8. Дохлая муха и полковник Телюпа

Александр Николаевич Раевский
Предыдущая глава: http://proza.ru/2021/04/21/266

Следующая глава: http://proza.ru/2021/04/21/387


10 сентября 1971 г.

- Ты хочешь практический пример? - раскрасневшиеся от быстрой ходьбы, Саша и Катя с ходу пристроились в хвост длинной очереди, которая начиналась почти от самых дверей небольшого буфета. - Пожалуйста! Будет тебе пример! Вот взгляни на потолок. Сколько мух ты можешь взглядом насчитать?

Вся очередь подняла головы к потолку.

- Пять! - сам ответил на свой вопрос Саша. - Две сидят на потолке, одна пристроилась отдохнуть на плафоне, и ещё две летают! Правильно?

- На плафоне две сидят! - поправил кто-то из очереди.

- Одна дохлая! - возразил Саша. - Она на этом месте уже неделю сидит. Мы говорим о живых мухах!

В очереди вспыхнул смех. Не обращая на него внимания, Саша продолжил:

- Пять мух ты в состоянии посчитать глазами. А теперь попробуй ответить мне на простой вопрос: cколько на том плафоне следов жизнедеятельности этих мух? Не сможешь? Не сможешь! Вот для этого и нужна техника в медицине!

- Как одно с другим связано? - смеялась Катя.

- А я тебе отвечу! - загорячился Саша. - Представь себе, что ты лаборантка в баклаборатории и должна провести экспресс-анализ, ну, скажем, желудочного сока. Дать расклад отдельно по аэробным и факультативно-аэробным бактериям, а также дать количественную оценку дрожжеподобным грибам. Хотя бы только это! Ты можешь приготовить образец, поместить его под окуляр микроскопа и попытаться подсчитать. Это тебе не пять мух! Хорошо, если кто-нибудь сердобольный даст тебе три раствора, каждый из которых окрашивает отдельный вид в какой-нибудь цвет, оставляя остальные бактерии неокрашенными…

- Или один раствор, который окрашивает бактерии в разные цвета. В зависимости от типа. - раздалась насмешливая подсказка из очереди.

Саша хмыкнул и ответил анонимному подсказчику:

- Ты вот сейчас попроси у тёти Симы винегрет, разровняй его по тарелке вилкой и попробуй глазами посчитать — какой процент от общей массы составляет картошка, какой свёкла и какой солёные огурцы. Но только глазами! Сортировать вилкой нельзя. А я попрошу тётю Симу принести калькуляцию на винегрет, мы сверим её с твоими подсчётами и весело посмеёмся!

Очередь заржала.

- Это что ещё за племянничек у меня тут объявился? - перекрывая смех громко спросила буфетчица тётя Сима.

- Это я, тётя Сима! - поднял руку вверх и запрыгал на носочках Саша. - Я! Сашка Кузнецов! Я здесь! Я худенький и маленький, поэтому меня не видно! Это у меня от неправильного и недостаточного питания!

Тётя Сима рассмеялась.

- Я тебе и без калькуляции скажу, сколько и чего у меня в винегрете!

- Не, не надо! Это я так сказал! - крикнул он в ответ, перекрывая общий смех. - Я винегрет и сам приготовить могу! Было бы из чего готовить!

Он дёрнул плечом, вырывая его из-под чьей-то руки. За спиной у него стояла Лида - молоденькая помощница секретарши деканата лечебного факультета. Саша взглянул на неё через плечо и нахмурился.

- Отстань, Лидочка! Не видишь, у нас тут учёный спор?

Он отвернулся было к Кате, но Лида не отставала. Положив руки ему на плечи, она попыталась развернуть его к себе. Саша сам развернулся и вздохнул.

- Ну, чего тебе?

- Тебе нужно срочно появиться в деканате! Кабинет 414!

- Поем и схожу!

- Нет, сейчас! Тебя там ждут!

- Кто ждёт? Комсомольцы?

- Нет! Давай, ноги в руки и бегом!

Саша оглянулся на Катю и тоскливо вздохнул.

