Договор или ультиматум

Рассказова
 
 Юридические тонкости и житейские истории.
 Приятно и комфортно пользоваться природным газом в быту, если бы не одно но…
      Примерно с лета 2019 года моя спокойная жизнь была нарушена. Мне, почти каждую неделю начали звонить сотрудники нашего Газового участка, требуя оплатить Техническое Обслуживание т. е. ТО моего Внутридомового Газового Оборудования (ВДГО). А это отопительный котел, газовая колонка, газовая плита и газовый трубопровод. И все бы ничего, но по договору с газовым участком заключенному на три года срок платежа должен быть в ноябре месяце 2020 года, т. е более чем через год. Естественно я отказалась платить второй раз за то, за что уже оплатила по договору. Но газовики продолжали звонить чуть ли не каждую неделю, то женскими, то мужскими голосами, и сначала просто требовали оплаты, а потом грозили отключить газ.     Эта нервотрепка мне до того надоела, что я разыскала в интернете все постановления Правительства РФ на основании которых заключаются Договора на ТО ВДГО, и по ним выходило, что я права. Поэтому я категорически заявила газовикам, что заплачу в 2020 году, и чтобы мне больше не звонили. Когда подошел срок платежа, я сама вызвала газовиков, они провели ТО оборудования, я оплатила 1959 руб, как они сказали, мне выдали чек, сделали отметку в моем Паспорте ВДГО, но и только! Ни нового Договора, ни Акта о продлении старого договора мне не дали! Только сказали, что я уплатила 1959 руб ЗА ГОД! И ушли! Я удивилась. В прошлый раз я уплатила 1760 руб за три года. А тут, говорят, что за один год? Фактически подняли цену в три раза! Что-то я не слышала ни от кого, что эти услуги у нас подорожали, и по телевизору тоже не было сообщений. Помню, что на небольшую сумму подорожал вывоз мусора, и то шум был большой! А тут все молчок! Достала я свой старый договор и стала читать его очень внимательно, и по договору получалось, что я права! Но газовики, стояли на своем: «- Один год! » Но тут, по счастью 17 декабря 2020 года случилась Пресс-конференция Президента Путина В. В. по телевизору, и я написала ему жалобу на действия газовиков. И вот недавно, уже в середине февраля ко мне пришли из Газового участка, с бланком нового Договора, и там сказано, что он НА 3 ГОДА! И уплатила я за три года, а не за год! А ведь были люди, которых заставили заплатить лишний раз!
      Существует закон, что если договор заключен на определенный срок (в нашем случае 3 года), и клиент(заказчик)оплатил вперед за все три года все 100% необходимой оплаты, то фирма, банк, организация, с которой заключен договор, не может его изменить в одностороннем порядке! Газовики не имели право требовать и получать деньги сверх договора, не имели право вынуждать людей на внеочередное техническое обслуживание оборудования. Должны заключить новый договор, с которым согласны обе стороны, и в договоре должно быть указано, что оба экземпляра договора имеют одинаковые права, и еще что оба договора идентичны, то есть одинаковы! А этого в моем договоре нет!
       И я задумалась. Почему в договорах, которые мы заключаем с фирмами, банками, организациями нет места мнению клиента, на это не оставляют ни строчки! Ведь им всем мы платим деньги, а не щепки! Почему в банке, прежде чем выдать кредит, не дают клиенту проект договора на руки на недельку? Чтобы он мог всё не спеша прочитать, обдумать, если надо посоветоваться с юристом, а потом уж подписывать договор? Нам суют договор с галочками там, где надо расписаться, а что мы поняли из него? А ведь банк так устроен, что он из любого промаха своего клиента всегда извлекает выгоду! Даже возврат ссуды раньше срока может принести неприятности. Так было со мной. Я погасила ссуду раньше срока, и, казалось бы, все, никаких забот! Но, я не смогла приехать сразу, чтобы дооформить закрытие ссуды. И банк раскидал мои деньги по оставшимся до конца срока датам, и спокойно «прикарманил» мои сэкономленные деньги, и скажите спасибо, что долг не навесили! А ведь такой пункт в договоре был, но я не сочла его важным, а служащая банка, выдавая кредит, конечно этого не разъяснила. Ведь у нее на оформление одного кредита отводится определенное время, и она должна уложиться в него, и ее не интересует, что я половину из ее объяснений не поняла, а другую быстро забыла, ведь информации слишком много за один раз! Был случай, когда в договоре на кредит был один пункт, формулировка которого была трудной для восприятия, мне все объяснили, я даже переспросила еще раз, и мне еще раз подтвердили, что я все правильно поняла. На словах! На деле в моем экземпляре договора оказалось все наоборот, и спохватилась я только через полгода. Случайно! Ведь я доверяла банку! Надеялась что все по закону! Счастье, что к плохим последствиям это не привело! Но теперь не доверяю, и проверяю все очень внимательно, все точно выясняю и то, что не понятно или вызывает опасения, подчеркиваю и пишу от руки, как я поняла. Все пустые места в бланках перечеркиваю, чтобы потом туда нельзя было что-то впечатать или вписать.
