Петербургский Ангел с Михаилом Вэем

Григорий Белов
Эту статью можно послушать в подкасте «ВоТ» - «Всё о творчестве с Григорием Беловым» - https://podcast.ru/1560156593 (Общая ссылка на подкаст)
Почитать в ВК, где есть фото\видео материалы и активные ссылки -
Представляем Вам подкаст «ВоТ» — «Всё о творчестве с Григорием Беловым».
Второй эпизод первого сезона — «Петербургский Ангел» с Михаилом Ивановичем Вэем.

В ВКОНТАКТЕ, группе «Григорий Белов. Журнал.» вы можете подписаться на наши подкасты центра «Мир да Лад». Наши подкасты: — «Между прочим», «Общая забота», «Про добро Арт», «Вот» — «Всё о творчестве с Григорием Беловым» доступны на всех удобных аудиоплатформах - https://podcast.ru/1560156593

Уже второй год мы занимаемся выпуском подкастов. Это очень удобный формат, где мы можем вам рассказывать истории, освещать разные события и знакомить вас с неслучайными людьми. На одной из встреч я разговорился со своими зрителями. Речь зашла об одном из наших подкастов. Мне задали вопрос: — «Григорий Игоревич, а возможно ли опубликовывать вместе с подкастом текст передачи, хотя бы краткий» (Обычно мы рядом с подкастом пишем короткий анонс о том, что вы сможете услышать в данном эпизоде.) Мне рассказали, что с удовольствием слушают наши передачи, а в них часто есть информация, которую хочется ещё раз услышать и записать. «Было бы удобно» — сказали мне — «иметь перед глазами текст передачи, в котором можно посмотреть имена, адреса, телефоны, даты и т.п.»

Я задумался над этим. Ведь для этого нужен журналист, который мог бы послушав нашу беседу, перевести её в текст. У нас в группе компаний «2 Алекса» как раз есть такой, подумал я. Это Татьяна Журавлёва. Хорошо, попробую некоторые эпизоды сделать именно так, решил я со своими партнёрами.

Перед вами стенография второго эпизода подкаста «ВоТ» — «Всё о творчестве» с Григорием Беловым.

                «Петербургский Ангел» с Михаилом Вэем

Белов: Здравствуйте, дорогие друзья! Много лет назад, в эфире на радиостанции «Радио Мария» ведущий, обращаясь к своему гостю сказал : «Вот знаете, Михаил Иванович, вроде бы Вы не издали ни одной книги. Практически не выступаете с авторскими вечерами. Принципиально не вступаете в творческие Союзы, но у кого не спроси, в поэтической среде, Вас знает почти каждый. Похоже Вы стали легендой ещё при жизни».

Сегодня мы не станем оспаривать или наоборот доказывать подобное определение издателя и радиоведущего Евгения Жукова, поскольку разговор пойдёт не совсем о творческой, а скорей об общественной литературной деятельности поэта.

Вэй ведёт многолетнюю плодотворную работу по популяризации отечественной современной поэзии.
Сегодня в гостях в нашей студии "Мир да Лад", в подкасте "Всё о творчестве", известный поэт и общественный деятель Михаил Иванович Вэй. Здравствуйте!

Вэй: Приветствую Вас, Григорий Игоревич, всегда рад общению с Вами.

Белов: Михаил Иванович, сейчас Вы работаете над большим литературным проектом, который собираетесь осуществить в ближайшее время. Расскажите нам об этом.

Вэй: В настоящее время меня больше всего волнует проведение Всероссийского фестиваля мелодекламации «ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНГЕЛ», предварительный отбор финалистов, на который завершается совсем скоро — уже 15 апреля. Моё волнение объясняет тот факт, что впервые за многолетнюю историю нашего крупного мероприятия, оно проводится в заочном формате, а не на сцене. Причина такой трансформации объясняется вовсе не пандемией, а конфликтной ситуацией, сложившейся с организацией предоставляющей нам свою площадку, хотя именно коронавирус явился основой для этого конфликта. Да, конечно, поэты привыкли к праздничной атмосфере, к новым личным знакомствам, к шумным фуршетам после награждения победителей медалями, дипломами и подарками, а теперь всё это осталось за бортом истории, как воспоминания фактических встреч. Однако, в этом есть и свои плюсы, так как многие талантливые авторы в прежние годы по финансовым возможностям или по работе не имели возможности приехать в Петербург, где в большом концертном зале и проходил фестиваль, а теперь они могут прислать свои материалы, и жюри дистанционно оценит работы новых участников. Кстати, хотелось бы отметить, что мы всегда рады знакомству с новыми талантами.

