Убить шантажиста. Глава 1

Елена Рогалис
 
        Глава первая.


- Константин, ты ведь с нашей мисс Марпл еще не знаком? Сегодня познакомишься, - Леонид Кремер, не отвлекаясь от дороги, взглянул в зеркало на молодого эксперта, который недавно вошел в их группу.   
- А кто это? - удивился Константин.
- А это примечательная особа. Если бы возник такой спор — кто быстрее дело распутает : отдел МВД со всеми экспертами, криминалистами и оперативниками или Мария Сергеевна, то я бы поставил на нее. А ты Дима?- обратился он к коллеге, который ехал с ними в машине.
- Пожалуй, тоже. Иногда даже обидно становится за себя. Как мог проглядеть, не заметить, не догадаться. И это при том, что она и половины подробностей дела не знает иногда.
- Ну ты то еще можешь посоревноваться, а половина московской полиции рядом с ней как говорится «нервно курит в коридоре».
- Ну кто это?- нетерпеливо перебил старшего товарища эксперт
 - Это Мария Сергеевна Дубровская, мать нашего любимого начальника Александра Константиновича.
- А как же частное лицо может участвовать в официальном расследовании? - удивился молодой человек.
- Ты боишься, что она у тебя хлеб отбирает? Не волнуйся. Во-первых Александр позволяет ей участвовать, только в том случае, когда в деле некоторым образом оказываются вовлечены ее знакомые. Она подключается, если нужно их выручить и доказать невиновность. И это ей чаще всего удается, - успокоил его Леонид.
 - Ты дело про химика помнишь? Полицейскую машину, замешанную в аварии, она вычислила. Это я тебе для примера, - добавил Дмитрий — кажется мы на месте.

  Они подъехали к воротам, показали документы охраннику и въехали на территорию коттеджного поселка. 
- А в этом деле кого она выручает? - не унимался Константин.
- В этом деле обвиняют в убийстве одного парня - старого пациента Марии Сергеевны. Мария Сергеевна психиатр, - закончил разговор Леонид, останавливаясь перед воротами большого дома, где уже стояла машина их начальника Александра Дубровского.

 Дом был из тех, которые понастроили в Подмосковье в большом количестве  неожиданно разбогатевшие и все еще не до конца поверившие своему счастью. И солидное навороченное жилище должно было служить для них постоянным доказательством того, что это все не сказка и не сон.

  Кроме Людмилы Коротиной, которая осталась у компьютера собирать все возможные сведения об участниках вечеринки и семье убитого Виталия Осипова, группа в полном составе прибыла на место происшествия, поскольку пока им передали дело, с момента убийства прошло уже больше недели. Так что нужно общими усилиями наверстывать упущенное. Сначала убийством сына успешного предпринимателя Осипова Антона Николаевича занималось местное отделение, и судя по материалам предварительного следствия, которые  они передали, занимались явно плохо. На месте  проишествия не было обнаружено ни одной улики, опрос свидетелей картину событий той ночи не прояснял. Нужно было начинать все сначала, поэтому Александр подключил всю группу. Первой по поводу этого случая подняла тревогу его мать, поскольку под подозрением оказался ее давний пациент Сева Садовский. Марии Сергеевне позвонила потрясенная мать парня, и сказала,  что Севу арестовали по подозрению в убийстве. События, предшествовавшие этой нелепой истории, выглядели так. Севу пригласила на свой день рождения его знакомая Вика Осипова. Отмечали на даче ее дяди. В какой-то момент Вика вышла из дома, она не возвращалась, парень пошел ее искать, нашел без чувств в беседке и принес в дом. При этом он сумел перепачкать обувь в крови убитого в этот же вечер сына хозяина дома. Полицейские не нашли ничего лучшего, как арестовать растерянного, беспомощного  и безобидного парня, который первый подвернулся им под руку. Мать умоляла взять это дело к себе, и Александр уже представлял себе неприятный разговор, когда придется просить начальника взвалить на себя никому не нужное дело, как все сложилось само собой.   Удивительным образом все таки у любого мало-мальского пробившегося бизнесмена обязательно найдется человечек в органах, который в нужное время замолвит слово. Так и в этом случае к радости Александра вовремя поступила более убедительная просьба, и ему не пришлось одалживаться у начальника. Он еще и выиграл от того, что мать его просила. Теперь он с чистой совестью мог ее загрузить, тем более, что в этом деле она могла участвовать как привлеченный специалист психиатр, поскольку среди фигурантов дела были как минимум два человек с установленными психиатрическими диагнозами. Подозреваемый Савелий Садовский и  тоже пострадавшая в тот вечер при пока невыясненных обстоятельствах Вероника Осипова - оба были пациентами клиники неврозов.
 
