Чудаки

Вячеслав Дорошенко
Какая прекрасная идея - отправиться за грибами в воскресный денёк! И погодка отличная, и путь недалекий! Кто же не хотел бы в компании близких друзей прокатиться с ветерком по асфальту до какой-нибудь  деревушки на берегу Тузлова - то ли речки, то ли ручья, пройтись по ровным склонам холмов с невысокой травой и собрать, нет, "накосить косой" степного сморчка, коего там тьма-тьмущая, если верить соц. сетям. Что и говорить, велик соблазн, а супротив него, как известно, слаб человек.
Бедному собраться - только подпоясаться! Коротки были наши сборы: пакетик с едой,  ведра, ножи да плащи на случай дождя. А зачем набирать всякий скарб  если Калина с трехлетним пробегом, как дом на колесах, всегда с тобой?
Все говорят: "Русский автопром и автохлам - одно и то же! Не умеют наши делать машины, что бы ни пытались - дрова получаются!", а нас со Светой машинка очень даже устраивает. Мы на ней все успеваем! Света, конечно, ругает меня за помятую местами "защиту", проблемный бампер и крыло, но машина терпит все мои выходки и отлично справляется со своими задачами.
Я в течение недели к жене "предпринимал меры дипломатического характера", чтобы  осуществить эту поездку с моими друзьями - Олегом и Татьяной. Главным аргументом было то, что путь практически весь проходит по хорошей дороге, а времени на переезды потребуется совсем немного. По крайней мере, я был в этом абсолютно уверен. Она согласилась, скрепя сердце моими увещеваниями.

Да, так все и началось. Олег и Татьяна должны были встретить нас в Ростове возле "разбомбленных" подходов к новому мосту на Малиновского. К ним по трассе А280/Е58 наша Калина катила легко. Из-за облаков изредка выглядывало солнышко, ехали мы не торопясь, легко и комфортно. Вождение в таких условиях доставляет удовольствие. Камеры наблюдения - не проблема, ведь я соблюдаю правила (ну или пытаюсь это делать), разметка привычная, читается отлично. Каких-то сорок минут, и вот он - мост Малиновского.
Как же я по ним соскучился! Даже не знаю, чего хотелось больше: собрать грибов, или провести с ними воскресный день? В моей душе сразу воспряло что-то светлое, на физиономии выплыла улыбка до ушей и язык "зачирикал" о каких-то малозначащих, но приятных вещах. После теплых объятий мы залезли в машину, "тапочку" - в пол, и "страус пошел, пошел, пошел за "многим вкусным"!
Дорогу к Тузловке я выбрал подлинее, чтобы насладиться легким трепом подольше.

Ровный асфальт закончился за поворотом на святой источник в посёлке Александровка. Все чаще на дороге стали встечаться глубокие выбоины, как после обстрела "градами". После торжественной, немного помпезной вывески "Родионово-Несветаевский район" асфальт и вовсе исчез. Началась дорога с каменным покрытием, которая ушла в поля и там превратилась в нечто перепаханное колесами тракторов. М-да, вот тут и пришлось обретать мастерство вождения. Как говорится: "Был бы я вчера таким умным, как моя жена сегодня". Каждую минуту приходилось думать, как должны пройти колеса по грунтовке, какую скорость выбрать, под каким углом пересекать вырытые против таких, как я траншеи вдоль поля, чтобы не воткнуться бампером в землю и не перевернуться. Ах, дорогая Алиса - чудо нейронной сети! Ты предлагала мне варианты, и я выбрал...
Когда, наконец, удалось повернуть в сторону Тузловки, обстановка в салоне Калины была напряженной. Слева - байрачная посадка, справа - поле, впереди - неизвестность, а дороги назад нет!