Белов: Михаил Иванович, а не могли бы Вы поподробнее рассказать о всероссийском фестивале? Многие наши слушатели пишут стихи и вполне возможно захотят принять участие в нём.

Вэй: Прежде всего хотелось бы напомнить, что мелодекламация — это исполнение стихов под музыкальное произведение. А потому жюри обязательно будет учитывать три основные составляющие данного жанра. Самое большее число баллов в стобалльной системе 50 отдаётся, прежде всего, поэтическому мастерству, учитывая не только так называемую техническую часть с её филологическими основами, но и соответствие текста выбранной номинации из семи предложенных, а так же не будут обойдены стороной и новаторство с авторским своеобразием. 20 баллов отдаётся подбору музыки, а это далеко непростое занятие, как может показаться на первый взгляд, особенно для тех, кто не имеет большого опыта при работе в данном жанре, ну и наконец, 30 баллов будут выставлены за исполнительское мастерство или за саму декламацию, поскольку сегодня звучащая поэзия стала несколько популярней так называемой «печатной», увы, сегодня наша страна, к большому сожалению, уже не вправе называться самой читаемой, как это было ещё совсем недавно. Участники конкурсной части фестиваля в первую очередь должны определиться с номинацией, которых как уже было сказано выше, ровно семь. И прислать мне в контакте по одной, выбранной, два текста в печатном виде, а так же вариант исполнения под музыку в аудио или в видео формате. Кроме этого нужно скинуть, опять же, мне в личку краткую справочку о творчестве и если есть определённые успехи на поприще поэзии, то обязательно упомянуть и о них. Думаю, что было бы правильно вспомнить свои литературные объединения или мастерские, школы литературного мастерства, если участники нашего конкурса посещали какие-либо студии, в которых и ускорился рост творческого потенциала. Ну и наконец, мне необходимо иметь фото каждого конкурсанта, так как все материалы будут размещены в одноимённой с фестивалем группе «ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНГЕЛ», по которым жюри и определит победителя. Мы учредили дополнительные номинации среди финалистов «За лучшее видео», «За лучшую декламацию» и «За лучшее литературное произведение».

Белов: Михаил Иванович, расскажите пожалуйста о тех номинациях, которые представлены в конкурсе, и ответьте на вопрос - для чего столько номинаций? Как правило, на литературных конкурсах — три места и в лучшем случае существует ГРАН-ПРИ.

Вэй: Вот из каких номинаций участникам предстоит выбрать, только одну:

«АХ, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ, ГОТОВИТ ЭТОТ МИР ЗЕМНОЙ»: стихи о творчестве в литературе, музыке, в науке. Стихи о творцах. Стихи о поэтах и поэзии.
2. «ЕСЛИ БЫ МОЛОДОСТЬ ЗНАЛА, ЕСЛИ БЫ СТАРОСТЬ МОГЛА»: стихи о времени, о современниках, об отцах и детях, о настоящем и прошлом.
3. «ДАВАЙ ПОЧУВСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА, БИЕНЬЕ СЛУШАЯ СЕРДЕЦ»: стихи о любви, встречах и расставаниях, о верности и изменах, о нежности и жестокости.
4. «АХ, ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ, ТО ВСЁ МОГЛО БЫ БЫТЬ ИНАЧЕ»: стихи на военную тему, в любой эпохе. Антивоенные стихи и стихи о героизме. Война в прошлом, война в настоящем.
5. «ОТЧИЙ ДОМ И ГОЛОС МАМЫ НЕВОЗМОЖНО ПОЗАБЫТЬ»: cтихи о родном крае, городская и сельская лирика. Стихи о близких людях.
6. «НЕТ ОПРАВДАНЬЯ РАВНОДУШЬЮ, ОНО ПОДОБНО СЛЕПОТЕ»: гражданская лирика, стихи о справедливости, чести и совести. Стихи о борьбе со злом. Стихи о самых обездоленных и о самых сытых.
7. «БОГА НЕТ, НО КАК БЕЗ БОГА ВНЕ УЁМНОСТИ СТРАСТЕЙ»: стихи на религиозную и атеистическую тематику. Стихи о традициях, о святынях и святых. Стихи о современной церковной политике.
Ну, а Гран-При у нас тоже существует, триумфаторов не может быть много, а вот победителей может, поскольку все поэты, оказавшиеся в финале — уже победители. Судя по прежним фестивалям число финалистов не превышало 40-45 человек, и это из более чем 500-от заявок. Так что попадание на завершающий этап является победой автора. Что же касается количества номинаций, то прежде всего, хотелось бы охватить все основные темы, которые освещает сегодняшняя поэзия, а согласитесь: можно ли в один ряд ставить любовную лирику или гражданскую?

