Не боимся анализировать художественный текст. Шпар

Серафима Бурова
Не  боимся  анализировать  художественный  текст

Шпаргалка для тех, кто испытывает затруднения при выполнении устных и письменных заданий по литературе, требующих самостоятельности


От составителя

Как известно, художественное произведение можно анализировать разными способами. Эти способы и называются литературоведческими методами. Их довольно много, но хотя вы не знаете, как все они называются, вы интуитивно ими уже пользуетесь. Потому что за каждым из сформировавшихся в течение долгой истории изучения литературы исследовательским методом обязательно стоит опыт читательского контакта с литературой. И потому, когда вам даётся задание, проанализировать на любом доступном уровне художественное произведение (или его фрагмент), вы неизбежно вступаете на тропу, именуемую МЕТОДОМ. Как господин Журден (герой пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»), не отдававший себе отчёта, что он говорит ПРОЗОЙ, вы пользуетесь методами анализа, часто даже не догадываясь, как называется избранный вами путь, какой инструмент держите в своих руках.
Различия методов, границы их применения и история их научного обоснования - область МЕТОДОЛОГИИ. МЕТОДЫ различаются и тем, как они определяют объект своего исследования (а мы, получив задание проанализировать текст, на него можем просто указать пальцем), и тем, как они формулируют свои цели, задачи и предмет и возможности.  Результаты же нашей (ученической!) работы зависят от того, насколько осмысленно мы идём по пути анализа текста, какими инструментами при этом пользуемся, чтобы обосновать правильность своей точки зрения. А это уже зависит от нашего владения ТЕОРИЕЙ литературы, в которой мы находим описание инструментов и способов их применения.

Итак, вперёд - без страха и упрёка!



Желающие вступить в диалог с автором Шпаргалки (высказать свои пожелания или недовольство чем-либо, проконсультироваться и т.д.) могут написать по адресу  burova05@mail.ru (Буровой Серафиме Николаевне)
 

МОДУЛЬ I. КТО ТАКОЙ АВТОР ХУДОЖЕСТВЕНЫЙ И ПОЧЕМУ ЕГО ВАЖНО ОТЛИЧАТЬ ОТ АВТОРА БИОГРАФИЧЕСКОГО?

В этом модуле вы должны научиться разделять понятия «автор биографический» и «автор художественный». Вам необходимо усвоить, как выражается позиция автора художественного в литературном произведении и правильно употреблять это понятие при анализе текста.
Вам будет предложено задание, в котором предстоит, проявив самостоятельность, проанализировать тексты в аспекте выявления в них позиции автора биографического и автора художественного.

Автора замысла произведения (биографического автора, пребывающего в реальном историческом времени и в конкретном пространстве) и  автора художественного, пребывающего только в тексте художественного произведения разделяет дистанция, которая может увеличиваться или уменьшаться, но никогда не исчезает. Автор биографический навсегда останется в промежутке между датой рождения и кончины художника, а автор художественный будет жить, пока читателю интересны написанные биографическим автором произведения.
В некоторых произведениях мы можем встретить героя, называющего себя «Автором». Так, например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем: «Онегин добрый МОЙ приятель…», «Я жил тогда в Одессе шумной…», «В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал…», «…и здесь героя МОЕГО, в минуту, злую для него, читатель, мы теперь оставим…». Этот герой («автор») и в самом деле наделён признаками, сближающими его с автором биографическим. Этот герой, как и Пушкин, учился в Лицее, жил в Одессе… Он поэт, сочиняющий роман «Евгений Онегин»! Но самое главное, что он в этом самом романе – герой, входящий в систему персонажей со своей особой функцией. Именно поэтому было бы грубой ошибкой отождествлять его с автором художественным. 
Позиция автора художественного выражается всей системой художественных приёмов, использованных в произведении, на всех уровнях поэтики художественного текста: от изобразительно-выразительных средств языка и до композиционно-образных приёмов, до названия произведения, а иногда и датировки… («Узкое. 7 ноября» у Б.А. Пильняка в рассказе «Без названия»; «1 мая» у А.А. Блока в фельетоне «Сограждане»; «27 декабря 1940» у А.А. Ахматовой в Посвящении к поэме «Без героя»…)
Обратимся к трудам известных  отечественных теоретиков, освещавших проблему разграничения автора художественного и автора биографического.

Задание 1
Ознакомьтесь с теоретическими материалами и выполните задания к ним.
 Объём письменного ответа на каждый вопрос не должен превышать 1 - 2 страницы.

Работу можно отправить Буровой Серафиме Николаевне по адресу: burova05@mail.ru

1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М. : Просвещение, 1972 //
[Главы: «Разные значения слова «АВТОР»»  и  «Автор биографический и автор как художественный образ»].
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл.ред.и сост. АН. Николюкин. М., 2001 // [Очерк Н.Д. Тамарченко «Автор». С 17-18]
3. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002 // [Параграф «Значения термина «АВТОР». Исторические судьбы авторства»]

Письменная  работа
1. Сопоставьте  позицию Б.О. Кормана. Н.Д. Тамарченко и В.Е. Хализева, выделив в них то, что является общим в понимании понятия «автор» (выпишите то определение понятия «автор», которое вы намереваетесь в дальнейшем использовать при анализе текстов).
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и некоторые из высказываний поэта о прототипе героини.
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

«Ты мне переслала записку от M-me Kern; дура вздумала переводить Занда, и просит, чтоб я сосводничал её со Смирдиным. Чёрт побери их обоих! Я поручил Анне Николаевне (Анне Вульф) отвечать ей за меня, что если перевод её будет так же верен, как она сама верный список с M-me Sand, то успех её несомнителен…» (Пушкин к жене. 1835 г.).
 
«Что делает наша Вавилонская блудница Анна Петровна?» - А. С. Пушкин об А. П. Керн (Пушкин к А. Н. Вульфу. 7 мая 1826 г.).

 
 
Подумайте и самостоятельно ответьте на вопросы:
 Можно ли узнать в героине стихотворения А.С. Пушкина «блудницу вавилонскую Анну Петровну»?
Можно ли угадать в лирическом герое, вдохновлённом и преображённом любовью, человека, составляющего через несколько лет свой Донжуанский список в хронологическом порядке из женщин, с которыми он был близок, и включающего в него своего «гения чистой красоты»?
Сделайте вывод: совпадает ли отношение автора биографического с отношением автора художественного (А. Пушкина) к А. Керн? Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить это несовпадение?


3. Прочитайте два стихотворения А.С. Пушкина и сопоставьте выраженное в них отношение автора художественного к восстанию декабристов 1825 г.

***

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.


конец декабря 1826 – начало января 1827


СТАНСЫ

 В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

22 декабря 1826 г.


Для того, чтобы сопоставить тексты, необходимо выделит общее в них (невозможно сопоставлять объекты, не имеющие НИЧЕГО общего). Оба стихотворения создаются в конце декабря 1826 г.. Оба стихотворения выполнены в одной жанровой традиции – послания. Одно из посланий адресовано сосланным на каторгу декабристам, другое – сославшему их Николаю I. 