 Распределили роли. Константин с Дмитрием Соколовым обследуют место происшествия, а Александр с Леонидом опрашивают семью убитого и имеющихся в наличии участников трагической вечеринки.
 Кроме отца, который отсутствовал, побеседовать можно было с матерью и бабушкой убитого парня, сиделкой бабушки и охранником. Из гостей, которые в тот вечер были на дне рождения Вероники сейчас в поселке находился Юрий — сын партнера и друга хозяина Аркадия Горецкого, живущего рядом в этом же поселке и Владимир Смирнов- приятель из соседнего садового кооператива.
 
Мария Сергеевна тактично не навязывала свое присутствия на допросах, чтобы не подставлять сына, она просто заранее записала вопросы, которые попросила задать. Сама же озаботилась изучением хорошо ухоженного красивого участка, особенно  около гостевого дома, где праздновали день рождение,и территории за калиткой в лесу, где нашли тело юноши.  Калитка в лес обычно бывала закрыта, и домочадцы пользовались этим дополнительным выходом, когда шли в лес или купаться на соседний пруд.  Один ключ висел в прихожей в доме, а второй хранился у охранника в сторожке около основного входа.
 В кармане Виталия нашли ключ от калитки, зачем он выходил с территории участка в тот вечер пока было не понятно.  Мария Сергеевна решила повторить путь, который проделал в вечер убийства парень, путь, который закончился для него так печально. Из показаний свидетеля, а именно дачного знакомого всей компании Владимира, следовало,  что Виталий собрался дойти до большого дома, что-то ему там понадобилось. Они вместе вышли на террасу, и один пошел по дорожке по направлению к   дому, а Владимир остался там ждать приятеля.  Виталий долго не появлялся, и Владимир отправился его искать, но не нашел, и вернулся в гостевой домик.
 К калитке, если идти не по газону, можно было пройти напрямую от большого дома по дорожке, посыпанной гравием, или дойдя сначала до гостевого пройти по другой, а потом свернуть на первую. Поскольку Виталий не появился у гостевого, то видимо он напрямую пошел по ней от дома к калитке в лес. Мария Сергеевна медленно шла по тропинке, внимательно смотрела под ноги, но невольно отвлекалась на обильно цветущие клумбы и розарий. Она почти дошла до открытой сейчас калитки, но потом вернулась на несколько шагов назад. Ей показалось, что в идеальном порядке пейзажа,  что-то нарушено. Так и есть. Дорожка с двух сторон была ровно выложена рядами декоративных камней, и в одном месте камень явно отсутствовал. «Интересно»,- подумала наблюдательная женщина, «кому и когда понадобилось вытащить этот камень». Но ни на дороге, ни на газоне, ни в ближайщих кустах или клумбах она его не заметила. Но увидела нечто похожее в неожиданном месте. Уже выйдя за ворота, она заметила камень из окантовки дорожки в дренажной канаве, которая тянулась вдоль забора снаружи.
 Мария Сергеевна пошла дальше по тропинке, ведущей от ограды вглубь леса в поисках эксперта, который обследовал место, где нашли труп . Вскоре в кустах она заметила светлую куртку.

- Константин, можно вас отвлечь на минутку? - обратилась она к нему
 - Да, конечно ..
- Мария Сергеевна, - пришла она ему на помощь,- я тут одну вещь нашла, мне кажется она может оказаться для вас полезной.

 Молодой человек с удовольствием вылез из кустов, где он безуспешно пытался найти хоть какие-то улики. На месте преступления хорошо потоптались и оперативники и любопытные местные жители, для которых прогулка к месту преступления стала своеобразным развлечением в небогатой событиями жизни поселка    Когда они дошли до забора, Мария Сергеевна показала эксперту камень, а потом подвела его к месту, где тот по всей видимости до недавнего времени находился.
 - Насколько я знаю, причиной смерти явился удар тяжелым предметом. Не похож ли этот камень на орудие убийства?- спросила она
 - Очень даже может быть,- воодушевленно ответил молодой человек и полез за ним в канаву.
  До обеда Александр успел осмотреть комнату убитого Виталия, поговорить с его матерью и сиделкой, ухаживающей за бабушкой, матерью Осипова старшего. Практически никакой полезной информации эти беседы не принесли. У сиделки в этот день был выходной, мать Виталия, Евгения Михайловна, была здесь в тот вечер, но сына практически не видела. Молодежь тусила в гостевом доме, а она с мужем и немногочисленными гостями были все время в большом. Отмечали двадцатипятилетие Вероники, дочери родственницы хозяина дома. Вероника и Виталий были приблизительно одного возраста, и когда они были маленькими, мать девушки Нина Романовна Осипова выполняла роль воспитательницы для обоих детей.
   