Белов: Да, с этим трудно согласиться. Михаил Иванович, фестиваль носит имя Виталия Владимировича Верушкина, думаю, что немногие знают этого человека...

Вэй: Ну, вот. Теперь и мне с Вами придётся не согласиться, Григорий Игоревич. Да, конечно, если мы будем говорить о масштабах страны, то Виталия, так сказать за границами Петербурга знают немногие, в нашей стране, что же касается Питера, то все горожане, интересующиеся литературным и бардовским творчеством, прекрасно знали Верушкина. Он закончил институт Культуры, режиссёрское отделение и долгие годы работал на Ленинградском телевидении, являясь одним из автором очень популярных в далёкие времена программ «Кружатся диски» и «Музыкальный ринг», позднее служил режиссёром в театре одного из крупнейших ленинградских ВУЗов, который под его руководством стал лауреатом всесоюзного конкурса студенческих театров. С этим коллективом режиссёр объездил всю нашу необъятную страну. Годы перестройки внесли коррективы в судьбу художника и он превратился в уличного поэта и музыканта, тогда их было не так много, и пожалуй, именно Виталий являлся самой яркой личностью по рейтингу популярности. С авторскими концертами он объездил всю Европу, выступал и в Соединённых Штатах Америки. В Австрии многие оперные певцы удивлялись, тому что российская опера не заметила его дарований: у Верушкина был великолепный бас и баритон. Своей книги стихов Виталию увидеть не пришлось, так как она была издана, только после его смерти. Но самое главное достоинство Виталия Владимировича заключалось в его человеколюбии, именно поэтому он не имел ни одного врага, и на похороны к нему пришло чуть меньше тысячи человек. При отпевании в Александро-Невской лавре, все священнослужители выскочили посмотреть кто же это своей кончиной вызвал такое число скорбящих. Когда я только задумывал провести первый фестиваль, он рассеял все мои сомнения и был одним из представителей жюри. Впрочем, о Виталии Владимировиче я могу говорить долго и думаю, Григорий Игоревич, мы с Вами, когда-нибудь вспомним этого удивительного человека в нашем совместном видео-проекте из серии «Рассказы дядюшки Вэя». Единственное, что хотелось бы добавить, что на земле не так много людей знакомством с которыми, а тем более дружбой, я мог бы гордиться — Виталий Верушкин один из этого немногочисленного числа.

Белов: Кстати, о жюри. Отобрать участников это непростая задача, но отобрать объективное жюри — эта куда более сложная работа.

Вэй: Ну, отобрать жюри куда проще, чем быть его представителем: поэты, как правило, долгие годы не могут уйти от харизмы и каждый считает себя, если не гением, то по крайней мере, выдающимся стихотворцем, а участвуя в конкурсе почти уверен, что равных ему просто нет, но желаемое не всегда совпадает с действительностью, а кто же виноват в поражении? Ну, конечно же, члены жюри. Одни проигравшие сыплют на их головы самые страшные проклятия из всего перечня возможных, другие обвиняют их в некомпетентности. Однако я очень серьёзно подхожу к выбору состава арбитров и приглашаю деятелей культуры и филологов с большим опытом, хорошо знающих и любящих поэзию и работающих совершенно бесплатно именно из любви к творчеству, ну и из-за уважения ко мне в какой-то степени. К сожалению, не все имеют возможность приехать, но конкретно на этом фестивале можно оценивать, заочно определяя победителей, даже не выходя из дома, так что надеюсь состав жюри чуть расширится.

Белов: Михаил Иванович, а есть ли у вашего фестиваля помощники, партнёры, группы поддержки?

Вэй: Куда же без них, в наше непростое время, когда государство уделяет культуре совсем незаслуженно слишком мало внимания. Вообще нужно отметить, что в целом сегодняшняя культура, не считая дешёвой попсы и в большинстве своём пропагандистских программ да криминальных сериалов, держится на энтузиастах, и именно на их долю выпадает ответственность за сохранение традиций отечественной культуры, а потому мне очень приятно, что нас поддерживает Василеостровский дом молодёжи, который и является учредителем нашего фестиваля. В этом году свою поддержку нам оказывают и некоторые творческие Союзы, такие как Союз Профессиональных Литераторов Санкт Петербурга, Международный Союз писателей, Международный Союз Поэтов, Союз Работников Культуры и Искусства, Центр Современной Литературы и Книги, журнал «Невский альманах» в лице его главного редактора Владимира Степановича Скворцова, Книжная лавка писателей, кинокомпания «2 Алекса», в Вашем лице, Григорий Игоревич, и многие — многие другие организации, которым я очень благодарен. Нам обещали публикации лауреатов и даже издание авторского сборника Гранд-лауреата. Посмотрим будет ли сдержано данное обещание, как известно, — обещать не значит жениться.

