10. Бонжур, мадам - привет, валет. Истории комсомо

Виктор Гранин
Забавные истории из жизни комсомольских дев
 
От http://proza.ru/2021/04/21/190


             Это была широко распространённая(середины XX века)в России детская игра. Количество игроков не ограничено. Колода любая. Карты сдаются всем игрокам поровну (или, по возможности, поровну) и кладутся в закрытую на стол возле каждого игрока. Затем каждый игрок по очереди начинает кидать по одной карте на середину стола в открытую. Если в середине оказался король, то все обязаны отдать честь, если дама – сказать: «Бонжур, мадам», если валет – «Пардон, месье». Туза надо прихлопнуть ладонью. Если игрок ошибся: отдал честь валету, прихлопнул короля или, например, сказал: «Бонжур, месье», то он забирает все карты. Если никто не ошибся, карты забирает тот, кто отреагировал последним. Выигрывает игрок, первым избавившийся от всех карт на руках.
            Все существующие варианты этой игры заключаются в том, что разным картам приписываются дополнительные действия. Например, при десятке – кукарекать и т.д.
 
            Так уж случилось, что Алёша Махлай, начальник Второй Ныгчекваамской геологосъёмочной партии - ведущей геологическую сьёмку всё более подробных масштабов в пределах листа Q-60, уже за 179 меридианом и чуть южнее полярного круга - он  подобрал себе преимущественно молодёжный коллектив. Специалистами были там только что состоявшиеся выпускники вузов и техникумов. Рабочие – тоже молодые парни после армии, или просто приехавшие с Материка в поисках романтики. От этого работа шла весело, но уж качество её Махлай держал под непререкаемым контролем.
            Вот и лето закончилось, пришла пора сворачивать очередной полевой сезон, да быть готовым для возвращения в город долгожданным, но всегда неожиданным бортом.
            Вечерами холодало, а ночами выпадал снежок. Хотелось уже не просто быть с природой наты, но и собираться тесной компанией в натопленной палатке да там барагозить.
            К такому раскладу всё было приготовлено заранее: колода карт, блюдечко с  - именно голубой! - каёмочкой.
            Картёжная их игра и называлась Бонжур, мадам.  Она допускала к себе всех желающих и была весела своими условностями. Каждый кричал на все лады, безудержно дурачась.

(Проигравший подносил, еще после игры почивавшему в спальнике победителю, утренний кофе на блюдечке с голубой каёмочкой и… драгоценный кусочек сахарку. Продукты же были уже на исходе; а сахар – первый из них нормируемый дефицит.)

            Запоздно парни уходили к себе, а девчонки ещё долго бывали возбуждены и смеялись от любой сказанной фразы.
            Была среди них и Леночка – первого поля выпускница университета. У неё смолоду открылся телесный дефект – передний зуб начал разрушаться. Подружка её из медиков по знакомству организовала ей новый на штифте.  Но видимо цемент воронежского мастера оказался недостаточно стоек, что и послужило развитию нашего сюжета.
            Хохотали девчата до упаду даже и без причины, пока не обнаруживалось, что зубок у Леночки пропал. Теперь уж веселье продолжалось на полу палатки по серьёзному поводу. Елена с Натальей и Ниной скатывались под стол и, давясь смехом, рыли землю. Тогда смешно было уж от того как все они ползали при свете свечки, тыкаясь друг о друга в самых интересных местах. И таки находили несчастный вожделенный предмет. А парни думали, что девчонки скатились вниз под стол от смеха и не подозревали об истине.
            Зубок устанавливался на место. Жизнь с красивым лицом продолжалась. Но вскоре снова Леночка обнаруживала недостачу. И снова открывались поиски пропажи.
            Постепенно усталость давала о себе знать и девушки погружались в объятия сна.
            Утром в палатку приходил кто-то из парней и растапливал печурку. Когда становилось достаточно тепло, девы выползали из оленьих кукулей, приводили себя в порядок и выходили под навес кухни для завтрака.
           Начинался ещё один день ожидания вертолёта.

Продолжение на