Певец-лакей и поэзия Новой Волны

Фатхула Джамалов
Шестакова Раиса
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДАГЕСТАН: ЛЖЕПОЭТ Р. ГАМЗАТОВ И ПОЭЗИЯ «НОВОЙ ВОЛНЫ»               
                Началась астральная эпоха               
                Век Поэтов – светоносный век!               
                Ф. Джамаль «Век Поэтов
               
60 лет фуршеты и банкеты – от тирана Сталина до уголовника Путина!Расул Гамзатов писал в основном стихи о любви к женщине или на какие-нибудь нейтральные, пресные темы. Гражданская лирика занимает в творчестве этого лжепоэта незначительное место и выдержана в коньюктурном, казённом русле. Это легко объяснимо – у него никогда не было собственной гражданской позиции. Кроме того,  в тоталитарном обществе это было небезопасно и чревато нежелательными последствиями.  Рассмотрим несколько таких стихов – на мой взгляд, они говорят о многом. Например, «Мой Дагестан» – автор, «объездивший множество стран», вернулся на родину из «далёких столиц, и болтливых и лживых».

Короткая и уничижительная характеристика загнивающего, тлетворного  Запада, характерная для советской пропагандистской школы бездарных и  лживых писателей и журналистов. Если там так плохо, как они все хором рассказывали с телеэкранов наивным и доверчивым Homo Soveticus, то почему бедный Расул так часто там загнивал? Не потому ли, что привозил чемоданы заграничных шмоток для всей родни и всякие Грюндики и Сони? Вернувшись и припав к родной земле, он страстно объясняется в любви отчему краю:               
«Веками учил ты и всех, и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела».

Интересно, однако, – когда и где Расул проявил свою смелость и отвагу? Уж не тогда ли, когда трусливо голосовал за исключение Зощенко и Ахматовой из Союза писателей? Или когда беспрекословно по указанию партии написал грязный пасквиль на Шамиля? Или когда клеймил позором опальных Сахарова и Солженицына? Или когда выступил против Джохара Дудаева вместо благодарности за подаренный белый Мерседес?
Ах, как пафосно звучит: «слово дороже коня». Только на самом деле жил он по принципу: «Моё слово: хочу –  дам,  хочу – назад возьму». Что партия велит, то и скажу, а если завтра сменится очередной тиран, буду говорить то, что велено, беспрекословно и не задумываясь. Всю жизнь колебался вместе с генеральной линией КПСС. Вот доказательство его патологического лицемерия и беспринципности:
«На сабле Шамиля горели
Слова, и я запомнил с детства их:
«Тот не храбрец, кто в бранном деле
Думает о последствиях!»

Оказывается, он с детства знал героические слова Шамиля, восторгался им. Но, не моргнув глазом написал на него лживый пасквиль по заданию партии.   А когда кавказские писатели унизили его за клевету на имама, прикинулся валенком и сказал, что поддался агитмассовой пропаганде. Ничего, мол, не знал, не ведал, меня ввели в заблуждение. Как же так – в детстве всё знал, а тут в 28 лет что-то с памятью его стало, отшибло вдруг! Прямо как в том известном  фильме: «Так не бывает: тут помню – тут не помню!» То ли амнезия от водки, то ли паралич совести. В народе про таких скользких и  хитрых лжецов говорят: «В ступе не поймаешь!»

Подобное лицемерие читаем и в стихотворении «Нас двадцать миллионов». Гамзатов, обращаясь к молодёжи, призывает: «На нашу незапятнанную совесть // Достойное равнение держать». Ещё один наказ даёт подрастающему поколению: «праведно живите», «храня в зените собственную честь». Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Знает, что врёт, а не  врать уже не может, потому что вся его жизнь была основана на лжи и лицемерии, как и у многих  других советских литераторов, входивших в ССП СССР. Чуть позже он сам признается в этом.

Ещё один весьма показательный стих «Сыновья стали старше», в котором стихотворец, ничтоже сумняшеся, обращается к молодым мужчинам: «Всё, что мы завещали, и вам завещать, Потому что свобода не знает цены». Это пишет раб, всю жизнь проживший в золотой клетке! Что знает о свободе человек, закованный в идеологические цепи? Шаг влево, шаг вправо – расстрел! Он всю жизнь был трусом, всего боялся, поэтому был тише воды, ниже травы. Только такие бессловесные молчалины и были востребованы деспотической властью мафии международных террористов и оккупантов.

