Питер - экскурсия 1. 2. 1

Григорий Аванесов
АНИЧКОВ МОСТ->ЦИРК->Памятник Петру I->

                АНИЧКОВ МОСТ

Один из самых известных и самых красивых мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.

Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли.

Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом, «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу.

Только отлитых им на замену и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют.

"Клодт стал скульптором вопреки сословным предрассудкам, запрещающим заниматься искусством. Он принадлежал к небогатой, но очень старинной и родовитой титулованной семье. Предки его были рыцарями, а прапрадед, генерал-майор шведской службы, прославился как храбрый воин и один из видных деятелей Северной войны. Отец скульптора, боевой генерал, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Его портрет имеется в Военной галерее Зимнего дворца.

По давней семейной традиции юный Клодт готовился стать военным. В 1822 году он поступает в артиллерийское училище. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш. Повсюду, где представлялся случай, - в манеже, на улице, в поле, на конных ярмарках - он изучал движения, позы, аллюры и повадки лошадей. Он их наблюдал скачущими, взвивающимися на дыбы, идущими галопом, рысью и шагом или спокойно стоящими. Постигая строение коня, превращая его в объект художественного творчества, Клодт не имел другого наставника, кроме натуры.

После окончания артиллерийского училища Клодт получает офицерский чин. Но страсть к искусству оказывается сильнее военных традиций семьи. И после непродолжительной службы в учебной артиллерийской бригаде подпоручик барон Клодт круто меняет свою судьбу. Он отказывается от военной карьеры и в 1828 году выходит в отставку с твёрдым намерением посвятить себя скульптуре."
    ...
"Вероятно, в конце 1832 или начале 1833 года Клодт получает новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных груп "Укротители коней", предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этими группам заняла почти двадцать лет и стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора. В августе 1833 года модели обеих групп были уже готовы. утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой Клодта. Было принято решение выполнить обе группы в большом размере, а Клодта избрать академиком, в отличие от питомцев академии, которые получали это звание только после завершения пенсионерского стажа."
   ...
"Работа над "Укротителями коней", прерванная на тот период, когда Клодт был занят скульптурой Нарвских ворот, возобновилась с середины 1830-х годов. В это время в Петербурге уже шла подготовка к перестройке Аничкова моста. Клодт заинтересовался проектом ещё до того, как начались строительные работы, и выступил с предложением установить скульптурные группы не на Адмиралтейском бульваре, а на новом Аничковом мосту."

 Отрывки взяты из произведения "На Аничковом мосту" автор Тина Свифт.

Рядом с мостом расположены: Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.

                ЦИРК

Итальянец Гаэтано Чинизелли в 1875 году получил разрешение на постройку постоянного каменного цирка в Инженерном сквере у Симеоновского моста.

Приехавших в Питер итальянцев вечером мне нужно было чем-то занять. На балет билеты не достали так как заранее их не купили. Оперы на итальянском в этот день не случилось. Я предложил цирк. Итальянцы упорно отказывались. Тогда я с большим трудом уговорил их только посмотреть само здание. Устав со мной спорить и не имея
других вариантов они согласились.

Увидев здание они сказали, что оно не похоже на цирк, а похоже на театр. Согласились зайти во внутрь. После первого отделения я предложил пойти домой, но они остались на второе отделение. Хотя я не люблю цирк, но мне тоже понравилось представление. В цирке работали еще советские артисты.

Меня даже итальянцы поблагодарили за настойчивость. На следующий день уже были билеты на балет. Современные разрекламированные представления я не оценил.
В советские годы мне очень нравились представления в цирке. В последние годы не мне ни детям с которыми я ходил представления не нравятся.

Памятник Петру I (Михайловский замок - конная статуя Петра - Бартоломео
Растрелли). Не очень популярный, но хороший памятник.