Что вы знаете о геноциде?

Алексей Василенко 3
   
( Памяти жертв  15 апреля 1915 года)

Сегодня мы будем говорить о временах вроде бы очень далёких, которые  окажутся очень близкими. О явлениях и событиях, страшнее которых ещё не было в истории и которые всё-таки нужно знать, не отмахиваться от них, а знать и помнить. Мы будем говорить о геноциде. Что такое геноцид? Если перевести этот международный термин на русский язык, то он прозвучит страшно: «народоубийство». Это – если по-простому. Но существует и точное определение геноцида, определение, которым оперируют в международном праве:

«Геноцид означает отказ в признании права на существование целых человеческих групп подобно тому, как человекоубийство означает отказ в признании права на жизнь отдельных человеческих существ».

«Геноцид с точки зрения международного права является  преступлением, которое осуждается цивилизованным миром, и за совершение которого главные виновники и соучастники подлежат наказанию независимо от того, являются ли они частными лицами, государственными должностными лицами или государственными деятелями, и независимо от того, совершено ли преступление по религиозным, расовым, политическим или каким-либо другим мотивам».
 
Сам термин «Геноцид» появился намного позже событий, о которых сегодня пойдёт речь. Автором его является Рудольф Лемке, который ещё в 1915 году, во время оккупации немцами Варшавы заинтересовался происходившими вокруг событиями и понял, что в мире появилось новое явление: не уничтожение на поле боя воинских подразделений, а уничтожение всего населения, народа или большой его группы… Тогда Лемке ещё не знал всей правды, несколько лет спустя, уже после Мировой войны он ужаснулся, узнав, что во время этой войны был уничтожен миллион двести тысяч армян только за то, что они были армяне, – без разбора: мирные люди или военные, женщины, дети и старики или мужчины…
 
Лемке тогда был неправ. Он тогда ещё не знал, что цифра эта доходит до трёх миллионов, что процесс уничтожения шёл не только в годы войны, не только на территории Османской империи, но и на чужой территории и на протяжении десятков лет.   Постепенно перед ним стал вырисовываться весь ужас происходившего, а когда к известным ему событиям присоединились зверства тех же турок по отношению к грекам и ассирийцам, проживавшим на тогдашней турецкой территории; когда весь мир содрогнулся от злодеяний фашистской Германии и стали известны другие примеры уничтожения по национальному, расовому, религиозному признаку; когда эта чума коснулась евреев,цыган (что общепринято так называемым "международным сообществом"), а также поляков, украинцев, белоруссов, русских - славянских народов, что до сих пор  упор не желает видеть это самое "международное сообщество"), вот тогда возникла необходимость в создании нового юридического  и политического термина. Нужно было судить нацистских преступников, но не было ещё точных определений таких преступлений. Вот тогда-то и появился впервые термин «геноцид»,   «народоубийство». До этого уничтожение  почти всего народа  называли «армяноубийством»…

ИЗ СТАТЬИ  2  «КОНВЕНЦИИ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ   ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА И НАКАЗАНИИ ЗА НЕГО»

«… Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-нибудь национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

 a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьёзных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Впервые в истории массовые убийства армян были признаны преступлением против человечности ещё 24 мая 1915 года в совместной Декларации стран-союзников – России, Великобритании, Франции. И первыми, кто забил в колокола тревоги, были русские. Уже  через два дня после начала кровавой резни министр иностранных дел России поручил послам в Париже и Лондоне обратиться к правительствам Франции и Англии с предложением о составлении совместного обращения к Турции с требованием прекратить преступные действия. Как обычно,  державы эти целый месяц уточняли каждое слово, но всё же Декларация была написана и передана Турции.

«В течение всего последнего месяца в Армении происходит резня армян курдами и турками при полном попустительстве, а иногда и при прямом содействии оттоманских властей. В половине апреля по новому стилю резня имела место в Эрзеруме, Дергане, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен деревень в окрестностях Вана; в самом Ване армянский квартал осаждался курдами. В то же время константинопольское турецкое правительство подвергает арестам и небывалым притеснениям мирное армянское население.

Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечества и цивилизации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов турецкого правительства, а также на тех местных представителей, которые окажутся причастными к подобной резне»…
 
  Спустя тридцать лет в   термине «геноцид», напомню, были объединены массовое уничтожение армян в Османской империи и Турции вместе с истреблением славян, евреев и представителей других народов на территориях, оккупированных нацистской Германией.  Холокост, и то, что армяне называют «Мец Ехерн» - «Великое Злодеяние», в этом термине равны. Кстати, такое название не случайно, потому что из всех известных случаев истребление армян длилось десятки лет!
 
