Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 1-2 Легенды

Дудко 3
В коллаже:
В верхнем ряду – СТАРАЯ  АСТРАХАНЬ
В нижнем ряду:
1. ГЕРБ АСТРАХАНИ
2. ЛОТОСЫ АСТРАХАНСКИЕ
3. Иллюстрация к легенде – ТАНЦОВЩИЦА  ТУВАЛИ


ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 1-2  ЛЕГЕНДЫ  АСТРАХАНСКОЙ  ЗЕМЛИ

Я думала, что меня, как многолетнего пользователя интернета, уже ничем нельзя удивить.
И вот – удивили.
Опубликовав предыдущую часть, я уже ночью продолжала искать интересные легенды Астраханской земли…
Открывала по очереди все сайты по этой теме. А их оказалась – масса.
Дошла до сайта –

ЛЕГЕНДЫ  И  БЫЛИ  АСТРАХАНСКОГО  КРАЯ – ИСТОРИЯ  ГОРОДА
Forum.astrakhan.ru
Автор – ДЯДЮШКА АУ

Так вот – тот уважаемый автор 8 января 2010 года на региональном интернет-портале ASTRAKHAN.RU  на сайте  ФОРУМЫ в разделе – История города, краеведение - создал свою страничку с темой – Легенды и были Астраханского края – история города.

В графе – звание указал:
ДЯДЮШКА АУ
Аз есмь царь! 
Форумчанин

В графе – откуда ответ:
Ул. Новослободская

3426 просмотров профиля
3688 сообщений

И вот с чего начал ДЯДЮШКА АУ…

8 января 2010 года он опубликовал краткую историю города Астрахани и имевшиеся у него – ЛЕГЕНДЫ…
Заодно пригласил желающих поучаствовать в Форуме, присылать на его сайт сообщения.
Вот тут-то и началось…
Сообщения посыпались, как из рога изобилия. По истории Астрахани – мало, зато большинство сообщений содержали ЛЕГЕНДЫ Астраханского края.

Я читала их всю ночь и естественно всё опубликованное на 33-х страницах - не одолела.
Поняла, что моя первоначальная идея – выбрать интересные легенды и включить их в эту книгу – «ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ…» - не реальна.

С одной стороны – хочется сохранить написанную ДЯДЮШКОЙ АУ историю Астрахани, хотя раньше я эту тему сначала опустила…
С другой стороны – столько интересных легенд!

Говорят – «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь…»
Но есть и ещё истина – «Утро вечера мудренее».
Вот утром я и решила так...

Опубликую здесь то, что написано ДЯДЮШКОЙ АУ и – историю Астрахани и первый десяток ЛЕГЕНД, приведённых этим автором.
Кто захочет познакомиться с другими легендами, - ссылка есть, могут открыть и почитать их самостоятельно…
Да, забыла сказать, что я позвонила по телефону в Астрахань в интернет-портал ASTRAKHAN.RU. Я спросила разрешения использовать тексты и снимки опубликованные на форуме в своих публикациях. Мне ответили- то, что опубликовано на их портале доступно для скачивания и дальнейшего использования всем желающим, доступно всем общественным сетям, а мне лично - разрешается публиковать их в ПРОЗА.РУ
Это кажется называется - "перепост"?
Ну что? Начинаем?

Передаю слово ДЯДЮШКЕ АУ…

Недавно вспыхнул старый спор, о том кто первым обосновал город.. Так вот хотелось совершить небольшой экскурс в историю, так сказать. Первоначально тема задумывалась, как компиляция старых легенд, так или иначе связанных с Астраханью и областью, но все равно давайте начнем именно с того, кем город строился, именно наш город, который изначальной был просто кремлем, стоявшим на Заячьем острове, будучи построенным воеводой Черемисиновым в 1558 году, хотя был другой, на правобережье, называвшийся то Хаджитарханом, то Астраханью, то Цитраханью (у иностранцев). Но в силу закона кориолиса, которая закручивает Волгу по часовой стрелке при вращении Земли и заставляя ее подмывать правые берега, Хаджитархан или старая Астрахань давным-давно разрушен и покоится на дне реки.
Потом я намерен набросать несколько найденных легенд, может кто-то поделится своими легендами и все пойдет по накатанной. Только прозба пока не флудить, это всегда успеется, надо сначала   развернуться.
Опубликовано 8 января, 2010

СТАРАЯ  АСТРАХАНЬ

Тут я привел несколько выдержек из глав книги Курбатова А.А. "История Астраханского края" о том, каким была старая Астрахань и как появился современный город:
 "На правом берегу Волги, между пос. Енотаевка и Сероглазовка, находится городище Енотаевское. В.Л. Егоров предполагает, что это остатки административного центра улуса Сартака, сына Батыя. Он опирается на сообщение Рубрука о строительстве Сартаком большой церкви в новом посёлке на правобережье Волги. Ниже по течению Волги, также на правом берегу, в районе пос. Стрелецкий было расположено городище Шареный бугор, в настоящее время почти полностью смытое Волгой. Там находились остатки золотоордынской Астрахани (Хаджитархана), основанной в XIII веке".
"Судя по описанию Ибн-Батуты, в 1333 г. этот город был цветущим торговым центром: "Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани). Тархан значит у них место, изъятое от податей... Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды... По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но (при этом) то тонут и погибают".
"Шереф-ад-Дин Йезди добавляет подробности об укреплениях Астрахани (Хаджи-Тархана), имевшей стены лишь со стороны степи. Поскольку стояла суровая зима, жители сложили со стороны реки стену из кусков льда, поливая их водой, и соединили её с городской стеной. Впрочем, как видно, стена не пригодилась. Он также указывает, что астраханцы выплатили деньги за пощаду, после чего город и был разграблен, а Сарай был уничтожен в отместку за разрушение дештскими (ордынскими - А.К.) войсками Зенджир-сарая в Мавераннахре, когда Тимур был занят завоеванием Ирана. Добычу из Сарая и Хаджи-Тархана "царственное милосердие пожаловало воинам".
 "Выше говорилось о попытке Хаджи-Черекеса, овладевшего Астраханью, бороться с Мамаем в 1374/75 г. и о разгроме города Тимуром в 1395 г. Однако в отличие от других нижневолжских городов Орды Астрахань (Хаджи-Тархан) возродилась к жизни. Может быть, этот феномен объясняется тем, что население небольшого городка легче могло прокормить себя, опираясь на собственные силы. Здесь сохранился, по выражению Г.А. Федорова-Давыдова, хозяйственный дуализм, представленный кочевым скотоводством и оседлым городским хозяйством.
Астраханское ханство выделилось около 1459/60 г., когда его возглавил брат хана Большой Орды Ахмада Махмуд-хан, а с 1461 г. его сын Касим (Хасим). Границы ханства, как считается, проходили по Бузану, Каспийскому побережью, Тереку, Кубани, доходя до верховьев Дона и Сарая на Ахтубе. Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовало восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы из Крыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды. В годы правления Касима между Астраханью и Россией установились торговые отношения. В частности, при Иване III из Москвы по рекам Москве. Оке и Волге ежегодно отправлялись в Астрахань корабли за солью".
 "Однако трудно согласиться с мнением Л.Е. Веренина о превращении Астрахани к началу XV в. в крупный торговый город. В отличие от ордынской эпохи Астрахань в XV-XVI вв. потеряла значение важного пункта транзитной торговли между Европой и Азией. Астраханские татары во главе с собственным ханом грабили проходившие мимо города суда, о чём свидетельствует Афанасий Никитин в своей рукописи (1469 г.). Видимо, зная о грабежах, путешественники сначала хотели спуститься к морю по Бузану, а не по главному руслу, но местные татары передали им ложную информацию: якобы "султан Касим подстерегает купцов на Бузане, а с ним три тысячи татар". Поверив этому, они вернулись на Волгу и, проплыв мимо Астрахани, подверглись вооруженному нападению, в результате которого одно судно было захвачено, а второе - настигнуто и ограблено на взморье".
 