Обратимся к стихам «Учёный муж качает головой», в котором лицемерный моралист скорбит о том, что «Процесс мельчанья человечьих душ // Меня гораздо более тревожит», чем обмеление Каспия. Ну, разве что о своей собственной душе сокрушался, выдавая муки совести за вселенскую скорбь. В том, что душа его страдала и мучилась, становится понятно из следующих трёх стихов. Мне даже стало его жалко – жить двойной жизнью мучительно. Горе-поэт написал в минуту отчаяния или прозрения следующие горькие мысли-признания, мысли-покаяния – «Мои стихи не я вынашивал»:
«Мои стихи не я вынашивал,
Бывало всякое, не скрою:
Порою трус пером их сглаживал,
Герой чеканил их порою.
Влюбленный их писал возвышенно
И лжец кропал, наполнив ложью,
А я мечтал о строках, писанных,
Как говорят, рукою божьей».

Вот оно – очередное признание ангажированного лжепоэта в собственной трусости и лжи, а также в том, что стихи его вынашивали переводчики, подобно тому, как вынашивает суррогатная мать чужого ребёнка. Как же он страдал от того, что не мог, не имел права писать то, что хотели его душа и сердце! Он, оказывается, мечтал о строках, писанных божьей рукой, но не дано было свыше: ни от Бога, ни от партии.

Поэтому лжепоэт и признавался истинному поэту -  оппоненту  Королю Поэтов Фатхуле Джамалю, что променял бы свою известность на его молодость. Жалкий лжец и лицемер явно завидовал тому, что независимый Король Поэтов всегда был в свободном полёте, как символ Кавказа – царь-птица орёл. Всё, написанное Джамалем, поэтом пророческого течения Профетизма, продиктовано Богом или Высшим Разумом - как ни назови, но это дар небес от рождения. Ничего подобного Гамзатову не было дано никогда, и осознавать это было для него мучительно больно. Но рождённый ползать летать не может!

Показательно и стихотворение «Неслась звезда сквозь сумрачные своды», в котором он пишет: «промотавший собственные годы,// Живу, чужой присваивая век.// Не раз об этом думал я и ране,// Как будто каясь на хребтах годин». Годы уходят, наступает прозрение, что он бездарно промотал свою жизнь в кутежах, попойках, пустопорожних заседаниях, во лжи и подлости, предавая идеалы юности и честных людей. В завещании пишет, что прожил жизнь как черновик. То есть, на пороге смерти, когда уже некого бояться, он ещё раз подтверждает, что жил не по исламским, не по христианским и не по общечеловеческим заповедям и принципам. Раскаивается, что вместо творчества занимался никому не нужной общественной работой. Ночами не может уснуть и беседует с Чёрным человеком. Страшным, жутким было его прощание с земной жизнью, когда пришло осознание её никчёмности.
 
Если ещё кто-то сомневается в правдивости и объективности изложенного выше материала, прочитайте «Песню про сокола с бубенцами» –  имеющий уши да слышит, имеющий разум понимает: 
Было небо чёрно от лохматых овчин,
Все клубились они в беспорядке.
И сидел вдалеке от родимых вершин
Красный сокол на белой перчатке.
Бубенцами его одарили ловцы
И кольцом с ободком золочёным.
Поднимал он крыла, и опять бубенцы
Заливались серебряным звоном.
На перчатке сидел и не ведал забот,
И кормили его, как ручного.
Только снился ему в чёрных тучах полёт
И скала у потока речного.
Он домой полетел, бубенцами звеня,
Красный сокол, рожденный для схватки,
И товарищам крикнул:
— Простите меня,
Что сидел я на белой перчатке!
Отвечали они там, где катится гром
И клубятся туманы на склонах:
— Нет у нас бубенцов, что звенят серебром,
Нет колечек у нас золочёных.
Мы вольны, и у нас бубенцы не в чести,
И другие мы ценим повадки.
Ты не свой, ты чужой, ты обратно лети
И сиди там, на белой перчатке.

Это же он, лжепоэт Гамзатов, показал всю свою жизнь: его, юного сокола, рождённого для свободы, купили алчные охотники за чужими душами. Он стал красным соколом, в том смысле, что служил красным – коммунистам, потому что красных соколов в природе не существует. Звенел бубенцами, то есть словами-погремушками, как шут, прославлял тиранов в своих незамысловатых стихах. Он продал душу за золото и славу, но сытая жизнь в золотой клетке была мучительной  для сокола. Со временем он осознал, что обещанный рай стал душевным адом. Он хотел бы вернуться к свободной жизни, но другие соколы его не приняли: ты чужой для нас, уходи, уже поздно.

