История НБА. Тим Данкан и деды

Юрий Язовских
Тимоти Теодор Данкан так долго играл в НБА, что к концу его карьеры в лиге мало кто помнил, как он делал свои первые шаги в профессиональном баскетболе.

Забавно, но в начале своей карьеры он был в "Сан-Антонио" кем-то вроде сына  полка. Его окружение на площадке составляли почти сплошь одни ветераны, по нашим понятиям – «деды». Самому Данкану в момент прихода в лигу исполнился 21 год, а все основные игроки "шпор" уже разменяли тридцатник: Дэвиду Робинсону было 32 года, Эвери Джонсону – 32, Винни Дель Негро – 31, Чаку Персону – 33, Джарену Джексону – 30. И лишь Шон Эллиот был до неприличия молод – ему стукнуло всего 29.

В следующем, первом чемпионском сезоне (1998/99) из состава "шпор" выбыл Дель Негро, но его заменил еще более опытный ветеран - 35-летний двукратный чемпион НБА Марио Эли. А на скамейку, вместо Персона, присели 37-летний Джером Керси и 33-летний трехкратный чемпион в составе "Чикаго" Стив Керр.

А теперь представьте себя на месте Тима и спросите себя: а вы смогли бы в такой компании стать лидером в первый же свой чемпионат? В 21 год? В окружении все повидавших ветеранов, и что еще важнее - людей совершенно другого поколения? Рядом с большой звездой НБА – Дэвидом Робинсоном, который хоть ничего и не выиграл, но не так давно был MVP "регулярки"?.. Играя в одной команде с Эвери Джонсоном, который в НБА получил прозвище «маленький генерал» (угадайте, почему?). Комично, но «рядовому» Данкану, пришлось вести за собой коллектив, где был и «адмирал», и «генерал»…

Майкл Джордан пришел в НБА в том же возрасте, что и Тимми, и тоже сразу примерил на себя роль вожака чикагской стаи, но история Джордана ничем не напоминает биографию Данкана. Чемпионская команда вокруг Майкла складывалась много лет – ее формировали «под Джордана»: тех, с кем начинал Майкл, быстро разогнали (через три года после появления ЭмДжея в НБА, из старого состава «Чикаго» остался только белый и пушистый Дэйв Корзин), а вокруг него собрали тех, кто даже не пытался оспаривать лидерство Его Воздушества. Майклу создали условия максимально благоприятные для проявления его лидерских качеств.
 
Другая история произошла с Коби Брайантом. Он пытался утвердиться в коллективе, где главной звездой был Шак. Попытки Коби пододвинуть этого монстра приводили к бесконечным проблемам внутри команды. Лишь гений  Фила Джексона смог сделать из раздираемой на части «Вороньей Слободки» команду-династию и на какое-то время прекратить грызню между Брайантом и ОНилом.

Данкан в «Сан-Антонио» оказался ровно в том же положении, что и молодая звезда «озерных», но всего за несколько месяцев сумел сделать то, чего Коби не смог за восемь лет. Большая звезда Робинсон не стал вставать в позу и просто «подвинулся», чтобы дать раскрыться восходящей молодой звезде. Без споров и конфликтов. И «маленький генерал» не стал осложнять жизнь новичку. Данкан пришел в чужой монастырь со своим уставом, и этот «монастырь» стал жить по новым правилам.

Для публики выход Данкана на первые роли в «Сан-Антонио» выглядел почти беспроблемным, но в реальности такого просто не могло быть. Борьба за лидерство в слаженном коллективе для новичка неизбежна, даже когда окружающие ее почти не замечают.

Пытаясь понять, как Данкану удалось всего за несколько месяцев стать лидером «Сан-Антонио», нужно обратить внимание на несколько обстоятельств. Во-первых, нельзя забывать про того, кто тренировал «шпор». За последние 25 лет любой баскетбольный болельщик имел немало возможностей убедиться в том, что великий Грегг Попович не просто выдающийся тренер – он еще и настоящий Папа для своих подопечных. Это человек, который на протяжении десятилетий старался поддерживать комфортную обстановку в команде, которая напоминала одну большую Семью. Людей в команду при Попе старались подбирать по принципу совместимости – как в быту, так и на площадке. Попович избавлялся от игроков, которые не вписывались в семейный микроклимат (С.Джексон), а эгоистичных баскетболистов после Доминика Уилкинса туда просто не брали.

Но Папой Грегг станет все-таки несколько позже – уже в «нулевые», а первый сезон Данкана в НБА стал всего лишь первым полным регулярным чемпионатом 48-летнего главного тренера Поповича. Если кто и мог воспринимать его как отца в то время, то это молодой Тимми, но никак не Робинсон и Эвери Джонсон. Попович, конечно же, помог адаптироваться Данкану в составе «шпор», но лидером этой команды Данкан стал сам.   

