Первый полёт миниатюрного вертолёта на Марсе

Анна Филимонова
Вертолёт Ingenuity (Индженьюити) стал первым воздушным аппаратом в истории, совершившим управляемый полёт на другой планете, который состоялся в понедельник 19 апреля.
После получения данных от вертолёта, отправленные через марсоход Perseverance (Персивиэрэнс) в 6:46 утра по восточному поясному времени, команда инженеров из Лаборатории реактивного движения (JPL) подтвердила, что полёт прошёл успешно.

Оснащённый солнечными батареями вертолёт впервые поднялся в воздух в 3:34 по восточному времени (12:34 по Гринвичу) или в 12:33 по местному солнечному (марсианскому) времени, которое, как определили диспетчеры, является оптимальным для полёта и получения энергии.
Данные высотомера показывают, что винтокрылый аппарат поднялся на предписанную максимальную высоту в 3 метра и удерживал стабильное зависание в воздухе в течение 30 секунд. Затем он снизился, коснувшись поверхности Марса.
В общей сложности полёт продлился 39,1 секунд.

Первому внеземному аэродрому, с которого взлетел и на который приземлился вертолёт, решили дать название в честь авиаторов братьев Райт.

Пробный полёт Ingenuity был автономным и пилотировался бортовыми системами наведения, навигации и управления, работающими по алгоритмам, созданным командой JPL.
Поскольку между Красной Планетой и Землёй сотни миллионов километров, данные передаются с использованием орбитальных спутников и сети глубокого космоса НАСА, и потому винтокрылом невозможно управлять при помощи джойстика, а его полёт нельзя наблюдать на Земле в режиме реального времени.

Вертолёт Ingenuity имеет высоту 49 сантиметров (без опор) и массу 1,8 килограмм и не содержит никаких научных приборов внутри своего фюзеляжа размером с небольшую коробку.
Предназначение винтокрыла заключается в том, чтобы выяснить, могут ли исследования Красной планеты в перспективе проводиться и с воздуха.

Этот пробный полёт был полон неизвестности. На Марсе значительно меньшая гравитация (примерно одна треть от земной), чрезвычайно тонкая атмосфера и давление у поверхности, равное всего 1% по сравнению с давлением на нашей планете.
Это означает, что в воздухе содержится относительно немного молекул, с которыми могут взаимодействовать при полёте две лопасти винта длиной 1,2 метра каждая.
Вертолёт содержит уникальные компоненты, а также готовые детали, многие из которых используются в индустрии смартфонов, впервые испытанные в рамках этой миссии в глубоком космосе.

Марсоход Perseverance не только выполнял функции ретранслятора, осуществляя связь между вертолётом и Землей, но и записывал хронику полёта при помощи своих камер.
Изображения, полученные его камерами Mastcam-Z и Navcam предоставят дополнительные данные о полёте геликоптера.

Марсоход Perseverance с прикреплённым к его днищу вертолётом совершил посадку в марсианском кратере Езеро 18 февраля 2021 года.
3 апреля винтокрыл был отсоединён от ровера и развёрнут.
В течение следующих трёх марсианских суток (солов) после пробного полёта команда диспетчеров получит и проанализирует все данные и изображения первых испытаний дрона и разработает план второго экспериментального полёта, намеченного не ранее 22 апреля.
Если вертолёт выдержит второе испытание, команда будет думать о расширении полётного профиля.



На изображении:
тень вертолёта на поверхности Марса.
Снимок сделан навигационной камерой винтокрылого аппарата во время его полёта.



Подробнее о марсианском вертолёте: http://proza.ru/2021/04/13/613/
Подробнее о новом марсоходе: http://proza.ru/2021/03/03/131/




https:// www.nasa.gov/ press-release/ nasa-s-ingenuity- mars-helicopter-succeeds- in-historic-first-flight/