Весьма выразителен и рассказ венецианского посла А. Контарини, попавшего в Астрахань ("Цитрахань") при возвращении из Персии в 1476 г. В городе его начисто ограбили ханские сборщики налогов, заставившие его к тому же занять денег и заплатить хану выкуп, чтобы избавиться от продажи в рабство. Согласно его описанию город мал и окружён низкой стеной, дома в нём глинобитные, хотя кое-где виднелись остатки больших зданий, разрушенных (по его мнению) в недавнем времени. "Говорят, - продолжает автор, - что прежде Цитрахань была значительным торговым местом и что сюда привозились все товары, отправляемые из Венеции через Тану. В обмен же за оные... брали разные пряности". Сами астраханские ханы (три брата, правящие народом), по его словам, кочуют со всем народом на равнинах Черкесии и около Таны (Азова), доходя до пределов России, а в городе живут только зимой. "Ежегодно государь Цитраханский, именуемый князем Казимом, отправляет посла своего в Россию к великому князю не столько для дел, сколько для получения какого-либо подарка. Этому послу сопутствует целый караван татарских купцов с Джедскими тканями, шёлком и другими товарами, которые они променивают на меха, сёдла, мечи и иные... вещи".
 Свидетельство А. Контарини указывает на полукочевой образ жизни астраханских жителей. Он с удивлением отмечает, что они не едят хлеба. Можно сделать вывод о господствующей роли кочевого скотоводства в экономике ханства при сохранении некоторой роли охоты, рыболовства, торговли и соледобычи: по словам А. Контарини, одно соляное озеро вблизи Астрахани снабжает превосходной солью почти все Российские владения. Население Астраханского ханства представляло собой конгломерат различных тюркских племен, кочевавших здесь с хазарской и половецкой эпох."
Похоже, что ханская власть здесь была слабее, чем в других татарских государствах, что явствует из более значительных прав и привилегий царевичей, мурз и мулл. Упоминание А. Контарини трёх братьев-соправителей, хотя он и выделяет хана Касима, свидетельствует в пользу этого мнения. Особое положение занимал калга - главный начальник крепости и войска, каковым обычно был престолонаследник. Население платило ханам и мурзам ясак, часть которого уходила в соседние государства (например, Ногайской Орде ежегодно выплачивалось 40000 алтын).
Несмотря на очевидную слабость (после русского похода 1554 г. у астраханского хана оказалось 500 мурз и 10000 черных людей), ханы пытались проводить активную внешнюю политику. В 1480 г. хан Касим принял участие в неудачной попытке Ахмад-хана восстановить ордынское господство над Русью, затем помогал узбекским ханам в их борьбе против Ногайской Орды и Сибирского ханства. Позднее его брат и преемник Абдул-Керим, заключив союз с Большой воцарения в Казани Саиб-Гирея, когда крымско-казанский союз охватил полукольцом с юга и востока русские земли. Не рискуя начать атаку через Дикое поле на главного противника Москвы Крым, Иван IV предпочёл сначала нанести удар по более слабому вражескому флангу в Поволжье, чтобы обеспечить себе спокойный тыл в предстоящей войне с Крымским ханством. Военно-стратегические соображения требовали и подчинения Астрахани. Не исключено, что дополнительный интерес вызвала возможность установления полного контроля над волжским торговым путём, открывшим России выход на Каспий и далее на Восток. Союзники в Нижнем Поволжье среди ногайской и астраханской знати (сторонники Дервиша-Али) у Москвы имелись. Требовалось лишь опередить противника.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ  АСТРАХАНИ  К  РОССИИ

Поводов к вторжению вполне хватало: имелись враждебные действия Ямгурчея, арестовавшего послов и явно готовящегося к войне; призывы части ногайской знати во главе с Измаилом еще с 1548 г. помочь им свергнуть Ямгурчея и восстановить в Астрахани их родственника Дервиша-Али9ь, защита прав последнего на престол... Войны часто начинались и по меньшему поводу, и вообще без повода. По договоренности с ногайцами царь должен был отправить по Волге суда с пушками и стрельцами, а Измаил - выставить конницу. После победы и восстановления власти Дервиша-Али в Астрахани Измаил обязался свергнуть в Ногайской Орде своего брата Юсуфа.
Поход на Астрахань начался весной 1554 г. На суда ("галеры", как пишет князь Курбский) погрузилось войско в 30000 человек под командованием князя Ю. Пронского-Шемякина и вятские служилые люди под началом князя А. Вяземского (по СМ. Соловьёву)99. По А. Курбскому и Н.М. Карамзину, войском командовали князь Ю. Пронский и "спальник" (постельничий) И. Вешняков. По версии составителя местной "Ключаревской летописи" К. Васильева, Иван Грозный выслал три ополчения: "Первое из них называлось большим, в нём начальниками были: князь Юрий Иоаннович Пронский и Михаил Петрович Головин, а над ними обоими ещё сверх их поставлен был князь Александр Васильевич Вяземский с вятским воинством. Второе называлось передовое, и управляли им Игнатий Вишняков и Ширяй Кобяков. Третье называлось сторожевое и состояло под предводительством Степана Сидорова и князя Андрея Барятинского, а над этими всеми тремя ополчениями был начальствующим Касимовский из татар князь Дербет-Али".
Последнее сообщение вызывает наименьшее доверие, как ввиду невысокой репутации летописца, допускавшего в своём труде различные неточности, так и по следующим соображениям. Во-первых, Дервиш-Али был фигурой сугубо номинальной и командовать войсками не мог. Его присутствие оправдывало цель похода и служило гарантией помощи со стороны его приверженцев. Во-вторых, донесения царю писал Ю.И. Пронский, что подтверждает его статус командующего. В-третьих, А. Вяземский был подчинён ему, поскольку в донесении Пронского указывалось, что с Переволок (между Доном и Волгой) они отправили вперёд А. Вяземского и Д. Чулкова за языками, что было исполнено. Видимо, И. Вешняков (Вишняков) играл роль помощника Ю. Пронского, поскольку о нём упоминает кн. Курбский. Относительно участия в командовании М.П. Головина, позднее казнённого опричниками, вопрос остаётся открытым.
Авангард кн. Вяземского, как писал Ивану Грозному кн. Пронский, наголову разбил встреченный ими отряд астраханцев и захватил пленных. Те показали, что Ямгурчей расположился под Астраханью, а в городе почти нет людей. Несмотря на отсутствие ногайцев, ускорив наступление, русские войска без боя взяли город и ханский стан, перехватив суда с ханским гаремом. Сам Ямгурчей успел бежать в Азов. Часть бежавших астраханцев была настигнута и побита, часть захвачена в плен, а русские рабы освобождены. Восстановленный на престоле Дервиш-Али обязался платить царю 40000 алтын и 3000 рыб в год, не препятствовать русским рыболовам, а царь брал на себя заботу, в случае необходимости, подыскать астраханцам нового хана.
Тем временем в Ногайской Орде победу в междоусобице одержал Измаил. Дети Юсуфа, объединившись с Ямгурчеем, при поддержке крымцев и турецких янычар в 1555 г. подошли к Астрахани. В этот критический момент Дервиш-Али вошёл в соглашение с детьми Юсуфа, которые разгромили и убили своего союзника Ямгурчея. За это Дервиш-Али переправил их через Волгу, где они внезапным нападением вынудили Измаила бежать, но в конечном итоге потерпели поражение. Главное же предательство Дервиша-Али заключалось в тайных переговорах с крымцами, что не укрылось от начальника русского отряда в Астрахани П. Тургенева, вероятно, получившего донос от местных информаторов. Внезапное прибытие в Астрахань стрельцов и казаков, направленных по просьбе Измаила, произвело устрашающее впечатление на астраханцев, в панике бежавших из города. Положение было спасено объявлением царской милости.
Вскоре в Москве были получены новые обвинения и жалобы Измаила Дервиша-Али. Измаил просил Ивана IV взять Астрахань в полное своё владение. Решающим стал полученный в марте 1556 г. донос Измаила, в котором сообщалось об окончательном переходе хана на сторону Крыма. Пришло сообщение и от русского посла Мансурова, отбившегося от нападения астраханцев и ушедшего с отрядом на судах до Переволок. Он писал об измене Дервиша-Али, перебившего своих князей, верных русскому царю.
Весной 1556 г. новый поход на Астрахань возглавили стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин, казачий атаман Колупаев и начальник вятчан Писемский. Но ещё до их прибытия, на город успешно напал атаман Л. Филимонов, разогнавший всех жителей, хотя от пленных было известно о прибытии из Крыма в Астрахань 700 татар и 300 янычар с пушками. Вступив в город, стрельцы и казаки укрепили его и отправились к морю, где нашли и уничтожили астраханские суда. Затем они вступили в бой с самим Дервишем-Али. Сначала они одержали победу, но затем с боем отошли в город. Новый поворот событий опять был связан с междоусобицей в Ногайской Орде, закончившейся примирением детей Юсуфа с Измаилом и подчинением их России. Они разбили Дервиша-Али и заставили его бежать к Азову.
Так завершилось покорение Астрахани. На этот раз ханство ликвидировалось, территория его включалась в состав России. Все население (князья, мурзы, шейхи и "вся чернь Астраханской земли") принесло присягу царю на верность. Воеводы "раздавали острова и пашни по старине и приказали ясак платить по старине, как прежним царям платили, а князи от себя прислали, чтобы их государь в Крым и в ногаи не выдал и в холопстве у себя учинил".