И помогли ему в этом его личные качества. Тимоти оказался прирожденным вожаком, что не так уж часто встречается в природе. Дело в том, что в человеческих обществах в этой роли сплошь и рядом оказывается человек, не предназначенный для роли лидера. Как показывает история, «место красит человека» гораздо чаще, чем человек место. Стоит какой-нибудь бледной моли оказаться волею Судьбы в кресле большого начальника, как тут же окружающие начинают воспринимать ее как невероятно харизматичную личность, хотя моль она и есть моль, сколько литров ботокса в нее не закачивай.      
 
В спортивной команде такой способ стать вожаком не работает. Там тебя никто не назначит на должность лидера. Но и прирожденное лидерство лидерству рознь, поскольку имеет различную основу. Некоторые вожаки используют грубую физическую силу, чтобы подчинять других, есть такие особи, которые умеют внушить страх одним своим взглядом, третьи обладают недюжинной силой убеждения, превращая силой слова людей в марионеток… Способов утвердить себя в роли лидера много, но в случае Тима Данкана сработал тот, который мы обобщенно называем харизмой. В жизни этим словом называют некое человеческое качество, о котором никто толком ничего сказать не может, но когда харизма есть – окружающие это чувствуют.

У Данкана есть эта загадочная харизма – как и у большинства небожителей НБА, вроде Берда, Мэджика, Джордана и Леброна. Но здесь следует отметить, что в случае Тимми мы имеем не только вожака, но и человека, у которого практически отсутствовали  недостатки. Он полная противоположность таких лидеров-деспотов как Джордан или Брайант, которых не любили, а терпели. Он непохож на угрюмого Берда, который вызывал уважение у своих партнеров, но не был душой «кельтского общества». Тимми – всеобщий любимец. Если провести опрос среди игроков, выступавших на паркете в начале 21 века, с кем бы они хотели оказаться в одной команде, то Тимми был бы на первых местах. Рядом с Мэджиком и Биллом Расселлом. Остается только согласится с Биллом Симмонсом (с которым я постоянно заочно спорю), который в статье про Тима написал: «Вы бы точно захотели бы играть в одной команде с Тимом Данканом. У этого парня просто нет недостатков».

Джинобили при принятии Тима в Зал славы сказал про своего друга: «Удивительный партнер по команде и потрясающий человек». Но более показательны даже не эти слова аргентинского баскетболиста, а тот факт, что никто и никогда из многочисленных партнеров Данкана не сказал ничего плохого про лидера «Сперз». 
Только откровенно странные люди в НБА имели зуб на него – как, к примеру, Кевин Гарнетт или арбитр Джо Кроуфорд, который удалил Данкана за смех на скамейке…

Так уж получилось, что Тим - прирожденный лидер, который никогда не возвышался над окружающими. Именно наличие этих редко сочетаемых качеств позволило Данкану так быстро освоиться в роли вождя «шпор», в крайне неблагоприятном окружении для молодого парня. Помнится, что в многочисленных статьях и письмах в советской прессе товарища Сталина частенько называли вождем, учителем и другом. В отношении вождя в этой формуле все верно, а все остальное – полнейшее вранье. Данкан в реальности сумел совместить в себе эти достаточно разноплановые роли. Он стал вожаком, учителем и настоящим другом для своих партнеров. Отнюдь не случайно, что все другие звезды «шпор» были друзьями Тима – и Робинсон, и Паркер, и Джинобили.

В лидерских качествах Данкана болельщики могли убедиться уже в его первой игре в НБА. И дело отнюдь не в статистических показателях. 15 очков и 10 подборов – хорошо для дебютанта, но заявкой на лидерство в команде подобную статистику назвать сложно. Дело в другом. Если вы посмотрите первый матч Данкана в НБА, то вам бросится в глаза, что Тим всю игру активно общался со своими партнерами, ничуть не напоминая робкого новичка. Особенно характерным был момент, когда Данкан успокаивал Робинсона после одного из игровых эпизодов, словно старший брат младшего. По этой игре было видно, что всего пары-тройки месяцев совместных тренировок хватило, чтобы «салага» Тимоти Теодор не просто влился в слаженный коллектив ветеранов, а взял «дедов» из «Сан-Антонио» под свое крыло.

Но стать вожаком в мужском коллективе – это одно, а превратиться в главную звезду баскетбольной команды – нечто иное. Здесь нужны не только соответствующие личностные качества, но и чисто спортивные умения. Целых 8 лет до прихода Тимми в лигу «шпоры» были командой Адмирала. И хотя из-за травмы спины, которая сменилась переломом ноги, Дэвид пропустил почти весь сезон 1996/97, как любой нормальный спортсмен он не собирался уходить в тень после прихода талантливого новичка. Чтобы стать первым номером в «Сан-Антонио», Данкану надо было доказать свое превосходство над многолетним вожаком «Сперз» на площадке.
      
