Просьба о дожде

Елена Молокова
    Просьба о дожде
   
    Лето тысяча девятьсот семьдесят второго года было жарким.
Бабушке в то время было семьдесят. Она еще держала корову, названную ласково Дочкой. Везде сновали вездесущие куры, которые стремились залезть в огород. Огород тянулся по передней улице прямо до небольшого пруда. Мы, дети. с утра до вечера купались  в пруду.
    Бабушка ругалась: «Голову не просушили ещё, опять в воду, вшей себе наживете». Но мы не слушали её, а в перерывах между заплывами я грелась в дяди Колином бушлате. А бабушка  не  унималась:  «Сгниет бушлат то, окаянные, управы на вас нет. Вот приедет мать, я на вас нажалуюсь». Но её явно никто не боялся.
    Тем не менее,  жара начала сушить травы прямо на корню. Сенокос как бы осилить, как косить, если трава вянет и сохнет. Надежды на хороший запас трав на зиму становились все меньше и меньше. К обеду огород с картошкой выглядел  вялым и унылым, лишь к вечеру, когда солнце заходило за ближайшую рощицу, наступала долгожданная прохлада. За ночь растения отдыхали, а с утра следующего дня опять нещадная жара.
    В воздухе запахло дымом от тлеющего торфа, глаза ело от смога, и в горле  стоял привкус горечи.
    - Не к добру это, - говорили бабы у колодца.
    - Торфяники полыхнут, не остановим, деревня близко. Нужен дождик, хоть какой,- рассуждали бывалые старожилы.
    В начале июля есть  ещё вероятность, что даже небольшой дождик спасет положение и даст влаги земле и растениям. По деревне прошла весть о том, что  необходимо идти  Крестным ходом по полям с просьбой о дожде. А самый благоприятный день - это  ближайшее воскресенье. Люди боялись не только нехватки запасов кормов и овощей, а в большей степени того, что лесные пожары  подойдут близко к постройкам и домам. В те годы не освещали положение дел в связи с засухой, и слухи о лесных пожарах распространялись сами собой очень быстро. В деревне от дома к дому, из уст в уста, в магазине, у колодца, от соседа к соседу передавалось это сообщение на богоугодное дело.
     - Бабушка, а что это такое Крестный ход, куда пойдем,- интересовались мы.
Бабушка обстоятельно объясняла.
     - Сначала помолимся у часовни в середине деревни, потом по полям пойдем вокруг огородов, вокруг бань по задней улице и вернемся опять туда,   откуда вышли. Господь услышит нас грешных и даст нам дождичка.
А потом все тихо бормотала:  «По нашим грехам и расплата, мало молимся, живем не  по- божески. Ох, хо, хо…»
     Вот и настал этот день. Молебен и крестный  ход  решили  провести  около десяти. В это время все утренние дела уже сделаны, коровы пасутся в стаде, печь истоплена.
    Бабушка, обычно носившая юбку и кофту, достала из сундука темно зеленое штапельное в мелкий цветочек платье. Оно было отрезное по талии, юбка почти до земли, только тапочки видны, воротничок под горлышко и мелкие пуговки по переду, длинные  широкие рукава с манжетами. Платок она повязала по- особому, не на узел, как в будние дни, а изнутри под  подбородком   сколола булавкой , два конца свободно свисали на грудь. Она взяла толстую восковую свечу от божницы  и завернула её в чистый носовой платок. На ноги надела  новые чулки и кошмяные тапочки ручной работы.
Бабушка шла приземистой походкой, а мы,  боялись   и  прятались сзади неё.  «Если пойдут просить Бога о дожде, значит,  где то неподалеку он, совсем рядом, все видит».
    Около часовни уже толпился народ. В основном это были женщины всех возрастов, дети, несколько человек  пришли  из соседних деревень, были и мужички. Служба началась  прямо в часовне, непонятные слова молитв казались нескончаемыми и очень длинными. Женщины стояли прямо и вторили за ведущими молебен множеством тонких женских голосов. Зажгли свечи и продолжали так же усердно вторить слова и песнопения.
    Как только закончилась служба, по порог часовни вышла бабушка Шура и рассказала, в каком порядке все пойдут  за  большим деревянным крестом, украшенным вышитым  полотенцем, по полям. Сначала к  середине  деревни, там маленькая часовенка, и направо  за огородами  к концу деревни – Криуше,  там стоит крест. Далее  немного по деревне и у пруда опять прямо за огородами  идти  к Слободке, там тоже маленький столбик-часовенка. Затем все  пойдут  по широкой пыльной дороге к  скотным оврагам, за колхозные дворы, за бани, за огороды и возвратятся к деревенской небольшой  часовне, откуда начинался Крестный ход.
    Всю дорогу односельчане шли и пели слова молитв, немного монотонно, но с выражением, от души, с затаенной надеждой о чуде, которое подвластно только Всевышнему. Ой, как нужно напоить землю дождем, прекратить пожары и спасти деревню от огня и голода.
    По проселочной дороге вокруг деревни мы старались идти тихо, не поднимая клубы теплой пыли и не зачерпывать  песок в драповые тапочки. Земля истосковалась по влаге.
    Вечером бабушка встречалась со своей соседкой Анной Петровной, и они долго беседовали    о силе молитв о дожде и о том, в каких годах была сильная засуха, голод. Как тяжело было людям, приходилось забивать и продавать скот и жить впроголодь.
    Анна  Петровна была очень набожной женщиной, но у неё были  больные ноги, она  молилась дома и очень была рада рассказу  о Крестном ходе. Она точно  причитала, вторя словам бабушки: « Большое дело сделали, Крестный ход Богу угоден. Мало молимся, по грехам нашим и расплата».
    К вечеру жара спала, стал накрапывать тихий дождь. Земля отдыхала.
    Сколько лет прошло и мне, изучавшей научный атеизм, запомнился этот летний день. В моей детской памяти десятилетней девочки осталось такое душевное единение моих односельчан в Крестном ходе с просьбой о дожде.
2021