Пойте что-нибудь!..

Сергей Довженко
     Ну вот не место храм для концерта. Особенно во время службы. А тем более – вместо нее. Я сгущаю краски лишь слегка. Сколь бы ни было молитвенно и любимо прихожанами все, что получило постоянную прописку повсюду: акафисты перед полиелеем – вместо кафизм, всевозможные «канты», а при наличии «правого» хора «духовные концерты» 18 – 20 веков (пусть даже и очень хорошие!) – вместо правильно и красиво спетого причастного стиха, тоже ведь занимающего не одну страницу партитуры, – все это поется взамен Устава. Прав святитель Филарет, написавший в 1867 году А. Н. Муравьеву: «Православное богослужение, древнее, мудрое, полное благодати и назидательности, мы исполняем слабо, спешим, сокращаем; и еще стесняем оное новосоставленными песнопениями...»

     «Концертом» условно можно назвать всё, что призвано заполнить образовавшиеся «вдруг» паузы между частями службы. Заняться-то очень даже есть чем: почитать молитвы ко Причащению, житие дневного святого там, где это в обычае, Пролога в поучениях, как заведено далеко не только в монастырях, да и просто благоговейно постоять в ожидании – тишина же бывает не обязательно мертвой. Мы с нашими певчими стали петь и читать в это время те стихиры и тропари канона со всенощной, что были неизбежно пропущены накануне, – это после того, как однажды на Троицу во время затянувшейся исповеди к нам пробилась через полный храм заведующая свечным ящиком и отчаянным шепотом потребовала: «ПОЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ, В ХРАМЕ ГНЕТУЩАЯ ТИШИНА!!!»

     И я рад, что настоятель храма, в который я когда-то трудоустроился со свежим дипломом регента-псаломщика, всегда более чем сдержанно относился к сверхуставным вещам вроде акафистов, пассий, чина погребения Божией Матери. И благодарен ему, что за шесть лет нашего сотрудничества при всем своем темпераменте и обычной приходской спешке он ни разу не поторопил нас...