Это нам не задавали Гл. 24-1. Сюрпризы продолжаютс

Людмила Каштанова
         Наступила  весна – последняя весна в школьной жизни  Марины и ее одноклассников. «Как быстро время  летит! - писала она  в своем дневнике, который решила завести после несчастного случая. - Ведь недавно только встречали  Новый год. Как хорошо, что это происшествие в парке закончилось нормально и без неприятных последствий для нас с учителем! О.Н. молодец: сумел расположить к себе следователя, и эта история не предалась огласке. Вот было бы шуму вокруг нас! Всем бы попало, а О.Н. пострадал бы больше всех. Меня через О.Н. разок вызвали к следователю для дачи показаний, даже мама об этом не узнала. Зачем ее лишний раз тревожить? Ей и так хватает горя. Рана зажила быстро, как на собаке. О.Н. не раз справлялся по  этому поводу, и мне было очень приятно его участие. Он после того ЧП стал ко мне более внимательным и часто смотреть в мою сторону. Мне это нравится.

        23 февраля мальчишкам подарки дарили. Мне пришлось дарить трем  мужчинам: брату, О.Н. и  Тимуру.  Тимуру я по-прежнему нравлюсь, но мои чувства к нему стали охладевать.  Он  вздыхает по мне, а я - по  О.Н. Ну разве я виновата, что так случилось? О.Н. - не только  мой учитель, он стал моим  другом, а теперь более, чем друг. Раньше я еще сомневалась в своих чувствах к нему, а теперь могу с полной уверенностью сказать, что  люблю его, очень люблю. Он - самый лучший в мире человек,  после мамы, конечно. К сожалению, нам мало удается поговорить наедине, к тому же при встрече с ним  все нужные слова из головы  куда-то пропадают, и я не знаю, как заговорить с ним о главном»...

      На улице с каждым днем становилось теплее. Взъерошенные,  грязные от сажи воробьи, согревшиеся на солнышке, гонялись друг за другом среди голых веток деревьев и прыгали  по  тротуарам, проворно подбирая крошки, которые бросали им сердобольные люди, а сизые голуби, стайками слетаясь на место кормежки,  нагло отгоняли воробьев и слабых  сородичей.
      Да, ребятам осталось совсем немного наслаждаться общением друг с другом, и прощай, школа!  У выпускников  с этого времени наступили горячие дни: подготовка  к сдаче экзаменов.

       В 11-б был урок химии, и учащиеся   решали контрольные задачи. Марина, первая справившись с работой, задумалась, отвернувшись к окну.
        – Все  внимание в тетради! - раздался голос Клары Вильгельмовны. Я понимаю, что на улице сейчас лучше, чем в школе, но всему свое время. Время  работать и время отдыхать, время сеять и время  пожинать плоды. Сейчас пока для вас – время  сеять знания, а  пожинать плоды будем на экзаменах.
       Марина уже знала, что слова «всему – свое  время», «время сеять и время пожинать плоды»  взяты из Библии, и была приятно удивлена. Действительно, Библия – неисчерпаемый кладезь мудрости. Тем более приятно было это слышать от Клары  Вильгельмовны, которая являлась заслуженным учителем. Она  на вид была худощава, с седыми короткими кудряшками.  Будучи на пенсии,  продолжала работать, удивляя  молодых учителей своей нескончаемой энергией.
      
       - Как у тебя дела с контрольной? – учительница подошла к ней и посмотрела в тетрадь.      
       - Хочу еще раз проверить.
       - У тебя все правильно. Дай сюда тетрадь, - и Марина дала тетрадь в руки  учительницы.
        В классе произошло оживление. Кто-то  тоже закончил работу, кто-то попросил кого-то списать, кто-то заканчивал писать.
      - Буркин, я все вижу! Надо своей головой работать, а не чужой, - сделала замечание Клара  Вильгельмовна.

      - А одна голова – хорошо, а две – лучше! – тут же нашелся он.
      - Ну-ну! Тогда получите одну оценку на двоих.      
      - Все, завал!., - Буркин с обреченным видом закрыл  тетрадь и отнес на учительский стол со словами в оправдание: — Я не успел сделать.
      - Звонка еще не было! -  усмехнулась учительница.
Но тут прозвенел звонок, и  она потребовала  сдавать тетради.