Его терзали по ночам муки совести, но он уже ничего не мог изменить – роскошь, слава, тщеславие затягивают как трясина. Вот и пил горькую, чтобы заглушить голос совести. Он правильно оценил свой фактический разрыв с народом – он был свой среди чужих и чужой среди своих. Вся властная верхушка и вся пропагандистская челядь при ней страшно далеки от нужд и чаяний народа. Однажды этот лжепоэт написал такие строки: «Гляди вперёд, вперёд стремись, и всё ж, когда-нибудь остановись и оглянись на свой пройденный путь». Вот он оглянулся – и ужаснулся. Не исключено, что в его архиве есть и другие признания, сделанные в конце жизни. Почему-то же его не публикуют ни родные, ни учёные, изучающие литературное наследие Гамзатова. Почему стыдливо прячут от публики ранние книги этого «великого» лжепоэта, где он от первой до последней строки пишет бесконечную ложь и лесть кровавым тиранам, террористам и оккупантам, уничтожавшим народы России?

Любовная лирика занимает в творчестве Гамзатова основное место. Это тоже легко объяснимо: во-первых, нейтральная тематика наиболее безопасна в условиях тоталитарного режима. Во-вторых, с женщиной он чувствовал себя более уверенным, защищённым от невзгод в этом жестоком мире, полном лжи, коварства, предательства и прочих подводных течений. С женщиной он мог расслабиться и отдохнуть душой, она была его надеждой и опорой, вселяла в него спокойствие, дарила любовь. За это он был ей благодарен, о чём пишет в стихотворении «Ты среди умных женщин всех умнее».
Ты среди умных женщин всех умнее,
Среди красавиц – чудо красоты.
Погибли те, кто был меня сильнее,
И я б давно пропал, когда б не ты.
 Махмуд не пал бы много лет назад,
Когда Марьям сдержала б слово честно,
Не дали бы Эльдарилаву яд,
Когда б верна была его невеста.
Лишь женщина в любые времена
Спасала и губила нас, я знаю,
Вот и меня спасала ты одна,
Когда я столько раз стоял у края.
Неверному, ты мне была верна,
Своею верностью меня спасая.

Возможно, эти стихи посвящены жене, во всяком случае, любимой, любящей и преданной женщине. Он признаёт, что благодаря ей ещё жив, не погиб, не спился, как другие его друзья. Она спасала его, когда он стоял на краю пропасти, прощала его измены, будучи ему верной подругой. Благодарность женщине, понимание её роли в его жизни свидетельствует о его признании собственного несовершенства перед ней, о его раскаянии за свои грехи.
Каждая женщина оставляет свой след в сердце мужчины. Проходят годы, но воспоминания живут в нашей памяти, а вот оценки меняются. О восприятии мужчины в памяти бывших подруг рассказывает стих «С годами изменяемся немало...»
С годами изменяемся немало.
Вот на меня три женщины глядят.
- Ты лучше был,-
одна из них сказала.
Я с ней встречался десять лет назад.
Касаясь гор заснеженного края,
Вдали пылает огненный закат.
- Ты всё такой же,- говорит вторая,
Забытая пять лет тому назад.
А третья, рук не размыкая милых,
Мне жарко шепчет, трепета полна:
- Ты хуже был... Скажи, что не любил их...-
Каким я был, не ведает она.

Думается, что женщины в жизни Гамзатова были отдушиной в затхлом мире лжи, подлости, жестокости, зависти и борьбы за выживание, в котором он барахтался. Женщины это чувствуют, и многим из них нравится его любовная лирика, поскольку мужчина любит глазами, а женщина ушами. Думается, что такая поэзия, рассчитанная на невзыскательных читательниц, не обременённых высоким интеллектом, имеет право на существование. Точно так же как мыльные оперы и любовные романы для домохозяек. В конце концов, так пишут сотни поэтов средней руки, умеющие сочинять немудрёные рифмы. Поэзия придворного лжепоэта Гамзатова стоит в одном ряду с ними. На каждый товар есть свой покупатель.

Но о реальном отношении Р. Гамзатова с женщинами мы уже знаем из  дневника дипломата А. Черняева. Дипломат свидетельствует, как на фестивале в Канаде этот деградированный лжепоэт, напившись до потери человеческого облика, приставал к каждой юбке. Так он выражал свой убогий внутренний мир. Это была подлинная демонстрация  совкового хамства в цивилизованном обществе, словно персонаж из повести «Собачье сердце» – Шариков воплотился наяву.