 ОСНОВАНИЕ  И  ОБОРОНА  КРЕПОСТИ

С присоединением Астраханского ханства перед новыми властями встала необходимость основания русской крепости для управления и обороны края (в первую очередь, со стороны Крыма и Кавказа). К. Васильев, составитель местной летописи, использовавший дела Соборного и Консисторского архивов, писал, что поводом для строительства новой крепости на левом берегу Волги стал бунт татар, а также опасение отторжения Астрахани Турцией.
Поскольку старая Астрахань располагалась на правом берегу и не имела ни укреплений, ни естественной защиты, то астраханский воевода И. Черемисинов с разрешения Москвы основал в 1558 г. новую крепость на острове Заячьем (или Долгом), окружённом протоками, ильменями и болотами. Если в старой Астрахани жили татары, представлявшие определённую опасность, то новый город, с русским населением должен был стать надёжной крепостью, поскольку отдалённость от Москвы лишала его возможности быстрого получения помощи. Стоит заметить, что скорость стругов на Волге определялась течением, направлением и силой ветра, а сухопутные дороги проходили по недавно покорённой территории.
КАСПИЙСКАЯ  ФЛОТИЛИЯ  У  АСТРАХАНСКОГО КРЕМЛЯ
Сохранилось описание Астрахани, сделанное английским посланником А. Дженкинсоном, посетившим город в ходе двух своих путешествий (1558-59 и 1562-63 гг.): "Город Астрахань расположен на острове, на высоком берегу, внутри города кремль, обнесённый деревянною и земляною стеной, и некрасивою, и непрочною. Строения и дома в городе (за исключением помещений главных начальников и некоторых дворян) очень низки и просты. Остров очень неплодороден, без лесу и пастбищ, земля не родит хлеба. Воздух в высшей степени заражён, я думаю, массой рыбы, преимущественно осетров, которой только и живут обитатели; в мясе и хлебе здесь большой недостаток. Жители развешивают для сушки рыбу на улицах и в домах, чтобы запастись ею, отчего здесь, к их же мучению, такая масса мух, какой я никогда нигде не видал. Во время моего пребывания в Астрахани здесь был великий голод и мор между населением, особенно среди татар-ногайцев, которые пришли тогда сюда отдаться в руки русских, своих врагов, и искать у них помощи... Царь охраняет Астрахань очень строго: ежегодно посылает сюда людей, припасы и дерево для постройки кремля. Ведётся здесь торговля, но в таких малых и ничтожных размерах, что не стоит упоминать; всё-таки, впрочем, сюда съезжаются купцы из разных местностей. Главнейшие товары, привозимые сюда русскими: красные кожи, бараньи шкуры, деревянная посуда; уздечки, сёдла, ножи и тому подобные безделушки, хлеб, свинина и прочие припасы. Татары привозят сюда различные товары, выделанные из хлопка, шерсти и шелка; из Персии, именно из Шемахи, привозят шёлковые нитки: употребительнейшие в России, краски, грецкие орехи, но всё это в таких незначительных размерах, что торговля здешняя ничтожна и бедна".
В новую крепость из старой Астрахани были перевезены орудия, боеприпасы, продовольствие. Она была построена своевременно: только некоторые противоречия между Крымским ханством и Османской империей сорвали намеченный на 1564 год совместный поход на Астрахань. Крымский хан Девлет-Гирей I выступал против этой идеи, указывая, что зима для турок здесь слишком холодна, а лето безводное. Вероятно, потенциальное завоевание Нижнего Поволжья турками и планируемое строительство там турецких крепостей расценивалось им как угроза дальнейшего закабаления Крыма Турцией. Так что сообщение о походе 1564 г. (со ссылкой на историка Гваньина) является ошибочным.
 Реальный поход состоялся в 1569 г. Основными источниками по его истории являются: 1) рассказ царского сановника Семёна Мальцева, захваченного в плен при его возвращении из ногайских улусов, использованный Н.М. Карамзиным и 2) "Статейный список И.П. Новосильцева", передавшего сообщения иных свидетелей. В то время султан Селим II направил губернатору Кафы (Феодосии) Касиму 2000 янычар и 15000 сипахи с пушками и приказом соединить Дон с Волгой, взять Астрахань и основать там крепость8. К туркам присоединился Девлет-Гирей с тремя сыновьями и 50000 всадников, часть которых, "не дошед Асторохани, назад ворочалися с нужи".
 ("История Астраханского края" А.А. Курбатов)

 ИСТОРИЯ  АСТРАХАНИ

Через район современной Астрахани давно шли торговые пути персов и арабов. В протяжении нескольких веков тут появлялись городка хазар, половцев, монголо-татар. 1-ые письменные известия относятся к 13 в., когда посреди монгольских поселений упоминается деревня Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитар-хань, Пытрахань либо Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению неких исследователей, близ современного городка располагался Итиль - столица Хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965.
Арабский путник Ибн-Баттута упоминает в 1333 как селение Хаджи-Тархан, где хаджи тюркское "паломник, посетивший Мекку", тархан "вольный от феодальных повинностей", а в целом "селение хаджи, освобождённого от повинностей".
В 1395 сожжена войском Тамерлана. В 1459-1556 Астрахань - основной город Астраханского ханства. Совсем присоединён к Русскому государству в 1557.
Русскими заглавие было усвоено через посредство наиболее поздних тюркских форм, волжско-татарское Ачтархан, чувашское Астаркан, Астархан, Астьархан.
В российских монументах письменности заглавие упоминается в разных орфографических и фонетических вариантах; современная форма Астрахань в первый раз встречается только в 17 в.
Основание современной Астрахани положено сооружением в 1558 деревянно-земляной крепости на высочайшем Заячьем (либо Долгом) холмике, омываемом Волгой и ее рукавами. В 1582 сооружены каменные стенки с 8 большими и малыми башнями.
 Заселение Астрахани шло скоро: отдалённость края, потребность в рабочей силе завлекала массы российских переселенцев, образовавших вокруг городка слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую (либо Огручеево). Поселившиеся в окрестностях городка татары образовали Монгольскую, позже армяне - Армянскую слободы.
В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками.
К середине 17 в. Астрахань - одна из пограничных крепостей Российского страны, охранявших устье Волги. В 1670 взята войсками С.Т. Разина. В 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком. В 1709 сильно пострадала от пожара.
С 1717 - центр Астраханской губернии, с 1785 областной центр Кавказского наместничества. С 1802 центр Астраханской губернии.
 
В первой четверти 18 в. в Астрахани были сделаны мощный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.
В конце 19 в. в Астрахани насчитывалось 2087 каменных построек и 7367 древесных. Действовало 30 православных храмов, 6 армяно-григорианских церквей, римско-католическая, лютеранская, раскольничья молельня, мечеть, синагоги. В Астрахани было 204 улицы и переулка, крупная часть которых была не мощёной. Были открыты учебные заведения, больницы, богадельни. Выходили 4 периодических издания. Работали 2 учёных общества. В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. посреди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (в особенности разведение винограда) и огородничество.
 В 1860-х гг. в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из огромнейших в стране.
Во время гражданской войны Астрахань заполучила ключевое значение, что вызвало ожесточённые бои меж противоборствующими сторонами за овладение городом.