       Наступило  седьмое марта. В этот день все уроки были сокращены на  пятнадцать  минут. Придя в школу, Марина и Лена  увидели,  что мальчишки заперлись в классе и не пускают никого из девчонок. Но за две минуты до звонка они открыли  двери и запустили  девчат, а сами встали у доски.
       Когда девочки  стали расходиться по своим местам, то каждая увидела на своей стороне  большую плитку шоколада и открытку.
        - Да, бурная у наших  мальчишек фантазия, -  скептически высказала Нина Щеглова.
       - И за это скажи «спасибо»!— возразила ей Лена.— Сейчас такие цены, что не знаешь, что взять в подарок. — Молодцы, мальчишки! Хвалю!
      Марина  положила шоколад в сумку и стала читать открытку. Поздравление было   написано стихами, но какие это были  красивые,  необыкновенные стихи:

                Марина!
                В  8-е марта,  когда весны  начало,
                Когда зиме мы скоро скажем: вон!
                Весны  гонцы с заморских  стран  примчались
                И  вместе  с песней шлют тебе поклон.
                И все вокруг, что твой ласкает взор,
                Что любишь ты, к чему лежит душа,
                Тебе даем мы в дар, их не утащит вор.
                Все ты прими  без меры  и сомненья,
                А не алмазов дорогих  каменья,
                Которые в раю не стоят ни гроша.
                Прими от сердца наше поздравленье.
                Одноклассники.

      Едва Марина успела прочитать стихи, как прозвенел  звонок, и в класс  вошел веселый Олег Николаевич. Он поздравил девочек с женским днем и начал урок. Марина потихоньку попросила  Лену, чтобы она дала ей прочитать ее открытку, и та ей дала. На открытке Лены  были написаны  обыкновенные поздравления.
      - Хочешь, я дам тебе свою открытку почитать? — шепотом спросила ее Марина.
      - Положи  на сиденье, потом прочитаю, а то учитель  на нас смотрит.
Марина  сделала, как  сказала Лена, и  занялась уроком. Обратив внимание на то, что Марина  несколько отвлечена от урока, Олег Николаевич решил «наказать ее».
      - Я вижу, что для некоторых из вас праздник уже пришел. Но давайте вернемся в реальность и займемся историей. На вопрос,  какие страны входили в тройственный союз, и для чего он был создан,  ответит Пичугина.

        Марина встала, чтобы ответить, но тут девочки запротестовали:
      - А почему вы спрашиваете девочек? Так нечестно! Мы  двадцать третьего февраля отдувались за мальчишек, и опять — мы?
       Тогда Олег  Николаевич, театрально разведя руками, извинился, посадил  Марину на место и спросил  Колю  Соловьева.  Марина, садясь, юбкой случайно смахнула открытку, и та  улетела  далеко под  заднюю парту, за которой сидел Петя  Буркин, один из вредных мальчишек   класса. Он  любил девчонок дразнить, за что они его не любили. Марина попросила его поднять   открытку.
       - Потом достану - вишь, учитель смотрит, — отговорился он.

        Затем, подняв открытку, он из интереса прочитал поздравление, хихикнул и дал прочитать ее своему  соседу, а тот передал ее другому, и открытка  заходила по классу среди мальчиков, пока  рассерженный непонятным оживлением  Олег  Николаевич  не потребовал ее у Кости, которому она была передана.
      - Можно, я  ее  отдам  адресату? – попросил Костя
      - Нет, дай  уж мне! Я посмотрю, что в ней. Может, там оскорбления, — потребовал учитель.
       Пришлось открытку отдать. Тимур был зол на  этого дурака Буркина, но не хотел выдавать себя. Он сидел, как отрешенный, и только движение желваков на скулах говорило о его внутреннем напряжении.

       Внимательно прочитав открытку, Олег Николаевич отдал ее Марине, затем вернулся к своему столу и сказал:
       - Стихи  отличные! А теперь я хочу знать, почему эта открытка ходила по классу на уроке. Кто зачинщик?
       Все  молчали. Марина не решилась называть Буркина: «Пусть это будет на его  совести, трус несчастный!» Ей также было интересно, как Олег Николаевич будет действовать в этой щекотливой обстановке.
        - Никто.., - что и следовало ожидать! — От веселого настроения учителя не осталось и следа. -  Огорчили вы меня, братцы! Не научились за одиннадцать лет отвечать за свои поступки. Спишите  с доски задание на дом, открывайте учебники  и начинайте читать самостоятельно... Я не могу для вас  далее объяснять урок, который вы мне, практически, сорвали.