 Подошло время обеда и все собрались за столом в беседке, где с позволения хозяев, Мария Сергеевна разложила привезенную из дома еду, а ребята добавили свои бутерброды, которые им сунули матери и жены. Как не старалась она отвлечь компанию от профессиональных разговоров, беседа упорно возвращалась к расследованию. Александр коротко изложил содержание своих разговоров с родственниками, обсудили удачную находку  возможного орудия убийства, а после обеда послушали запись разговора Леонида с сыном и женой партнера Осипова Аркадия Горецкого, чей дом находился на соседнем участке.
 С небольшими расхождениями описание событий того вечера, данное сыном Юрием, совпадало с той картиной, которая уже сложилась по опросам других свидетелей. Когда еще раз будут опрошены все участники вечеринки, можно будет составить уточненный и полный план их перемещений в доме и за его пределами в тот вечер. По поводу своего соседа Юрий не высказывал ни положительных, ни особо отрицательных оценок. Складывалось ощущение, что парень очень не хочет обсуждать своего приятеля. Было ли это явное нежелание следствием природного такта, присущее молодому человеку,  или за этим стояло большее, пока сказать было сложно.
 Его мать Ольга Кирилловна по мнению Леонида явно нервничала.
  - Она не была в этот вечер у Осипова, при том, что ее муж и Осипов кажется большие друзья. Я ее спросил, почему она не присоединилась к компании. Вот послушайте, что она ответила, - Леонид включил запись разговора.