Татьяна предложила не акцентировать внимание на трудностях, а проверить посадочку - в конце концов, мы - грибники, или кто? И, о чудо, тут же нашла вешенку на стволе полусгнившего тополя. Как описать эту радость, этот прилив вдохновения? Все! Олега и Таню было уже не удержать. Я думаю, если к этим двоим привязать тракторы с опущенными грейдерами, а впереди пообещать новых неизвестных им грибов, то у тракторов шансов нет. Долго потом бригадир будет обратно приделывать оторванный грейдер среди глубокой борозды, сопровождая ремонт неповторимой "вязью" из глубин богатой русской речи...
Захватил этот порыв и нас со Светой. Чуть поотдаль, в густых зарослях терновки она заметила большой упавший ствол. Я видел, как она предприняла робкую попытку одолеть стену колючих веток, но, оценив шансы, махнула рукой и пошла дальше. Я должен был закончить этот е; маневр, ведь как говорится: "Муж и жена - одна сатана!", количество "стружки", снятой с моей плешинки  за "чудесную" дорогу, не в счёт! Вперед! Не в первой!
В плотном слое корявых сучковатых веток глаз привычно выделял "слабину". "Кто хочет - ищет возможности, а кто не хочет - ищет причины". Процарапав руки под рукавами куртки и проверив на прочность мои драные джинсы, терен сдался. Победа! На стволе с тыльной от дороги стороны обнаружилась приличная семейка вешенки. Ура, есть добыча, не зря ехал!
Почему-то не могу вспомнить, как продирался обратно на дорогу и догонял Свету. Раскрасневшаяся, она встретила меня недобрым взглядом, который смягчился, когда она увидела добычу. Даже еле заметно улыбнулась!
Пока я рассказыаал, как добывал вешенку, где-то слева раздался победный клич Олега. Разве мог я устоять? Через непроходимую посадку, через глубокие - по колено хляби, оставленные колесами ЗиЛов,  тракторов и восьмиколесных МАЗов, сквозь терновку я прорвался к нему. О, да! Я такого ещё не видел! Огромные лопухи молодой вешенки в большом количестве! Вот это боевая добыча! Как потом оказалось, на два больших ведра. Одно - Олегу с Таней, одно досталось нам.

Конечно, такой успех всколыхнул поникшую было душу, вдохнул оптимизма.

Посадка закончилась,  появилась тырса на дороге, которая немного повернув,  стала спускаться к подножию холма. В отдалении наконец показалась Тузловка.  Растительность вдоль дороги, камушки и склон однозначно намекали на степные сморчки.

Таня и Олег уже не могли ехать в машине. Каждый камушек, каждый бугорок мерещился сморчком.

Я припарковался внизу, недалеко от развилки дорог, ибо все мы были уверены - вот оно, место сморчковое! Здесь открывался простор. Если глянуть в даль, то кажется, что земля на горизонте пытается забраться на небо. Облака, разбежавшиеся во все стороны, нехотя тянулись к краю земли, видимо чтобы наблюдать эти попытки. Домики станицы Большекрепинской, хозпостройки с новой блестящей крышей - лишь крупные чешуйки на зеленой бугристой "коже". Я перестал ощущать собственный вес - толкнись ногами и пари как сокол над тернами и деревьями, над сверкающей речушкой и станицей!
Мы разбрелись по склону холма. Шелестела трава под ногами, одинокие прутики терновки цеплялись за штаны. Кустики адониса улыбались солнечно-желтыми глазами, стрелки ирисов уже вырвались из земли, но ещё не расцвели, как и дикие тюльпаны. Взгляд ощупывал каждый бугорок, каждую тырсинку, торчающую из травы, но нет, нет сморчков!
Таня убежала вверх по склону, а Олег нырнул куда-то в кушири. Света, совершив приличную "пробежку" по склону, вернулась к машине, намекнув, что неплохо бы перекусить!
Вскоре из зарослей кустарника появился Олег. Он набрел на туристическую стоянку с прекрасными столами и лавками.

Все чистенько и аккуратно. Здесь же через цветущие голубенькие пролески и меленькие желтые цветочки чистяка обыкновенного журчал ручеек. Место очень подходящее для сморчковой шапочки! Для обеда лучше места было не найти во всей округе! Куда там дорогим ресторанам! Тут поют какие-то пичужки, и фазаны перекликаются! Самое время было достать баночку маслят из Куйбышевского района, и восхититься олеговыми груздями из Горного...
Приятные воспоминания о былых поездках перемежались планами на грядущий отпуск или приятным трепом о каких-то забавных вещах.
Относительно степного сморчка и сморчковой шапочки стало очевидно, что здесь её нет, поэтому мы решили отправиться в Щепку. Там отличные сосны, может и обнаружится что-нибудь.