Оба стихотворения отражают размышления лирического героя о современных событиях – восстании декабристов.
Одно и то же время, одни и те же события становятся объектом размышлений лирического героя… Один и тот же автор биографический – Пушкин.
Подумайте и ответьте, совпадает ли позиция лирического героя и автора художественного в  стихотворении «Во глубине сибирских руд» с тем, как к событиям современности относится лирический герой и автор художественный в «Стансах»?
Можно ли по этим стихотворениям сделать вывод, на чьей стороне Пушкин?
 


МОДУЛЬ II. УРОВНИ ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

В этом модуле вы познакомитесь с языковыми и сюжетно-композиционными способами построения произведения как художественного целого.
Научитесь классифицировать авторские приёмы выражения художественной позиции средствами языка (изобразительно-выразительными средствами языка, тропами) и приёмы сюжетно-композиционного типа (уровня). К последним относятся не только сюжетно-фабульные решения автора, но и художественные пространственные и временные построения, мотивные, системы художественных деталей и т.п.
Вам будет предложено задание, в котором будет нужно, проявив самостоятельность, проанализировать авторскую позицию на разных уровнях поэтики художественного текста.
Если вы внимательно прочитали рекомендованную в модуле I теоретическую литературу, вы должны были встретить в трудах учёных очень важную мысль: автор художественный выражает свою точку зрения на мир всей системой поэтических приёмов, использованных им в художественном тексте. Система художественных приёмов и называется поэтикой, и как любая сложная организация она не может не быть структурированной, т.е. не может не включать в себя разные подсистемы и уровни.
a) Изобразительно-выразительные средства языка
Чтобы лучше понять отличие языка поэтического от обще употребительного, языка обиходного. литературного или даже научного, обратитесь к статье М.И. Шапира «Язык поэтический» (Литературоведение.  Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л.В. Чернец // Для составления таблицы по необходимой терминологии очень рекомендую обратиться вновь к уже знакомой Литературной энциклопедии терминов и понятий и с её помощью продолжить составление таблицы примеров и понятий, которыми вам придётся пользоваться при анализе изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Таблица 1. Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ Словосочетания, в которых  слово в прямом значении связано со словом, использующемся в значении переносном. 
К тропам относятся эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы и литоты и т.д.
Простейший троп – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. «Как пена, грудь её бела» (Пушкин)

Перифраз - один из тропов, в котором название (предмета или человека) заменяется указанием на его признаки. «Царь-птица» вместо «орёл»

Эпитет – приложение. Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его смысловыми оттенками «Весна золотая…», «кованный стих»…
Постоянные эпитеты: «живая вода», «мёртвая вода».

Метафора – вид тропа – сравнение, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству значений или контрасту, основанное на сходстве или контрасте составляющих суждение «гвОздик душистой сирени» (А. Фет).
«бродячая толпа облаков».
«со снопом волос твоих овсяных отоснилась…», «покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег» «ах, увял головы моей куст, засосал меня песенный плен»и т.д.
Всё стихотворение Пушкина «Телега жизни» - метафора

Метонимия – сравнение, основанное на смежности явлений «стальной оратор, дремлющий в кобуре» (о револьвере. Маяковский). «Ты вёл мечи» (в бой)- «мечи» = воины. «Когда навек уснёт перо» (поэта)=умрёт поэт.

Синекдоха – вид метонимии - сравнение, основанное на соотношении части и целого Часть в значении целого: «А в двери бушлаты, шинели, тулупы…»
Целое в значении части: «Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!»
Единственное число в значении общего и даже всеобщего: «Там стонет человек от рабства и цепей…» «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус»
Замена числа множеством: «Мильоны вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы…»
Замена родового понятия видовым: «Бьём грошом, очень хорошо!»
Замена видового понятия родовым: «Ну что ж, садись, светило!»

Гипербола Преувеличение
Литота Преуменьшение

Инверсия Перестановка, нарушение «естественного» порядка слов, позволяющее усилить смысловой оттенок у «перемещённого» слова

Олицетворение, персонификация, антропоморфизм - изображение предметов как одушевлённых. Распространённый приём, встречающийся в баснях

Аллегория - изображение предмета взамен абстрактного понятия. Голубь – в значении «мир»

Градация - стилистическая фигура, в которой элементы располагаются по нарастанию или ослаблению признака «Берёт, как бомбу, берёт, ежа, как бритву обоюдоострую, берёт, как гремучую в двадцать жал змею двухметроворостую…»

Плеоназм - излишество. Повторение однородных слов и оборотов «Горьким смехом посмеюся»

Анафора; единоначатие (бывает разных типов: морфемная, фонетическая, синтаксическая…) «Черноглазую девицу,/ Черногривого коня…»

Пауза Перерыв в течении речи. Различаются смысловая (логическая) пауза, целиком определяемая синтаксисом, и пауза. ритмическая, от синтаксиса не зависящая и определяемая ритмическим импульсом
(Таблицу эту можно дополнять примерами из разных источников и новыми понятиями, требующими пояснений и примеров) 


СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
- связан, во-первых,  с разграничением сюжета и композиции (т.е. «о чём» и «как»).

Фабула (фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности) и сюжет (совокупность фабульных событий в той последовательности и связи, которые даны в произведении).
Сам выбор жизненного материала (фабулы, «о чём») указывает на то, что считает АВТОР главным, заслуживающим внимания и обсуждения. И конечно, то КАК он будет освещать этот материал (сюжет), выражает авторскую оценку. Например, очень важны финальные фрагменты текста [«Штирлиц знал, что сильнее всего запоминаются последние фразы…» так и в художественном тексте]. Не менее важно для художника найти удачное начало, которое  сможет заинтриговать читателя.
Принято выделять в тексте следующие смысловые фрагменты: экспозицию (своего рода вступление, знакомящее читателя с местом, где разворачиваются события, с участниками события, т.е. необходимые сведения, готовящие читателя к восприятию основного действия), завязку (начало основных событий, интриги), кульминацию (острое  столкновение противоборствующих сил), развязку (завершение столкновения) и финал, эпилог (возвращение жизни в привычное русло). Эти смысловые фрагменты выполняют композиционную функцию в тексте: закрепляют определённый порядок в тексте и помогают автору выразить общую оценку событиям по степени их важности и значимости. Кроме этой задачи, композиция в произведении формирует целостную модель реальности – художественный мир.
Как известно, всё в нашем реальном мире пребывает в пространстве и во времени. Эти необходимые координаты присутствуют и в художественном мире: художественное пространство и художественное время. Кроме того, этот мир населён живыми существами (системой персонажей) и наполнен предметами (предметно-вещный мир, художественные детали).