Но главная проблема в другом: во-первых, он вместе со своими кукловодами  административными методами задушил и незаслуженно затмил всю дагестанскую литературу, и тем самым принизил её качественный и эстетический уровень в глазах российских читателей. Во-вторых, насаждая в школах и вузах посредственную прозу и поэзию, детям с раннего возраста прививают дурновкусие. «Гамзатовщина» в литературе – то же самое, что в 30 - 60 годы «лысенковщина» в биологии, когда изгонялись и преследовались настоящие учёные-генетики. Академика, президента ВАСХНИЛ Н. Вавилова сгноили в тюрьме, а наглый невежа Лысенко занял его место. Его громогласные обещания с высоких трибун завалить страну невиданными урожаями ветвистой пшеницы на деле оказались развесистой клюквой. Науке был нанесён непоправимый урон. То же самое, один к одному, повторилось в дагестанской литературе.

Хороший вкус можно приобрести только на примерах мировой классической культуры. Но в СССР узурпаторы, совершившие переворот в 1917 году, её отвергли, потому что преследовали иные цели. Они создавали свою, так называемую пролетарскую культуру, далёкую от мировых стандартов. Союз советских писателей под идейным руководством тирана Сталина и его сподвижника, «пролетарского писателя» М. Горького был фабрикой по производству бездарных литературных графоманов и покорных рабов и лакеев. Главный критерий отбора – безусловная преданность партии и вождям, воспевание их  мифических заслуг перед народом.

Литературные пропагандисты, бездарные борзописцы захлёбывались слюной, соревнуясь в описании успехов социалистического строительства, замалчивая какой ценой они доставались. Им вторили новоявленные пролетарские историки. Ну а главным историком, как известно, в СССР был Сталин, писавший и редактировавший «Краткий курс истории ВКП (б)». Так рождались исторические, литературные легенды при участии целой армии пропагандистов, чьи подобострастные усилия оплачивались сторицей из государственного бюджета.

Масштабные проекты, подобные Р. Гамзатову или М. Шолохову создавались не только в литературе, но и в экономике, науке, спорте и так далее. В качестве примера приведу один типичный пример того как проекты, спущенные с самого верха, выдавались за энтузиазм трудящихся. В годы сталинской индустриализации партия поставила задачу повышения производительности труда. И вот парторг шахты «Центральная – Ирмино» в Горловке придумал, как увеличить добычу угля. Забойщику А. Стаханову выделили в помощники двух крепильщиков и двух откатчиков вагонеток, а он сам работал отбойным молотком. В результате за смену ими было выполнено 14 норм. Газеты и радио объявили об этом всей стране, и началось массовое стахановское движение, которое позволило значительно увеличить добычу угля.

Стаханов за свой почин и рекорд получил квартиру с мебелью и телефоном, бричку с кучером, множество других подарков. Затем ему дали квартиру в Москве, в знаменитом доме на Набережной, где жили самые известные люди страны. Забойщика с трёхклассным образованием (!) направили на учёбу во Всесоюзную промышленную академию, которую он не посещал, а бражничал с друзьями в ресторанах. Его приняли в партию и сделали депутатом Верховного совета. В конце концов, он спился до такой степени, что мочился под себя (кстати, говорят,  этим грешил и Гамзатов в своём кабинете - не буду утверждать, лично не присутствовала). Вот такой путь от забоя до запоя прошёл хрестоматийный шахтёр. Но в 35-летний юбилей стахановского движения Л. Брежнев присвоил ему звание Героя труда. Подробнее – в Газете.ru  https://www.gazeta.ru/science/2015/08/30_a_7719569.shtml
 
Это лишь один пример из множества мифов, которыми была напичкана история СССР. Подобная мифологизация характерна для отсталых, архаических, тоталитарных обществ, в которых отсутствует плюрализм, свободная пресса, многопартийность, а общий и политический уровень знаний населения низкий. Поэтому сознание большинства советских людей тоже мифологизированное. История – очень сложная, трудная, мудрёная для понимания наука, это тысячи дат, фактов, требующих профессионального анализа, знания смежных дисциплин. Подавляющее большинство людей имеет поверхностное, схематичное представление о прошлой жизни из школьных учебников. То же самое относится и к литературе. В школе «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Вот люди и живут в каком-то сказочном, призрачном, иллюзорном, виртуальном мире, теша себя мифами о «золотом веке» в прошлом.

