Герка

Владимир Малых 2
                (о детях войны),
1. Побег.
       У него с детства   была лукавая физиономия.  А к четвертому классу он уже и за словом в карман не лез, и мы оба были отличниками. Зима 1942 года  на Урале еще не дохнула морозами ,когда ко  мне в комнату барака вломился Герка.
       -Сидишь, зубришь стих, догадался он по книге. А немцев уже, долбят под Сталинградом!  Ваня Солнцев , где-то сражается с ними, а мы с тобой… зубрим.
       -Я в прошлом году отработал месяц в колхозе. Девиз был, «Поможем фронту».
      -Не смеши меня, Ваня Солнцев уже боевые награды имеет, а ты чем докажешь свою работу. Ух, как я ненавижу этих фрицев*.   -У тебя и этого нет, а о нас в стенгазете писали, забыл. Сам же руку мне жал.
      -Слушай, а мы решили на фронт бежать пристанем к каким-нибудь полкам, как Ваня скажем, потерялись при эвакуации. Не прогонят же. Я и двое пацанов, из барака, где я живу, решили бежать. Погода стоит подходящая. Поездом до Казани, а там недалеко. Мы уже потихоньку сухари сушим, деньгу копим, чтобы молока, яиц  подкупить. Я карту срисовал, чтобы знать куда добрались, он достал, в гармошку сложенную карту до Казани. Он даже наметил, где они должны быть после первого, второго и третьего дня.
       -Не получится у вас Герман. Мама и родители парней такой шум поднимут что милиции всех подозрительных будут , хватать и допрашивать. Да и неужели тебе мамы не жалко?
         -Жалко, но как устроюсь, письмо напишу…
        -А мне, как бежать? Две сестры, кто им сопли вытрет. Нинка реветь будет, ей скоро шесть лет и я её уже учу палочки писать, буквы учить, считать, недавно мама наказала мне хлеба купить. Так пока я приборку делал, она сетку взяла  и в магазин без карточек. Я закончил уборку, хвать, а её нигде нет. Как увидел, что и в сетки нет, помчался в магазин, она там стоит и ревёт. Хотел её шлёпнуть, да жалко стало.
       -Плохо тебе, у меня Элка, уже работает и меня воспитывает.
       - Ты меня не выдавай, если будут спрашивать и в школе допрашивать.
       -Ладно.
       -Ну я пойду, пока.
       Прошло несколько дней, и вот Герка не появился в школе. «Неужели сбежали»,
-подумал. Надо будет заглянуть к нему после обеда.  В этот день я еле дождался конца уроков. Квартира Германа была на замке, а вечером у нас появилась его мама. Плача она спросила, был ли Герман в школе, а получив отрицательный ответ, не говорил он куда, собирался.  Я снова ответил нет. Вот тут вмешался отец.
        -Владимир я вижу, что ты не хочешь говорить правду. Вы же хорошие товарищи. оба отличники, ты даже называл его другом. Ты наверное дал слово, что ничего не будешь говорить о его планах.
       -Понимаете я видела у него книгу Катаева «Сын полка» и думаю, что он и ещё два парня могли сбежать на фронт, но это же сумасшествие…

     -Владимир, дети должны учиться, а не воевать немедленно, выкладывай всё, что знаешь, или ты… Мама Германа плакала уткнувшись в плечо моей мамы. Заплакала и моя младшая сестра Нэля.  А Отец сурово сказал: «Мы не будем с тобой друзьями если ты не скажешь, то что тебе известно». Меня прорвало  и я заговорил…
       -Да он очень захотел быть похожим на Ваню Солнцева и стать сыном полка, я ему говорил что не получится. Вас отправят в детский дом, пока не скажете, кто ваши родители. Они уже запасли сухарей, хотели взять картошки, морковки и приготовили вещевые мешки, а добираться хотели по Казанской дороге.
       -Спасибо, Вова, и не кори себя, ты настоящий друг у Геры, плача сказала его мама.
      Через три дня  мордочки всех трех ребят грязные и улыбающиеся заглядывали в
Окна нашего класса во время урока. На следующий день я зашел к Герману домой и он рассказал как закончилось путешествие.
       Поезд стоял, на какой то станции, когда я проснулся  в ящике для инструмента, что под пассажирским вагоном, рассвет едва начинался.  Я попробовал открыть  дверцу,  но она не открывалась. Сколько я не бил по ней ногами. Проснулись и ребята.
       -Плохо дело кто-то нас застукал, закрыл и пошёл за милицией давайте вместе попробуем правой ногой по моей команде на три.
      -Раз, два, три … Дружно не получилось, но дверца распахнулась но «Ура, -кричат мои спутники,
      -Тихо придурки, услышат, вылезай. -Заворчал на них я. 
       Когда мы вылезли и начали оглядываться, раздался дружный, хохот.  Это Хохотали вокруг нас несколько милиционеров и женщины в в форме  железно- дорожников. Колька Зыков хотел нырнуть под вагон он был пойман за воротник,
       -Сначала мы вас сфотографируем на память, пообещал капитан с усами, как у Ворошилова и милиционеры поместили нас в тот же ящик только головами наружу. Мы уже входили в школу и Герман, открыв портфель, достал фото 9х12, где три грязные мордашки улыбались с хорошей фотографии.
                (продолжение следует)
2. Возвращение.