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Невозможно не заметить в тексте, как художник выстраивает пейзаж (степной, морской, горный, лесной…), ландшафт (городской, сельский…), интерьер (квартира, кабинет, зал…). Все эти модели мира позволяют читателю мысленно перенестись в художественное пространство литературного произведения и почувствовать авторское отношение к описываемым событиям.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Всякое событие в произведении (как и в реальной жизни!) развивается не только в пространстве, но и во времени. Композиционно выстроенное время (события могут развиваться в хронологической последовательности и в обратной, время может тянуться медленно или  лететь быстро и незаметно, перескакивая через годы…) помогает читателю определить, какие события автору представляются значительными, а какие нет. Поэтому время в литературном произведении и называют художественным временем и выявляют в нём разные по масштабам композиционные временные модели (время может быть историческим, психологическим, календарным…).


СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Огромнейшую роль играет в произведении композиция участников события – система персонажей. Она может представлять собой разные «сооружения». Например, в определённые исторические периоды (война, революция) наиболее часто встречаются системы персонажей из двух непримиримых противоборствующих лагерей (антагонисты). В иные времена популярной становится модель пирамиды, на вершине которой располагаются главные герои или герой, а ниже следуют второстепенные персонажи. Не редко встречаются произведения, в которых герои пребывают одновременно в нескольких подсистемах. Ну, например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой – Евгений Базаров входит в модель, которую составляют нигилистически настроенные персонажи. Но в то же время он раскрывается в непримиримых спорах с «отцами», а позднее у Тургенева говорится и о противостоянии гордого борца и «работника» - природе в самом широком смысле.


ПРЕДМЕТНО-ВЕЩНЫЙ МИР

Художественные детали в произведении не только позволяют воссоздать историческую эпоху, национальный колорит, особенности социальной среды... но и подчеркнуть те или иные свойства характера героя, его привычки, жизненные интересы и т.п. Широко использовал Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» возможность дать убедительную характеристику героя, описав в подробностях дом, в котором обитает чета Маниловых и Собакевичей, Коробочки… Согласитесь, книга, открытая на одной странице в течение долгого времени (у Манилова), портреты в доме Коробочки, мебель у Собакевича – всё это предметы, ярко характеризующие их владельцев. А какая беспощадная оценка в такой детали как надушенный платок беседующего с крестьянами героя или серебряная пепельница в виде  мужицкого лаптя на письменном столе у обосновавшегося в Дрездене славянофила! Одним словом, одежда героя, окружающие его вещи и предметы создают целостную картину жизни персонажа и позволяют автору выразить свою оценку героя.


ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Каждая художественная деталь произведения, система его персонажей, композиционное построение пространства и времени, художественные мотивы… - всё это связано с художественным конфликтом в произведении и по-своему участвует в развитии конфликта и его разрешении.
Художественный конфликт - это такое противопоставление (людей, людей и обстоятельств…) в произведении, которое организует все детали и элементы литературного произведения в единое художественное целое.
Конфликты бывают внешне-событийные и внутренне-психологические. Внешний конфликт организует систему персонажей и сюжет. Он представляет взаимоотношения, столкновение, борьбу героев.  Внутренний конфликт участвует в раскрытии характеров, основан на динамике чувств, мыслей, идей, взглядов. Оба типа конфликтов не существуют раздельно: внешний может быть формой проявления внутреннего.
В.Е. Хализев выделяет среди конфликтов следующие типы: каузальные (связанные со сложившейся ситуацией, определёнными обстоятельствами) и субстанциональные (так называемые вечные, обусловленные природой участников непримиримых столкновений).
Задание 2.
Объём письменного ответа на первый вопрос не должен превышать ;  страницы.
Размеры таблицы терминов и понятий зависят от количества терминов и качества пояснений к ним. Устанавливаются произвольно.
Письменный ответ на последний вопрос может быть объёмом 1 – 1 ; страницы.
 
Работу можно отправить Буровой Серафиме Николаевне по адресу: burova05@mail.ru


Письменная работа 2

1. Изложить своими словами (3-4 предложения) основную мысль статьи М.И. Шапира «Язык поэтический», опубликованную в книге:  Литературоведение.  Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л.В. Чернец //

2. Используя словарные статьи [«предметно-вещный мир», «герой», «система персонажей», «художественное время», «художественное пространство», «сюжет и фабула»] из Литературной энциклопедии терминов и понятий… // и изложенную в главе «Сюжет и конфликт» позицию В.Е. Хализева (Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002 // [§ 12]), составить свою таблицу терминов и понятий с пояснениями к ним в виде отсылок к текстам художественной литературы.


Пример
ТАБЛИЦА ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Композиция - Построение художественного произведения, отражающее не только представления автора о мире и природе (композиция времени, композиция пространства), но и оценку действительности, реальной и художественной. Элементами композиции могут являться экспозиция, завязка, кульминация, развязка, послесловие… Приёмы, подчёркивающие порядок рассмотрения эпизодов в произведении, могут выглядеть по-разному. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» прошлое («Онегин […] родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы…») вторгается в современность («Так думал молодой повеса, летя в пыли…»). Далее освещение событий подчиняется хронологии и законам авторской логики (законам судьбы): сон Татьяны и – бал, дуэль; два бала, два письма, два свидания.  В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» композиционное построение рельефно обозначается повтором в начале строф словом «когда»: «Когда» - «когда»- «когда»… Этот приём называется «единоначатие» или «анафора».

Лексически оформленный контраст («Тогда смиряются…») усиливает эмоциональную выразительность последней строфы, где говорится о пробуждении в душе веры и надежды. «Тогда» - «тогда…»


Сюжет - Система событий, составляющих содержание произведения. В исследовании Е. Добина, сюжет – «концепция действительности»,  включающая в себя конфликты, характеры, обстоятельства… В «Шинели» Гоголя – жизнеописание героя, прохудившаяся шинель, новая шинель, грабитель, новый персонаж «важное лицо»… его шинель…
Предметный мир Реалии, которые отображены в произведении, они располагаются
в художественном пространстве и существуют в художественном времени. В прозе всегда существует определенная оптическая и четкая смысловая позиция, с которой видится предмет (всеобъемлюще-авторский взгляд тоже позиция). Здесь невозможно событие, которое происходило бы вне времени, конкретной обстановки… «Днепр» у Н. Гоголя – символ гармоничного мира. Конкретные предметы у Н. Гоголя в «Шинели» (две! шинели); И. Гончарова (халат Обломова)…


Система персонажей (Самостоятельно)

Художественное пространство (Самостоятельно)

Художественное время (Самостоятельно)

Герой (Самостоятельно)


2. Дать письменный ответ (1 – 1; страницы) на вопрос: как связано название романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» с художественным конфликтом произведения, в котором герой из «лагеря» «детей» (Е. Базаров) оказывается в конфронтации не только с «отцами», но и с «детьми» (пренебрежительно относится к «ученикам Базарова», разрывает отношения с Аркадием)?
 

МОДУЛЬ III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

В этом модуле вы должны научиться различать художественные направления и уметь определять принадлежность произведения традициям того или иного направления.
 Вам необходимо усвоить, как формируются и трансформируются художественные направления, как соотносится позиция автора с поэтикой художественного направления. 
Вам будет предложено задание, в котором предстоит, проявив усвоенные знания, выявить в тексте признаки художественного направления и определить их идейно-художественную функцию в выражении позиции автора художественного.