Однако возвратимся к творчеству Гамзатова, чтобы подвести итоги анализа его литературной деятельности. Как видим из вышеприведённых откровений самого Расула, он считал свои стихи на аварском языке плохими и не раз благодарил профессиональных переводчиков за то, что они делали их хорошими. Думаю, что нет смысла оспаривать самого автора, тем более что никто из русскоязычных читателей не читал его стихов в оригинале и не видел подстрочников. У меня, например, возникает естественный вопрос: «Если в аварском языке стихи не рифмуются, то почему переводчики не писали тексты белыми стихами?» Это было бы ближе к оригиналу.
Возможно, они считали, что массовый читатель не оценит по достоинству такой формат. Может быть, они сами не владели техникой белого стиха. Так или иначе, стихи Гамзатова стали знамениты благодаря переводчикам, в первую очередь, Н. Гребневу и Я. Козловскому. За четыре года до смерти Гамзатов сокрушался, что некому его переводить – Гребнев умер, а Козловский болеет.

Они, как и многие другие поэты, занимались переводами не из внутренней потребности, а исключительно ради заработка. Можно сказать, что они были литературными подёнщиками, но им обязаны своим успехом многие национальные поэты. Чаще всего они не переводили, а писали за них стихи, изредка заглядывая в подстрочник. Гребнев с Козловским были весьма способными поэтами, подготовили к публикации 150 книг, это очень много. Но при такой интенсивной работе не всегда удавалось создавать стихи, отвечающие всем канонам поэтики. Объективно эти литературные дельцы - переводчики являются соучастниками данной грандиозной пропагандисткой лжи и обмана народа. Они такие же лжецы, вредители и враги народа, как и лжепоэт Р. Гамзатов и его кукловоды из террористической организации КПСС.

Одно дело, когда вдохновлённый поэт пишет, как дышит – душой и сердцем, работает над своим творением долго и тщательно, подбирая каждое слово, сравнение, образы, метафоры, рифмы. Совсем другая ситуация, когда поэт пишет за кого-то – это уже ремесленничество, и тут не до изысков, время – деньги. Почему, например, стихотворение «Журавли» Н. Гребнева имело большой успех у слушателей? Потому что он принял эту тему всем сердцем, думая о своём погибшем на фронте отце, вспоминая Харьковское окружение 1942 года, Сталинград, форсирование Днепра и три ранения. Патетический настрой поэта передался композитору Я. Френкелю. Популярный певец М. Бернес сумел душевно исполнить песню, которая стала хитом и брендом, незаслуженно  приписываемым Р. Гамзатову. Хотя его заслуга в этом творческом процессе была минимальной – он увидел в журавлином клине души погибших солдат. Он сам это признавал неоднократно и благодарил Гребнева и Френкеля, иначе, мол, журавлей моих давно бы забыли.
Однако мифы, созданные профессиональными мифотворцами по указанию кремлёвских бонз, живы до сих пор в сознании людей, не отягощённых познаниями в области истории и литературы. Доверчивые читатели забыли Христову заповедь: «Не сотвори себе кумира». Это означает, что нельзя всё принимать на веру, Господь даровал нам разум, чтобы мы сами думали, анализировали, имели собственное мнение, верили своим ощущениям, потому что «зорко одно лишь сердце».

Люди, слепо повторяющие чужие догмы, подобны героям сказки Андерсена «Новое платье короля». Только маленький мальчик, который не научился ещё лицемерить и лгать, поверив собственным глазам, искренне сказал правду: «А король-то голый!» Поэтому Христос наставлял учеников быть искренними и честными как дети: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Почему же мы, верующие христиане и мусульмане, забываем Христовы заповеди и слушаем всяких шарлатанов, лжецов, подобных лисе Алисе и коту Базилио, которые то обещают построить коммунизм за 20 лет, то манят капиталистическим раем? Только всякий раз через каждые 20 лет мы  оказываемся у разбитого корыта наших надежд и  бесплодных мечтаний. 

Наверное, читатели задумались: «Как же отличить хорошие стихи от дешёвых поделок? Существуют ли какие-то критерии?» – Да, существуют. Многие люди умеют рифмовать слова и строки: любовь – морковь, тополя – конопля, соловьи – муравьи, но это не значит, что они умеют писать стихи. Не все авторы рифмованных текстов имеют право называться поэтами. «Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил  –  утверждал В. Брюсов и продолжал мысль:  …стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно».

В. Белинский писал о том, что поэзия есть высший род искусства и  заключает в себе все элементы других искусств. Следовательно, настоящий поэт должен обладать в совершенстве языком, на котором творит, и энциклопедическими познаниями в разных сферах. «Истинная поэзия является высшей формой развития человеческого сознания, а истинные поэты являются духовно-интеллектуальным авангардом народа» – пишет Король Поэтов Фатхула Джамаль, и с этим утверждением нельзя не согласиться. Поэзия должна быть свободна от государственного диктата и цензуры чиновничьего аппарата. «Поэзия – явление Небесное, Идеальное, она есть тотальная Антитеза всему пошлому материальному миру фетишистов и потребителей, фарисеев и поклонников Мамоны – идола наживы, алчного, ненасытного и кровавого!» 