       Я думал,  вы – люди взрослые, а на деле еще не все  детскими  болезнями  переболели.  Как вы дальше собираетесь жить? Всю жизнь за чужие спины прятаться? Не мужское это  правило. Жаль, что не все вы  вынесете из школы  вместе с аттестатами  звание порядочных   людей,  которые так нужны нашей  стране.
       Тут  медленно поднялся красный, как рак, Буркин.
       - Олег  Николаевич, это я! ..,  -  с усилием проговорил он, боясь взглянуть учителю в лицо.
Ребята  зашевелились, высказывая, кто осуждение, а кто- одобрение.  Учитель взглянул на его унылую  физиономию и  строго заговорил:

        - Ну, молодец! За смелость  хвалю,  а за срыв урока ставлю  единицу, пока карандашом.  После праздника сразу спрошу: на что ответишь, то и поставлю.  Класс одобрительно зашевелился, а Буркин облегченно вздохнул: хорошо, что  родителей не стал вызывать. Учитель  велел сесть  ему, а сам продолжал говорить.
       - Думаете, мелочь этот случай с открыткой? Нет, не мелочь! Чужая вещь попала тебе в руки, так ты отдай ее хозяину в том виде, в котором нашел, а не замаранную, не попранную ногами.  Взаимоуважение – вот, что  не привито некоторым  из вас.  Относись к другому так, как  хочешь, чтобы к тебе относились. Хочу, чтобы вы помнили об этом всегда.
       Не хочу, чтобы  кто-то из вас вышел из школы невежей, некультурным, невоспитанным. И последнее: если  из этого случая  никто не получил для себя урока, что такое  «хорошо», и что такое «плохо», то мне, как учителю, грош  цена.

       Марина была в восторге от  учителя, от его умелого подхода к ним, еще озорным и проказливым ученикам. Тут прозвенел предпраздничный  звонок, на пятнадцать минут раньше обычного; учитель молча собрал  свои  книги и вышел из класса.  Класс тоже засобирался  переходить в кабинет  литературы.
      - Ты мне дашь прочитать свою открытку? — спросила Лена на перемене в вестибюле, - а то уже все ее прочитали, кроме меня.
      - На, читай!  - Марина вытащила открытку из сумки. 
        Прочитав, Лена  изумленно проговорила:
      - Какие удивительные стихи! Так от всего класса не пишут! А ты знаешь, кто это написал?

       - Догадываюсь.
       - И кто это, по-твоему?
       - Думаю, Тимур. Больше некому.
       - Ну да, кто же еще? Он же давно в тебя влюблен.  А ты обратила внимание, что сам  он сидел тихо, как будто его это не касается?      
       - А как он должен был себя вести?  Разве он виноват, что урок сорвали? Ой, чуть не забыла! Я же получила письмо от  Виктора и не знаю, что с ним делать! -  вспомнила Марина. - Отвечать абсолютно нет времени,  и не хочется.
       - От какого Виктора? –  спросила Лена.
       - Да от того самого.. Помнишь отдых на море?
   
   - Да, ты что?! А мне от Николая не было даже открытки. - А  можешь показать письмо?  - Лену разбирали любопытство и зависть.         
       - Ну, конечно! Я взяла его с собой, – Марина порывшись в сумке, нашла письмо и дала ей посмотреть.
       - А можно мне на него ответить, если тебе некогда?
       - Да, пожалуйста!...
      

        Придя в учительскую,  Олег Николаевич  никому не сказал, что его урок был если не сорван, то испорчен. Конечно, он мог приструнить ребят и не обратить на открытку внимания. Но ведь она была адресована Марине, а стихи были просто прекрасными!  «Действительно, написано талантливо  и, видимо,  автор этих стихов не безразличен к Марине. Интересно, кто же это мог быть?»  - думал он, ибо этот факт был ему неприятен.
       - Олег Николаевич, вы чем-то озабочены? –  вопрос Ирины Степановны оторвал  его от  дум.   Он обратил внимание, какие нарядные были  женщины-учителя,  и поймал себя на том, что вовсе забыл про праздник.