- Потом договорим. Придётся идти. Она ведь не отстанет.

- Не отстану! - подтвердила Лида. В подтверждение вцепилась рукой в его курточку и потащила за собой, вытаскивая из очереди.

- Приятного тебе аппетита, Катя… Поешь там за меня, ладно? Хорошенько поешь! - крикнул он через плечо от самой двери.

  ***

Лида довела его до двери факультетского бюро комсомола, постучала, приоткрыла дверь и просунула внутрь голову.

- Привела Кузнецова! Можно запускать?

Из комнаты донёсся смех. Смеялся мужчина.

- Запускайте!

Она отворила дверь настежь, посторонилась и, когда он оказался в дверном проёме, обеими руками толкнула его в спину.

- Иди, злодей! Мы ещё встретимся!

- Встретимся, встретимся! - ухмыльнулся он. Дверь за ним захлопнулась.

- Чего это она так? - смеясь спросил невысокий, сухопарый мужчина в элегантном сером костюме. Он с протянутой рукой подошёл к Саше. - Ну здравствуй, Кузнецов! Помнишь меня?

Саша кивнул и пожал протянутую руку.

- Помню. Вы-то как здесь оказались, Сергей Владимирович?

- Поговорить нужно. Привет тебе от Николая Гавриловича.

- Спасибо. Как он там?

- Твоими молитвами. Присаживайся…

- А это кто? - не двигаясь с места, Саша кивнул на сидящего за столом мужчину. Тот очень внимательно наблюдал за ними. Мужчине было лет сорок. Плотной комплекции, короткая причёска «ёжиком» с лёгкой проседью на висках, очки в металлической оправе, чёрный костюм с белой рубашкой и чёрным же галстуком.

- Начальник следствия местного отдела КГБ подполковник Юрковский. - представил сидящего тот, кого Саша назвал Сергеем Владимировичем.

- Я с местными никаких дел иметь не хочу. - помотал головой Саша. - Или пусть он уходит, или давайте мы уйдём. При нём я не буду разговаривать. Я ещё не знаю, буду ли без него разговаривать, но при нём точно нет!

- Погоди, Кузнецов! Не пыли! - нахмурился Сергей Владимирович. - Если ты из-за того инцидента, который позавчера в этом кабинете случился, то мы это быстро уладим.

- Из-за него. - кивнул Саша. - Я им больше не доверяю. Я и вам-то доверяю лишь самую малость, а о местных у меня сложилось совершенно отрицательное мнение.

- Ты в разговоре с теми двумя упомянул Северную Землю... - хмыкнул Сергей Владимирович. - Хочешь, мы так и сделаем? Это не проблема!

Саша ответил не сразу. Он подошёл к торцу стола, бросил на него свою папку, развернул приготовленный видимо для него стул, на котором в прошлый раз сидел Вилен Краснов, и уселся на него верхом.

- Нет, не хочу. - наконец, вздохнул он. - Хочу чтобы эти двое извинились передо мной за своё поведение. При ребятах извинились.

Сергей Владимирович посмотрел на своего коллегу.

- Слышали?

Тот выпрямился на своём стуле и кивнул.

- Так точно, товарищ полковник! Организуем!

- Ого! - удивился Саша. - Вы уже полковник? Поздравляю! Два года назад майором были. Быстро же вы растёте!

- Спасибо, Саша. У меня теперь должность гораздо более серьёзная. Я заместитель у Николая Гавриловича.

- Рад за вас. - кивнул Саша. - Так о чём вы поговорить хотели?

- Сначала я хотел бы извиниться за хамское поведение своих коллег и выразить надежду, что ты не перенесёшь неприязнь к ним на всю нашу организацию в целом.

- Не перенесу. - кивнул Саша. - Я стараюсь подходить к людям индивидуально. И ваше извинение мне не нужно. Достаточно будет, если они извинятся.

- Хорошо! - наклонил голову он. - Теперь второе. У подполковника Юрковского имеется к тебе просьба. Что, если ты выслушаешь её, мы его отпустим и сможем поговорить тет-а-тет? У меня к тебе тоже один вопрос имеется. Даже два.