Джамаль, приводя в пример классиков русской литературы, пишет: «Сегодня истинные Поэты должны греметь, как "колокол на башне вечевой" (Лермонтов) и глаголом жечь сердца людей (Пушкин). Поэты должны поднять свой  мощный духовный голос – бичующий голос, исполненный праведного гнева и профетического протеста! Поэты должны сокрушить лживый виртуальный мир – кривой мир пропаганды, созданный фарисеями, которые обслуживают тиранов и злодеев, воров и мошенников!»
 
Джамаль категорически утверждает, ссылаясь на древнегреческого философа Аристотеля: «Художественное ядро поэзии – метафора! Духовное ядро поэзии – Истина и Справедливость! …Аристотель подчеркивал: Поэтом может стать только тот, кто обладает талантом создавать Метафоры. Тот, кто не способен создавать Метафоры, не может стать поэтом («Поэтика»). Эта аксиома указывает также, что Истинный Поэт должен создавать свои оригинальные метафоры, а не использовать чужие. …Однако в настоящее время Метафора, как важнейший Критерий поэтики, как главное средство определения поэтической ценности текста, напрочь отброшена и сокрыта политическими демагогами и окололитературными фарисеями».

Джамаль предложил следующие критерии для определения подлинности истинной, высокой, классической поэзии. Все рифмованные тексты можно разделить на четыре группы:
«а) эпигонские тексты – подражательные стихи, в чужом стиле, с чужими метафорами и лексикой;
б) графоманские тексты – стихи без метафор, без образов – без-образные тексты;
в) квазипоэтические тексты – тексты внешне, формально похожие на стихи, но лишённые оригинальных метафор;
г) Истинная Поэзия – художественные тексты, стихи, насыщенные оригинальными метафорами – речевыми оборотами, эстетическими образами и уникальной лексикой.
Вывод: эпигонские, графоманские и квазипоэтические тексты не имеют отношения к Истинной Поэзии. И только образные стихи, насыщенные оригинальными Метафорами – речевыми оборотами, образами, представляют собой Истинную Поэзию.

2) С точки зрения социальной Функции стихотворные тексты делятся также на 4 уровня:
а) гедонистические стихи – примитивные развлекательные стихи (стишки), не имеющие глубокого содержания;
б) утилитарные стихи – пропагандистские стихи (стишки), примитивные агитки или панегирики и оды придворных певцов-лакеев, воспевающие тиранов и злодеев;
в) когнитивно-креативные стихи – интеллектуально-творческая познавательная поэзия, имеющая важное научное – эвристическое значение. В настоящее время этот уровень Истинной Поэзии представляет поэзия Космореализма;
г) духовно-эстетические стихи – истинная поэзия пророческого уровня, обладающая силой откровения, предсказания и стратегического прогнозирования. В настоящее время этот уровень Истинной Поэзии представляет поэзия Профетизма (пророчества).

Следовательно, развлекательные стишки и пропагандистские агитки также не имеют отношения к Истинной Поэзии. И только Когнитивно-креативная –  интеллектуально-познавательная поэзия и Духовно-эстетическая поэзия Профетического – пророческого уровня, насыщенная яркими Метафорами,  представляют собой Истинную поэзию».

Поэтому, анализируя переводную поэзию Гамзатова, следует признать, что его пропагандистские стихи не являются истинными с художественно-эстетической точки зрения, более того – они аморальны, поскольку лживы, написаны в угоду тиранам. Его любовная лирика относится к заурядным, гедонистическим стихам для развлечения массового читателя. Вывод можно сделать только один, объективный – литературное творчество Гамзатова не относится к высокой поэзии и не должно быть рекомендовано для изучения в школах, как не соответствующее критериям классической поэзии.

Патриотическое воспитание молодёжи должно основываться на уважении к памяти предков, защищавших Отечество от захватчиков, приходивших на наши земли. Но какому патриотизму может научить позорная поэма Расула Гамзатова о Шамиле? Какой вывод сделает мальчик, будущий мужчина? – Надо безропотно склонить голову перед оккупантами? Гамзатов, вроде как раскаялся, но не искренне, а под воздействием внешних обстоятельств непреодолимой силы. Он не раз предавал своих коллег по цеху: М. Зощенко, А. Ахматову, А. Солженицына, Ф. Джамаля, подписывал пасквиль на учёного, физика-ядерщика, трижды Героя Социалистического Труда А. Сахарова, что свидетельствует о его малодушии, двуличии, трусости, беспринципности.