По статистике Данкана в сезоне хорошо заметно, что игровым лидером он стал не сразу. Несколько месяцев у новичка ушли на адаптацию, когда удачные игры чередовались с посредственными и откровенно провальными. В первых 20 встречах «регулярки» на счету Тима было всего 15,6 очка за матч, а у Адмирала – 23,4 балла. Очевидно, что в первой половине сезона «шпоры» по-прежнему были командой Робинсона. Но после Нового года ситуация быстро изменилась. В конце января 98-го команда потеряла основного легкого форварда Шона Эллиотта. В результате кадровых проблем Попович поставил в старт на место Эллиотта центра Уилла Пердью! В этих нестандартных условиях, когда Грегг Попович перешел на игру в три «башни», Тим Данкан наконец-то вышел на первый план. С февраля он заиграл так, что быстро выдвинулся в число лучших игроков НБА. В последних 36 матчах чемпионата на счету Данкана 25,2 очка, 12,5 подбора и 2,6 блока! Напротив, у Дэвида Робинсона показатели за период март-апрель снизились до 20,6 очка и 10,7 подбора в среднем. Цифры не лгут: в конце сезона «башни» «Сан-Антонио» поменялись местами.

По итогам сезона 1997/98 Тим Данкан стал безальтернативным новичком года, был выбран в  первую сборную «всех звезд» (вместе с Джорданом, Мэлоуном, Шаком и Пэйтоном), во вторую защитную сборную, а в опросе на MVP оказался пятым! Робинсон, кстати, стал седьмым, но с большим отрывом от Данкана.

Первый плей-офф для Тима закончился на стадии полуфиналов конференций: «Сан-Антонио» проиграло «Юте», которая второй год подряд дошла до финала. Данкан провел плей-офф неровно, чередуя отличные игры и весьма посредственные, что вполне обычная история для новичков. Но его потенциал большой звезды был очевиден и в постсезоне. В первой игре первого раунда на площадке «Финикса» Данкан в первой половине матча набрал 4 очка и получил 3 фола, почти всю третью четверть мазал, но минут за 15 до конца начал свой бенефис, увенчавшийся 32 очками! В концовке игры Тим забивал на любой вкус и привел «шпор» к важнейшей победе на площадке соперника, что позволило «Сперз» выиграть серию 3:1. Мог Данкан принести победу своей команде и в первых двух играх с «Джаз» (33 и 26 очков), но «шпорам» не хватило чуть-чуть (а проще говоря – травмированного Эллиотта), чтобы одержать хотя бы одну победу в Юте, и завязать борьбу в серии.

Укороченный сезон 1999 год лишь закрепил то положение в «Сперз», которое сложилось в  конце прошлого чемпионата: Данкан стал главным действующим лицом в команде, а Дэвид Робинсон окончательно превратился во вторую скрипку оркестра под управлением дирижера Поповича. Это было заметно и в «регулярке», а в плей-офф стало очевидно для всего мира.

Король Майкл ушел из НБА в межсезонье, но тут же на его место пришел его сменщик, который мало в чем уступал Его Воздушеству как баскетболист. Многочисленные члены секты «Свидетелей Джордана» этого не заметили, но те, кто  внимательно смотрел плей-офф, в ходе которого 23-летний парень эффектно удавил двухголовую гидру Шакобе (рекомендую посмотреть 3-й поединок этой короткой серии, чтобы убедиться в этом), а в финале разорвал «Никс», могли сделать единственный вывод: Тим Данкан – чертовски хорош. Он провел финал на уровне Хакима в победном для того 1994-м году. И намного лучше первого финала своего великого предшественника Ларри Берда. Именно достижение Ларри (и заодно Карима Абдул-Джаббара) повторил Данкан, завоевавший перстень в роли главной звезды команды в свой второй сезон в лиге. Кстати, в каком чемпионате по счету взял свой первый перстень Джордан? Не припоминаете?… Это к вопросу о величии тех или иных баскетболистов.

Напоследок нельзя не отметить, что немаловажную роль в бесконфликтной смене лидера «Сперз» и завоевании титула сыграл Дэвид Робинсон. Будь на его месте Джордан или Брайант, не избежать бы битья тарелок в раздевалке. Но, к счастью, Адмирал  - умный человек. Как только он убедился, что Тимми вполне тянет на себе роль первой скрипки в оркестре Грегга Поповича, Дэвид согласился с ролью второго плана на площадке. Приход феноменального новичка позволял «шпорам» претендовать на титул, и Адмирал сделал все, чтобы получить свой первый перстень вместе с Тимом, отрабатывая в обороне, сражаясь за подбор, и изредка солируя в тех играх, где Данкан был не так хорош, как обычно.

После завоевания первого титула Данкан перестал восприниматься как молодая звезда. Всего 2 года ему хватило, чтобы войти в Топ-3 звезд НБА (наряду с Шаком, чуть позднее присоединившимся к ним Кобе, перехваленным Гарнеттом, а позднее Уэйдом и Королем), к концу «нулевых» он сменил статус действующей звезды на «одного из лучших тяжелых форвардов в истории» (хотя, по сути, всегда был центром), а чуть позднее превратился в играющую легенду, закончив свою феноменальную карьеру твердым игроком Топ-10 НБА всех времен.