Уроки Анны Ахматовой

Ольга Бахмутченко
Самостоятельно я с трудом не так давно овладела премудростями Интернета и узнала, что могу выходить на сайты других, незнакомых мне авторов.Это оказалось увлекательным занятием, потому что заочно познакомилась с творчеством людей и зрелых,умудренных жизненным опытом, и молодых,  несомненно талантливых и интересных, зачастую не имеющих литературного образования. Так сказать, с их помощью путешествовала по местам, где никогда не бывала и не буду, встречалась с людьми,которые не всегда знакомят с тем, как они выглядят, но даже от их стихов или прозы исходила какая-то аура и, нафантазировав,  я их представляла.
   И вот новое знакомство: номинант,  лауреат, победитель каких-то литературных конкурсов. Интересно!Читаю. Литературная миниатюра, довольно короткая, но какая!
   Сначала идет перечисление поэтов: Пушкин, бегающий по Петербургу с пистолетом, Есенин с веревкой в руках, сифилитик (?!) Маяковский, в этой же компании ,по-моему, Мандельштам, расстрелянный Гумилев и  Бродский... И сразу после этого патетическое :" Прощай, немытая Россия. Не хочу быть с тобой, предпочитаю наблюдать за тобой со стороны!" Все... Поразило не это, чего греха таить, встречаются у нас такие "литераторы" . Поразила истерично- восторженная рецензия.
    С творчеством этого  я знакомиться не стала,все и так понятно, написала несколько строк о своем мнении и ушла с сайта. Но меня несколько дней преследовало ощущение того, что я прикоснулась к чему-то грязному, липкому и дурно пахнущему. Чтобы очиститься, я взяла с полки томик стихов Анны Ахматовой, которая не только хорошо знала названных поэтов, но и дружила с ними, а Бродскому была  старшим другом и наставницей ( любовь же к Пушкину она пронесла через всю свою жизнь) и погрузилась в его чтение.
    Великая поэтесса Серебрянного века жила в страшные и трагические годы : первая империалистическая война, две революции, которые она не приняла, страшные репрессии 20 - 30-х , Великая Отечественная война, которые катком прошли по великой стране и которые затронули ее собственную судьбу.Расстреляна ее первая любовь,ее первый муж, гордый конквистадор Николай Гумилев, не пощадила судьба других близких:"муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне"( единственный сын Лев Гумилев проведет в лагерях 14 лет, но уйдет добровольцем на фронт защищать свой народ от фашистов),боль за страну, которую она не отделяла от своего народа:" все расхищено, предано, продано; все голодной тоскою изглодано", опала,двадцатилетний запрет на публикации ее творчества,травля "творческой интеллигенции", голод, лишения и аресты, аресты, аресты. Но Ахматова знала, что существует страна, народ ,а власть  - это не Родина, отвергала "утешные" голоса, звавшие на чужбину. Мало того, будучи сама в опале, хлопотала и за арестованного друга, Осипа Мандельштама, который за одно-единственное стихотворение о Сталине, прочитанное в узком кругу, поплатится жизнью.
    И все эти годы жили свет , музыка и тихая печаль ее стихов, посылающие знаки добра, сострадания и правды во всем, что было в мире. Еще  в юные годы она понимала, что, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через отчаяние,горе и научиться их преодолевать в одиночестве.И прошла через все испытания, не склонив гордую голову.Ее величественной внешности гармонически соответствовало истинное величие духа и огромная душевная сила.
    До конца своей жизни Анна Ахматова, к которой пришло мировое признание, оставалась Поэтом. Перед смертью она писала:"Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны".