Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 7

Николай Мринский
Под предлогом замены вооружения были приведены в небоеспособное состояния танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии собран на праздник с угощением и напитками. Таким образом была обеспечена беспрепятственная посадка самолётов ВТА с десантниками. Ночью 24 декабря командующий войсками ТуркВО ген.-п-к Ю.П. Максимов по телефону доложил министру обороны и начальнику Генштаба о готовности войск к выполнению поставленной задачи, а затем продублировал доклад шифртелеграммой. В 12 часов 25 декабря 1979 г. в войска поступило распоряжение, подписанное министром обороны СССР Д.Ф. Устиновым, о том, чтобы переход и перелёт госграницы ДРА войсками 40-й Армии и авиации ВВС начать в 15.00 25 декабря (время московское). Первыми сухопутную границу Афганистана пересекли разведчики 108-й МСД под командованием ген.-майора К.А. Кузьмина и десантно-штурмовой батальон капитана Хабарова Л.В., которому предстояло занять перевал Саланг. Частям этой дивизии ставилась задача: войдя форсированным маршем на территорию ДРА, занять временные пункты дислокации в районах Доши, Пули-Хумри, Кундуз и Тулукан. Однако в ходе марша задача была изменена и к утру 28 декабря 108-я МСД сосредоточилась северо-восточнее Кабула. Очевидно, изменение отданного ранее 108-й мотодивизии приказа было связано со стремлением советского руководства «подстраховать» действия спецназовцев и десантников при осуществлении гос. переворота в афганской столице.

Однако, дальнейшие события, показали, что необходимости в этом так и не возникло. Спецназ ГРУ Генштаба и КГБ СССР, а также десантники со своими задачами справились успешно. Мотострелковые дивизии входили в Афганистан двумя потоками. Через Термез (город на юге Узбекистана, порт на Аму-Дарье) 108-я МСД двигалась к пакистанской границе (Пули-Хумри и Кундуз), а 5-я гв. МСД под командованием гв. ген.-майора Шаталина Ю.В. из района Тахта-Базара и Кушки (Туркмения, самая южная точка СССР) в направлении Герат, Шинданд. т.е. к иранской границе. В дальнейшем зона ответственности этого соединения была расширена до Кандагара. Ген.-п-к Ю.В. Тухаринов вспоминал: «Общий замысел сводился к тому, чтобы двумя маршрутами: Термез-Хайратан-Пули-Хумри-Кабул-Газни и Кушка-Герат-Шинданд-Кандагар войти на территорию ДРА и таким образом опоясать кольцом наиболее жизненно важные центры республики. Части предполагалось разместить в них гарнизонами и тем самым создать условия для обеспечения жизнедеятельности Афганистана. Однако уже перед самым началом ввода план претерпел кое-какие изменения. Я получил приказ направить переправляющуюся по понтонному мосту через полноводную пограничную реку Амударья, часто менявшую своё русло, первую дивизию не в Кабул, а в Кундуз. Ввод же второй дивизии – с кушкинского направления – осуществлялся несколько позднее». Самолётами ВТА Ан-12, Ан-22 и Ил-76 одновременно началась переброска на аэродромы Кабул и Баграм группировки ВДВ.

В неё входили: 103-я гв. ВДД гв. ген.-майора И.Ф. Рябченко в полном составе, а также 3-й батальон и прочие подразделения 345-го гв. ПДП. В этой связи любопытно отметить, что запрета на международные рейсы дано не было. И многие ожидавшие своего вылета из афганской столицы иностранцы на смотровой площадке аэропорта могли наблюдать реальное боевое десантирование посадочным способом частей и подразделений советских ВДВ. В течение 47 часов (первый самолёт приземлился в 16.15 25 декабря, а последний - в 14.30 27 декабря) 343 самолёто-рейсами в Афганистан были доставлены 7700 чел. личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонны различных грузов. Накануне общего ввода войск в Баграме на «советской» территории уже находились 1-й (бывший ошский) и 2-й батальоны 345-го полка ВДВ. Здесь же с 14 декабря пребывало и управление части во главе с комполка гв. п/п-ком Н.И. Сердюковым. Контингенту десантников предстояло обеспечить приём из Союза основных сил группировки ВДВ. В ночь с 24 на 25 декабря 1979 г. в Баграме посадочным способом десантировался артдивизион, а также подразделения обеспечения 345-го полка. Высадка в Баграме десантников 357-го полка и отдельных подразделений Витебской гв. дивизии ВДВ представляла собой впечатляющую картину по своей масштабности и организованности. Вот как запомнил её офицер 357-го полка В. Шульга: «В Баграме высаживались ночью. Быстро, чётко, без проволочек. Пятёрка ИЛ-76 заходила на посадку с интервалом в три минуты, между самолётами, сразу выгружали технику и тут же уходили на взлёт.