Белов: А могли бы Вы отметить самых ярких участников уже прошедших финал?

Вэй: Как я уже сказал, все кто попал в финал, это почти всегда яркие и самобытные поэты. Даже перечисление Гранд-лауреатов займёт много времени. Вот потому-то перед жюри всегда и встаёт дилемма, кому же отдать пальму первенства. У нас в школе поэтического мастерства «Линии времени» на стене висели портреты поэтов второй половины двадцатого века, и я часто спрашивал у слушателей школы: «Вот скажите, кто из них самый лучший?». Все поэты разные и каждый по-своему удивителен, если это, конечно, настоящие поэты.

Белов: Да, ваша школа воспитала целую плеяду популярных молодых поэтов. Многие из них вступили в различные литературные Союзы, стали участниками крупных конференций, лауреатами самых престижных конкурсов и фестивалей. Было бы несправедливо не вспомнить о школе поэтического мастерства «Линии времени». Я думаю, эта тема заслуживает отдельного эпизода в нашем подкасте "Всё о творчестве" с Григорием Беловым.
Надеюсь мы обязательно встретимся и запишем отдельный подкаст.

Вэй: Вот Вы, Григорий Игоревич, употребили определение «престижных», хочется верить, что и наш фестиваль входит в этот ряд — в ряд самых престижных, а в мелодекламации он и, вообще, единственный на таком уровне. Хотя, не только дурной, но и яркий пример может быть заразительным, и я уже слышал о нескольких подобных конкурсах как в Петербурге, так и в стране.

Белов: После Ваших слов возникает вопрос: а почему именно мелодекламация, а не декламация, например?

Вэй: Этот вопрос задаёте не Вы первый. Когда-то многие поэты, и я в том числе, считали, что поэзия вполне самодостаточная, уже в ней самой содержится музыка. Хотя в Советские времена это был довольно-таки популярный жанр. Но так и не состоявшаяся перестройка, явившаяся скорей переломной, уничтожила много чего хорошего вместе с замечательной страной, в которой мы с Вами, Григорий Игоревич, когда-то родились. Была напрочь забыта и мелодекламация. Но мне довелось услышать, однажды довольно-таки посредственный текст в исполнение под музыку: у меня мурашки по спине пошли, и тут же подумалось: а если хорошие стихи читать под хорошую музыку, усиливающую энергетическое напряжение при восприятии стихотворного произведения? И я сперва сам на своём примере апробировал подобный вариант, а позднее и стал одним из самых главных пропагандистов данного жанра, и ничуть не жалею об этом. Ещё совсем недавно, хотя уже прошло лет десять с того времени, но в силу глубины своих лет, это много, поэты записывали исполнение своих текстов и скидывали в интернет без музыкального сопровождения. Сейчас мало кто не пользуется музыкальным сопровождением. Думаю, в этом есть, пусть и не главная, но всё же заслуга нашего фестиваля «Петербургский ангел». Хочется верить, что и в этом году мы постараемся не сильно акцентировать внимание на пословице про первый блин комом, и наш первый виртуальный фестиваль пройдёт на высоком уровне. Ну, а летом, когда откроются городские книжные аллеи, мы обязательно пригласим финалистов выступить на открытой сцене в самом сердце Невского проспекта, на улице Малой Конюшенной рядом с памятником Гоголя, напротив Казанского собора, на большой литературный концерт. Так что кто-то приедет в Питер на чемпионат Европы по футболу, а кто – то поздравить финалистов Всероссийского фестиваля мелодекламации «Петербургский ангел».

Белов: А что же это за площадка? Я прекрасно знаю ответ на данный вопрос, поскольку не только вёл прямые трансляции с "Книжных аллей", но и сам выступал на этих замечательных концертах, где Вы, Михаил Иванович, выступали в роли ведущего. Но думаю, далеко не каждому слушателю она хорошо знакома.