- Ну, давайте…

Юрковский откашлялся и посмотрел на Сергея Владимировича.

- Разрешите, товарищ полковник? - после утвердительного кивка, он перевёл взгляд на Сашу. - Ты говорил о каком-то золоте. Алмазы мы действительно нашли, но ни в квартире, ни в гараже, ни на даче у него никакого золота не обнаружили. Может подскажешь, что ты имел в виду?

- А я разве вашим не сказал? - удивился мальчишка.

- Что именно?

- Ну, где он золото хранит…

- Нет, не сказал. Я пять раз запись твоего разговора с дежурным прослушал. Ты говорил...

- А-а-а, да, точно! Не говорил! - перебил он его. - Рядом со мной в этот момент Снежанна стояла. Не хотел без нужды искушать хорошую девушку... Значит так! У его тёщи имеется собственная дача. Старая развалюшка. Она там уже практически не бывает. После смерти мужа совсем её забросила. Живёт летом на новой даче с дочерью. Так вот, в кухоньке там имеется люк в подвал. Скажите своим, чтобы осторожнее были, когда вниз полезут. Там стены на ладан дышат. Может завалить. Борис Аркадьевич хорошо изучил его. Знает, куда можно наступать, а куда лучше не стоит. Там у него золотишко припрятано. С миноискателем вы его вмиг найдёте.

Юрковский кивнул, быстро строча ручкой в блокноте.

- Спасибо… Ты ещё говорил о каких-то подставных лицах на Чукотке и в Магаданской области. Не назовёшь их?

- А не будет вам? - усмехнулся Саша. - Главную информацию я вам дал. Не желаете сами немного потрудиться? Вы уже многое знаете про него. Если наберётесь терпения и поработаете с его документацией, вы все его связи с цеховиками сможете вскрыть. Алмазы и золотишко это всё так… Небольшой запас на чёрный день. Главное у него в других местах зарыто. Он мужчина состоятельный, но я не хочу лишать вас удовольствия самостоятельно сделать интересные открытия.

Он насмешливо фыркнул, увидев выражение лица Юрковского.

- Не воображайте себе, что вы меня завербовали! Я решал собственную проблему, а то что при этом и вам кое-что перепало, это чистая случайность! Скажите спасибо и за это!

Юрковский коротко глянул на сидящего напротив начальника и откинулся на спинку стула.

- Не скажешь, откуда у тебя сведения?

- Не скажу. - покачал головой Саша. - А если будете настаивать или, не дай бог, угрожать мне ответственностью за укрывательство сведений по уголовному делу, я вам это дело вмиг развалю.

- Саша, Саша! - нахмурился Сергей Владимирович. - Чего ты опять раскипятился? Никто тебе не угрожает и не собирается угрожать. Подполковник Юрковский очень опытный следователь. Знает, как распорядиться уже имеющимися фактами. Так ведь, Александр Максимович?

Тот вздохнул, закрыл свой блокнот и поддакнул:

- Так точно, товарищ полковник. - он поднялся из-за стола. - Я закончил. Если я вам не нужен...

  ***

Когда за Юрковским закрылась дверь, Сергей Владимирович легко вскочил на ноги, раскрыл портфель, стоявший на соседнем стуле, выудил из него два каких-то непонятных устройства размерами со спичечные коробки с резиновыми присосками, подбежал к окну, прикрепил их на оба высоких стекла оконной рамы и дважды щёлкнул микровыключателями. После этого он громко щёлкнул каким-то тумблером у себя в портфеле, быстро подошёл к двери, выглянул в коридор, снова закрыл дверь и запер её на ключ, который достал из кармана своего пиджака.

Саша наблюдал за всем этим, сидя на уголке стола и болтая ногой в воздухе.

- Меры предосторожности? - усмехнулся он.

- Да, меры предосторожности. Вопрос у меня к тебе очень уж деликатный.

- А почему вы? Почему дядя Коля сам не позвонил и не попросил о встрече?