Литературный процесс это историческое существование литературы, её функционирование, её эволюция как в определённую эпоху, так и на протяжении всей истории страны, региона, мира… (В.Е. Хализев).

Художественное произведение функционирует в литературном процессе в качестве его единицы. Не случайно о ценности того или иного исторического периода мы судим по наличию или отсутствию в нём бессмертных художественных шедевров.


ТАБЛИЦА 2.  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Литературный процесс Историческое существование литературы, её функционирование, её эволюция как в определённую эпоху, так и на протяжении всей истории страны, региона, мира…
Литературное произведение - Единица литературного процесса. Кроме того, это зафиксированный в тексте продукт словесно-художественного творчества, форма существования литературы как искусства слова.


Литературное направление

Это, во первых, часть литературного процесса. Кроме того, литературное направление можно охарактеризовать и как историческое образование, в основе которого присутствует сходство в решении основных вопросов современности: о сущности человека, общества, государства и искусства.

Литературные направления одного и того же времени различаются и по своим формальным признакам, и идеологически: тем, какие ответы дают художники на наиболее значимые вопросы современности: какова природа человека и возможности общества, каковы возможности и обязанности искусства.


Образ художественный Одно из основных понятий, определяющих природу, форму и функцию художественно-литературного творчества.
В произведении художественный образ предстаёт в виде
а) картины действительности, мира (образ  города, образ  родины, образ Москвы…),
б) в виде человека (лирического героя, эпического, действующего лица в пьесе).
В образе автора и в субъекте речи…


Автор Понятие, широко вошедшее в научный обиход во второй половине ХХ века.
Употребляется в следующих значениях:
1. Писатель как личность биографическая.
2. Автор строго обозначенная часть в системе персонажей (персонаж, выполняющий функцию непосредственного выражения формулировок и суждений писателя).
3. Автор – идейно-художественный смысл произведения (социальный, философский, нравственный, религиозный…) Это позиция, которую отстаивает писатель своим произведением как художественным целым. Это представление о добре и зле, об ИДЕАЛЕ,  воплотившемся в произведении и далеко не всегда совпадающем с меняющимся мнением писателя о своём творении (Л.Толстой. Блок. Горький. Гоголь. Леонов…)


Герой - Персонаж, действующее лицо (в драматургии).  Образ, воплощающий представления автора о человеке и мире. Существуют классификации, отражающие типологию героя по степени значимости в произведении (главный герой, второстепенный и т.д.), по отношению к моральным ценностям (положительный герой, отрицательный…) и т.д.


Идеал - Художественное воплощение представлений писателя, поэта и художественной эпохи о желаемом и должном в человеке и мире.


Идея - Выражение авторского отношения к изображаемому в произведении миру. Это авторская оценка и авторский приговор миру, проявляющийся в отборе фактов, их расположении, в прямых и косвенных суждениях о предмете изображения и постижения.

Тема - Один из самых существенных компонентов художественной структуры произведения. По определению Б.В. ТОМАШЕВСКОГО, тема - «единство значений всех элементов произведения». В произведении могут присутствовать и темы, имеющие второстепенное значение.

Мотив - Устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, повторяющийся как в пределах одного текста, так и литературы в целом ( например, мотив дороги у Н.В. Гоголя, сада  у Чехова, пустыни у М.Ю. Лермонтова ). В отличие от темы, мотив имеет непосредственную словесную или предметную закрепленность в тексте произведения.
Мотив - Компонент художественной формы произведения, обладающий повышенной значимостью, позволяющей выражать в тексте основные проблемы и темы. Выделяют мотивы отдельного произведения, творческого наследия писателя, поэта, драматурга, мотивы художественных эпох…


Лирический герой - Основной способ выражения авторской позиции в лирике. Формы выражения лирического героя – местоимения первого лица единственного числа, множественного числа… Лирический герой может быть выражен с помощью глагольных форм, передающих чувства, мысли, воспоминания, ощущения человека… «Шёпот, лёгкое дыханье, трели соловья…» (А. Фет)

Конфликт - Это такое противопоставление (людей, людей и обстоятельств…) в произведении, которое организует все детали и элементы в единое художественное целое.
(А. ПОГРИБНЫЙ. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы.-Киев: Вища школа,1981) Конфликты бывают внешне-событийные и внутренне-психологические. Внешний конфликт организует систему персонажей и сюжет. Он представляет взаимоотношения, столкновение, борьбу героев.  Внутренний конфликт – способ раскрытия характеров, основан на динамике чувств, мыслей, идей, взглядов. Оба типа конфликтов не существуют раздельно: внешний может быть формой проявления внутреннего.
В.Е. ХАЛИЗЕВ: существуют ещё и каузальные и субстанциональные типы конфликтов.


Род - Литературные роды – обобщённые типы словесно-художественного творчества, основные способы построения произведений, различающиеся соотношениями образов мира и человека [объекта и субъекта] в создаваемых автором художественных текстах – эпос, лирика, драма.


Жанр - Повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ним художника.


Стиль (индивидуальный, большой, стиль эпохи, стиль как течение в литературном процессе) – объединяющее и организующее начало художественной формы, форма движения художественной мысли, познающей действительность, воплощающей идеал, созидающей художественный мир…


Пространство - Литературоведческое понятие, вошедшее в научный обиход только во второй половине ХХ века. Категория поэтики, отражающая формы бытия и мышления – в художественном тексте Один из основных способов воссоздания мира в художественном произведении. Одно из измерений созданного автором художественного мира.


Время - Литературоведческое понятие, вошедшее в научный обиход только во второй половине ХХ века. Категория поэтики, отражающая формы бытия и мышления – в художественном тексте. Один из основных способов воссоздания мира в художественном произведении. Одно из измерений созданного автором художественного мира.


Ритм - Литературоведческое понятие, вошедшее в научный обиход только во второй половине ХХ века. Категория поэтики, отражающая формы бытия и мышления – в художественном тексте. Один из основных способов организации мира в художественном произведении. Одно из измерений созданного автором художественного мира.


Традиции  - Закономерность культурного развития, отражающая опору на опыт прошлого. Художественная память, лежащая в основе исторической повторяемости формальных признаков метода, стиля, жанра, тематики, конфликта, проблематики…
Классика Совокупность произведений первого ряда, входящих в межэпохальные диалогические отношения. «Вечные спутники» (по определению Д.С. Мережковского) человечества.


Модернизм - Система нереалистических течений в искусстве и литературе, возникших накануне или после первой мировой войны: экспрессионизм, кубизм, футуризм, унанимизм, акмеизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм (20-30-е годы), театр абсурда, школа «нового романа», «поп-арт», кинетическое искусство и д., появившиеся после второй мировой войны. В модернизме принято выделять авангардные и декадентские течения, идеологически различающиеся отношением к исторической действительности.


Постмодернизм - Нереалистическое направление в искусстве второй половины ХХ века.


Андеграунд - Непрограммное направление в  литературном процессе, противостоящее официально признанной культуре и системе ценностей, идеологических, эстетических, этических...