Через пять-десять минут приземлялась следующая группа. Всё было рассчитано, продумано, отлажено. Посадка, взлёт, снова посадка. Гул турбин, протяжный рёв моторов, лязг железа. Технику начинали прогревать ещё в самолётах. Зимой по ночам ртутный столбик в Афганистане опускался до минус 40. Несмотря на то, что ИЛ-76 отапливался, дабы избежать непредвиденных запинок, моторы прогревались загодя». Не только солдаты, но и офицеры 103-й гв. Витебской ВДД, оказавшись в Баграме, не знали, что на этой крупной авиабазе уже находятся десантники 345-го Ферганского полка. Зам. командира 103-й ВДД Ю. Двугрошев, в конце декабря 1979 г. командовал группировкой ВДВ и стал первым военным комендантом Кабула. Позже он вспоминал: «Когда разгрузка последнего самолёта подходила к концу, на лётном поле появилась движущаяся к нам техника с включёнными фарами. Зная о том, что рядом находится танковая часть афганской армии, несколько человек получили команду подготовить гранатомёты. Их остановила группа захвата. К всеобщему удивлению, в этой части оказался майор О.Г. Пустовит из 345-го ПДП полка, который на машине ГАЗ-66 привозил питьевую воду. Указанный десантный батальон прибыл по согласованию с афганским правительством под видом авиационного техсостава для охраны и обороны советских самолётов и вертолётов, размещавшихся на аэродром Баграм. Безусловно, об этом нам не было известно. Разгрузка группировки была закончена быстро, без происшествий и огневого воздействия. Возник вопрос: где и как разместиться?

На машине, которую мы остановили, я добрался до командования батальона. При возвращении обратно, собрал командный состав всей группировки. В неё входили 357-й ПДП, сапёрный батальон, зенитный дивизион, ремонтный и медицинский батальоны, авторота и разведрота. Ясности в обстановке не было. Мною было принято решение – занять круговую оборону на окраине аэродрома...» К утру витебские десантники подготовили позиции, несмотря на то, что приходилось в темноте ковыряться в каменистом грунте. С рассветом перед воинами-гвардейцами группировки 103-й ВДД открылась диковинная панорама горной страны. Рядом с позицией десантуры проходила трасса, по которой проезжали различные автомобили. Останавливались многие, и скоро образовалось большое скопление простых афганцев. Они были настроены к «шурави» дружелюбно, а многие даже приветствовали наших воинов поднятыми руками. Однако два обстоятельства омрачило настроение десантников. 

Война, Афганская война!
Кто в Небесах тебя задумал?
Владыки кармы иль бесовская Тьма –
Сценарий твой кто так продумал?

«НЕСЁТСЯ ЛАЙНЕР В ГОРНОЙ ТЬМЕ...» Светлой памяти воинов 350-го полка ВДВ и экипажа ИЛ-76М (б/н 86036), погибших в авиакатастрофе.

Первое - Недалеко от наших позиций на холме в полной боеготовности располагалась батарея зенитных расчётов афганской армии. Стволы зениток грозно смотрели на наших десантников. Было заметно, что афганские солдаты настроены недружелюбно и могут в любой момент открыть огонь по нашим позициям. Однако этого не произошло. Стрельба на авиабазе Баграм начнётся через день, тогда же появятся и первые жертвы. Второе - нет, первые жертвы советских ВДВ в необъявленной Афганской войне появились уже вечером 25.12. В своей книге «Трагедия и доблесть Афгана» один из самых авторитетных исследователей Афганской войны ген. А.А. Ляховский, описывая историю посадочного десанта 103-й Витебской ВДД, констатирует: «К сожалению, не обошлось без жертв – в 19 час. 33 мин. 25 декабря при заходе на посадку в Кабуле из-за сложных метеоусловий врезался в гору и взорвался самолёт ИЛ-76 (командир экипажа – капитан Головчин В.В.), на борту которого находилось 37 десантников и бензовозы. Все десантники и 7 членов экипажа погибли». Место авиакатастрофы (горная вершина Гиндукуша, с высотой 4269 м недалеко от нас. пункта Сурхи-Парса) находилось в 36 км от Кабула, если по прямой. О трагедии было доложено командующему ВДВ ген.-п-ку Д.С. Сухорукову. В своих мемуарах он вспоминает: «25 декабря в 19:30 (а это в горах глубокая ночь) при заходе на посадку на аэродром Кабула врезался в гору и взорвался самолёт ИЛ-76 с 37 десантниками на борту. Погибли все, в том числе и 7 человек экипажа». Скорее всего, причиной трагедии был человеческий фактор, вернее, роковое стечение обстоятельств.

Продолжение следует в части  8                http://proza.ru/2021/04/09/1323