Первая стадия этого процесса проходила  почти незамеченной другими странами, это была резня отдельными разрозненными очагами и только на территории собственно Турции. Кроме того, на протяжении этого первого периода, который длился с 1876 по 1914 год, непрерывно совершались убийства армян, остававшиеся без последствий, происходило непрерывно разрушение жилищ армян в местах совместного проживания, постоянные притеснения и выдавливание армянского населения с его родных мест. Всё это делали прибывшие с Балкан после проигранной Турцией войны сотни тысяч  этнических турок,   владевших Балканскими странами в течение долгого времени. Они уже привыкли считать, что эти страны, эти земли безраздельно принадлежат им, и обосновывались там навсегда. Но Российская армия выбила их из чужих  краёв, освободила балканские народы от османского ига. И тогда Османская империя дала официальное согласие на размещение почти полумиллиона турок на внутренней территории империи – в местах, веками принадлежавших армянам и живших там столетиями. Одновременно султан и его правительство закрыли прочно глаза на методы, которыми совершалось это расселение. Очаги сопротивления армян, то и дело вспыхивавшие по всей территории Турции, быстро подавлялись именно правительственными войсками. Виновными всегда признавались только армяне.

Ещё в 1879 году Кямаль-паша, глава турецкого правительства при султане Абдул-Гамиде, прозванном «кровавым», так сформулировал политику уничтожения армянского народа:
 
  «Благоразумие требует уничтожить и стереть с лица земли все те элементы, которые могут впоследствии угрожать нам опасностью и служить объектом вмешательства и орудием в руках европейских держав… Наши интересы и интересы Англии требуют, чтобы в Малой Азии (мы и Англия не признаём слова «Армения», и даже челюсти, произносящие это слово, должно размозжить) наши территории были свободны от вмешательства других; следовательно, для достижения этой священной цели необходимо эту армянскую нацию стереть с лица земли и бесследно, то есть, беспощадно истребить.. Для осуществления этой программы у нас имеются такие средства, как курды, черкесы, областные начальники, судьи, сборщики податей, полиция, все, кто объявляет священную войну против этой нации, которая не имеет оружия и защиты; мы  же, наоборот, имеем оружие и армию и самую великую богатую державу мира как нашу союзницу (речь идёт об Англии!) и покровительницу наших владений в Малой Азии. Если эта армянская нация будет истреблена и христианская Европа не сможет отыскать в Малой Азии ни одного христианина, тогда она оставит нас в покое, и мы сможем заняться нашими внутренними делами и государственными преобразованиями».

Так было на протяжении сорока лет!  С  момента низложения султана, прихода к власти в начале двадцатого века так называемых младотурок и началом  Мировой войны началось уже тотальное, поголовное истребление армянского населения. Это была  вторая стадия геноцида. Под прикрытием необходимости военного времени в качестве потенциальных противников Турции истреблялось всё армянское мужское население: одних призывали в армию и затем обвиняли в предательстве и беспощадно убивали, других – просто убивали всеми возможными способами – сжигали, вешали, отрубали головы.  Одновременно с этим в одной из самых цивилизованных столиц Европы – Константинополе-Стамбуле была уничтожена почти вся армянская интеллигенция… Затем   вся территория Турции,  столетиями бывшая территорией армянского государства, была названа прифронтовой полосой (до тысячи километров в глубину и несколько тысяч километров в ширину). Эту так называемую прифронтовую полосу стали якобы в гуманных целях освобождать от оставшегося пока ещё живым гражданского населения: стариков, женщин и детей. Малейшее промедление в сборах, слёзы, крики, фразы на запрещённом в Турции армянском языке для турок означали сопротивление и веский повод для убийства. Грабежи, поджоги, изнасилования, лишения продовольствия и воды сопровождали эту так называемую турками «депортацию». Совершенно умышленно было избрано и место для концентрации оставшихся в живых. Путь к нему  шёл по безводной пустыне сотни километров, и весь этот путь был усыпан мёртвыми телами. Жара, безводье, голод и болезни делали своё дело. А охрана ко всему этому добавляла издевательства, пытки, изощрённые убийства. Она не отказывала себе в таком удовольствии, ведь перед ними были не люди. Для них это был человеческий мусор, который следовало уничтожать…

Всё это происходило на глазах всего мира, в присутствии европейских и прочих   так называемых советников – немцев, англичан, французов, а также наёмников-головорезов из многих стран мира. Даже многие евреи, нисколько не думая о том, что их ждёт такая же судьба, примкнули к младотуркам, приняли ислам, стали называться после этого «дэнме», и некоторые из них вошли даже в преступное правительство. На волне злодеяний они стремились к своим целям – созданию еврейского  государства на территории Палестины.
 