ЛЕГЕНДА  О  НАЗВАНИИ ГОРОДА

Кипчакское ханство большое, много недель нужно всаднику, чтоб объехать его. И повсюду ласковая степь да лазурное небо. Когда-то эти земли принадлежали хану Казиму. Много лет он воевал с соседями, опустошал их селения. Однажды среди пленных оказалась девушка, чья красота была нежнее степных цветов. А что милей девичьей красы и ласки темных глаз? Девушку скрыли за расшитой шелковой занавеской в ханском дворце. Только раз взглянул на нее ханский сын Байман и сразу же потерял покой. Не ездил он больше в степь на охоту, и не радовалось уже его сердце молодецким забавам. Ничего не нужно было молодому хану. Только о ней и думал он, смотря на стаи облаков, плывущих над дворцом. «Астра» — это имя, которое он дал девушке.
Сколько раз он приходил к ней, стараясь показать, что любит её. «Астра... Астра...» — неустанно твердил юноша. Но девушка, завесив темные глаза длинными ресницами, не отзывалась. Он уходил, а губы продолжали шептать её имя.
Видя муки Баймана, старая Яшми пришла ему на помощь. Она отвела юношу в дальний угол ханских покоев и шепотом сказала:
-Нужно знать слово. Это заветное слово на заре после весенней грозы раз, лишь один раз в своей жизни, молвит своей лебедушке лебедь. Лебедушка повторяет это слово и на всю жизнь остается с лебедем. Если же человек подслушает это слово, запомнит и скажет любимой, то девушка будет с ним.
Нахмуренные брови Баймана распрямились, печальные глаза глянули весело. Да разве найдется сила, способная помешать ему услышать заветное слово? И он стал собираться в путь. Много весной лебедей в низовьях Волги, но добраться сушей к ним нельзя, и Байман сел в непривычную для жителей степей лодку. Через три дня он уже был среди безбрежных камышовых зарослей. Смельчак крался, боясь плеснуть веслом. Кругом тишина. Кажется, крикни, и голос твой дойдет до самой ханской столицы. Но попробуй крикнуть! Камыш примет твой голос и понесет дальше. Камыш любит другие голоса. Он подхватывает и несет весенние птичьи свисты, щелканье, гульканье, гоготанье...
Прошло несколько дней, а Байман все не может различить среди птичьего гомона заветных лебединых слов. Однажды вечером налетел холодный, резкий порыв ветра. Вмиг все кругом изменилось. Приближалась гроза. Бурлив и грозен бывает старый Каспий. Низко склоняются прошлогодние сухие камыши, мечутся над взморьем с тревожным криком перелетные стаи. Нависает свинцовая пелена над головой.
Байман решил плыть к берегу и поднял парус, но лодку едва не опрокинуло. Тогда он опустил конец паруса. Лодку несло, её захлестывали волны... Сколько времени пробыл Байман в море, он не помнил. Очнулся он утренней зарей на прибрежном песке; у ног ласково плескалась волна, а в воздухе слышались чьи-то странные голоса. Байман открыл глаза и увидел летящих двух лебедей и услышал... Так вот оно, это слово! И обессиленный Байман закрыл глаза...
Едва живого нашли и подобрали Баймана ханские слуги. Осторожно перевезли в ханский дворец.

— Что с тобой, сынок? — прошептал беззубым ртом хан Казим.

Ничего не ответил Байман, лишь когда он встретил взглядом с любимой девушкой, воскликнул: «Я люблю тебя! Астра!» Улыбнулся одними глазами и умер... Это были заветные слова белокрылого лебедя. Услышав их, горько заплакала красавица Астра, а ночью, добравшись до высокого крутояра, бросилась в быструю, как лебединая стая, Волгу.
Опечалился хан Казим. И порешил перенести свою столицу на новое место, ближе к всесильному Каспию, и назвал этот город в честь красавицы пленницы Астры Астраханью».

О СТАТУЕ МАРИИ ШМИДТ

"Статуя Марии Шмидт на старом кладбище по улице Софьи Перовской. Шмидт был то ли грек, то ли турок, то ли итальянец, крупный в Астрахани промышленник; была у него жена-астраханка, молодая, 16 лет. Она умерла очень рано и Шмидт решил на ее могиле поставить памятник, увековечив в нем ее прелести. Памятник был из белого мрамора, очень красивый, повторял каждую линию, каждую черточку тела уснувшей навеки красавицы, каждая складка платья была прозрачна и кажется, двигалась от ветра. Статуя конечно не светилась в темноте, просто ее белизна выделяла ее даже в ночи. Однажды она испугала группу рабочих, работавших в церковке на кладбище и в отместку они залили ее на следующий день расплавленной черной смолой. Кажется, памятник потом очистили, а сейчас он немного поблек, но все так-же красива запечатленная в мраморе русская красавица Мария".
« - Статуя Шмидт! — пояснил Юрка Поп.— Ее приперли из Италии. Матуха рассказывала, что она шмара одного богатея. Мать всегда здесь останавливается и слезы вытирает. А что сопливиться? Он, гадина, людей эксплуатировал, нажил деньги, хотел жениться, а эта девка околела от холеры. Нажралась, как Мы, айвы, неспелой, и - тенц! Ваших пет. Вот он ей и заказал статую. Чистый мрамор. Не веришь? Попробуй, отбой кирпичом. Мрамор! От башки до пяток.

За решетчатой ажурной оградой молочно белело изваяние очень молодой женщины. Она поражала не застенчивостью легкой улыбки, а просто живым естеством молодости, которую ваятель удачно передал в мраморе. Среди мертвой мишуры амуров, ангелов, аналоев, всяких завитушек, жестяных цветов, венков, бумажных роз и иного хлама была она, эта женщина, одинока и беззащитна. Понять этого Гошка тогда не умел, но невесомая, сквозная легкость материала памятника удивила его. Даже сильно запыленный, лишенный ухода мрамор торжествовал среди базальтовых и гранитных глыб.

- Она на живую похожа,- сказал Гошка.
- А ты видел ее живую? Ну, и отхли! Мать тоже талдычит: «Похожа, похожа...» Буза все это. Выдумки. И статуя буржуйская.
Гошка не умел пояснить своих мыслей, но все же вступился за скульптуру.
- Может, она похожая, потому что босиком?
- Фигня! Вот титьки у нее как у живой, а при чем здесь вся-то?
- А я не знаю,— вздохнул Гошка,— похожа на живую, а почему — не знаю.
- Это потому, что она лыбится. Вот складки на платье здорово смастырены, да?
- Ага. Они как прозрачные.
- Ну, ну! Ты не очень заглядывайся,— сурово остановил Юрка.— Мал еще. Рано...."
(Ю.Селенский "Не расти у дороги")

НЕСКОЛЬКО  СТРАШИЛОК

АСТРАХАНСКИЕ  СКАЗКИ  ШЕХЕРИЗАДЫ
 
"Если внимательно вникнуть в историю Астраханской области можно найти много интересного и романтического в жизни этого евро-азиатского края на юге России.
 
Одна из золотоордынских легенд повествует о прекрасной девушке-танцовщице Тували, проживающей во время расцвета Золотой Орды в столице Сарай-Бату и покорившей сердца многим горожанам. Знатные гости и заезжие купцы были также поражены ее внешней и внутренней красотой, умом и смекалкой. Ее танцы завораживали и сводили с ума самых устойчивых семьянинов и помолвленных богачей. Тували была любимицей постоялого двора в центре города и никогда и ни за что не позволяла себя унизить.
 
Но, как всегда и во все времена, известность и красота девушки не давала покоя зажиточным дамам и богатым женам, чьи мужья подолгу просиживали за дурманящим напитком в постоялом дворе, засматриваясь на красоту танца и очарование Тували. Даже самые непримиримые
из них объединялись для хитрых всевозможных интриг, дабы отворожить мужчин от этого излюбленного ими места отдыха.
 
Однажды неизвестные схватили девушку в самом людном месте города, чтобы все видели, что красоте и очарованию пришел конец, завязали в черный мешок, бросили на лошадь и увезли в низовья Волги в места обитания непокоренных полудиких племен.
 
Какие бы не были кровожадные похитители, они неоднократно развязывали мешок, расстилали ковер и просили Тували станцевать. Это были раздирающие сердце и душу танцы, всадники плакали после каждого из них… Летопись этой истории говорит: «Четыре раза переплывали лошади реки и три раза они скакали по топким островным берегам, пока не увидели одинокое дерево среди высокого чакана
у темного берега полузаросшей протоки… Был полдень второго дня пути». Привязали мешок на сухую ветвь и несколько раз ударили по нему кинжалом. Кровь обагрила зеленую траву. В небе появились орланы. Всадники ускакали прочь. Но каждый раз в полдень их можно было видеть в том постоялом дворе, где танцевала Тували, заливающих дурманящим напитком содеянное.
 
Долгое время мужской город ходил понурым и тихословным. Многие годы к сухому дереву на берегу затерявшейся среди дельтовой заросли протоки, одолев сотню километров пойменных лугов, приезжали всадники в черном и бросали на окровавленную землю у дерева цветы, как дань признания и любви к прекраснейшей на земле девушке-танцовщице, забравшей с собой их сердца и души.
 
До сих пор, каждый мужчина, любящий восточные танцы и уважающий женскую красоту и неподкупность, посещая Астрахань и заповедную дельту Волги, считает своим долгом побывать на месте последнего перед смертью танца Тували, увидеть его в исполнении очаровательной астраханской танцовщицы, выехать в заповедную дельту и преподнести к стволу одиноко стоящего у протоки дерева букет живых цветов.
 
Нам остается лишь добавить слова из той же летописи: «Все что тронуло сердце и душу - остается в них вечно!"