Нельзя воспитывать детей и юношество на примерах рабского, холуйского  низкопоклонства перед деспотами и злодеями, уничтожившими миллионы советских людей. Недопустимо возвеличивать придворных лжепоэтов, воспевавших тиранов, которые организовали убийственную депортацию Северо-Кавказских народов и сжигали живых людей в сараях как в Хайбахе, где зверски были уничтожены ингуши и чеченцы. («Приказано забыть». https://youtu.be/GlI5c5dAyTw )

Расул Гамзатов, обращаясь к Джамалю, написал в частности такие пожелания молодому поэту: «Чтоб ты, не страшася бед,// У неба огонь похитил». Речь идёт о герое древнегреческой мифологии Прометее, похитившем огонь у богов Олимпа и подарившем его людям. За это Зевс велел приковать его к скале на вечные муки. Гамзатов напутствовал поэта-авангардиста, чтобы он,  не боясь последствий, совершил подвиг во имя людей. Это можно расценить как невозможность для себя сделать подобное и сожаление по этому поводу, потому что он  никогда не был способен на смелый, гражданский, мужественный поступок. Но на практике эти высокопарные слова и чувства вылились в зависть и уничтожение «Поэмы Агула». Расул Гамзатов также упоминает «семь планет» и «повадку», то есть поэтический почерк Джамаля, его увлечение космической тематикой, но об этом речь пойдёт дальше.

Джамаль с детства отличался смелостью и отвагой, а тем более после армии и университета. Он всегда был лидером в коллективе, мог постоять за себя, за свои принципы и убеждения, не лез за словом в карман и всякий раз давал отпор недругам. Не прогнулся он и перед мнимым авторитетом бессменного председателя Союза писателей Дагестана, сочинив в его адрес несколько обличительных стихов. Обозлённый Гамзатов отомстил поэту и с помощью замшелых партократов разогнал альтернативную писательскую организацию «Новая волна» под руководством Фатхулы Джамаля.

Однако поэт не сломался, не пал духом, никакие жизненные невзгоды и потрясения, которых выпало немало на его долю, не загнали его в уныние и  депрессию. Внутренний творческий огонь не угасал в нём никогда. Он всегда ощущал себя Воином Света, готовым сражаться со злом во имя истины и справедливости. Прошло время, перестройка унесла с собой несбывшиеся надежды, заканчивались злосчастные 90-е годы, страна находилась на распутье, ещё не ведая, что дни её сочтены. Люди с надеждой и тревогой всматривались в третье тысячелетие.

Джамаль ясно осознаёт, что наступил «качественно новый, более высокий духовно-нравственный и интеллектуально-эстетический уровень сознания человека, адекватно отвечающий задачам антропокосмического этапа эволюции Вселенной».  В 1998 году он пишет концептуальное, полное оптимизма, метафорическое стихотворение «Век поэтов».

ВЕК ПОЭТОВ
Грянет ночь мистических знамений –
Отворятся недра пирамид.
Развернётся времени теченье
И душа над бездной воспарит.

Разомкну пределы Суперсферы,
О шкале времонов позабыв.
И в глубинах памяти безмерной
Вспыхнет ярче звёзд Творящий взрыв.

Протофеномены моих мыслей
Воскресят квадрилионы лет.
И агванских мантров суперсила
Повернёт движение планет.

В романтичном спектре Форамена
Замерцает шлейф эфемерид.
О супраментальных переменах
Метакод Вселенной возвестит.

Плазма галактической спирали
Светит в чакрах Млечного пути.
Я хочу по звёздным перевалам
В Царство Трансцендентное уйти.

Мы идём в сиянии метафор.
Наш конечный пункт непостижим.
Мы с тобой сегодня на этапе
Гиперэволюции стоим.

В глубине субстанции нетленной
Чувствую движенье тайных сил.
Ныне бифуркация Вселенной
Породила Космореализм.

Вы кроты! Земные наши знанья -
Лишь стальные звенья для оков.
Только трансформация сознанья
Открывает ворота миров.

Кто же сделал вашу жизнь несносной?
Пусть гниют болотные ужи…
Следуйте за мною в Метакосмос
Выбросив весь мусор из души!

Завершилась миссия пророков.
В звёздный мир восходит человек.
Началась астральная эпоха,
Век Поэтов – светоносный век!

Джамаль в метафорической форме пишет, что времена придворных поэтов  ушли в прошлое, и пророчески предсказывает новый этап в развитии высокой поэзии – «Развернётся времени теченье». Из глубин безмерной памяти вернутся незаслуженно забытые имена великих поэтов Востока и Запада. Мировая литература находится на этапе гиперэволюции, то есть качественного скачка, перехода к Космореализму.

