Уроки белорусской революции

Галина Айзенштадт
                10.Извержение вулкана

  Беларусь воспринималась внешним миром как страна на редкость спокойная, даже сонная, а белорусы на редкость неконфликтными и толерантными.
  И вдруг  в августе 2020 года она вспыхнула! Да так громко и необычно, что вызвала в мире восторг и изумление.
  Здесь даже стоит употребить вместо русского слова "вспыхнула" белорусское - "выбухнула". Оно более полно отражает то, что произошло в стране, ту силу протеста, тот взрыв, который всех ошеломил.
  Заговорили о рождении белорусской нации, ее становлении, которое происходит у всех на глазах.
  Известно, что вулкан извергается тогда, когда внутри его накапливается критическая масса, и она уже не может быть сдерживаемой и вырывается наружу.
  Нечто подобное происходило и в Беларуси.
  Беларусь всегда считалась аграрной республикой. Неслучайно белорусов называют бульбашами. Садить бульбу(картошку), выращивать кабанчика(поросенка), помидоры, огурцы, чтобы "иметь все свое",- привычное занятие не только сельчан на приусадебных участках, но и горожан на участках дачных.
  Городское население Беларуси - это сельчане, переселившиеся в город после Отечественной войны, в последующие годы всеми правдами и неправдами бежавшие из села(сельчанам не выдавали паспорта), потом переселенные чернобыльцы, чьи села оказались в зоне поражения.
  Настоящими горожанами стали только внуки и правнуки этих людей, а первый президент страны и все еще не желающий уступать свою власть, остался все тем же, сельским человеком.
  И дело не в том, что он и поныне любит возиться в  земле, что-то выращивать, имеет большое животноводческое хозяйство,- такая привязанность достойна уважения.
  А в том, что Лукашенко остался сугубо сельским человеком по своей сути, и смотрит на все проблемы сугубо с точки зрения сельского жителя. Достаточно вспомнить хотя бы как он советовал лечить коронавирус трактором и водкой.
  Но и это было бы еще полбеды, если бы Лукашенко не был бы еще и типично советским человеком, впитавшим в себя исключительно партийно-советские методы руководства. Всё держать под неусыпным личным контролем, давать задания, доводить планы, требовать выполнения заданных параметров.
  И ни в коем случае не передавать в частные руки ведущие производства республики, и если они терпят убытки, помогать им финансово.
  На том, худо-бедно, и продержались четверть века, при этом доя братскую Россию.
  В общем, шкварка и чарка была,- чего вам еще нужно?
  И разговаривал Лукашенко с народом по-прежнему в "колхозной" стилистике, и никто раньше на него не обижался.
  Что же вдруг случилось? Почему это вдруг его так невзлюбили?
  Не вдруг. Лукашенко не заметил, а если и заметил, то не придал этому значения, потому что привык, что все ему подчиняются, что он держит народ в узде, что выросли новые поколения белорусов, что нынешние молодые горожане - племя ему совершенно незнакомое.
  А он для них -нечто чужое, даже экзотическое явление, рудимент прежней эпохи, о которой они знают лишь по книгам. Они захотели видеть президентом страны современного, интеллигентного человека, умного, образованного, которым можно гордиться, а не стыдиться.
  И неудивительно, что молодежь, и особенно студенты, были теми, кто выступили первыми против Лукашенко и фальсификации выборов президента.
  На массовых митингах молодежь призывали поработать с бабушками, объяснить им, как работать с интернетом, чтобы оторвать от телевизора и той оголтелой пропаганды, которая льется оттуда.
  И призыв был услышан. Вскоре на самостоятельные марши протеста - марши мудрости- стали выходить мамы и бабушки:"Внуки, мы с вами!".
  Такого единения поколений прежде не было, о нем разве что мечтали.
  А общий протест показал:он он возможен и необходим.
  Еще одним уроком стало необычное чувство солидарности, охватившее людей, стремление помочь попавшим в беду, зародившиеся новые дружеские отношения.
  Ничто не мешало этому единению - ни профессиональное отличие, ни социальный статус, ни семейное положение.
  Преподаватели вставали рядом со студентами, врачи - с пациентами, священники с верующими, адвокаты с клиентами.
  Журналисты принимали на себя удар за то, что честно исполняли свой долг.
  Впервые структура протеста была столь широкой и глубокой. В ней,- чего раньше не бывало, заняло свое место и сельская провинция.
  Но были и быстро сдавшиеся - рабочий класс, кого по привычке называют гегемоном, без которого революция неспособна победить.
  Отчего же рабочие быстро сдулись? Только ли из-за репрессий, которым они подверглись?
  Нет, здесь сказалась особая забота о них Лукашенко  в течении всех лет своего правления. Он старался, чтобы предприятия, даже работающие на склад, продолжали работать, а рабочие получали, пусть и не очень большую, но стабильную зарплату.
  И одновременно пугал увольнением, если они начнут бунтовать, а у всех семьи, и этот страх -остаться "без куска хлеба" в условиях монополизации предприятий государством, всегда пугал рабочих и продолжает пугать.
  На предприятиях трудится много бывших сельчан, у которых родственники по-прежнему живут в деревне, и сами они имеют там участки, так что в целом материально живут неплохо.
  А "от добра добра не ищут" - эта философия в конечном счете победила.
  Марксистская теория явно устарела. Сегодня движущая сила перемен - не рабочие, а интеллигенция, как творческая, так и техническая.
  Подрастает новое поколение, и они, а не отцы-рабочие будут решать будущее своей страны.
                Окончание следует