 Договора и договоренности достаточно сложная штука, и конечно при простом обмене договор на бумаге может и не надо заключать, но в случае с крупными суммами, или сложными работами, договор необходим.
 Житейский случай. Две хозяйки решили поменяться. У одной было лишних пять кур, а у другой, лишние пять мешков ячменя. О том, что мешок зерна это 50 кг, знают все, и, в общем, про это никто не поминает. И что куры лишние были крупные и молодые, это тоже знали обе хозяйки. И вот привезли зерно. А мешки-то маленькие, из-под селитры, в них по 30-35 кг зерна. И когда хозяйка кур возмутилась, что зерна мало, ей хозяин ответил: «- А надо было лучше договариваться! » Ну и естественно хозяйка кур отдала ему крупных кур, но…старых! И на претензии ответила, что надо было лучше договариваться! В результате обе хозяйки недовольны! Но ведь на каждый простой случай не составишь договор!
 У моей подруги была стройка. Меняли крышу на доме и представитель фирмы сказал, что бригада большая, 10-12 человек, сделают быстро, за две недели, а в случае дождя дом будет укрыт чехлом и проблем не будет, стоит июль, дожди редки…   И договор на бумаге не заключили, а деньги взяли в предоплату. Вместо 10 человек работали 2-3, копались месяц, и конечно в первый же ливень дом промочило до пола, потому, его дом укрыть нечем. А был бы договор на бумаге, строителям пришлось бы выполнять все, о чем договорились, и дом не пострадал бы. Мы стесняемся заключать договора, да и не умеем. А ведь можно было бы заключить в свободной форме. Просто записать права и обязанности хозяев и строителей. Или, уж коли собираетесь строиться, сходите к юристу, он поможет составить договор. И там, кстати, о предоплате было бы написано, деньги-то немалые!
Еще пример. В банке хозяева двух квартир, одни продают с доплатой за разницу в метраже, другие на этих же условиях покупают. Риэлторская фирма наконец все согласовала, нотариус заканчивает оформлять документы, дело к концу дня. Все ждут окончания всех формальностей, и агенты из фирмы подходят к обеим хозяйкам с просьбой подписать им бумаги, что претензий по сделке не имеют. Якобы если сейчас не подписать, то бухгалтерия отчет не примет, и они все потеряют премиальные. Одна хозяйка наотрез отказалась подписывать, и на фразу:
 «-Вы нам не доверяете?» - ответила:
 «-Пока я не получу документы на квартиру, и доплату за метраж, я ничего подписывать не буду! »
 А другая, укоризненно поглядывая на нее, подписала все. Ее, конечно, похвалили и поблагодарили и…она потом полгода не могла получить все документы, которые ей были нужны, а та, которая отказалась подписывать, получила все что причитается и спокойно уехала домой! А значит подписывать документы можно, только если все, до запятой понятно, и получил все что причитается!
Излишняя скромность не нужна, когда дело касается наших прав и наших денег. Потому что фирмы, банки и организации, даже из нашей скромности извлекут прибыль для себя. И если мы с чем-то не согласны, в договорах и условиях, не надо стесняться говорить об этом.
Мы, клиенты, нужнее фирмам, банкам и организациям, чем они нам. Мы, в крайнем случае, обойдемся без их услуг и кредитов. А вот они потеряют работу без клиентов, а значит и деньги.