбили друг друга юноша и девушка и стали втайне встречаться. Однажды вечером девушка прибежала к любимому и сказала, что отец отдает ее за богатого, старого и немилого ей человека. Вскочил на своего скакуна влюбленный пастух, помчался к хозяину и стал умолять его отдать девушку ему в жены. Рассвирепел бай и приказал слугам жестоко избить пастуха. От побоев тот вскоре умер.
Прекрасная девушка, горюя о любимом, отправилась к горе Богдо, села у ее подножия и горько заплакала. Слезы ее обратились в ручеек, стекающий в низину. От него и образовалось Озеро Баскунчак.
Принято считать, что слово «Баскунчак» произошло от слияния тюркских слов «баш» — голова, и «кунча» — собака. О появлении «собачьей головы» тоже сложена  легенда.

ГОЛОВА  СОБАКИ

Обмелело в стародавние времена озеро. Образование из кристаллов соли на дне озера манило своей ровной и белоснежной поверхностью. Не удержался один лихач. Не жалея ни себя, ни лошади, ни верной собаки он пустился по дну озера. Славный конь счастливо перевез хозяина на другой берег, но собака, изранив ноги об острые кристаллы, достигла только середины. Прошли дни. Пошел сильный дождь. Озеро освежилось дождем, а труп собаки, пропитавшись солью, надолго уцелел. С той поры в течение многих лет в бурную погоду можно увидеть выплывающую собачью голову, пугающую всех, кто находится рядом.
ВЕКОВАЯ  ПАМЯТЬ
Величественный старожил, он стоит недалеко от оживленной дороги и каждый день «дышит» нашей жизнью. Знаменитый астраханский дуб – пожалуй, самое известное дерево в нашем регионе и его окрестностях, которое даже охраняется, как памятник живой природы всероссийского значения. Видевшее, за свою внушительную жизнь, сотни рассветов и закатов и услышавшее на своем веку сотни легенд о себе самом. Мы поведаем о самой интересной…

АСТРАХАНСКИЙ  ДУБ

Велел Петр I в начале 18 века начать высадку дубовых рощ. На том месте, где степи бушуют. Да так, чтобы как в Европе леса росли.
Остановившись в Астрахани и издав указ, Император поселился во дворце. А дворец тот находился в самом красивом саду города – Замановском. Очень любил гулять по нему Петр I в свое свободное время. А еще он помогал садовникам, работавшим в этом саду. Вместе они разговаривали и сажали деревья. Раз как-то увидел знатный житель города, что сам Император в земле возится, деревья сажает. Удивился. На это ответил ему Петр:

- “Глупый человек, ты думаешь, не дожить мне до матерых дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для будущей пользы государства!”.

По сей день этот дуб – самое знаменитое дерево Астрахани, которое даже претендовало не так давно на звание одной из 10 главных достопримечательностей России. Несмотря на свой возраст, оно до сих пор плодоносит. Заканчивается древо дуплом, которое образовалось от удара молнии в 50-х годах 20 века.

МАТУШКА - РЕКА

Об этой величественной реке тоже сложено немало легенд. И неспроста. Река всегда имела важное, сакральное значение в традиционных культурах. Она считается границей между мирами и местом забвения. Какое же значение было в легендах у нашей Волги?

Считалось, что слепой отец Волги, Сожи и Днепра решил наделить каждую свою «дочь» землею. Но сыну «Днепру» о том не сказал. Подслушал, однако, сын обещание отца подарить Волге самые красивые поселения, а Сож – даровать прекрасные места. Днепру же оставались лишь болота да мох.
Утром Волга получила благословение отца и направилась в свое русло. Но Днепр решил пойти на хитрость. Отличало его от сестриц родных то, что тело его было гладким, словно шелк. Обернул он себя паклей. Отец ощупал руки его, да и принял его за любимую дочь Сож. Так потек Днепр по красивым местам, а - пробудившаяся позднее Сож отправилась в места болотистые и замшелые.

Эта легенда уже была приведена в первом разделе. Но повторы, возможно будут попадаться и впредь. Не  будем их вырезать, чтобы не обижать автора этого сайта.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