38 отдельный восстановительный ж. д. батальон

Владимир Петропавловский
Воспоминания командира взвода 38 отдельного восстановительного
железнодорожного батальона Печурки Капитона Спиридоновича.

Частично отредактировано.

     В зиму 1942-1943 г. я был назначен начальником диверсионной группы, организованной при батальоне, для совершения диверсий во вражеском тылу. Подготовку группа проходила в лесу, в отдельном лагере, группа состояла из 15 человек.
     Мне была поставлена задача отработать следующие навыки:
- хождение на лыжах по компасу в любое время дня и ночи.
- стрельба из автомата.
- боевое гранатометание.
- приемы владения холодным оружием.
- минно-подрывное дело.
- отдых и сон в мороз в снегу и маскировка.
     Одна из наших групп в составе 5 человек, возглавляемая сержантом Куксовым, переправленные в тыл немцам с помощью армейской разведки и взорвала железнодорожный состав за городом Старая Русса, ж.д. линии Старая Русса – Дно.
     Диверсия, совершенная нашей группой, была подтверждена фронтовой разведкой. Вся группа возвратилась без потерь. Приспособление для гарантированного взрыва было подготовлено собственными силами группы, и представляло пакет тротила, с металлическим устройством для жесткого крепления заряда к рельсу. Устанавливался простой взрыватель натяжного действия, к которому крепился тонкий прочный шнур. Взрыв производился из леса, при прохождении железнодорожного состава.
     В зиму 1941 – 1942 г. одна из рот батальона была передислоцирована на участок железной дороги Пола – Парфино, что под Старой Руссой, только что освобожденной от врага. Этот небольшой участок как бы находился в «мешке», так-как тыловая станция этого участка Лычково, находилась в руках противника. Эту роту лично возглавил командир батальона Крупень.
     Перед мной, как командира внештатного минно-подрывного взвода (до войны, таких специалистов в ЖДВ вообще не готовили. Прим. ИМЗ) была поставлена задача разминировать этот ж.д. участок, для перешивки его с западноевропейской на союзную колею.
     В то время на вооружении взвода были следующие средства: миноискатель, самодельные щупы, и средства взрывания. Зима было очень морозная, щебеночный слой основания был как бетонный, покрытый сверху 30 см слоем слежавшегося снега. Задача стояла перед нами трудновыполнимая, поджимали сроки. Миноискатель постоянно менял тон звука, реагируя на рельсы, скрепления, осколки металла, тем более всего этого добра валялось между шпал предостаточно. Щупы в мерзлом щебеночном слое тоже были мало эффективны.
     В таких условиях, чтобы обеспечить срочное развертывание работ, было принято решение «протоптать» верх полотна – зоны работ ногами (только у нас могли решится на такой способ разминирования!!!! Прим. ИМЗ). В шахматном порядке движения, при самом тщательном осмотре меж шпальных клеток, отделение сержанта Кацинского, вместе со мной ж.д. участок был пройден – протоптан. После чего доложили командованию об отсутствии противопехотных мин. Конечно в последующем при путевых работах, параллельно еще раз проверили весь участок, и не зря, под шпалами обнаружили противотанковые мины рассчитанные на 75 кг нагрузки, которые взорвались бы при прохождении подвижного состава.
     Все вышеизложенное происходило в 30 ж.д. бригаде полковника Карнаухова М.Л. (30 отдельная ж.д. бригада подчинялась Управлению Военно-Восстановительных работ- 9 Северо-Западного фронта, командир бригады полковник Карнаухов Марк Лукич. 38 отдельный восстановительный ж.д.  батальон сформирован 10.07.1941 г. в г. Мичуринск Орловского ВО, командир батальона подполковник Крупень Андрей Иванович. Прим. ИМЗ). Я прослужил в этом батальоне на должностях командира путевого взвода, командира путевой и мостовой роты с 1941г. по 1848 г. Сержант Куксов по моему был призван из Тамбовской области.

20.09.1975 г. г. Киев     Печурки К.С.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ. Апрель 2021 г. В. Петропавловский.