Я уже упомянул особые жертвы 1915 года  –  это учёные, врачи, юристы, учителя, правоведы, писатели,  священники, благотворители. Эти люди были умом народа, его совестью, его защитой, основой его культуры. Это – сердце и голова нации. К сожалению, очень многие люди, и сегодня стоящие у власти, не понимают до конца роли интеллигенции в обществе, оставляя ей место на задворках своей благополучной жизни. Но так называемые младотурки ещё в начале прошлого века просчитали эту роль очень старательно, и в один день в Константинополе, где была сконцентрирована тогда вся культурная и общественная жизнь, обезглавили  армянский народ. Тех, кто уцелел после ужасной резни, выслали вглубь Турции, где они стали свидетелями ещё более страшных злодеяний.

Вот книга «Из западноармянской поэзии». Семьи всех этих поэтов были изгнаны из родных мест в разное время, некоторые погибли раньше, но вот имена Даниела Варужана, Сиаманто, Рубена Севака вместе с тысячами других имён несут дату смерти – 1915 год…

Они  предчувствовали свою судьбу. Не могли не предчувствовать, потому что долгие годы их окружала атмосфера вражды, их преследовала на их же родной земле ощущение чужеродности, искусно нагнетаемое завоевателями их когда-то великой страны. И многие строки, которые они успели написать в течение своих коротких жизней, несут в себе то ли картины, увиденные когда-то, то ли предсказание того, что произойдёт с ними.

Даты жизни Рубена Севака 1885 – 1915. За свои недолгие тридцать лет он успел написать не очень много, но стал одним из известнейших поэтов Армении. Среди написанного им есть сценический монолог, написанный на грани помешательства, состоящий из нескольких частей – предвидений или видений. Называется он «Резня и безумный». Я приведу вам небольшой отрывок из этого монолога, потому что полностью  читать его у меня нет сил.

ХОХОТ

Ха-ха-ха, ха-ха-ха, эх! Душит мучительный смех. С трупом отца на плечах По полю смерти в лучах Ночи иду. В тишине Прошлое липнет ко мне. Старый священник, тяжёл Труп твой печальный. Нашёл Я тебя в щели сырой – Не был спасён ты дырой. Кто над тобою занёс Смерть? Ты удавлен как пёс. Выгнав меня за порог, Ты и подумать не мог, Что возвращусь я опять Долг свой последний отдать.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха, эх! Псы прерывают мой смех. Мрак безнадёжен и густ. Чавканье слышу и хруст, В пастях сомкнувшихся их – Вёрткое мясо живых… А молодые быки С поднятой вверх головой Мчатся тропой полевой, Скрывшись в далёких лесах, С пламенем в красных глазах…

И ещё одна судьба встаёт перед нами. Гениальный армянский композитор Комитас.
 
Настоящее его имя – Согомон Геворгович Согомонян.  Родился он 1869 году в  городе Кутина  в Западной Анатолии в семье сапожника и домашней ткачихи ковров. Рано осиротел, получив в наследство лишь великолепный голос отца и его умение петь… Через год местный священник Дерцакян направлялся в святой Эчмиадзин, где была и есть по сей день резиденция Патриарха всех армян Католикоса. Тогдашний католикос Геворк IV попросил Дерцакяна найти и привезти с собой подростка   для обучения его в семинарии.  Священник привёз с собой в Эчмиадзин, конечно же, Согомона. При встрече  католикос обратился к 12-летнему  мальчику по-армянски. Согомон смутился, покраснел. Не его вина, что он жил там, где  армянский язык был запрещён. Но он собрал все немногие слова, которые знал, и ответил: «Цавок срти ес чем хосум хайерен. Ете кузенак, ес керкем» – «К сожалению, я не говорю по-армянски. Если пожелаете, я спою». Дальнейшее описано в стихотворении поэта Анны Полетаевой:

Перед Святейшим мальчик пел, И чистый голос возносился Через невидимый предел –    И с неба прямо в сердце лился.
Так, может, ангелы поют В свой самый тихий час вечерний Про неба ласковый приют, Даря надежду и прощенье…

Согомон  пел старинное церковное песнопение – шаракан, не понимая ни слова на старо-армянском языке. Да как пел! Его, конечно же, приняли в семинарию, которую он успешно закончил. Став священником, он назвал себя именем поэта 7 века католикоса Комитаса… Жизнь его текла стремительно. Он стал архимандритом, в Тифлисе встретился со знаменитым армянским церковным композитором Макаром Екмаляном, закончившим Петербургскую консерваторию, и брал у него уроки гармонии. На него обратили внимание многие, в том числе и крупнейший армянский нефтяной магнат, благотворитель Александр Манташев. На его деньги Комитас учится в Германии в частной консерватории Рихарда Шмидта, параллельно занимаясь в Берлинском императорском университете.