Зарубежье - Литература эмигрантов. В ХХ веке русское зарубежье включает в себя четыре волны: первую (с 1917 по 1939), вторую (1941-1945), третью (60-е годы – конец 80-х годов), четвёртую (с конца 80-х годов)

На разных этапах литературного процесса внутреннего стихийно формируются, живут и взаимодействуют различные художественные направления.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  формируются стихийно в течение многих веков и в разных национальных культурах демонстрируют особенности, объясняемые факторами исторического, национального и т.п. характера. Процесс возникновения художественного направления и его угасания неизменно логичен и подчиняется достаточно жёстким закономерностям.
Важно помнить, что направления - это историко-литературные образования, которые различаются не только по своим формальным признакам, но и идеологически: тем, какие ответы дают художники на наиболее социально значимые вопросы современности: какова природа человека и возможности общества, каковы возможности и обязанности искусства. И когда в обществе изменяются представления о природе человека, о возможностях государственной системы, о способности искусства участвовать в изменении жизни, изменяется и идеология искусства, изменяется и поэтика его.
Художественные направления, предшествовавшие реализму, обладали ощутимой декларативностью в выражении своих представлений об идеале. Этим объясняется непримиримость к идеологии предшественников и современников (См. Таблицу 3).

             Классицизм
          ;       ;      ;
Сентиментализм ;  ;   ; Романтизм 
         ;        ;       ;
               Реализм   

Реализм отличался от его предшественников тем, что главной его задачей становилось исследование законов истории и общества, выявление типических и необычных моделей личности, поведения и т.п. 


ТАБЛИЦА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Классицизм

Историческая справка.

Развивается с 17 в. до начала 19 в. Русский классицизм возникает во второй четверти 18 века. Он рождается и развивается под лозунгами петровской просветительной идеологии, хотя Петра 1 уже не было.Представители русского классицизма: Кантемир, Сумароков, Ломоносов, Тредиаковский, Фонвизин…Радищев, Державин…В конце 18-нач19 века классицизм переплетается с сентиментализмом и реализмом, а в 20-м веке опять возродится в пропаганде государственной идеологии,  нормативности и идеализации цивилизации в – искусстве социалистического реализма (точка зрения Е. Сергеева  и А. Гангнуса, сформулированная в 1989 г.)

Идеология направления.

1.Культ разума и просвещения. 2.Перспективы общества и личности связаны с идеей разумно устроенного государства. 3.Культ героя, в котором чувство долга побеждает все другие. Положительный герой ставится в центр произведения, определяя его проблематику и идеалы. 4..Задача искусства – просвещать и т.о. преобразовывать мир. 5. Бесконечная вера в возможности цивилизации преобразовать общество.

Поэтика направления.
 
1. Обращённость к разуму читателя. 2. Положительный персонаж выражает идеал государственности. Положительный герой – человек, подчинивший личные интересы общим. 3-4.Нормативность искусства: строгая иерархия стилей и жанров. Жизнеподобие. Строгая однозначность авторской оценки. 5.Авторская позиция проявляет себя в субъектах и объектах речи, в пространственной и временной композиции, в системе мотивов, в деталях предметно-художественного мира, в заглавии, в эпиграфе…


Сентиментализм

Историческая справка.

Возникает в  18- нач. 19 века. В России идея внесословной ценности личности звучала ещё в петровское время. К концу 18 века Сентиментализм уже заметен в произведениях Н.М. Карамзина, работавшего и в жанре путешествий, и в жанре мелодрам («Бедная Лиза»)
Сентиментализм есть и в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева у Жуковского («Светлана»), у Батюшкова, Пушкина.
Сентиментализм напомнит о себе стилистикой мыльных телевизионных опер «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут» и т.д.


Идеология направления

1.Рост третьего сословия приводил к демократизации идеологии и к индивидуализации представлений о человеческой личности. Чувство становится в центр внимания исследователей.
2.Меняется проблематика: мир человеческих чувств в их разнообразии и противоречивой непоследовательности. Человек и природа в широком и узком смысле. Именно тогда возникает вопрос об экологии и вопрос об историческом прогрессе, разрушающем нравственность (Ж.Ж. Руссо). Ричардсон…
Не только общество, но и природа – МИР, в котором живёт человек. Оппозиция природы и цивилизации разрешается в пользу ПРИРОДЫ.
Искусство обращено к индивидуальности. Оно её воспитывает на своём опыте.

Поэтика направления

Сентиментализм обогатил искусство новыми принципами и признаками. Он ввёл:
Психологизм в искусстве и новые жанры, отражающие это свойство (роман-исповедь, роман в письмах, путевые записки). На первый план выходят жанры, отражающие многообразный чувственный мир личности. Герой - обычный человек, но уникальный, как всякая личность.
Сентименталисты не разрушали строгую нормативность классицистов, они её игнорировали, уходя в иные жанровые модели. У них мы найдём и психологический портрет и пейзаж, созданные с большой тщательностью, песни…
Авторская позиция – сочувствие, сострадание, выраженные тонко и ненавязчиво. Авторская позиция проявляет себя в субъектах и объектах речи, в пространственной и временной композиции, в системе мотивов, в деталях предметно-художественного мира, в заглавии, в эпиграфе.


Романтизм


Историческая справка

Рождается в западноевропейской литературе в конце 18-нач 19 веков. В России он проявится в поэзия декабристов: К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера… У них удивительным образом сочетались тенденции классицизма с его идеалом жертвенности и романтизма с его противостоянием МИРУ и покою.
«Цыганы» Пушкина – романтизм. И, конечно, Лермонтов. «Мцыри». «Демон»…
Как и сентиментализм, романтизм будет возвращаться: см. символизм рубежа 19-20 веков.

Идеология направления

В отличие от сентиментализма, романтизм чужд демократизации героя. Он аристократичен и героичен. Хотя в России всё это сочеталось с призывом к  уничтожению рабства и с защитой «униженных и оскорблённых». В России появление романтизма обусловлено подъёмом национального и личного самосознания (в 1812, 1825 гг.). У романтиков ЛИЧНОСТЬ пребывает в постоянном конфликте со средой, близкими, даже – Богом.. МИР человеческой души в произведениях романтиков не меньше МИРА, окружающего человека. Любимейшая идея романтиков - ИДЕЯ СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ.
Цели и возможности искусства обусловлены, по позиции романтиков, тем, что слишком часто именно искусство остаётся единственной сферой самореализации бунтарской личности… И поэтому у романтиков искусство не объединяет, а  РАЗДЕЛЯЕТ людей - на способных его понимать и нет.


Поэтика направления

 Разрушение всех норм в поэтике. Время потечёт вспять!  В художественном пространстве неожиданно появится двоемирие: мир идеалов и банальной реальности, мир героя и обывателей…
ГЕРОЙ всегда стремится к свободе, всегда трагичен и одинок.
Авторская точка зрения на героя усложняется, ибо герой не соотносим со своими поступками. Они могут быть хуже или лучше героя. В жанровой системе появляются трагикомедии…
Конфликты личности с миром, с ИСТОРИЕЙ, с традицией, со временем…
Авторская позиция проявляет себя в субъектах и объектах речи, в пространственной и временной композиции, в системе мотивов, в деталях предметно-художественного мира, в заглавии, в эпиграфе...


