Обочина - (из серии "Под крылом ангела")
В конце сентября вначале первого десятилетия нового века, мы возвращались из Рязанской области с нашими друзьями домой в Москву. За рулем моего Форда Скорпио был я, рядом сидела моя супруга Нина. На заднем сидении разместились жены наших друзей по совместной службе, уже ушедших из жизни, Н.Ф Невская и Л.П.Куранова. Обе уже в возрасте. Мы возвращались домой в Москву после посещения нашего загородного дома, недалеко от станции Павелец. Машина и прицеп были тяжело гружены овощами, фруктами, ягодами, грибами и прочими вещами и продуктами домашнего консервирования. Это было время развала СССР, жуткого безвластия и вседозволенности на базе стяжательства, коррупции, безработицы и нужды простых людей. Но есть хотели все и как минимум, три раза в день.
На средине Волгоградской трассы, еще до ее последней реконструкции, попали под сильный проливной дождь. При слабо организованном водостоке, вода с возвышенных участков стихийно стекала по дороге и ее обочинам в низины, смывая черноземную грязь на дороге и пропитывая этой скользкой смесью обочины и все вокруг.
Дорога была предельно загружена в обеих направлениях. Скорость из-за дождя, скользкой дороги и тесноты была до 60 километров в час. При движении уже в низине я обратил внимание на грузовой автомобиль с прицепом повышенных габаритов на встречной полосе. Он двигался навстречу нам вплотную к осевой линии дороги.
На всякий случай, решаю чуть отодвинуться автомобилем и прицепом от средины дороги к обочине, чтобы нам не зацепиться. Что я и сделал, одновременно притормозив на скользком асфальте. Почувствовал, что правое переднее колесо соскользнуло с мокрого и грязного асфальта на раскисшую грунтово-щебеночную обочину. Пытаюсь, плавно вернутся на асфальт. Круче повернуть и добавить обороты не решаюсь из-за близости встречного потока машин. Если бы машина имела передний привод, то для этого не было бы проблем. Но у моего Форда был задний привод. Чувствую, при дальнейшем движении, что передок автомобиля неумолимо постепенно сползает по раскисшей наклонной обочине к краю насыпи дорожного полотна, высотой около полутора метров. Вернуть машину на асфальт не получается. При торможения для остановки, на скользкой дороге с груженным прицепом тормозной путь естественно удлинился, сползание ускорилось и машину стало сильнее разворачивать к откосу,
В какой-то момент понимаю, что сейчас мой груженый автопоезд с людьми будет опрокидываться под откос. Необходимо не допустить этого. Выход только один, поставить машину перпендикулярно к дороге. То есть самому сознательно спустить машину под прямым углом под откос. Поворачиваюсь к женщинам и торопливо прошу:
- У нас проблема. Автомобиль сползает под откос. Быстро упереться ногами в пол, а руками в спинки и оголовки передних сидений. Нина! Ты упрись руками в приборную панель. Ремень безопасности на тебе застегнут.
Женщины, как по команде поворачиваются ко мне с немым вопросом, но, посмотрев на выражение моего лица, понимают, что я не шучу и быстро делают, что необходимо. Я резко поворачиваю руль направо и направляю машину вниз под откос. Одновременно с силой нажимаю на тормоз и сбрасываю газ, чтобы понизить скорость. К этому моменту, скорость уже в основном была погашена и машина мягко спустилась передней частью вниз. При этом её задние колеса остались на уровне обочины, а прицеп развернулся и вообще остался на дороге. Из пассажиров никто даже не мог понять, что у нас случилась авария.
Я быстро выскочил из машины и стал успокаивать женщин и помогать им выйти из накренившейся машины:
- Не волнуйтесь. Надеюсь, что вы не ушиблись и у вас все в порядке. Осторожно выходите из машины. Я вам помогу.
- А что Толя случилось? Почему мы должны выходить здесь? Мы что уже приехали? А почему наша машина стоит так неровно? - стала задавать вопросы ничего не понимающая Лидия Петровна.
- Как вы сейчас себя чувствуете?
- Анатолий Петрович мы в порядке, но ничего не понимаем - ответила Невская Н.Ф.
- Нина! Все нормально. Нашу машину при движении затянуло под откос. Все живы, здоровы и машина тоже в порядке. Сейчас мы вытащим автомашину и прицеп на дорогу и через полчаса продолжим наш путь. Отойдите сейчас на сухое место и успокойтесь. Возьмите термос и бутерброды и вон там под деревом перекусите, пока я подниму машину и приготовлюсь к движению. Потом в дороге все объясню.- обратился я к супруге.
- Мы ничем тебе не сможем помочь?
- Нет, я все сделаю сам. Прошу тебя заняться женщинами.
Отправив женщин передохнуть от происшедшего и одновременно перекусить, я вначале осмотрел машину и прицеп и не обнаружил видимых поломок и течей топлива, масла и тормозной и охлаждающей жидкости. Затем завел машину. Все было нормально. Только после этого я поднялся на насыпь дороги и стал искать машину, которая бы помогла мне выехать из кювета. Подошел вездеходный грузовик военного образца. За рулем сидел молодой сухощавый мужчина с добродушным веселым лицом.
- Что, отец случилось?
- Да, вот затянуло под откос.
- Хорошо, что не перевернулся с прицепом. Откос высокий. Помочь?
- Будь добрый, помоги. Если у тебя позволяет время.
- Отчего не помочь. Коля достань трос – обратился водитель к своему напарнику - поможем отцу.
- Вначале, нужно вытащить прицеп, а затем уже и машину.
- Да, конечно. Иначе можем твой груженый прицеп порвать. Сейчас подойдет Николай и вместе отцепите прицеп. Установите на дороге знак, чтобы машины нас объезжали – ответил водитель грузовика, разворачивая свою машину.
Ребята оказались очень толковые и сноровистые. Несмотря на большую загруженность дороги в обе стороны, мы не создавая больших пробок и помех движению, вначале вытащили прицеп, затем сравнительно легко нашу машину. Николай помог мне прицепить и подключить прицеп и проверить его сигнализацию и габариты. Я поблагодарил их, и они быстро уехали, чтобы не занимать дорогу. Я тоже поторопил своих пассажиров, и мы спокойно, как ни в чем не бывало, продолжили свой путь.
Как я и рассчитывал, на все ушло не более получаса. А вот память об этом случае сохранилась на всю оставшуюся жизнь, как и моя благодарность, случайным дорожным помощникам и моим небесным покровителям подсказавшим мне во время нужное решение в создавшейся опасной по последствиям ситуации.