СТРАШИЛКИ  ИЗ  ДЕТСТВА

Сейчас современные детишки вряд ли будут лазить в стены Кремля, у них уже нет возможности выкапывать древние монеты в прибрежной полосе реки Волги в центре города, они не видели песка вокруг старого детского мира и степи и болот на месте Звездного-1-2-3, единицы пойдут в краеведческий музей и планетарий. А нас интересовало все. Я с фотоаппаратом Смена-8М весь город обегал, везде мы лазили, играли. Напротив купалки есть двор и мало кто знает, что там есть старинное бомбоубежище, а у нас там был штаб. И еще во дворе напротив гостиницы Астраханской до сих пор в древних стенах спрятан склад оружия еще с революции, нам там повезло найти ствол и приклад от винтовки начала века.
 И самое главное - у нас были бабушки, рассказывающие древние астраханские легенды.. И еще костры в пионерлагерях и лагерях труда и отдыха, где по ночам рассказывались жуткие истории. В одном селе, например, когда-то жила ведьма. И потом в этом доме часто умирали люди. И вот однажды сельские разобрали дом и вытащили столбы-бревна, на которых стоял дом. И под каждым из четырех столбов был маленький черный гробик с детскими косточками. Кто помнит - такие истории? А еще был пионерлагерь имени Ленина и в те времена, когда я там был, у лагеря была своя легенда - будто в тамошнем абрикосовом лесу живет старуха-ведьма и ее четыре черных карлика...
 "Есть одна старая легенда, астраханская... Об оборотне, носящем имя Чушка-колода... Слышал от нескольких человек, очень давно... Пытался собирать информацию, но безуспешно... Дескать, бродила по степям астраханским девушка, которая нанималась присматривать в селах за ребятишками, а потом оборачивалась свиньей, убивала этих детей и пожирала их... да и во время погони чушка могла превратиться в деревянную колоду..."
 
"В самые жаркие-жаркие дни вдруг на Астрахань наваливается ветер чамра. Если на русский перевесть - это значит рваная шапка. Но это не только ветер, это суховей, жар, удушье. Дыхание смертное из преисподней. Наказание божье. Начинается он перед рассветом. А как он стихнет и наступит полное и молчаливое безветрие, египетски темной и душной ночью вдруг поворачиваются флюгера на башнях Кремля. Это есть явь великая и пророческая. Ровно в полночь, сами по себе, вдруг заскрипят флюгера. Случается это только в високосном году, а ночь эта никому не известна. И будто тому, кто услышит в полночь как проскрипит флюгер, будет пророческое видение."

ЛЕГЕНДЫ  О  ЛОТОСЕ

Информация о лотосе.
 
По поводу произрастания лотоса на Каспии существуют разные мнения. Одни полагают, что он сохранился здесь как реликтовое растение с третичного периода. Другие считают, что лотос завезли сюда или странствующие купцы, или монахи-буддисты (в Калмыкии, как известно, исповедуется буддизм). Есть и такое мнение, что лотос за-несли на Каспий перелетные птицы. Ежегодно при перелетах с юга на север в устьях Волги и Куры останавливаются на отдых лебеди, гуси и другие птицы, пути перелета которых совпадают с местами произрастания лотоса. Зоологи и охотники сообщали, что неповрежденные плодики лотоса не раз обнаруживали в желудках птиц.
Лотос, растущий в дельтах Волги и Куры, несколько отличается от типичной формы растения желтовато-белыми цветками, концы лепестков которых окрашены в розовый цвет. В 1831 г. ботаник Фишер выделил это растение в отдельный вид — лотос каспийский (N.caspica).
Лотос в дельте Волги называют каспийской розой, астраханской розой, чулпанской розой (впервые он был обнаружен в Чулпанском заливе). Лотос растет здесь в ильменях — дельтовых озерах, в заливах на взморье, вдоль берегов многочисленных проток, всегда на мелководьях с хорошо прогреваемой водой. В годы, когда уровень воды сильно понижается, лотос нередко оказывается на суше, но продолжает нормально развиваться. И никогда не вымерзает, даже в морозные и малоснежные зимы. Цветет лотос в июле — начале августа. Один цветок держится несколько дней, но цветов бывает много, и великолепное зрелище массового цветения лотоса продолжается долго. Когда лепестки опадают, цветоложе увеличивается в размере, деревенеет, и в сентябре в его ячейках созревают плоды-орешки.
Орешки эти весьма вкусны и всегда привлекали местных жителей, которые собирали их в огромных количествах. Ими даже кормили домашнюю птицу и свиней. Но к концу XIX в. заросли лотоса в дельте Волги стали исчезать.
В 1919 г. был создан первый при советской власти Астраханский государственный заповедник. Под влиянием заповедного режима на протяжении XX в. площади, занятые лотосом, значительно расширились. В середине 1980-х гг. по всей дельте Волги лотос занимал около 80 тыс. га. Однако в некоторых местах в результате деятельности человека и изменения экологических условий лотос исчезает. Как древнее реликтовое растение каспийский лотос имеет большую научную ценность и в 1978 г. был занесен в Красную книгу СССР.

Опубликовано 7 января, 2010

 ЛЕГЕНДА 1
 
"Молодой и прекрасной, как ранняя весна, была Эрле, дочь Сангаджи. И у многих сердца бились, видя ее, и не забывались её глаза, темные, как ночь.
Эрле была красива, как первый проблеск весенней зари. В высокой траве у задумчивых ильменей проводила она знойные дни, веселая, здоровая, гибкая. Подражала крику птиц, перепрыгивала с кочки на кочку, жила жизнью степных болот и знала самые сокровенные их тайны.
Эрле росла. А Сангаджи кочевал то близ широкой Волги, то по тихой Ахтубе. Летело время, множились табуны. Немало приезжало и купцов из Персии и из Индии, много добра накупил у них богатый Сангаджи для своей дочери.
Часто длинные караваны сытых верблюдов отдыхали у его стойбища. Знатные сваты в богатых, ярких одеждах слезали у его кибитки.
Мать Эрле, старая Булгун, сидела у ее изголовья, с глазами, полными слез.
«И зачем это так раскричался ночной кулик, — думала она. — Зачем так печально шумят над ериком ветлы и о чем вполголоса говорит Сангаджи в соседней кибитке с богатым сватом... Милая моя Эрле, когда я носила тебя под своим серд-цем, я была счастливей, чем сейчас, — тогда никто не мог отнять тебя у меня».
А в то же время Сангаджи говорил знатному свату:
— Ничего мне не надо за мою Эрле потому, что она дороже всего на свете. Разреши мне поговорить с женихом, я хочу узнать, сколь он разумен, и пусть Эрле сама решает.
Обрадовался сват, вскочил в седло, поскакал к нойону Тюменю и рассказал о том, что, видно, скоро положат Эрле поперек седла и привезут к молодому Бембе.
У слияния двух рек догнали Сангаджи сваты нойона Тюменя.
Богатые цветные наряды сватов играли радугой на утреннем солнце. Впереди всех ехал Бембе, сын беспощадного, свирепого нойона Тюменя, чье имя приводило в трепет всю степь.
— Пусть сама Эрле скажет тебе условия, — промолвил: Сангаджи, когда Бембе сказал, что Эрле нужна ему, как сурепка верблюду, как ильмень утке, как солнце земле.
Громче заговорила степь, и запели в реке волны, выше подняли метелки камыши и приветливо смотрели верблюдицы, когда к гостям вышла красавица Эрле.
От великих гор до долины реки Или и глубокого озера Балхаш ездил Бембе, видел он тысячи прекрасных женщин, такой, как Эрле, нигде не видел.
— Все, что хочешь, проси, — сказал он ей, — только согласись.
Улыбнулась Эрле и произнесла:
— Бембе, сын знатного нойона, я рада видеть тебя и вечно останусь с тобой, если ты найдешь мне цветок, прекраснее которого нет не только в нашей степи, но и во всем мире. Я буду ждать до следующей весны. Ты найдешь меня на этом же месте и, если принесешь цветок, я стану твоей женой.
Собрал нойон Тюмень родовых старейшин и оповестил их:
— Объявите всему народу, чтобы тот, кто знает о таком цветке, пришел без страха и рассказал нам за большую награду
Быстрее ветра облетел степь приказ Тюменя.
Однажды ночью к кибитке нойона подъехал запыленный всадник. А когда его пригласили к очагу, он сказал:
— Я знаю, где растет цветок, желанный красавице Эрле.
И он рассказал о своей чудесной стране, которая называет-ся Индией и раскинулась далеко за высокими горами. Есть там цветок — священный лотос, ему поклоняются, как богу. Если, нойон пошлет с ним несколько человек, он привезет лотос. На другое утро шесть всадников пустились в путь.
Зима была, метельной. Холодные ветры загнали скот в камышовые крепи. Сангаджи целыми днями лежал и слушал, как бушевали степные бури. Даже веселая Эрле тосковала о солнце и ждала весны. Она мало думала о том, что когда-нибудь возвратится страшный Бембе.
А тем временем шесть всадников держали путь на восток уже достигли долины реки Или. Они спали и ели в седле, Бембе торопил их, и задерживались они только для того, чтобы охотой добыть еду.
Много лишений пришлось перенести им, пока они не достигли таинственной Индии. Дикие степи, высоченные горы и бурные реки встречались на пути, но всадники упорно ехали вперед.
Наконец они прибыли в Индию и увидели чудный цветок — лотос. Но никто не решался его сорвать, боясь навлечь на себя гнев богов. Тогда на помощь им пришел старый жрец. Он со-вал лотос и отдал Бембе, сказав:
— Помни, человек, ты получил прекрасный цветок, но потеряешь нечто еще более прекрасное.
Не слушал его Бембе, схватил лотос и велел тут же седлать коней, чтобы пуститься в обратный путь.
Все реже и реже дул свирепый ветер, а солнце все дольше оставалось в небе. Близилась весна, а ее так ждала бледная, исхудавшая Эрле.
Напрасно ходили в кибитку ее отца знахари, напрасно поили ее разными травами, — с каждым днем таяла Эрле, как снег под солнцем. Не могла больше плакать Булгун. Безумными глазами она смотрела на свою дочь, уходившую от нее навсегда.
А когда запели птицы и зацвела степь, Эрле не могла уже встать.
Если бы птицы могли говорить, они сказали бы Бембе, чтоб торопил он своих коней, потому что скоро перестанет биться сердце Эрле. Но и без того торопился Бембе. Оставалось уже немного пути. Усталые кони, с налитыми кровью глазами, спотыкались и чуть не падали от изнеможения.
Знатные сваты неслись навстречу Бембе.
— Торопись, Бембе, — кричали они. — Твоя красавица Эрле умирает.
И когда показалась кибитка Сангаджи, все увидели, как и, нее, пятясь, выходили мать и отец. Всадники поняли, что Эрле умерла. Печально опустил поводья Бембе. Он не увидел живой прекрасной Эрле, не увидела и Эрле цветка, прекрасного, как она сама.
Темной ночью Бембе ушел в камышовые заросла устья Волги и посадил там лотос."