Критический реализм 

Историческая справка

В России проявляет себя уже в 19 века, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вершиной русского реализма является творчество выдающихся отечественных художников Пушкина, Лермонтов, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского…
В конце 19 века реализм в России развивается параллельно с натурализмом и появившемся к 80-м годам символизмом.

Идеология направления

Исследование жизни в её основных законах и противоречиях – задача реалистического искусства.
Человек понимается как сложное явление, соединяющее в себе и то, что порождено влиянием среды, социальной действительности, и то, что отражает её, личности самодостаточность.
Человек субъект и объект истории. Государство  - продукт исторического творчества, как и история в целом.
Цели и возможности искусства обусловлены задачами времени, задачами художника, изучающего и преобразующего мир, в первую очередь, СОЦИАЛЬНУЮ.. Искусство не отбрасывает опыта предшественников, не спорит с ними, но использует их поэтику в своих границах и со своими целями, иногда пародийного плана.


Поэтика направления.

Реализм использовал самые разнообразные типы конфликтов, сформировавшихся в классицизме, сентиментализме, романтизме. Он мог использовть приёмы всех своих предшественников (А.С. Грибоедов в "Горе от ума").
Специфическими особенностями в реализме были ТИПИЧЕСКИЕ образы и ситуации.
Принципы, на которых строился художественный мир в произведениях реализма включают в себя историзм, психологизм, гуманизм.

Авторская позиция проявляет себя в субъектах и объектах речи, в пространственной и временной композиции, в системе мотивов, в деталях предметно-художественного мира, в заглавии, в эпиграфе…

NB! Вопросы 2 и 3 письменной работы необходимо выполнять, опираясь на таблицу 3 «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ», выявляя признаки художественных направлений начала 19 в. в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В истории литературы мы часто находим писателей, творчество которых связано с традициями преимущественно одного направления: вспомним о Классицизме и сразу в памяти всплывают имена теоретика направления Буало, Г.Р. Державина, В.Тредиаковского, М. Ломоносова… Вспомним о Сентиментализме и вслед за философом и писателем Жан Жаком Руссо всплывает в памяти «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина… С Романтизмом сложнее: он формировался не только под влиянием особой философии, которая позднее позволила романтизму трансформироваться в философское ответвление реалистической литературы, но и под влиянием возрастной психологии. Молодые сердца и умы особенно восприимчивы к радикальным романтическим конфликтам. Но проходит время и в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова романтическая струя скудеет и исчезает, а творческая деятельность художников всецело наполняется реалистическими образами, сюжетами, пафосом…
 Уже в начале 19 в. мы оказываемся свидетелями того, как в творчестве одного и того же художника совмещаются признаки разных художественных направлений, художник использует особенности разных направлений с пародийными целями, давая характеристику героям, отразившим идеологию разных исторических эпох [в комедии А. Грибоедова «Горе от ума», 1822-24 мы, кроме признаков реалистического направления, увидим приёмы классицизма, сентиментализма и романтизма].


Задание 3.
Объём письменного ответа не должен превышать 1 - 1 ;  страницы.
Работу можно отправить Буровой Серафиме Николаевне по адресу: burova05@mail.ru

Выделить в словарных статьях («классицизм», «сентиментализм», «романтизм», «критический реализм») Литературной энциклопедии терминов и понятий… // хъ  наиболее, с вашей точки зрения, рельефные признаки художественных направлений и внести их в существующую таблицу или вами самостоятельно составленную.


Письменная работа 3

1. Выявить в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» признаки классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма и ответить на вопрос, какую роль они играют в развитии действия комедии?

2. Дать письменный ответ (5 – 6 предложений), можно ли отнести эту комедию А.С. Грибоедова к какому-то определённому направлению (если ДА, то к какому и почему)?



МОДУЛЬ IV. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА


В этом модуле вы должны научиться анализировать произведение с учётом его принадлежности литературному роду, видеть общие и специфические способы выражения авторской позиции в произведениях разных родов.
Вам будет предложено задание, в котором предстоит, проявив самостоятельность, проанализировать поэтический текст (по вашему выбору).

Литературные роды – обобщённые типы словесно-художественного творчества, основные способы построения произведений, различающиеся соотношениями образов мира и человека [объекта и субъекта] в создаваемых автором художественных текстах – эпос, лирика, драма.
Наиболее раннее описание и  определение родов находим в трактатах древнегреческого философа Аристотеля «Поэтика», «Риторика» и «Метафизика».
В философии и эстетике нового времени этот вопрос привлёк внимание немецкого философа-идеалиста Ф. Гегеля («Лекции по эстетике»). Свой вклад в изучение литературных родов внёс и отечественный мыслитель и выдающийся русский литературный критик 19 в. В.Г. Белинский («Разделение поэзии на роды и виды»).

У Аристотеля в основе определения рода (эпоса, лирики драмы) лежит представление о природе искусства как способе ПОДРАЖАНИЯ ПРИРОДЕ; у Ф. Гегеля в основе определения рода находим представление о природе искусства как СПОСОБЕ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ, мира, действительности (т.е. образного познания, с помощью художественного образа в котором запечатлеются и субъект познания, художник, и объект – мир, природа, действительность)


ТАБЛИЦА 4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ

Э п о о с
 -- Подражание действительности посредством рассказа о ней Подражание действительности, при котором подражающий остаётся самим собой, не меняя лица (Аристотель).
 -- Такое соотношение объекта и субъекта, при котором на передний план выходит  о б ъ е к т  художественного познания и освоения [Он]Гегель).

В  э п о с е мир внешний предстаёт в форме повествования о нём . Этим объясняются и основные черты эпического рода и его жанры.
 
АВТОР в речевых формах выражает себя с помощью повествователя или рассказчика, сюжетных (или эпических) героев [Всё это называется субъектами речи].

К эпическому роду относятся такие жанры, как роман, повесть, рассказ, новелла, баллада, ода… Как видите, здесь мы встретим и стихотворную и прозаическую речь, основное свойство всех жанров связано с общим предметом: мир и его явления, о которых говорится в третьем лице: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. 

 Л и р и к а
 -- Такое соотношение объекта и субъекта, при котором на передний план выходит субъект как предмет [Я] художественного познания и освоения (Гегель) как ПРЕДМЕТ искусства.

В   л и р и к е внутренний мир личности, духовная жизнь человека, мир его идей и чувств предстают как непосредственное переживание определённого лица.
Этим объясняются и основные черты лирического рода и его жанры.

АВТОР в речевых формах выражает себя, во-первых, с помощью ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ, а иногда и с помощью сюжетного (или эпического героя). Много примеров использования в лирике эпического героя найдём в творчестве Н.А. Некрасова («Тройка». «Размышления у парадного подъезда». И др.).

Кроме того, и в лирике авторская позиция может выражаться и в названии, и в композиции времени и пространства, и с помощью специфических приёмов стихосложения.

