Бухара вчера, сегодня, завтра... 3

Голиб Саидов
День четвёртый



фото 009



           Наконец-то, на четвёртый день своего пребывания в Ташкенте, мне удалось таки, вырваться из тисков щедрого дастархана с тем, чтобы хотя бы просто прогуляться по окрестностям квартала Чиланзар. Район этот большой, можно сказать "город в городе", разбитый на десятки кварталов и занимающий немалую территорию столицы Узбекистана. И, конечно же, первым делом я рванул в сторону Фархадского рынка - одного из крупнейших базаров Ташкента. Побродив вдоль многочисленных его рядов, я окончательно убедился в том, что цены тут не намного ниже чем в Москве и Санкт-Петербурге. Ну, разве что, за исключением зелени, овощей и фруктов. Хотя, отдельные экзотические фрукты (и даже местные ягоды), заставляют невольно хвататься за сердце потенциального покупателя. Посудите сами: к примеру, меня поразили цены на местную клубнику, которая в пересчёте на американскую валюту стоит от 15 до 18 баксов за 1 килограмм.



фото 010  011



          Впрочем, ту же самую обыкновенную зелень (кинза и укроп), меньше чем за 5 тысяч сумов (35 - 40 рублей) за пучок вы не купите. Правда, пучки здесь не такие жиденькие, как на Сенном рынке Петербурга, и - тем не менее... Зато лепёшки и самса - по вполне доступным ценам. Причём, разнообразие лепешек невероятное количество, а мясо в самсе - не фарш, а самое настоящее, порубленное от руки и безумно вкусное! Всё вокруг излучает свет и тепло, отражаясь под лучами яркого весеннего солнца. Буйство красок и пестроты восточного базара воистину может свести  неискушенного туриста с ума. А запах стоит такой... не описать словами!
          Побродив бесцельно по базару с пару часиков, я возвратился домой и... как оказалось, прямо к обеду. Как и полагается, после сытного обеда, прилёг на "тихий час" маленько вздремнуть. И уже засыпая, неожиданно для себя я вдруг почувствовал, как во мне пробуждается совесть: "Нет, это же надо быть таким мерзавцем и праздно шатающим тунеядцем - ходишь каждый день по гостям и только и знаешь, что жрёшь и пьёшь, пьёшь и жрёшь!" От стыда я опрокинул ещё одну стопочку и лишь затем глаза сомкнулись сами собой.
          А проснувшись через пару-тройку часов, стал лихорадочно готовиться к отъезду. Мне предстояло совершить 4-х часовую поездку из Ташкента в Бухару. Билеты были заблаговременно приобретены моим старшим племянником задолго до того, как я оказался в столице. Для справки: стоимость билета (туда и обратно) - 32 доллара. Мне показалось, что это очень дёшево.


               
https://youtu.be/IMlDaV-3D28



           Скоростной поезд «Афросияб» чем-то напоминает известный россиянам «Сапсан», что курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Правда, максимальная скорость «Афросияба» (на отдельных участках пути) не превышает 240 - 250 км в час. В среднем же, он движется со скоростью 160 - 170 км/час, что вполне нормально для того, чтобы через пару часов добраться до Самарканда (где он делает 5-минутную остановку), после чего, ещё через час - минутная стоянка в г.Навои и наконец ещё через час поезд прибывает на станцию «Бухара-1» или как его именую по-другому Каган, расположенный в 13 км от Бухары. Между прочим, со строительством железной дороги связана отдельная история. Так, в бытность свою, находясь в вассальной зависимости от Российской империи, когда было задумано провести железнодорожную ветку, ортодоксальные религиозные деятели сумели настроить местное население против этого проекта. И тогда было решено, построить вокзал не в самой Бухаре, а в Кагане. Хотя, чуть позже, уже в советское время, рельсы дойдут и до сердца самой Бухары. Ниже, представляю краткую выжимку по этой части.
           С проведением Закаспийской железной дороги в 1888 г. было подписано «дружественное соглашение» туркестанского генерал-губернатора с бухарским эмиром. Согласно соглашению, отводилась «железнодорожная полоса отчуждения» для постройки железнодорожных станций, вокруг которых стали возникать русские поселения. Из первоначальных русских поселений возникли такие небольшие города со своими бюджетами, школами, больницами и другими учреждениями, как Новая Бухара (Каган), Чарджуй (Чарджоу), Керки и Пата-Гиссар (рядом с ним в 1900 г. был основан современный Термез).
            Через Бухару караванными путями по-прежнему переправлялись различные товары из Афганистана, Индии и Ирана. Здесь можно было встретить сахар из Египта, свечи из Рангуна (Бирмы), имбирное варенье из Шанхая, швейцарское сгущенное молоко, шелковые шали с острова Мальта. Бухарские товары, которые следовали в Россию, и русские – в Бухару просматривались на таможнях Самарканда, Мерва и Асхабада. С 1 января 1895 г. стали открываться царские таможни по бухаро-афганской пограничной линии от г.Керки (правый берег Амударьи, 200 км на юг от Карши) до Дарваза (слияние р.Кафирниган с Амударьей), что окончательно лишило ханство самостоятельной торговли. Бухара превращалась во внутренний рынок России. С другой стороны, это привело к расширению торговли с Россией. Начался усиленный ввоз из России мануфактуры, сахара-рафинада, керосина, посуды, железных изделий и пр. В Россию вывозили хлопок, каракуль, шелк, сушеные фрукты и пр.



фото 013


           Как и положено добропорядочному отцу и главе небольшого питерского клана, я добросовестно (чуть ли не в режиме онлайн) старался делиться своими впечатления со своими домочадцами.
           - Судя по присылаемым Вами фоткам, не похоже, что там у вас карантин. - упрекнул меня сын, изучив львиную долю фотоматериала. - Неужели там игнорируют маски?
          - Как тебе сказать... в Ташкенте, к примеру ходит в масках чуть ли не половину города. Там также, как и у нас в России, власти периодически поднимают шухер и тогда ношение масок является обязательным. За нарушение даже штрафуют. Но, поскольку все уже устали от этой пандемии, а кроме того (если по-правде) все давным-давно переболели, то никто уже не воспринимает всерьёз информацию от властей и никому не верит.
          Впрочем, на транспорте, как видно из фото, законы по-суровее, а потому имеют силу. Чуть позже мне придётся убедиться, что в Бухаре ситуация та же самая.


фото  014   015


          Приятное удивление вызвал бумажный мешочек с едой, которым нас угостили в поезде. Развернув мешочек, я обнаружил там вполне приличный круассан, сдобную булочку и пакетик кофе со сливками. Мелочь, а приятно. Как я потом пошучу в сообщении к домашним: «Здесь масса бесплатных услуг: телевизор, кондиционер, еда, отдельный тренажёрный вагон и даже услуги тайского массажа, от которого я тактично отказался. Так и передайте маме!»
           Хотя, как я полагаю, маме было "по барабану". Как позже она сама мне признается: «Вначале я была очень расстроена: Кто мне будет еду приносить? Кто - в магазин ходить... мусор выбрасывать?" А потом вдруг вспомнила анекдот про грузина, который похоронил свою жену: "Эх, сапсэм адин...", переходящий через минуту в восторженное: "Вах! Сапсем адин!!!»
         

016


           Четыре часа прошли незаметно в уютном и комфортабельном поезде, и в 22-30 в Кагане меня уже встречали бухарские родственники...