ЛЕГЕНДА 2
 
"Давно это было, очень давно. Так давно, что это не помнят даже самые древние старики. Это было тогда, когда воды Ханки были чистыми, как слезы младенца. Когда племя, живущее на берегу озера, вылавливало столько рыбы, что хватило не толь-ко на зиму, но и на весну. Когда в тайге водилось так много зверей, ловушки ни когда не пустовали. И были в этом племени такие красивые девушки, что солнце останавливалось в небе, чтобы посмотреть на игры. И была среди них девушка по имени Лота. От своих подруг она отличалась тем, что ее лицо было белее снега. Никто и никогда не слыхал ее смеха. Алые, как спелая калина, губы, могли только улыбаться. И эта улыбка, ясная и неожиданная, как падающая звезда, поражала всех, кто видел ее. А печальной Лота была потому, что любила юношу – самого смелого юношу племени.
Удачлив был Энтой. Все что он добывал на охоте, Энтой откладывал к свадьбе. Возвращаясь с охоты, юноша всегда приносил подарки Эйне, своей любимой.
Но гордая Эйна только говорила ему:
-Ты удачлив, Энтой! Но у меня есть все, зачем мне твои подарки?… - и громко смеялась, отворачивалась от Энтоя. А чем она была лучше Лоты? Почему любит эту гордую, надменную Эйну. А не Лоту? Разве у Лоты не такие же черные глаза, как у Эйны, разве у нее не такие же пушистые волосы? Но Энтой любит не Лоту…. И часто видели люди тоненькую фигурку Лоты на берегу Ханки, у одинокой березки.
И казалось всем, что это две подружки беседуют, обнявшись, на зеленом ковре травы.
И вот однажды, когда Энтой принес в подарок Эйне корень женьшень и положил его у ее ног, девушка оттолкнула корень и сказала:
-Энтой, говорят, ты любишь меня и хочешь, чтобы я стала хозяйкой в твоем доме? Хорошо… Но прежде, принеси мне такой подарок, чтобы он был один во всем мире. Принесешь – буду твоей женой!
Вскочил Энтой:
-Принесу! Достану хоть у самого Хозяина моря!…
-Подожди охотник, - прервала его Эйна, - Я буду ждать ровно год. Если не придешь к сроку – забудь меня. Засмеялась и пошла плавно, словно поплыла. И только ветер играл ее длинными волосами.
В тот же день ушел юноша. Он ушел в ту сторону, куда заходит солнце. В его глазах было столько уверенности, в том, что он достанет такой подарок, что не видел ничего вокруг, кроме дороги. Не видел он, что возле березки стоит и смотрит ему в след Лота. Не знал он, что девушка будет приходить сюда каждый вечер.
И вот наступил последний день срока, данный Эйной. В тот день Лота снова пришла к березке. Она обняла ее и тихо, как бы доверяя тайну подруге, заговорила:
-Березонька ты моя, зелено-косая! Скажи мне, почему Энтой не вернулся? Неужели моя любовь погубила его? Неужели я больше не увижу его? Почему я не могу быть с ним? Березонька в ответ покачала печально листвой. Тогда, будто что-то услышав, подбежала девушка к озеру, села в лодку и стала грести. А на середине озера она бросилась в его воды.
Словно вихрь промчался над Ханкой. Пробежали над озером огромные мутные волны. Зарокотало озеро. И только тогда оно успокоилось, когда к берегу подошел Энтой. Измученный, в лохмотьях, он подошел к воде, что бы никогда не выходить из нее, утонуть. Целый год он искал подарок для Эйны. Он обошел полмира, но нигде не нашел подарка достойного Эйны. И решил юноша лучше погибнуть, чем вернуться назад. А когда он отплыл от берега, то увидел цветок. Такой цветок Энтой нигде никогда не видел. На мутной воде, раскинув бледно-розовые лепестки, качался цветок. Он, как утренняя заря, алел и манил к себе. Энтой сорвал цветок и почувствовал, что силы прибывают к нему. Он понял, что это и есть тот самый, единст-венный на всем свете подарок, достойный красавицы Эйны.
Все племя вышло встречать юношу. Энтой отдал цветок Эйне. А та лишь только взяла в руки цветок, почувствовала, как огромная, словно небо, сильная, словно солнце, любовь захлестнула ее сердце.
-Любимый! Я ждала тебя! Только ты мог принести это чудо цветок. Смотри: цвет его лепестков напоминает лицо Лоты, его нежность- ее любовь к тебе. Я хочу, чтобы этот цветок был назван ее именем.
-Да, - ответил Энтой, - пусть будет так. Мы назовем его лотосом. И он всегда будет с нами.
Долгую и счастливую жизнь прожили Энтой и Эйна. Много у них было детей. И лотос завял только тогда, когда умер охотник.
Так девушка Лота соединила свою жизнь с жизнью любимого. А на озере Ханка с тех пор растет прекрасный цветок – лотос. И качают его мутные воды, как мать качает колыбель с малюткой. И никогда не посветлеть волнам – они стали такими от горя."
 
ЛЕГЕНДА  О  ЛОТОСЕ
 
То было в тумане миллионов столетий
У Ганга-реки, что извечно текла,
В преданьях старинных и песнях воспетой,
Прекрасная дева когда-то жила.
Как звезды в безлунной тропической ночи,
Мерцали красавицы чудные очи.
И часто сидела она над водой,
Любуясь, как в зеркале, их красотой.
И юноша жил от нее недалеко...
Был он для нее всех на свете милей,
Но, гордая дивной красою своей,
Она его сердцем играла жестоко.
Не выдержал юноша пытки всечасной,
Что душу сомненьем терзала и жгла:
Однажды безумною ночью несчастной
Река его тело к себе приняла...
 
С тех дней и до наших, едва загорится
Восходом багряным заря над землей,
На поиски сердца кровавого мчится
Ужасный орел, истомленный и злой.
Нередко над лотосом он пролетает.
И с трепетным чувством предсмертной тоски
При мысли, что сердце посланец узнает,
Головку прелестную лотос склоняет,
И в страхе бледнеют его лепестки...
 
Опубликовано 7 января, 2010

И еще про лотос...
 