Вернувшись в Эчмиадзин, он развернул огромную работу по собиранию и обработке фольклора, писал свою музыку… За неполные двадцать пять лет своей творческой жизни он был певцом и дирижёром, стал основоположником армянской научной музыкальной этнографии, классиком армянской музыки, создателем национальной композиторской школы.

В 1910 году Комитас уезжает в Константинополь, откуда отправляется в поездки по Европе. Множество концертов, встреч, ширится слава Комитаса. Именно тогда выдающиеся композиторы Клод Дебюсси, Камиль Сен-Санс, Габриэль Форе  дают высочайшую оценку его творчеству. Именно тогда была сделана   уникальная запись на фонограф, сохранившая для вечности пение  уже немолодого композитора…                Воодушевлённый Комитас непрерывно работает, он далёк от политики, он не замечает, что сгустились грозовые тучи. Даже тогда, когда началась война, он считает, что это ненадолго. Но наступило 24 апреля 1915 года. День, заполненный до отказа ужасом и кровью, день зверских убийств и издевательств над лучшими людьми армянского народа. Организаторы убивали тех, кто даже теоретически мог бы повести за собой народ, воодушевить его на сопротивление. Тех, кто не был убит, но при виде чудовищного кровопролития потеряли способность противостоять насилию, буквально вышвыривали из домов и отправляли в самые отсталые провинции Малой Азии, где происходило то же самое, но только подальше от нежелательных свидетелей из других стран. Мозг гениального музыканта и композитора не выдержал зрелища кровавых сцен. Несмотря на то, что Комитаса вызволили из этой страшной ссылки многочисленные европейские связи, он сошёл с ума. 20 лет он провёл в лечебнице Виль-Жуиф на окраине Парижа. Он умер 22 октября 1935 года…


…А вот он – выросший, немой – Бредёт, от ужаса шатаясь, Струятся по земле родной Ручьи кровавые, сплетаясь
И бьётся крик в его ушах, Привыкших к музыке небесной, –    Ещё один, последний шаг Ко дну разверзнувшейся бездны…
В больничном платье у окна Стоит безмолвная фигура И плачет тонкая струна, Читая мрака партитуру…
…Перед святейшим мальчик пел, Стозвонный голос возносился Через невидимый предел –  И с неба прямо в сердце лился…

…Когда знакомишься с историческими фактами, с величайшей трагедией армянского народа, неизбежно возникает вопрос: за что это всё обрушилось на армян? Почему турки так фанатично и последовательно осуществляли истребление этого народа? Почему одно из древнейших государств мира, создавшее многочисленные культурные ценности, признаваемые всем цивилизованным миром, народ не завоевательный, а созидательный, народ землепашцев, ремесленников, предпринимателей, поэтов, философов, историков, торговцев, почему этот народ стал поперёк горла туркам?
 
Они сами пытались объяснить свои действия необходимостью военного времени, даже настаивали на таком объяснении. А как же тогда быть с десятилетиями истребления армян в мирное время? Почему даже союзники Турции в Германии недоумевали,   были против создания так называемой «прифронтовой полосы» протяжённостью в тысячи километров и не видели никакой необходимости в опустошении огромных  пространств? У турок, подданных Османской империи, а позже у младотурок был ответ на эти вопросы. Ответ, который они никогда не произносили вслух и не признавались в нём себе сами.
Прежде всего: армяне первыми в мире на государственном уровне приняли христианство, и совместное проживание на армянской территории никак не устраивало турок-мусульман. Для развития нации и победного продвижения ислама в мире необходимо было жизненное пространство. А на этом самом пространстве за тысячи лет собственной государственности Армении была создана высочайшая культура, на этой земле были возведены удивительные храмы и города, родились и работали известные всему древнему миру архитекторы. Достаточно сказать, что сегодня в Стамбуле, в бывшем Константинополе, столице великой Византии, высится известный любому культурному человеку храм, который сейчас называется мечетью Айя-София. Но уже далеко не все знают, что храм этом – христианский, и что его грандиозный купол – 31 метр в диаметре восстанавливал ещё в конце Х века приглашённый из Армении знаменитый архитектор Трдат, автор известного во всём средневековом мире храма в одной из столиц Армении, в городе Ани.