- Николай Гаврилович имеет опасение, что в последнее время его телефоны начали прослушивать. И потом, он сказал мне, что хочет подстраховаться. Если с ним что-нибудь случится, он хочет, чтобы я принял над тобою шефство. Я немножко вам помогал со стороны при переезде. Надеюсь, вы с Мариной Михайловной не заметили моей помощи…

- Не заметили. Что за вопрос такой, что вы тут такую таинственность развели?

- Если помнишь, я сказал, что у меня два вопроса имеются. После разговора с Юрковским остался один. Я уже понял, что ты и дальше сохраняешь нейтралитет. Так ведь?

- Так. Я действительно не стою ни на чьей стороне. А вы неплохо информированы.

- Да, Николай Гаврилович доверяет мне. Надеюсь, придёт время, и ты станешь доверять мне не меньше, чем он. Ну да ладно. К делу!

Он порылся в портфеле, выудил из неё чёрный конверт из-под фотобумаги, бросил его на стол перед собой и сложил на нём руки.

- Сначала предыстория… - он поднял глаза к потолку, собираясь с мыслями. Саша слез со стола, обошёл его и уселся на тот стул, на котором до этого сидел Юрковский.

- Неделю назад Николай Гаврилович зашёл в кабинет к одному своему товарищу, который имеет некоторое отношение к внешней разведке… - начал он. - На столе у него он случайно заметил одну фотографию, которая его заинтересовала. В числе прочих на ней была видна некая женщина. На фото она была видна со спины, но тем не менее Николай Гаврилович насторожился. Ему показалось, что он узнал Марину Михайловну. Не буду тебя долго мучить, но ему удалось разговорить этого своего товарища и подвигнуть его на то, чтобы тот показал ему и остальные фотографии. В этом конверте светокопия одной из них. Взгляни…

Он подвинул конверт к Саше. Тот нахмурился, услышав о внешней разведке. Он взял конверт, открыл его и вытряхнул на стол фотографию. Нетерпеливо перевернув её, он некоторое время молча изучал её, а потом откинулся на спинку стула и сложил руки на груди.

- С ратуши снимали?

- С какой ратуши?

- В Ля Кабане ратуша единственное высокое здание. Все остальные строения максимум трёхэтажные. Угол такой, что понятно, что снимали откуда-то сверху. Пользовались телеобъективом хорошего качества.

- Я не знаю, что такое Ля Кабане, но подозреваю, что это какой-то населённый пункт. Правильно?

- Да, это деревушка на юге Франции. Тринадцать тысяч жителей. С чего это внешняя разведка заинтересовалась нами?

- Их интересовал не ты и не Марина Михайловна, а тот мужчина, который на фотографии снят анфас. Я думаю, что ты и эта девушка случайно попали в кадр. Точно так же, как Марина Михайловна на другой и Мира Данелько на третьей фотографии. Насколько я понял из пересказа генерала, этот мужчина довольно известная личность на Западе. Его наши держали в поле зрения, а потом он внезапно пропал. Как уж они его снова нашли, об этом тот генерал не распространялся… - он помолчал, строго глядя на Сашу. - Так значит это всё же ты?

- Я. - кивнул мальчишка. - Девушку на фотографии звать Харри. Она прислуживает у нас в доме. Мужчина этот год назад был начальником службы безопасности в Ватикане. Зовут его Дональд Пратт. Вскоре после нашего визита к Папе Римскому в ноябре 70-го, он оставил службу в Ватикане и сейчас играет в Ля Кабане не очень понятную роль. К себе в дом мы его с Мариной не пустили. Он поселился на окраине Ля Кабане неподалёку от больнички и с утра и до позднего вечера пасётся у нас на территории. Помогает, чем может. В том числе подметает двор и чинит нашу машину, когда она капризничать начинает. Ну и отпугивает любопытных и дураков. Сам себя он считает кем-то вроде биографа нашей семьи. - Саша усмехнулся. - Новый Левий Матвей…

- Значит ли это, Саша,… - осторожно начал Сергей Владимирович, - что вы с Мариной Михайловной хотите переселиться на Запад?