Лотос обожествляли древние египтяне, индусы, китайцы . В Индии богов Брахму и Вишну изображают с цветком лотоса в руке, что символизирует чистоту, целомудрие и плодородие. Лотос - один из важнейших символов буддизма. Легенда гласит, что, едва родившись, великий Будда самостоятельно сделал семь шагов. И там, куда он ступал, распускались огромные цветы лотоса со множеством нежных розовых лепестков.
Египтяне верили, что из лотоса в зарослях Нила родился бог солнца Ра. Иероглиф, изображавший лотос, читался как «счастье». Цветки лотоса находили в древнеегипетских гробницах. Его изображения высечены в камне на древних памятниках архитектуры. В легендах и преданиях этих народов цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы.
 
В Китае возникла легенда, которая укоренилась на всем Востоке. По этой легенде, в Китае в 11 в. жила благочестивая госпожа с девушками-прислужницами. Одна из них как-то сказала другой: «Сегодня ночью я перейду в тонкий мир, в царство Будды. Вслед за этим девушка умерла без всякой предшествующей болезни. Вслед за тем она приснилась подруге и сказала, что благодаря хозяйке она теперь в раю. На что хозяйка сказала: «Вот если она и мне приснится, то я поверю, что она там». На следующую ночь она явилась во сне хозяйке, и та спросила, не может ли она посетить царство Света, на что девушка предложила следовать за ней. Последовав за своей служанкой, госпожа вскоре увидела озеро неизмеримых размеров, все покрытое неисчислимым количеством красных и белых лотосов различных размеров; некоторые цвели, некоторые увядали. Госпожа спросила, что могли означать эти цветы. Девушка ответила: «Они все - человеческие существа на земле, чьи мысли обращены к Царству Света (Раю). Самое первое такое устремление порождает цветок на Небесном озере; и по мере того , как продвигается человек по пути самоусовершенствования , представляющий его цветок ежедневно прибавляет в росте и становится все более прекрасным; в противном же случае он теряет красоту и увядает».
Лотос служит не только предметом поклонения, но и пищей. Крестьяне в Китае, Индии и Японии и в наше время из семян и корневищ лотоса изготовляют муку, крахмал, cахар и масло. Корневища лотоса готовят в качестве гарнира, как картофель. Засахаренные ломтики его корневищ, напоминающие мармелад, продают в кондитерских Китая. В корневищах лотоса много крахмала, а также сахара, жиров, витамина С. В голодные годы лотос спас от смерти многих людей.
Лотос как лекарственное растение упоминается в китайских справочниках, составленных за 3 тысячи лет до нашей эры. Им лечили заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы.
Известен случай, когда орехи лотоса пролежали не менее тысячи лет в торфяниках. Лотос растет в проточных водах, в озерах и реках с медленным течением, там, где тепло и много солнца. Желтый лотос растет в Южной и Центральной Америке, на Ямайке и Гавайских островах. Розовый лотос издавна известен в Юго-Восточной Азии, Японии, в Индии, на Филиппинских островах и в Северо-Восточной Австралии. В России он растет в Астраханском заповеднике в дельте Волги, где он находится под охраной, и у нас, на Дальнем Востоке.

Опубликовано 7 января, 2010

ЛЕГЕНДА  О  БАСКУНЧАКЕ
 
В Прикаспийской степи, недалеко от горы Богдо, жил бай. У этого богача было много овец и коней. Бай гордился не только своими отарами и табунами, но и дочерью-красавицей.
Среди многочисленных пастухов богача находился ловкий, мастер на все руки, сильный и красивый юноша. Однажды хозяйская дочь, гуляя в степи, случайно встретилась с ним. Юноша и девушка полюбили друг друга. С этой поры часто встречались они. Как-то вечером девушка прибежала к милому и рассказала, что отец решил отдать её замуж за богатого, старого и немилого человека. Верный своей любви, юноша вскочил на своего скакуна и помчался к юрте хозяина. Войдя в юрту, он стал умолять отца девушки отдать её в жены ему. Бай рассвирепел и приказал слугам жестоко наказать нищего. От побоев юноша-пастух вскоре умер.
Горюя о нем, девушка отправилась к горе Богдо, села у её подножия и стала плакать. Не смыкая глаз, она проливала слёзы несколько дней. От её слез в низину степи протек ручей, из которого образовалось соленое озеро, которое существует сейчас под названием Баскунчак".
 
"Когда-то, в давно прошедшие времена, случилось, что озеро совершенно обмелело. Дно озера, образованное из соляных кристаллов, обнаружилось и соблазняло ездока прокатиться по белоснежной поверхности. Какой-то лихач решился воспользоваться случаем, чтобы сократить путь. Не жалея ни себя, ни лошади, ни собаки, провожавшей его, он пустился по дну озера. Благодаря быстрому бегу и добрым копытам, конь счастливо перенес всадника, но собака, изранив ноги об острые кристаллы соли, достигла только середины озера. Потом пошли дожди. Озеро покрылось слоем соленой воды, а труп собаки, пропитавшись солью, надолго уцелел от порчи. С тех пор в течение многих лет в бурную погоду часто выплывала из-за бушующих волн голова собаки, которую мог видеть каждый, кто находило вблизи озера. Вот почему «баскунчак» (по-казахски голова собаки) перешла в его название."
 
« В настоящее время не существует единого мнения о происхождении названия озера. В «Делах Тайного Приказа"(1674 г.) озеро именуется «Баскунчакским соленым озером». Некоторые исследователи объясняют данное название от ног. баш – «голова», кунча – «собака», т.е. озеро «Собачья голова». Если посмотреть на карту, то озеро в действительности напоминает собачью голову. Калм. название озера "Богдын хара нур" – «Черное озеро святого»."
 
http://astrakhan-gorod.fatal.ru

О  ГОРЕ  БОГДО

Гора представляет собой соляной купол. Наиболее высокой является ее северная сторона, состоящая из пяти сросшихся утесов. Западная сторона постепенно снижается и сливается с окружающей степью. На скалистых обрывах восточного склона можно видеть результат работы ветров: неглубокие пещеры, каменные ниши и столбы, карнизы и многочисленные углубления, похожие на гигантские соты, которые сделали Большое Богдо поющей горой. Даже при небольшом движении воздуха на скалистых склонах слышен неясный гул, напоминающий шепот или бормотание. С изменением скорости и направления ветра изменяется и высота и характер звука. Видимо поэтому калмыки и прозвали ее «Богдо-Оле», что означает «Священная гора». Существует и другое объяснение этому названию. У кочевавших здесь калмыков гора являлась местом поклонения, святой хранительницей душ умерших и называлась Богдо - Ола, что означает: «Святая гора» от калм. богдо – «святой, священный» и ола – «гора». Прилагательное большое определилось противопоставлением г. Малое Богдо, с высотой около 37 метров, расположенной на территории республики Казахстан.
 
Интересны также другие легенды о происхождении названия горы. Большое Богдо имело другое калмыцкое название – «Арслан-Ола» т.е. «Лев-гора» (калм. «Арслан» – «лев»), за внешнее сходство горы с лежащим львом.
 
Богдо у монголов и калмыков означает нечто возвышенное и величественное, так же, как в этом смысле китайский обладатель называется Богдо-хан, "высочайший хан". Гора Богдо священна для калмыков, которые верят, что она освящена
Далай-Ламой и приходят ей поклоняться. Буддисты верят, что озеро Баскунчак образовалось из остатков похлёбки Далай-Ламы.
 
По одному преданию гора Богдо образовалась из священного камня, который принесли калмыки-пилигримы с далеких гор Тянь-Шаня. Другое предание, записанное академиком Гмелиным, гласит, что гора Богдо стояла прежде на берегах реки Урала, но двое святых калмыков задумали перенести ее на берега Волги. После долгих постов и молитв, калмыки взвалили ее себе на плечи и понесли по нескончаемым знойным степям, но один из них упал под тяжестью ноши в ту минуту, когда в его голове мелькнула греховная мысль. Гора придавила его и оросилась кровью, отчего одна её сторона красна до сих пор. Окружающая местность настолько ровна, что гора Богдо, по словам киргизов, видна на 50 верст. На самом деле гора видна в ясную погоду с расстояния около 60 км, а в пасмурную – с 25 км.
 