Вэй: Очень приятно, Григорий Игоревич, что вы вспомнили о наших концертах, которые сделались воистину легендарными, хочется верить, что и после нас они заслужено войдут в историю питерской культуры. Надеюсь, четыре года своей жизни я потратил не зря на организацию подобных мероприятий, а потому пару слов скажу и о них. Долгое время мне приходилось искать вместе с администратором Городских Книжных аллей Горчаковым Юрием Александровичем, чтобы что-то такое сотворить, что могло бы привлечь зрителей как можно больше на литературные концерты. Ведь многие считают, что сегодня хороших стихотворцев просто не существует. А как доказать, что это не так? И вот в результате подобных умозаключений мы решили привлечь для совместного выступления эстрадных певцов и даже танцоров. Мы нашли таких замечательных исполнителей, что зрителям на зрительской площадке книжных аллей стало тесно. Я стал узнаваемой фигурой в городе, и когда оказывался на Невском проспекте ко мне подходили совершенно незнакомые люди и спрашивали: «Михаил Иванович, а на следующем концерте будет выступать этот певец или эта певица»? Но каждый зритель, приученный современным телевидением к песенному жанру, которое совсем не вспоминает поэзию, вынужден был слушать и поэтов, а послушав, часто открывал рот, и браво начинали кричать не только певцам, но и поэтам. И пошло и поехало. Позднее при встрече на Невском, незнакомые мне люди уже спрашивали: «А будет выступать такой-то поэт, а будет ли читать свои стихи такая-то поэтесса»? Но случилось непредвиденное. В доме напротив сцены живёт супружеская пара преклонных лет, и хотя мы выступали до 21 часа, они стали писать в различные инстанции, что спасу нет от этих певцов. Чиновники откликнулись, их всегда волнует народное мнение. Вот попросил народ увеличить пенсионный возраст, ну как не пойти навстречу. Вот и супружеской паре они уступили. Петь на Книжных аллеях было запрещено. Обидно, конечно, и слава Богу, Григорий Игоревич, что благодаря Вашим репортажам, многие концерты можно сегодня увидеть на экранах мониторов компьютеров.

Белов: Получается так, Михаил Иванович, что замечательному проекту содружества эстрадных певцов и эстрадных поэтов уже не жить?

Вэй: Ну, это не совсем так, хотя и боязно забегать вперёд, но совсем недавно судьба свела меня с замечательной женщиной, директором культурного центра Императорский дом Романовых — Ириной Юрьевной Трифоновой, которая и предложила мне реанимировать данную идею, и уже 16 апреля мы попробуем возобновить наши замечательные концерты.

Мало кто знает, какие великолепные певцы живут в Северной столице, и вот поэты вновь выйдут на одну площадку вместе с ними в историческом месте Петербурга. Зал, конечно, не слишком велик, зато в нём царит незабываемая атмосфера прошлого, сроднённого с настоящим.

Белов: Что же, Михаил Иванович, желаю успеха во всех Ваших начинаниях, которые, конечно же, не ограничиваются этими двумя проектами, и позвольте выразить надежду, что это не последний наш разговор.

Мы обязательно поговорим о литературно - дискуссионном клубе «СП» или полностью «СТРЕЛКА ПОЭТОВ» который много лет подряд собирается в Центре Современной Литературы и Книги. Бессменным председателем которого являетесь Вы.

Расскажем нашим слушателям о литературных пикниках на Крестовском острове, пригласим молодых стихотворцев на занятия Вашей легендарной школы.

Наш подкаст "Всё о творчестве" подходит к концу и я хочу пожелать Удачи Вам и Вашим творческим коллективам.

Вэй: И Вам спасибо, Григорий Игоревич, за интересные вопросы. Удачи всем нам не только в литературных проектах, но и вообще во всём, ведь как известно — удача никогда не помешает.

Белов: С Вами был подкаст "Всё о творчестве" с Григорием Беловым.

Над выпуском для вас работали:

Я, ведущий подкаста и технический директор студии «Мир да Лад» Григорий Белов, выпускающий редактор "Мир да Лад" Алексей Сухов, редактор Татьяна Журавлёва, звукорежиссер Сергей Кузнецов и инженер проекта Александр Белов.

Гостем проекта был поэт и общественный деятель Михаил Иванович Вэй.

Подписывайтесь на наши подкасты на всех удобных аудио площадках. Ставьте лайки и обязательно пишите комментарии.

#МирДаЛад #МдЛ #Подкаст #ВоТ #ВСЁоТворчестве #ФондПрезидентскихГрантов #ГригорийБелов #2Алекса