Обочина

Анатолий Ефимов
Обочина - (из серии "Под крылом ангела") 
   
   В конце сентября вначале первого десятилетия нового века, мы возвращались из Рязанской области с нашими друзьями домой в Москву. За рулем моего Форда Скорпио был я, рядом сидела моя супруга  Нина. На заднем сидении разместились жены наших друзей по совместной службе, уже ушедших из жизни,  Н.Ф Невская и Л.П.Куранова.  Обе  уже в возрасте. Мы возвращались домой в Москву после посещения нашего загородного дома, недалеко от станции Павелец. Машина и прицеп были тяжело гружены  овощами, фруктами, ягодами, грибами и прочими вещами и продуктами домашнего консервирования. Это было время развала СССР, жуткого безвластия и вседозволенности на базе стяжательства, коррупции, безработицы и нужды простых людей.  Но есть хотели все и как минимум, три раза в день. 
      На средине Волгоградской  трассы, еще до ее последней реконструкции, попали под сильный проливной дождь. При слабо организованном водостоке, вода с возвышенных участков стихийно  стекала по дороге и ее обочинам в низины, смывая черноземную грязь на дороге и пропитывая этой скользкой смесью обочины и все вокруг.
Дорога  была предельно загружена в обеих направлениях. Скорость из-за дождя, скользкой дороги и тесноты была до 60 километров в час. При движении уже в низине я обратил внимание на грузовой автомобиль с прицепом повышенных габаритов на встречной полосе.  Он двигался навстречу  нам  вплотную к осевой линии дороги.
     На всякий случай, решаю чуть отодвинуться автомобилем и прицепом от средины дороги к обочине, чтобы нам не зацепиться.  Что я и сделал, одновременно притормозив на скользком асфальте. Почувствовал, что правое переднее колесо соскользнуло с мокрого и грязного асфальта  на раскисшую грунтово-щебеночную обочину. Пытаюсь,  плавно вернутся на асфальт. Круче повернуть и добавить обороты не решаюсь из-за близости встречного потока машин.  Если бы машина имела передний привод, то для этого не было бы проблем. Но у моего Форда был задний привод. Чувствую, при дальнейшем движении, что передок автомобиля неумолимо постепенно сползает по раскисшей наклонной обочине к краю  насыпи дорожного полотна, высотой около  полутора метров. Вернуть машину на асфальт не получается. При торможения для остановки, на скользкой дороге с  груженным прицепом  тормозной путь естественно  удлинился, сползание  ускорилось и машину стало сильнее разворачивать к откосу,
     В какой-то момент понимаю, что сейчас мой груженый автопоезд с людьми будет опрокидываться под откос. Необходимо не допустить этого.   Выход только один, поставить машину перпендикулярно  к дороге. То есть самому сознательно  спустить  машину под прямым углом под откос.  Поворачиваюсь к женщинам и торопливо прошу:
-  У нас проблема. Автомобиль сползает под откос. Быстро упереться ногами в пол, а руками в спинки и оголовки передних сидений. Нина! Ты упрись руками  в приборную панель. Ремень безопасности  на тебе застегнут.
     Женщины, как по команде поворачиваются ко мне с немым вопросом, но, посмотрев на выражение моего лица, понимают, что я не шучу и быстро делают, что необходимо.  Я резко поворачиваю руль направо и направляю машину вниз под откос.  Одновременно с силой нажимаю на тормоз и сбрасываю газ, чтобы понизить  скорость. К этому моменту, скорость уже в основном была погашена и машина мягко спустилась передней частью  вниз. При этом её задние колеса остались на уровне обочины, а прицеп развернулся и вообще остался на дороге. Из пассажиров никто даже не мог понять, что у нас случилась авария.
  Я быстро выскочил из машины  и стал успокаивать женщин и помогать им выйти из накренившейся машины:
-  Не волнуйтесь.  Надеюсь, что вы не ушиблись и у вас все в порядке. Осторожно выходите из машины.  Я  вам помогу.
-  А что  Толя случилось? Почему мы должны выходить здесь? Мы что уже приехали? А почему наша машина стоит так неровно? - стала задавать вопросы ничего не понимающая Лидия Петровна.
-  Как вы сейчас себя чувствуете?
- Анатолий Петрович мы в порядке, но ничего не понимаем  - ответила Невская Н.Ф.
-   Нина!  Все нормально. Нашу машину при движении затянуло под откос. Все живы, здоровы и машина тоже в порядке. Сейчас мы вытащим автомашину и прицеп на дорогу и через полчаса продолжим наш путь. Отойдите сейчас на сухое место и успокойтесь.  Возьмите термос и бутерброды и вон там под деревом перекусите, пока я  подниму машину и приготовлюсь к движению.  Потом в дороге все объясню.- обратился я к супруге.
-  Мы ничем тебе не сможем помочь?
-  Нет, я все сделаю сам. Прошу тебя заняться женщинами.
    Отправив женщин передохнуть от происшедшего и одновременно перекусить, я вначале осмотрел машину и прицеп и не обнаружил видимых поломок и течей топлива, масла и тормозной  и охлаждающей  жидкости.  Затем завел машину.  Все было нормально.  Только после этого я поднялся на насыпь дороги и стал искать машину, которая бы помогла мне выехать из кювета. Подошел вездеходный грузовик военного образца. За рулем сидел молодой сухощавый мужчина с добродушным веселым лицом.
-  Что, отец случилось?
-  Да, вот затянуло под   откос.
-  Хорошо, что не перевернулся с прицепом.  Откос высокий. Помочь?
-  Будь добрый, помоги. Если у тебя  позволяет время.
- Отчего не помочь. Коля достань трос – обратился водитель к своему напарнику  - поможем отцу.
-  Вначале, нужно вытащить прицеп, а затем уже и машину.
-  Да, конечно.  Иначе можем твой груженый прицеп порвать. Сейчас подойдет Николай и вместе отцепите прицеп.  Установите на дороге знак, чтобы машины  нас объезжали – ответил водитель грузовика, разворачивая  свою машину.
     Ребята оказались очень толковые и сноровистые. Несмотря на большую загруженность дороги в обе стороны, мы не создавая больших пробок  и помех движению, вначале вытащили прицеп, затем  сравнительно легко нашу машину.  Николай помог мне прицепить и подключить прицеп и проверить его сигнализацию и габариты. Я поблагодарил  их,  и они быстро уехали, чтобы не занимать дорогу.  Я тоже поторопил своих пассажиров,  и мы спокойно, как ни в чем не бывало, продолжили свой путь.
    Как я и рассчитывал, на все ушло не более получаса. А вот память об этом случае сохранилась  на всю оставшуюся жизнь, как и моя благодарность, случайным дорожным помощникам и моим небесным покровителям подсказавшим мне во время нужное решение в создавшейся опасной по последствиям ситуации.