По материалам сайта http://www.astrakhan.ru/ и телепередачи "Своя игра" (НТВ 29.05.2005)

ЛЕГЕНДА О БОГДО
 
В Прикаспийской степи жили когда-то два богатыря: отец и сын. Своего хозяйства у них не было, поэтому пасли они отары чужих овец. В ту пору в степи не было ни бугра, ни холмика. Когда весной поднималась высокая трава, за ней не видно было животных и скрывавшихся в степи хищников. Однажды отец с сыном отправились на Урал. При возвращении домой они уговорились захватить с собой с Уральских гор по глыбе уральского камня. Отец взял большую, а сын поменьше. Дорога дальняя. Путь трудный. Младший богатырь стал изнемогать. Он снял с себя ношу, прилег отдохнуть, но тут же и умер. Похоронив сына, отец отправился дальше. Ему хотелось донести глыбу до родной кибитки. Проходя берегом соленого озера, он вздумал взять в рот щепотку соли. Но как только нагнулся за солью, гора всей своей тяжестью навалилась на него. Богатырь упал, а земля вокруг окрасилась в багряный цвет, отчего и поныне она красная.
На этом месте над ровной степью осталась стоять одинокая глыба , которую жители степи назвали горой Богдо.
 
 ОДИН  ИЗ  МИФОВ  СОТВОРЕНИЯ  ГОРЫ  БОГДО
 
Много-много лет тому назад побывал на реке Волге великий Далай-лама. Очень понравилась ему река и приволжские степи, но одно огорчило, не было здесь гор. Куда не кинь взгляд - всё степи и степи голые, безжизненные. Решил он исправить досадную ошибку – приказал двум своим сподвижникам принести к бе-регам Волги гору-камень, дабы разнообразить скудные ландшафты.
За славное дело взялись братья монахи. Они долго молились и постились перед ответственной миссией, многие недели провели в глубокой медитации, взывая к высшим силам. И вот час настал. После длительной мистической практики им удалось без особого труда взвалить к себе на спины гору, добытую где-то в
районе Урала и понести её по направлению к великой реке. Сколько дней и ночей им пришлось нести этот не-посильный груз – не знает никто, но известно, что не донесли монахи гору до места назначения, не дотяну-ли всего лишь каких-то 60 километров. Причиной тому была повстречавшаяся батырам девушка-казашка удивительно редкой красоты. У наименее опытного в духовной практике младшего брата возникли греховные мысли, но они и погубили столь хорошее начинание. Силы его внезапно иссякли, и гора выскользнула из ослабевших рук неудачника. Старший же брат не смог один справиться со всей тяжестью навалившегося на него груза и гора, не долго думая, обрушилась всем весом на бедных братьев, превратив их в лепёшку, окрасив склоны горы в цвет крови монахов. От такого мощного удара не выдержала земля, трещины пошли во все стороны, превратившись со временем в пещерные ходы, а гора естественно осталась лежать на том самом месте, и дали ей название Богдо, что в переводе с монгольского означает – "святой".
Вскоре Далай-лама посетил место гибели братьев-монахов. Он очень расстроился по поводу потери своих лучших учеников и долго-долго плакал. Слёзы текли ручьями, сливались в бурные потоки и заполнили че-рез некоторое время располагавшеюся невдалеке котловину. Вода потом высохла – осталась соль. И назва-ли это место люди озером Баскунчак.
По поводу пещер киргизы рассказывают, что в них жили святые люди, которые питались солью Баскунчакского озера, а воду для питья приносили с Волги.
Наука также не смогла до конца разгадать тайну горы. Вопрос о том, каким образом среди бескрайней плоской равнины появилась эта одинокая вершина до сих пор волнует ученых.

НИКОЛА  ИЗ  КОМАРОВКИ

"Лет сто с лишнем тому назад в Астраханской губернии был известен богатый рыбопромышленник Зязин. Рассказывают, что с начальником губернии он разговаривал, как с равным, а денег имел столько, что считать – не сосчитать.
Был Зязин грубым, крутого нрава. Большой охотник до водки и кулачных боёв, он особенно любил поиздеваться над своими наёмными рабочими. Люди знали его повадки и платили ему ненавистью и презрением.
Однажды Зязин отправил с моря большой караван посудрыбниц с красной рыбой. Радуясь добыче, хозяин загулял и стал куражиться. Одному мужику в зубы двинул, другому сапожищем под зад поддал.
Обозлились рабочие пуще прежнего, но терпят, молчат. Знали: скажи самодуру неугодное слово - завтра с сумой пойдешь.
В артели рабочих Зязина был один парень. Звали его Николай. Саженного роста, настоящий русский богатырь, Николай по натуре был добрым и общительным среди товарищей. И вместе с тем — смелый.
Наблюдая за грубыми выходками хозяина, Николай подошел к нему и решительно сказал:
— Ты, хозяин, чем зуботычины рабочим поддавать, лучше бы набавил за их великие труды по целковому.
Зязин посмотрел на рабочего и с издевкой ответил:
— А тебе, Микола, я не только целковый, а, если хошь, десять тыщ дам. Только исполни мою волю.
Насторожился Николай. Знал он, что Зязин мастер на выдумки самых подлых и злых шуток. Пораздумав, он произнес:
— Приказывай, хозяин!
— Ночь под комарами нагишом простоишь — твои деньги. Вот те крест святой.
Рыбаки так и ахнули. Неужто, думают, Николай пойдет это? Идти «под комара» — значило, идти на смерть. Этого гнуса проклятого у камышовых берегов гибель, тучи несметные.
— Я согласен, хозяин,— ответил Николай.
А решил он так оттого, что хотел разорить хозяина, отомстить ему за обиды рыбацкие.
Ох, и бедовая же головушка этот парень! Ох, и отчаянный же человек!
Привязали Николая к мачте. Прошла ночь. Рано утром сняли с него путы, а он, как мертвый, повалился на палубу. Был похож на освежеванную баранью тушу. В лицо не угадать. Не узнать, где глаза, где нос, где уши. Думали, помрет. Хотели попа звать. АН, глядь, Микола зашевелился, заговорил, попросил напиться. Немного полежав, он с трудом поднялся на ноги и направился к Зязину.
— Хозяин, деньги на бочку! — закричал Николай.
Как ни мялся купчина, а деньги отдал.
Люди говорят, было это вблизи острова Беспутного. С той поры и остров и село получили название Николо-Комаровка, какое сохранилось и до наших дней."
 
http://astrakhan-gorod.fatal.ru

ЛЕГЕНДА  О  ГОРОДСКОМ  ОСТРОВЕ
 
"В разгар гражданской войны красноармейцы, защищая город, взяли в заложники семьи белогвардейских офицеров, которые воевали с красноармейцами. Людей - женщин, стариков, детей погрузили на баржу и отвели ее на центр Волги, требуя от белогвардейцев сложить оружие. Но офицеры отказались и тогда баржа была затоплена на глазах всего города, со всеми людьми, кто на ней находился. Со временем баржа покрывалась илом, ее заносило песком. Так образовался остров Городской..."
 
На этом месте я, пожалуй  - остановлюсь…
Старые легенды были интересные, пока мы не дошли до рассказа о городском острове
Собственно, это – не легенда и не миф.
Эти события были в действительности, но не совсем так, как записано здесь у ДЯДЮШКИ АУ. Но это не его вина. Это, как в испорченном телефоне.
Слово, как камушек, брошенный по воде… При каждом его «прыжке»» круги по воде становятся всё меньше, унося частями истинный  смысла сказанного слова или – события. А потом камушек утонул, круги на воде смыло течение.

Но камушек-то был…

Так и в этом случае. Баржа была. И затопили её во время красного террора
1918-1919 года. Но не с родственниками семей белогвардейцев.
Расстрелов было много. Вся Астрахань была залита кровью. ЧК уже не справлялось с этой работой, а потому придумывала всё новые варианты «истребления» людей.
В этот раз они арестовали бывших чиновников высокого ранга и богатых влиятельных астраханских граждан. Не старух и детей погрузили в трюм этой баржи, а мужское сословие Астраханской элитной знати.
Я это знаю не понаслышке. На этой барже был утоплен мой двоюродный дедушка – Василий Григорьевич Степанов.
Степанов Василий Григорьевич, астраханский купец, активный участник монархического движения, тов. Председателя Астраханской народно-монархической партии (АНМП).
Крупный рыбопромышленник, член биржевого комитета. Гласный Астраханского губернского и уездного земств, в начале 1917 года – гласный Астраханской городской думы. Активный участник монархического движения в Астрахани, почётный блюститель школы при АМНП.

В феврале 1917 председатель АНМП Н. Н. Тиханович-Савицкий ходатайствовал перед министром внутренних дел А. Д. Протопоповым о награждении Степанова В. Г. званием потомственного почётного гражданина и орденом за то, что, будучи гласным, открыто, настойчиво и неустанно выступал против всяких революционных постановлений, и противодействовал всяким скрытым революционным движениям.
 
Источник: Арх. ГААО. Ф. 745. Оп. 1. Д. 3. Е. Михайлова.
Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт, Институт русской цивилизации, 2008.
О  затопленной барже я знала из рассказов родственников. А то, что на том месте образовался остров – мне до селе было не ведомо…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