- Нет, пока таких планов у нас нет. Мы с ней затеяли всё это только для того, чтобы я мог на полулегальных основаниях заниматься углублённым изучением человеческого тела и практиковаться в лечении различных заболеваний. В Советском Союзе у меня такой возможности нет. Появится только через шесть лет, когда я закончу институт. Да и то...

- Полулегально - это как?

- Совсем легально было бы, если бы я имел патент на занятие врачебной деятельностью. Без диплома об образовании я его получить не могу. Кстати, мы с Мариной Михайловной для всех окружающих брат и сестра. Вивьен и Мари Сартре. Мира - наша троюродная сестра Миранда Шатоне. Мари владелица и главный врач той больнички. Женщин обследует и лечит она сама. Если встречается интересный или просто новый для меня случай, подключает и меня. Я тогда помогаю ей, но незаметно для пациентов. Это, кстати, и означает полулегально. Легально я занимаюсь массажём и косметологией.

Сергей Владимирович кивнул, помялся немного, пожевал губами, но наконец, решился.

- Слушай, Саша… Мы с Николаем Гавриловичем уже головы сломали. Пытаемся понять, как такое возможно. Ты учишься в Иркутске, живёшь в Иркутске и одновременно ты там. Мы не знали, что эти фотографии сделаны во Франции, но Николай Гаврилович — он видел их все — уверял меня, что это не Советский Союз. Или всё же не одновременно?

- Это мой двойник! - отмахнулся мальчишка. - Я же полковнику Горохову демонстрировал, что в состоянии создавать любое количество двойников. Вы лучше другое скажите!

- Что именно? - оторопел его собеседник.

- Не насторожится ли тот генерал из внешней разведки из-за вашего интереса к этим фотографиям?

- Ах, это? - пренебрежительно усмехнулся Сергей Владимирович. - Не держи нас за дураков! Николаю Гавриловичу «показалось», что ему где-то встречалось лицо той девушки. Харри? - мальчишка кивнул. - Попросил эту фотографию, чтобы показать специалистам нашего управления. Мотивация нормальная. Никаких подозрений возникнуть не может. Мы же не в полной изоляции друг от друга работаем. Общаемся, обмениваемся информацией, помогаем друг другу. Ты лучше скажи, что такое двойник? Что-то я впервые о двойниках слышу. И Николай Гаврилович ни разу не упоминал.

Он вздрогнул, когда за спиной у Саши беззвучно возник мальчишка одетый один в один с тем, что на фотографии. Светло-серый свитерок с воротником под горло, поверх него распахнутая кожаная куртка с косой молнией, на голове кепи. Мальчишка этот шагнул влево, опёрся руками о спинку стула соседнего со стулом Саши и зевнул.

- Я и есть его двойник. А он, соответственно, мой двойник. Сделать ещё парочку, чтобы вы поняли?

- Нет, не нужно… - прохрипел Сергей Владимирович. - Братья близнецы?

- Не-а… Он - это я, а я - это он. У нас одна душа на двоих. Не ломайте голову, Сергей Владимирович! Всё равно не поймёте! Вы же атеист, а атеистам такое понять не дано.

- Ты бы лучше вместо двойников мне какой-нибудь бутерброд сделал! - проворчал Саша, оставшийся сидеть на стуле. - Есть охота! Меня Лидочка прямо из очереди выдернула!

- А сам не можешь? - усмехнулся тот, что в кепи. Он ещё раз зевнул, и тут же на столе появилась тарелка с двумя большими бутербродами с колбасой. Саша — тот что сидел напротив Сергея Владимировича - подвинул её на середину стола, взял себе один бутерброд и впился в него зубами.

- Угощайтесь, Сергей Владимирович! - промычал он. - Булки ещё тёплые. Прямо из кафе в Ля Кабане! Где вы ещё такие попробуете?

А тот, что в кепи, насмешливо прибавил:

- Если собираетесь шефство надо мной брать — привыкайте к таким штучкам! Он в состоянии новую Вселенную создать, а уж бутерброд… Просто разленился он у вас тут! Угощайтесь, угощайтесь! Я на двоих делал…


Следующая глава: http://proza.ru/2021/04/21/387