  Наличие на захваченной чужой земле следов былого великого прошлого армян, спокойное сосуществование с людьми благополучными, мирными, а зачастую и очень богатыми благодаря своей энергии и предприимчивости, никак не входило в планы в историческом смысле недавно объединившихся полудиких кочевников. И  как необразованный подросток-дурак рисует свои каракули и непристойности на чистой стене прекрасного здания, так и недавние варвары стали уничтожать не только самих армян, но и следы пребывания армян на этой земле. Зависть, дикость, глупость! Качества, в которых невозможно признаться.

Но только ли они двигали организаторами геноцида? Нет, их гнала вперёд ещё и культивировавшаяся в течение долгого времени идея так называемого Великого Турана. Что это такое? Дело в том, что древняя история иногда настолько перепутана и темна, что даже народы, имевшие древнюю письменность и осёдлость, не могут порой найти свои корни. Что уж говорить о невежественных кочевых племенах? Поэтому, когда возникла необходимость обеспечить себе великое прошлое, была придумана Великая Ложь  про так называемый Великий Туран, простиравшийся, якобы,   от Средиземного моря через Кавказ, Каспийское море, через Поволжье и Урал, Туркестан и Казахстан вплоть чуть ли не до Байкала. Именно оттуда произошли, по фантазиям турок и без малейших исторических доказательств, племена, ставшие их предками. При этом не важно, что именно на этой территории история знает много сильных, процветавших государств с высокой культурой, которые к туркам не имели никакого отношения. Парфия, Мидия, Кавказская Албания и другие страны никогда не были частями фантастического Великого Турана! Вы можете сказать: «мечтать никому не запретишь». Но если на пути воссоздания твоей мечты стоят другие народы? Турками овладела мания величия, мания превосходства над другими народами. И во имя  осуществления своих бредовых идей  (а такие идеи посещают время от времени многих и по сей день!) нужно было прежде всего решить «армянский вопрос», как называли убийцы саму жизнь, существование армян.

Идеологом    новой теории пантюркизма была именно младотурецкая партия. Одним из авторов  этой «теории» был псевдоучёный-людоед доктор Назым. Вот как он развивал свои идеи ещё в 1910 году, задолго до Мировой войны на съезде партии «Единение и прогресс»:

«На Востоке в Азии имеются беспредельные просторы и возможности для нашего развития и расширения. Не забывайте, что наши предки пришли из Турана, и сегодня в Закавказье, как и к востоку от Каспийского моря на просторных землях тюркоязычные племена составляют почти сплошное население, находящееся, увы, под ярмом нашего векового врага – России. Только в этом направлении открыты наши политические горизонты, и нам остаётся выполнить наш священный долг: осуществить объединение тюркских племён от Средиземного до Аральского моря.

В числе подчинённых нам народов в нашей империи живёт армянский народ, он является христианским. Естественный ход истории неизбежно должен привести к их отделению от империи, как это было с балканскими народами… Представьте себе существование армянской государственности в наших восточных вилайетах. Такое государство было бы могильным камнем для нашей программы туранизма. Мы будем должны не только отказаться от идеи объединения тюркоязычных народов, от прекрасных идеалов овладения отечеством наших предков, но будем вынуждены сжаться только в Анатолии, на тесно узкой территории Иконийского сельджукского султаната…

Остаётся единственная, последняя возможность, с которой, волей-неволей, мы должны смириться, приняв единственно соответствующий интересам тюркизма выход: мы должны полностью уничтожить армян в нашей империи. Это предложение может показаться бессовестным, бесчестным, нечеловечным, тяжёлым, но вопрос не в совести, как и не в человеческих чувствах. Вопрос только политический, тесно связанный с интересами и будущностью Турции..

Все мы понимаем, что это тяжёлое и сложное дело. Вопрос касается полного уничтожения армянского населения не только  Восточной Анатолии, а всего армянского населения всей империи, всего коварного, ловкого, гибкого армянского населения, энергичность и трудоспособность которого не может ограничиваться узкими границами собственной родины».


…Вот такая людоедская теория, которую, к сожалению, взяли на вооружение не только германский фашизм и его союзники по всей Европе, но и много позже теория эта, теория уничтожения нейтрального и мирного населения, теория освобождения территорий от ненужных, неполноценных народов находит своих последователей.