Я снова обратился к навигатору с Алисой с просьбой проложить путь к поселку Верхнетемерницкому. Этот шедевр инженерного творчества выдал: "Вот, тут недалеко! Дорога прямая, есть, конечно, неровности, но все норм - как ты любишь! Езжай!". И мы поехали...
Только выехав из посёлка, я увидел перед собой золотистого цвета Ниву-Шевроле, а все остальные заметили людей слева на пригорочке. Люди подозрительно медленно ходили,  то и дело провокационно наклонялись. Под влиянием общественности на пассажирских сидениях мне пришлось остановиться. Света осталась в машине, а мы рванули...
Явно видно было, что поле недавно горело. Из-за этого я даже останавливаться не стал бы, но ведь эти конкуренты наклонялись! И ведь не раз наклонялись! Олег посоветовал смотреть внимательнее, поскольку степной сморчок любит гарь. И точно, Татьяна нашла маленький, невзрачный, но сморчок! Побродив по склону и поставив геометку, на троих мы нашли чуть больше десятка грибов. Даже мне парочка попалась! Но этого мало! Может в Щепке будет больше?

Снова шорох шин по асфальту. Хочется скорее в любимый лесок на северном обходе Ростова. Но вот незадача - дорога  разделяется. Направо - получше, налево похуже, но туда навигатор ведёт... В прошлый раз я не послушал Алису, поехал по дополнительному маршруту и попал в "Гондурас", стоит ли сейчас... Вроде бы рекомендуемая дорога ненамного хуже...
  М-да... Прямо пойдешь - коня потеряешь... Говорят, в России нет дорог, есть направления. Это - наглая ложь! Направление - это прямая! Прямая, вдоль которой скользит взгляд... Я пробуксовывал в лужицах, подпрыгивал на кочках, петлял, терся защитой о землю... Ничего похожего на скольжение по прямой нет! Нет в Родионово - Несветаевском районе  направлений! И это не первозданная целина, это - месиво от колес тяжёлых машин! Когда Калина уперлась в непролазные хляби я вспомнил слова одного моего знакомого: "Когда Бог хочет наказать человека, первым делом лишает его разума!". Прежде, чем повернуть назад, я убедился, что объезда нет...

Кружным путём мы потратили минут сорок, прежде чем припарковались на обочине дороги в Верхнетемерницком возле соснячка.

От былой тишины здесь не осталось ничего! Толпы горожан, рычащие мотоциклы и квадроциклы, велосипедисты... Полагаю, дикое зверье давно покинуло этот лес. Увы, вряд ли мне теперь встретится здесь лисья нора.

В лесочке весна только-только начала вступать в свои права. Почки на подлеске ещё не проснулись. Ещё нет строчков, нет дисцин. Только крошечные стробилюсы на шишках. Зато рядом со мной компания, с которой можно хоть на край света. Мы проверили - нет ещё майки, нет синей ножки. Одна семья горожан с детьми в сосновом лесу показала семейку пластинчатых грибов, которые потом были опознаны как вешенка оранжевая. Только азартная Татьяна отыскала небольшую устричную вешку. Мне же попался крошечный фиолетово-коричневый трутовичок с приятным запахом, который, впрочем, вряд ли представляет какую-то пищевую ценность. Надежды и тут не оправдались.

На обратном пути, сидя за баранкой, я пытался подвести итог поездки. Что я получил?
Во-первых, я наконец-то вдоволь пообщался с дорогими сердцу людьми.
Во-вторых, добыто ведро превосходной вешенки. Будет и маринад, и жареха!
В третьих, я получил отличный опыт и массу разных впечатлений от вождения по нашим просторам.
В четвёртых, появились ориентировки на  синеножечные места, в которых может быть и майка, и энтолома.
И наконец, можно остановиться на повороте в Ленинаване и ;купить превосходную армянскую выпечку, лучше которой я еще не пробовал!