 - Нехорошо обсуждать только что умершего человека, но иначе я не могу ответить на Ваш вопрос. Я уже давно была против того, чтобы мой сын общался с сыном Антона. Юрий человек мягкий, легко поддающийся чужому влиянию, а Виталий наоборот склонен был всегда к доминированию в отношениях. И я стараюсь как-то дистанцироваться от этой семьи, чтобы не поощрять Юрия к контактам.- Леонид выключил запись.
Спросил. Ничего конкретного, потом послушаешь сам, просто уходила от ответа. 
- Как-то не убедительно совсем. Осипов и Горецкий друзья со школы,  а теперь еще и партнеры, об этом мне сказала жена хозяина дома, - а все это при нормальных обстоятельствах обязывает к определенному поведению. И ты ее спросил про губительное влияние Виталия, в чем оно заключается? - высказал свое сомнение Александр.
 - Спросил. Ничего конкретного, потом послушаешь сам, просто уходила от ответа.
 - А у сына Юрия ты спрашивал, знает ли он, зачем пошел Виталий в тот вечер в лес?
- Пытался узнать. Вероятнее всего догадывается, но говорить не хочет. Ему думаю не нужно у нашего медсудэксперта уточнять, баловался ли его приятель наркотиками. За закладкой шел Осипов младший, ежу понятно,- уверенно ответил Кремер.
- Хорошо, а что тебе удалось выведать у охранника-дворника или дворника — охранника?
- Про тот  вечер он ничего сказать не может - не видел и не слышал, видимо смотрел телевизор. Но общее представление о семье дал. Он здесь почти 12 лет служит.  Живут на сторонний взгляд дружно, без скандалов. С Горецким раньше встречались чаще, теперь меньше, жена соседа вообще здесь давно не появляется. Про Виталия выражался нелицеприятно, а Вику племянницу наоборот хвалил, вежливая, спокойная.   
- Ну хорошо. Немного отдохнем после приятного обеда и подумаем, что еще уточнить и посмотреть сегодня. Спасибо. Все было очень вкусно,- поблагодарил всех Александр.
- Вам Мария Сергеевна спасибо. Пироги фантастические. Без вас мы бы приткнулись по пенькам, проглотили свои бутерброды и дальше побежали, а так почти пикник получился, и начальник отдохнуть разрешил, - добавил Леонид.
  Сытая и довольная молодежь тоже сказала спасибо Марии Сергеевне и отползла на скамейку под пахучей чернильной сиренью. В беседке остались Александр с матерью.
 - Ну ты впечатлила Константина со своим камнем, остальных то тебе уже трудно удивить. А он толковый парень, знает это и собой гордится. Он прошел мимо и ничего не заметил — а ты его носом...
 - Неправда, я очень тактично все сделала, - перебила Мария Сергеевна сына. - Ладно про это, я о более важном хочу сказать. Совершенно выпадает из расследования эта странная история с Викой. Кому понадобилось ее выключать. Какая то нелепая история. Девушка выходит в сад, ее с помощью хлороформа вырубают, и оставляют просто лежать. Если она что-то видела, то после того, как очнется — вспомнит, так что хлороформ не поможет. Если хотели ее украсть, и им помешал Виталий, почему тогда убив его, не довели дело до конца? И этот след от инъекции.Ты говоришь ничего лишнего в крови не обнаружено? А через сколько времени брали анализы у девушки?
 - Утром следующего дня, и довольно рано кажется. Если это не какое-то новое секретное химическое оружие, то должно было что-то остаться. И покажи мне человека,  который всегда при себе тряпку с хлороформом имеет, так на всякий случай.   
 - И не говори. Преднамеренность видна невооруженным взглядом, - сказала мать поднимаясь и направляясь в сторону дома.
 В каталке, которая стояла в тени большого дерева, сидела старая женщина, с явными следами перенесенного инсульта. Но глаз на незатронутой стороне лица смотрел вполне осмысленно и внимательно.
 - Вы не очень похожи на следователя, -  сказала она, когда Мария Сергеевна подошла к коляске и поздоровалась.
 - А я и не следователь. Я внештатный психиатр. В этом деле, к сожалению, участвуют два не совсем здоровых человека, к которым желателен особый подход, - попыталась она объяснить свое присутствие.
 - Какие нежности нынче в милиции. Это правда, Вика не в себе, и не удивительно.
  Женщина явно хотела еще что-то сказать, но буквально подбежавшая к ним немолодая женщина решительно вцепилась в ручки коляски и покатила ее к дому.
 - Дарье Дмитриевне нельзя волноваться. Мы же договаривались, что ее трогать не будут, - довольно агрессивно прошипела она.
 Сидящая в коляске обернулась и тихо, произнесла короткую фразу, которая озадачила Марию Сергеевну. Она растерянно извинилась и пошла назад к беседке. Там уже собралась вся группа, и с общего согласия стали собираться домой. 
 - Я так понимаю, что от матери Осипова меня оттащила ее сиделка. Похвальное рвение, хотя несколько излишнее на мой взгляд. Не хочу тебе забивать голову, пока сама с этим поразбираюсь, но старушка на прощанье успела вот что сказать «эта шлюха и до моего сына добралась». Обрати внимания — не внука, а сына. Т.е. до ее сына, убив его сына. Может быть конечно списать это на бред больного старого человека, но мне она показалась вполне «в своем уме».
 - Боюсь до проверки ее обвинений мы не скоро дойдем. Есть у меня нехорошее предчувствие, что кандидатов в подозреваемые у нас будет предостаточно.   
 - Да, всю компанию тщательно проверять придется, и боюсь что не только их. Все, забыли на время. Ты Асе звонил?
 - Да, два раза, все нормально. Можешь отбой отцу сигналить, мы скоро будем в городе.
 - Все к тому идет, что мне нужно основательнее подключиться, а то Аська родит, а ты будешь с этим делом разбираться,  вместо того, чтобы ей помогать и наслаждаться человечком. С Викой понятное дело, разговариваю я, но немного по-позже. Я бы хотела сначала встретиться с ее подругой Тамарой. Судя по протоколам опросов, которые делали ваши коллеги, ее показания были самые толковые. Кроме того, мне до разговора с Вероникой, хотелось бы о ней побольше узнать. 
 - Хорошо, я пришлю тебе координаты подруги. Ты зайдешь к нам?
 - Да нет, что суету пустую создавать. Еще успею надоесть.
 - Вот что еще хотел спросить. Про диагнозы Севы и Вики расскажи, - попросил Саша мать.
 - В клинике, в которой они в одно время лежали- там и познакомились -им поставили одинаковый диагноз - депрессия невротическая. У Севы в это время умер отец, что произошло у Вики мы не знаем.
 - Понятно — тяжелая форма «Мама роди меня обратно»
 - Прекрати. Кажется из всего того, что я тебе по психиатрии читала, ты только эту шутку запомнил, - рассердилась Мария Сергеевна.
 - Зато очень доходчиво получается. Я так предполагаю - две трети населения земли болеют в легкой форме, ну иногда средней тяжести, а кому то не повезло. 
 - У Севы диагноз депрессивное расстройство уже задолго до этого был подтвержден, а потеря любимого отца спровоцировала ухудшение состояния.      


Продолжение следует....