К лирическому роду относят такие жанры, как элегия, послание, эпитафия, лирика медитативная…

Д р а м а

 -- Подражание действительности посредством действия, кажущегося непосредственным,  развивающимся без участия подражающего (Аристотель).

 -- Такое соотношение объекта и субъекта, при котором они пропорционально взаимодействуют как равноправные участники художественного события [Ты] и  его предмет (Гегель).

Соотношение характеров и обстоятельств, представленное так, будто они существуют сами по себе, действуют сами по себе помимо воли автора и всегда в настоящем (переживаемом в настоящем) времени.

АВТОР в речевой форме выражает себя в РЕМАРКАХ, сопровождающих действие, характеризующих героев и обстановку.
К драматургическому роду относят такие жанры, как трагедия, комедия, драма, фарс, моралите, миракли, мистерии, мелодрамы… 
               
Во всех жанрах АВТОР выражает себя в композиции событий, в художественном времени и художественном пространстве, в мотивах, в поэтике заглавия и поэтике финала, в эпиграфах, в соотношениях характеров героев и их судеб  и т.п.

В.Г. Белинский в своей теоретической статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) во многом повторял идеи столь высоко чтимого им Ф. Гегеля. Но не только популяризатором чужих открытий является Белинский,  ему удалось заметить и сформулировать основные тенденции в развитии литературы нового времени. Они связаны с процессом сближения родовых признаков. Примеры найдём у А.С. Пушкина, когда у него возник замысел романа в стихах «Евгений Онегин». Это сближение выразилось в факте появления на свет поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, которая напоминает нам традиционный авантюрно-приключенческий жанр романа и романа-путешествие.
Жанровое и родовое определение произведения, которые даются автором, вступают в противоречия с традиционными жанровыми и родовыми признаками потому, что авторские определения начинают приобретать статус авторского художественного приёма. Именно поэтому мы часто, следуя устоявшимся представлениям о жанровых и родовых признаках, ОШИБОЧНО называем «Мёртвые души» Гоголя романом, а «Медный всадник» Пушкина поэмой, тогда как автор назвал это произведение «петербургской повестью».
На рубеже 19-20-го и в 20-м веке появятся комедии А.П. Чехова, которые будут напоминать нам даже не драму, а пропахшую смертью трагедию («Чайка», «Вишнёвый сад»). И очень важно для понимания этих произведений понять, что хотел сказать нам своим определением жанра автор.
В лирических произведениях мы тоже можем встретить приёмы, традиционно используемые в драме: А. Блок. «Я   Гамлет» (форма монолога героя трагедии «Гамлет»), М. Цветаева. «Два голоса» (форма диалога «голосов»). У А.Т. Твардовского – «Я убит подо Ржевом» (произведение в виде монолога сюжетного героя, убитого подо Ржевом). Уже по традиции с поэмой «Мёртвые души» Венедикт Ерофеев назовёт поэмой и своё произведение «Москва-Петушки».

Почему возникает «размывание» границ между родами, видами. жанрами..? Наверное, потому что и сами эти границы формировались исторически в процессе живого развития литературы, так называемым естественным образом. Нерушимыми эти границы представляются в более поздний период, когда становятся объектом описания и изучения философами, теоретиками, критиками… Но в самой литературе как явлении живом память о своём прошлом (где нерушимых границ ещё не чувствовалось) сохраняется. Ведь были же и философами и поэтами Тит Лукреций Кар, Вергилий… мыслители, жившие ещё до нашей эры.

ТАБЛИЦА 5. СТИХОВЕДЕНИЕ

Особую сложность представляет анализ стихотворного текста. Чем меньше объём текста, тем теснее располагаются в нём художественные приёмы, тем многозначнее смысл художественного образа. Кроме того, при анализе стихотворного произведения необходимо помнить и о специфических стиховедческих терминах и понятиях.

СТИХОВЕДЕНИЕ - Наука о законах стихосложения, включающая следующие  разделы:  метрика (о размерах стиха), строфика (о моделях рифм и строк), эвфония (фоника, о приёмах звукописи)…

Стих - Строка стихотворения

Строфа - Единица стихотворения, состоящая из двух или более строк

Цезура - Словораздел в строке, ритмически повторяющаяся пауза

Стопа - Повторяющееся в строке сочетание звуков, ударных и безударных слогов

Рифма (мужская и женская)- Соразмерность, созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой

Ритм - Повторяемость тех или иных сходных явлений через определённые соразмерные промежутки

Белый стих - Нерифмованные стихи. (Пушкин. «Вновь я посетил…»)

Сонет - Стихотворение из 14 строк, рифмуемых по схеме абба-абба-ввг-дгд. Есть и другие виды. (Пушкин. Поэт! не дорожи любовию народной)

Строфа - Единица стихотворения, состоящая из двух или более строк

СИЛЛАБИЧЕСКИЙ стих - Стих построен на ритмической организации  слогов (счёте слогов в строке)

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИЙ стих - Стих построен на чередовании ударных и безударных слогов

МЕТРИЧЕСКИЙ стих - Стих построен на чередовании определённых групп слогов, различаемых по ДОЛГОТЕ и КРАТОСТИ строке)

ТОНИЧЕСКИЙ стих - Стих построен на РИТМЕ УДАРЕНИЙ  (счёте ударений в строке)

Хорей:   "МчАтся тУчи, вьЮтся тУчи» (Пушкин). - Двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным. Ударение только на нечётном слоге: ( / -)
 
Ямб : «Какая грУсть! Конец аллЕи
      Опять с утрА исчЕз в пылИ»  (Фет). - Размер, в котором ударения повторяются через строго определённые слоговые промежутки. Ударные только  чётные слоги. И всегда есть ударение на константном (последнем) слоге.

Александрийский стих.  Разностопен и разнотипен  с цезурой после третьей стопы  ( - - - / )

Дактиль: «ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
         СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною…» (Лепмонтов) - Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге ( / -  -)

Амфибрахий: «ПослЕдняя тУча рассЕянной бУри!
             ОднА ты несЁшься по Ясной лазУри»  (Пушкин)- Трёхсложная стопа, в которой ударный звук расположен между двумя безударными  (- / -)

Анапест:  «До рассвЕта поднЯвшись, конЯ оседлАп
          ЗнаменИтый СмальгОльмский барОн…» (Жуковский) - Размер,противоположный дактилю – трёхсложная стопа.
 (- - /)

(Таблицу эту можно и нужно дополнять примерами из разных источников и новыми понятиями, требующими пояснений и примеров.  Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить в кн.: Литературоведение.  Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л.В. Чернец // Премудростям стихосложения  в этом сборнике статей посвящены работы Ильюшина А.А. («Стих») и Клинг О.А. («Словарь поэтический»).


Задание 4.

Работу можно отправить Буровой Серафиме Николаевне по адресу: burova05@mail.ru За письменной консультацией по работе можно обратиться по тому же адресу.

Письменная работа 4.