Но существовало ещё одно изобретение младотурков, которое они называли «депортацией». Мы уже говорили о том, что даже союзники не понимали, зачем огромное количество людей гнать на другие земли, это не было вызвано военной необходимостью. И только когда мы поймём, что к этому времени уже уничтожена практически вся интеллигенция, что к этому времени уже практически уничтожено мужское население, то становится понятно: под термином «депортация» скрывалось не просто перемещение сотен тысяч людей – женщин, стариков и детей. Под этим словом скрывалось самое чудовищное  преступление турецкого правительства и турецкого народа. Их предполагалось уничтожить всех. При этом – так, чтобы убиваемые не знали, что их отправляют на смерть. Всем сгоняемым в бесконечные колонны говорили,  что где-то там, впереди их ждут новые земли, на которых они смогут построить дома и жить в них, пока на их родной земле идёт война…

Их гнали палачи. Вначале они ещё отбирали женщин для продажи в гарем, или просто для услады.  При этом многие женщины кончали жизнь самоубийством, если рядом оказывалось ущелье или высокий обрыв. Вначале их всех ограбили до нитки, зная, что люди брали с собой всё самое ценное, а то, что они не могли взять с собой, сжигалось или продавалось за гроши любому желающему турку. Уже через несколько дней пути  по безводной пустыне немощные все были убиты, дети превратились в живые скелеты, каждый день тысячи людей умирали от голода… Так «решался армянский вопрос».Уже в июне 1915 года министр внутренних дел Турции Талаат-бей заявил немецкому дипломату доктору Мордтману, что Порта хочет воспользоваться мировой войной для того, чтобы покончить навсегда с внутренними врагами – местными христианами, не будучи стеснённой иностранным дипломатическим вмешательством. А ещё через два месяца тот же Талаат-бей заявил, что действия против армян в основном осуществлены и армянского вопроса больше не существует.

Цель полного уничтожения армян откровенно признавал сам главный организатор геноцида Талаат-паша. Он прямо сказал послу США, что политика депортации и уничтожения армян является официальной политикой и что она была принята не в спешке, а напротив, в результате длительных и серьёзных обсуждений. И уже сейчас   не о чем спорить, мы уже ликвидировали три четверти армян, продолжал Талаат. Их нет ни в Битлисе, ни в Ване, ни в Эрзеруме, армяне почти все теперь уже умерли…

Таким было начало мирового распространения политики геноцида. Знамя младотурок подхватила фашистская Германия.

А фашисты внимательно изучали кровавый опыт Турции. Ближайшие сподвижники Гитлера в качестве военных, дипломатических и консульских представителей Германии в  союзной Османской империи имели полную возможность наблюдать за действиями своего младшего партнёра-союзника в Мировой войне. Это была настоящая школа народоубийства. Успешными учениками были будущие деятели фашистской Германии: «протектор» Богемии и Моравии Нейрат, обергруппенфюрер и военный губернатор Будапешта Вилденбрук, начальник лагеря Аушвиц-Освенцим, заместитель инспектора концентрационных лагерей СС Рудольф Гесс, генералы Сект, Лоссов и Крессенштейн, адмирал Денитц, нацистские дипломаты Шуленбург и Папен…

Фашистская Германия оказала турецким учителям помощь и в сокрытии следов преступлений. Когда Гитлер пришёл к власти, он приказал изъять большую часть архива германского офицера и корреспондента многих немецких газет Армина Т. Вегнера. Архив содержал две тысячи фотоснимков, сделанных в Турции в 1915-1916 годах и изобличавших преступников.

Ещё до прихода к власти, в 1931 году, Гитлер ссылался на успешный опыт турок в создании так называемого жизненного пространства. В беседе с  журналистом Рихардом Брайтингом он открыто сослался на изгнание турками  из Малой Азии греков и на резню армян. За неделю  до начала вторжения в Польшу Гитлер сформулировал программу создания «жизненного пространства» путём истребления населяющих эти территории народов. При этом опять ссылался на успешный опыт турок. «Наша сила заключается в стремительности и в жестокости. Чингис-хан сознательно и с лёгким сердцем обрекал на смерть тысячи женщин и детей. История же в нём видит только великого основателя государства. Мне безразлично, что говорит обо мне слабая европейская цивилизация. Я дал приказ (и я велю расстреливать каждого, кто произнесёт хоть одно слово критики) о том, что цель войны заключается не в том, чтобы достичь установленных линий, а в том, чтобы физически уничтожить противника. Я также держу наготове в настоящее время на Востоке мои подразделения «Мёртвая голова» с приказом убивать без какой бы то ни было жалости мужчин, женщин и детей польского происхождения и говорящих по-польски. Только таким путём мы можем получить жизненное пространство (Lebensraum),в котором мы нуждаемся. Кто сегодня ещё говорит об уничтожении армян?»


Вот уж, действительно, парадокс истории! Поляки, которые должны были быть уничтожены фюрером полностью, так же, как и, кстати, русские, белорусы и украинцы, в лице своих руководителей ненавидят Россию, почти единолично уничтожившую фашизм и освободившую Польшу! И смотрят в рот покорённой когда-то фашизмом Европе! Тем же самым занято украинское правительство!
 