Этот скачок порождён бифуркацией, или внутренними, имманентными процессами, присущими изначально Вселенной. Только трансформация сознания мыслящих людей откроет тайны мироздания. Земным кротам и ужам, рождённым ползать, тайны Космоса недоступны, они останутся гнить в болотах пошлой и примитивной литературы. Автор призывает людей, способных к полёту души и мысли, преодолеть гравитацию условностей, отринуть весь литературный мусор и следовать за ним в бесконечный, сверкающий Космос. Джамаль пророчески провозгласил начало астральной эпохи, «век Поэтов – светоносный век!» Это яркое стихотворение является антитезой лубочным, невзыскательным стихам лжепоэта Гамзатова. Это противопоставление богатейшего и оригинального лексикона незамысловатому набору слов человека, слабо владевшего русским языком, явно не в пользу последнего.

По своей художественной и эстетической ценности стихи Р. Гамзатова в сравнении с высокой Поэзией Короля Поэтов Фатхулы Джамаля также сопоставимы как кустарные поделки с ювелирными шедеврами Фаберже.
Джамаль разработал концепцию Космореализма, основываясь на лучших достижениях мировой творческой и научной мысли. Огромное влияние на формирование мировоззрения Джамаля оказали научные и философские взгляды Аристотеля, Аль-Фараби, Авиценны, Г. Гегеля, И. Канта, Т. Шардена, В. Вернадского, Ф. Соссюра, Н. Холодова, В. Ракова, В. Гейзенберга, А. Энштейна, Ф. Капра, С. Хокинга, С. П. Дэвиса, Н. Козырева и многих других мыслителей. Возникновение Космореализма обусловлено и открытиями современной науки – физики, астрономии, астрофизики, философии.

Космореализм возник не на пустом месте, его предшественниками были «создатели «Поэмы о Гильгамеше», «Ригвед», «Махабхараты», Библии и Корана, Будда, Лао-цзы, Заратустра, Гераклит, Низами, Аль-Маари, Д. Бруно и А. Данте, Ж. Руссо, И. Гёте, Т. Элиот, Т. Дилан, М. Волошин, В. Брюсов, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, метаметафористы и многие другие учёные, мыслители и поэты».

Вселенная станет эволюционировать через человека. Социум постигнет законы Вселенной и будет жить в соответствии с этими гармоничными законами. В этом заключается суть коэволюционной стратегии человечества. Понятие «коэволюция» подразумевает  совместное взаимообусловленное сосуществование и развитие природы и общества.
Досконально исследовав стихи, поэмы и научные труды Джамаля в области литературоведения, истории и философии, а также статьи и отзывы о его научно-литературном багаже учёных – специалистов в сфере истории,  филологии, философии, лингвистики, а также профессиональных поэтов, я пришла к однозначному выводу. Невозможно переоценить литературное творчество Короля Поэтов, Гомера 21 века Фатхулы Джамаля. 

Истинная Поэзия Джамаля стоит в одном ряду с лучшими произведениями классиков мировой литературы и заслуживает высочайшей оценки. Его несравненные и никем не превзойдённые метафоры не имеют аналогов в современной поэзии, поражают воображение и восхищают своей воздушной утончённостью, изысканностью, безупречным вкусом и совершенством. Лексикон Поэта свидетельствует о широчайшем диапазоне его интересов, мощном интеллекте, энциклопедических познаниях в сфере литературы и истории, этнологии и краеведения, философии и мифологии, астрономии и астрофизики, лингвистики и культурологии.

Непредвзятым, неангажированным специалистам, изучающим творчество Короля Поэтов Фатхулы Джамаля, абсолютно ясно, что его научные теории Космореализма и Профетизма являются уникальными в современном литературоведении и заслуживают тщательного и объективного исследования. Поэзия Ф. Джамаля – это самый яркий бриллиант в короне дагестанской литературы, который должен стать путеводной звездой для молодых поэтов Дагестана и России.

Шестакова Раиса
Член Европейского литературного клуба
Кандидат исторических наук, доцент

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ.
Для более полного понимания рассматриваемой темы рекомендуем прочитать две предыдущие статьи:
Раиса Шестакова. ДУТАЯ СЛАВА РАСУЛА ГАМЗАТОВА:  http://proza.ru/2021/04/09/341
Раиса Шестакова. ЛЖЕПОЭТ РАСУЛ ГАМЗАТОВ ПРОТИВ ИСТИННОГО ПОЭТА!  http://proza.ru/2021/04/12/1334