Выберете любое понравившееся вам стихотворение и проанализируйте его, давая ответы на следующие вопросы:
1. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для создания большей выразительности (эпитеты, метафоры, метонимии … - с примерами из текста)?
2. Какие приёмы стихосложения (строфика, метрика, рифма…) позволяют автору усилить эмоциональное воздействие на читателя?
3. Какой смысл пытается донести автор до читателя произведения? (Есть ли в произведении пространственно-временные обозначения? Есть ли лирический герой? Как он выражен? Над чем размышляет герой и к чему приходит в итоге? Можно ли говорить о наличии конфликта в произведении, в каких оппозициях он выражается? Какие мотивы звучат в тексте?)

Тексты

                И. Бродский.
            24 декабря 1971 года

В Рождество все немного волхвы.
   В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
   производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
   каждый сам себе царь и верблюд.
 
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
   шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
   мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
   в Вифлеем из-за снежной крупы.
 
И разносчики скромных даров
   в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
   даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
   над Которою — нимб золотой.
 
Пустота. Но при мысли о ней
   видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
   тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства —
   основной механизм Рождества.
 
То и празднуют нынче везде,
   что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
   пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
   и костры пастухи разожгли.
 
Валит снег; не дымят, но трубят
   трубы кровель. Все лица как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
   Кто грядет — никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
   могут вдруг не признать пришлеца.
 
Но, когда на дверном сквозняке
   из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
   и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
   смотришь в небо и видишь — звезда.

                С.Я. Маршак
                Т.Г.

Люди пишут, а время стирает,
Все стирает, что может стереть.
Но скажи,- если слух умирает,
Разве должен и звук умереть?

Он становится глуше и тише,
Он смешаться готов с тишиной.
И не слухом, а сердцем я слышу
Этот смех, этот голос грудной.

                С.Я. Маршак 

Не знает вечность ни родства, ни племени,
Чужда ей боль рождений и смертей.
А у меньшой сестры ее - у времени –
Бесчисленное множество детей.

Столетья разрешаются от бремени.
Плоды приносят год, и день, и час.
Пока в руках у нас частица времени,
Пускай оно работает для нас!

Пусть мерит нам стихи стопою четкою,
Работу, пляску, плаванье, полет
И - долгое оно или короткое –
Пусть вместе с нами что-то создает.

Бегущая минута незаметная
Рождает миру подвиг или стих.
 Глядишь - и вечность, старая, бездетная,
Усыновит племянников своих.

                М.Ю. Лермонтов

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

                Б. Пастернак.

                Хлеб

Ты выводы копишь полвека,
Но их не заносишь в тетрадь,
И если ты сам не калека,
Ты должен был что-то понять.

Ты понял блаженство занятий,
Удачи закон и секрет.
Ты понял, что праздность проклятье
И счастья без подвига нет.

Что ждет алтарей, откровений,
Героев и богатырей
Дремучее царство растений,
Могучее царство зверей.

Что первым таким откровеньем
Остался в сцепленьи судеб
Прапращуром в дар поколеньям
Взращенный столетьями хлеб.

Что поле во ржи и пшенице
Не только зовет к молотьбе,
Но некогда эту страницу
Твой предок вписал о тебе.

Что это и есть его слово,
Его небывалый почин
Средь круговращенья земного,
Рождений, скорбей и кончин.

                . Рубцов.
                Тихая моя родина
             В. Белову

Тихая моя родина!
 Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

 - Где тут погост?
Вы не видели?
Сам я найти не могу.
- Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
 Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
 Тот же зеленый простор.
 Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

                РЕКОМЕНДАЦИИ
к выполнению письменной работы по анализу художественного текста

Очень советую начинать работу в черновике, записывая в любом порядке все приходящие вам в голову идеи и наблюдения, касающиеся задания. Затем следует сформулировать итог ваших размышлений, вашу основную мысль. Именно её вы поместите в конец своего письменного (или устного!) ответа. Наконец, расположите все записанные вами соображения в порядке возрастания их значимости и важности как ступени, ведущие к главному выводу.
Помните, правильный порядок в вашем ответе должен будет убедить экзаменатора в справедливости вашей позиции!
Очень важно не забывать, что цель анализа художественного текста в том, чтобы раскрыть смысл произведения. Потому вам и следует завершать свой текст рассуждениями о смысле. При этом вы можете максимально повысить оценку результата своей работы, если и всё то, что указывает на ваше умение связывать факт рождения произведения с историко-биографическими сведениями, не допускать ошибок в установлении принадлежности произведения тому или иному художественному направлению, жанровой традиции, точно характеризовать художественные приёмы по их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка, определять характер рифм и метрику…- вы аккуратно поместите в начальных абзацах вашей письменной работы.
Успеха!

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
по вопросам теории

1. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсланек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – 2-е изд. – М. : Высшая школа, 2000 // 2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М. : Просвещение, 1972 // 3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл.ред.и сост. АН. Николюкин. М., 2001 // 4. Литературоведение.  Литературное произведение: основные понятия и термины / Под редакцией Л.В. Чернец // 5. Краткий словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев… М., 1963 // 6. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002 //  

                Т Е С Т

Внимание! Часть вопросов связана с выяснением того, как запомнился материал, другая требует не только повторения усвоенного материала, но и умения рассуждать, анализировать нестандартные ситуации.
Желающие вступить в диалог с составителем теста (высказать свои пожелания или недовольство чем-либо, проконсультироваться и т.д.) могут написать по адресу  burova05@mail.ru (Буровой Серафиме Николаевне)

1. Соответствие произведения и художественного направления

1. Бедная Лиза (Н.М. Карамзин) ? Реализм
2. Мцыри (М.Ю. Лермонтов) ? Классицизм
3. Шинель (Н.В. Гоголь) ? Романтизм
4. Ода на день восшествие императрицы
Елизаветы Петровны (М.В. Ломоносов) ? Сентиментализм

2. В произведениях, принадлежащих к  КАКОМУ литературному роду могут быть использованы следующие художественные приёмы? Обязательно указывайте название произведения и обосновывайте свою позицию.

Приёмы:



портрет


3. Кто сказал и что из этого следует...?

1. "Галантерейное, чёрт возьми, обхождение!" (Исправьте ошибку!)

Кто сказал  (Автор и название произведения, действующее лицо)?
Что из этого следует (комментарий к словам персонажа)?
Кого в первую очередь характеризует высказывание, какие качества говорящего при этом выявляются?

2. "Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону..."

Чьи слова?
Кого характеризуют?
Как выглядит «светлая сторона» жизни ?
Кто с кем спорит?
Кто, с точки зрения автора художественного,  побеждает в споре?


3. "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление."

Чьей души?
Согласны ли вы, что история ЭТОЙ души «любопытнее и полезнее истории целого народа»?
Чья это точка зрения?
Согласны ли вы с ней?


4. "И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?"

Ответьте: отчего же…?

4.
Определите размер, приведите в качестве  примера  стихотворную строку
(/- -)
( / -)
(-/-)
( - /)
(- - /)


Для письменной консультации по работе можно обратиться:burova05@mail.ru