Но турки не остановились на этом! При молчаливом согласии союзников и тех же самых так называемых нейтральных стран вроде США, пользуясь революционными событиями и начавшейся гражданской войной в России, они продолжили своё злодеяние, используя для этого все имевшиеся у них возможности. Специально созданные отряды вместе с регулярной турецкой армией вошли на территорию, которая прежде контролировалась Россией, и там продолжали своё чёрное дело. В то же время на юге они охватили преступными действиями всё пространство бывшей Армении до Средиземного моря. Заняв там Киликию, турки в 1920 году вырезали почти 50 тысяч армян и греков Аданы. В Мараше в феврале 1920 года было убито 20 тысяч человек.  Именно там в армянской церкви турки заживо сожгли до 800 человек армян. В Хаджине из 10 тысяч остались в живых только 480 армян. Вскоре после окончания Мировой войны Турция ввела полный запрет на возвращение беженцев-армян на свои земли.  Произошло это 23 мая 1927 года. Был принят закон, по которому все беженцы лишались турецкого гражданства. Отныне они становились гражданами мира с паспортами, введёнными Лигой Наций по инициативе знаменитого учёного и путешественника Фритьофа Нансена.  Целый народ лишили жизни. Оставшихся в живых лишили Родины…

Спустя четверть века, после Второй Мировой войны, когда в связи с послевоенным переустройством мира был поставлен вопрос об устранении последствий преступления против армян и возвращения захваченной у них территории, турецкий премьер-министр Сараджоглу без тени смущения говорил о том, что Карсская, например, область и другие территории являются истинно турецкими, поскольку там не проживает на одного армянина! По этой людоедской логике достаточно уничтожить какой-нибудь народ, чтобы приобрести право на его землю.

Почему австрийский гражданин, еврей Франц Верфель в 1933 году написал свою потрясающую книгу «Сорок дней  горы Муса» об историческом факте беспримерного сопротивления армян и их гибели во время тотальной резни в Турции? Он услышал высказывания Гитлера и пришёл к выводу, что человечеству и его еврейскому народу грозит новое «народоубийство» и хотел предупредить мир об опасности. Но мир не услышал этого крика, потому что тиражи уничтожались, во многие страны книга вообще не попала, оттого и в Советском Союзе никто практически не знал этой книги и не слышал о Верфеле.
 
А ведь его предчувствие сбылось со страшной силой! Жертвой геноцида стали поляки, евреи, цыгане, белорусы, украинцы, русские – все, кто мешал завоёвывать «жизненное пространство». И исток этой жуткой огненной лавы, сжигавшей всё и вся вокруг, был именно тогда, на рубеже веков, именно там, в Турции.

Сегодня, по прошествии многих лет, остаётся с горечью сказать, что по сей день народы мира не осознали в достаточной мере значения гигантского трагического события и преступления. Мы не только не извлекаем уроки из истории (речь идёт, разумеется, не о пострадавших народах), мы просто плохо историю знаем. И это способствует тому, что многие страны до сих пор, спустя сто лет, не признают   истребление армян. Турция, опираясь на гласную и негласную поддержку США и других союзников по НАТО, всячески уклоняется от ответственности, не желая признавать геноцид, сам факт его свершения.

         Надо сказать, что это не просто обычное нежелание преступников признаваться в содеянном. Если бы дело было только в этом, то Турция давно признала бы резню и, может быть, даже  принесла свои извинения, но только в историческом плане: мы, мол, не можем отвечать за то, что делали наши предки. А они, вопреки тысячам свидетельств и фактов, упрямо стоят на своём: вообще ничего не было. Почему?

Дело в том, что геноцид признан  мировым сообществом преступлением против человечности. И если виновной в нём будет признана какая-то страна, то это преступление срока давности не имеет. И имеет очень существенные экономические последствия.

Ещё в 1919 году была создана из представителей нейтральных стран комиссия по оценке материального ущерба, нанесённого армянам в  Османской империи в результате геноцида. Комиссия единогласно пришла к выводу, что захваченные турками у армян ценности составляют более трёх с половиной миллиардов долларов. Примерно такую же сумму признала и комиссия американского Конгресса под председательством Джеймса Джерарда. И это только за период с 1915 по 1919 год! Сюда не вошёл ущерб, нанесённый армянам на первой стадии геноцида – с 1876 по 1914 год.