       - Как можно, Ирина Степановна? Я думаю о наших женщинах, без которых жить нельзя на свете, нет! – он напел строчку из известной оперетты. - Ох, я дурень старой, голова с дырой, совсем забыл!... – учитель вспомнил, что сегодня все мужчины–преподаватели  должны поздравить своих женщин-коллег с  праздником, и всем мужчинам надо было предварительно собраться в кабинете трудовика.
      - Я временно покидаю вас, но мыслями  с вами - он  поспешно покинул учительскую.

       К двенадцати часам  все уроки были закончены. Директор школы и завуч по внеклассной работе были заняты  подготовкой к поздравлениям с праздником  учителей.  Для этого в одном из классов организовали  банкетный зал с отдельными  столиками.  Учителя по четыре человека стали занимать  столы. На каждом столе посредине стояла ваза с гвоздиками. А вокруг вазы были разложены блюда с едою, салатами, нарезанными фруктами. Кроме этого еще стояла бутылка  недорогого вина, лежала горка шоколадных конфет.

       Благодарные учителя с восторгом смотрели  на это изобилие и в душе, и вслух хвалили  администрацию школы.  Когда  расселись по местам, Мария  Филипповна срывающимся от волнения голосом поздравила всех женщин-педагогов с замечательным праздником - Женским днем. Она пожелала всем крепкого здоровья, творческих успехов и побед на  педагогическом фронте, благополучия в   семьях, повышения  зарплаты и  экономической стабильности в стране…
      Олег  Николаевич ушел  из школы в числе последних в компании молоденьких учительниц начальных классов, с которыми сидел за столом. Они строили ему глазки, разумеется, и весело с ним щебетали, а он вел себя с ними как галантный кавалер.  Ему некуда было спешить. По дороге домой он вспомнил, что не сделал Марине никакого подарка,  даже хотел спросить ее на уроке, вопреки  правилам  женского праздника. Ему стало неловко, и он обещал  себе исправиться после праздника.

      Лена домой не бежала, а летела. Еще бы! Ведь в сумке у нее лежало заветное письмо. Ну и пусть, что оно адресовано не ей: она ответит ему от имени  Марины. Придя домой, наспех поела и заперлась у себя в комнате, сказав матери, чтобы ей не мешали готовиться к экзаменам.
       Достав письмо, Лена, поудобнее усевшись на кровать,  принялась читать:
       «Здравствуй, Марина!  Извини, что долго не писал:  все не мог  никак удосужиться, даже стыдно стало. Но в мыслях я часто вспоминал о тебе, о нашем лете, когда нам посчастливилось встретиться  с вами: с тобой и твоей подругой, тоже хорошей девчонкой. Кстати,  Николай, мой приятель, перевелся в другой институт, и я его давно не видел... - далее шло не очень интересное, и Лена вскользь пробегала глазами.- ... Вот  было бы здорово, если бы смогли встретиться, хоть ненадолго, посмотреть друг на друга, как мы изменились за год. Ты, наверное, стала еще лучше. В этом году вы заканчиваете школу. Поступай к нам в политехнический  на инженера, -  хорошая специальность и нужная.
       Для первого письма я написал достаточно много, боюсь быть докучливым. Передавай привет  Лене. С нетерпением буду ждать  ответа.  Виктор.»

       Лена  еще раз прочитала  письмо  и села писать ответ от имени  Марины:
       «Здравствуй, Виктор!  Как я обрадовалась, получив от тебя письмо!  Я тоже часто вспоминала  прошлое лето, когда мы загорали на море и  познакомились там с двумя чудесными парнями... - Далее она написала и про поход, и про свою мечту поступить учиться на артистку, и как их поздравили мальчики из класса с Женским днём. Подумала, про что же еще написать и решила, что пора заканчивать. - Буду  очень рада  встретиться.  Я  для тебя приготовила сюрприз, думаю, понравится. До свидания!»  Перечитав свой ответ, девушка осталась довольной.
    
            

                продолжение http://proza.ru/2015/06/24/1207