Прошло сто с лишним лет с трагического дня 24 апреля 1915 года, более ста сорока лет с 1876 года. Помнит ли человечество о тех событиях? Извлекло ли из них уроки? С великой горечью мы можем сказать: нет, не помнит, и не извлекло.

По сей день Турция не признала ничего из огромного количества фактов: документов, свидетельств, заявлений собственных деятелей, признаний на уровне государства в каких-то конкретных действиях, но только не в геноциде. И тем не менее с упорством сумасшедшего продолжает стирать последние следы присутствия армян на территории Малой Азии. Разрушаются все памятники истории, переписываются учебники, теория Великого Турана, усердно пропагандируемая и распространяемая, все сильнее проникает в умы в мусульманских странах и народах. Пояс Великого Турана в сегодняшних реально существующих представлениях простирается уже от Атлантического океана через север Африки до Дальнего Востока! В связи с массовой эмиграцией мусульман в Европу уже скоро можно ожидать, что эта идея раздела мира и господства в нём овладеет и   Францией, и Англией, и Германией, и другими государствами континента. А это уже – угроза не одной стране, не одному народу, а всему человечеству.
 
Соединённые Штаты, когда-то выступавшие чуть ли не третейской стороной, прочно «забыли» свою позицию, хотя и отражённую во многих документах той эпохи. «Забыли» только на том основании, что Турция стала за это время важным союзником для США в собственной их борьбе за мировое господство. В то же время    прямо и недвусмысленно указывают пальцем в сторону России: вот где находится «империя зла»! Вот куда нужно направлять джихад!
 
    При этом Соединённые Штаты оказались по уши завязшими в фактах истории, граничащими с геноцидом,  и геноцидом являющимися.  Во второй мировой войне три года отсиживались за океаном, когда борьба с фашизмом шла не на жизнь, а на смерть, открыли второй фронт только тогда, когда почувствовали, что Победа наверняка будет достигнута и без них. Они теперь говорят: а лендлиз? А что такое лендлиз? Это не пролитая кровь, не миллионы жертв. Это просто техническая помощь, которую союзники оказывали нам, она  не была бесплатной! После войны, истекая кровью, в разрухе мы золотом сполна оплатили всю эту «дружескую» помощь!

И вот на исходе войны США уничтожают полностью два не связанных с войной города – Хиросиму и Нагасаки, в адском огне сжигая поголовно всё население. Кстати, практически то же самое, но не атомными бомбами, было сделано союзной авиацией с не имевшим военного значения Дрезденом в центре Европы. А Вьетнам? Тотальное уничтожение химическими реактивами и напалмом всего живого, миллионы жертв – действия военных преступников. За последние годы США всё чаще и чаще вмешиваются в региональные конфликты. И повсюду, начиная с Сербии, где применялись снаряды и бомбы с радиоактивными сердечниками, до Ирака, Афганистана и так далее применялись запрещённые международным сообществом методы ведения войны.

Как же может такое государство сегодня признать исторический геноцид своего союзника? Зато оно может учить весь мир демократии, толерантности и правам человека и при этом в упор не видеть быстрыми темпами возрождающийся фашизм во многих странах. Причём, возрождается он  во многом именно потому, что на него не обращают внимание. Подняли головы фашистские недобитки в странах Прибалтики и на Украине. А создание «Исламского государства» – это ли не фашизм в ином обличье? Тысячи молодых людей, не знающих истории, уже идут, как зомби, вслед за идеологами фашизма. Современные дикари уже сейчас уничтожают историческую память народов – и материальную в виде памятников истории, и духовную в виде искажения фактов истории. Уже сегодня мы видим признаки геноцида на Украине. Когда фашисты во время войны стёрли с лица земли английский городок Ковентри, то это вполне справедливо назвали геноцидом, военным преступлением, об этом говорили вся Европа, весь мир. Сегодня украинская армия и бандиты полностью уничтожили десятки сёл и городов, разрушили всю инфраструктуру, оставили людей без воды, без электроэнергии, без еды, взяли русские регионы в финансовую и продовольственную блокаду… Гибнут дети и старики, лишённые самого необходимого. Если бы не гуманитарная помощь России, в Луганске и Донецке уже сегодня погибли бы от голода тысячи жителей! Всё это – признаки геноцида, признаки военного преступления. Но Европа и Америка смотрят на это безразлично. Боятся они только одного, что все их усилия могут оказаться напрасными.


…Уроки истории нужно знать и помнить. Многие из них запоминать, делать принципом всей жизни.  В современном мире тотальной пропаганды с разных сторон очень легко утратить нравственные ориентиры. Именно для того, чтобы помочь нашей исторической памяти, помочь людям противостоять историческому и политическому вранью, была написана эта статья..