К 60-летию полёта Гагарина

Маргарита Школьниксон-Смишко
В этом году 12 апреля отмечали 60 лет со дня полёта Ю. Гагарина. Кажется, мы уже всё знаем о том событии, но нет, я опять нашла для себя новое в подборке фактов, которые сделали Александр Островский и Марк Акунин в газете «Русская Германия».
Например, мне не было известно, что за 19 дней до старта «Востока-1» во время тренировки в барокамере заживо сгорел Валентин Бондаренко, входящий в первый отряд космонавтов.

Вообще полёт Гагарина был сопряжён с большим риском для жизни.
Поскольку американцы планировали запустить человека в космос в конце апреля, Никита Хрущёв хотел опередить конкурентов и отдал соответствующий приказ Сергею Короленко.
 Из-за спешки не были продублированы некоторые важные  узлы корабля, отсутствовала система мягкой посадки. Любое повреждение корабля вело к падению атмосферного давления внутри кабины и гибели космонавта.

Гагарин понимал опасность полёта и за пару часов до старта написал жене письмо: «Если что случится, не убивайся с горя, береги девочек, вырасти из них не белоручек, а настоящих людей. Личную жизнь устраивай, как посчитаешь нужным...Что-то слишком траурное письмо получается. Надеюсь, ты его никогда не увидишь.» Жене передали это письмо после авиакатастрофы 27.03. 1968 года, в которой её муж погиб.

И неполадки с «Востоком-1» начались уже во время запуска. Из-за них космический корабль поднялся на сотню километров выше, чем планировалось.
После отделения корабля от ракеты носителя бортовые системы начали автономную работу под управлением ПВУ*.
На 39 минуте от сигнала «Контакт отделения корабля» по команде ПВУ включилась автономная ориентация, сформировавшая разрешение на включение ТДУ (тормозной двигательной установки). Её включение произошло на 71 минуте автономного полёта. Выключение ТДУ должен был сформировать интегратор, вычисляющий «кажущуюся» скорость.  Но этого непроизошло! Почему?  Оказалось, что после продувки камеры сгорания двигателя не полностью закрылся клапан, из-за чего  произошла потеря топлива. Из-за этого не удалось достичь расчётной (= «кажущейся») величины скорости. Из-за отсутствия команды на выключение двигателя не сработали и последующие команды. В двигателе остались открытыми тракты подачи компонентов, через которые  газ надува и окислитель продолжали поступать в камеру сгорания и к рулевым машинам, «создавая возмущения по всем осям».
Кабина космонавта начала с большой скоростью вращаться вокруг своей оси**. Если бы всё происходило без неполадок, такая болтанка продолжалась бы 10 секунд. Но команда на отделение спускаемого аппарата от приборо-агрегатного отсека тоже не сработала, поэтому болтанка продолжилась 10 минут.К счастью, через 10 минут сработало функциональное резервирование бортовой системы управления, что и привело к закрытию  всех магистралей ТДУ.
 Из-за всей этой истории точка приземления сместилась на несколько сот километров. Космонавт приземлился в Саратовской области, поисково-спасательного отряда там не было.
 Спустя годы Рита Нурсканова, которой в 1961 году было 5 лет, вспоминала: « Сначала я увидела два ярких пятна*** на небе, потом было приземление чего-то большого и оранжевого. Это что-то начало двигаться в нашу сторону. Мы  с бабушкой (женой лесника) испугались, бабушка принялась молиться и мы начали убегать. Остановились только тогда, когда услышали русскую речь»…

После  окончание космической программы Юрию Гагарину предстояло проделать огромную дипломатическую работу.
Он весьма сдержанно относился к своей популярности. «У меня, как и у других людей, много ошибок. Есть у меня и свои слабости. Не надо идеализировать человека. Надо брать его таким, каким он есть в жизни.  А то неприятно получается, как будто бы я такой паинька, такой хорошенький, что тошно становится», - писал он в дневнике.
Гагарин любил розыгрыши. Об одном из них рассказал космонавт Алексей Леонов: «Я помню, у нас в Звёздном городке появился  Иосиф Кобзон. А Юра из-за границы привёз взрывающиеся сигареты и предложил их певцу.  Кобзон прикуривает. И вдруг — взрыв! Сигарета разрывается, наш почётный гость весь в табаке. Взрыв хохота. А Юра и говорит:» Друг ты мой, прости меня, но у нас дома не курят!» У него же дочка совсем маленькая была».
Гагарин очень стремился летать. «Я не хочу быть музейным экспонатом. Космонавт должен летать в космос, это для него так же естественно, как дышать. Можно ли запретить дышать?!», - говорил он. Но с первым пилотируемым космическим кораблём «Союз» в космос в 1967 году отправили Владимира Комарова. Жизнью Гагарина решили не рисковать. Комаров погиб: при посадке отказала парашютная система, корабль на огромной скорости ударился о землю.
Конец истории всем известен: Юрий Гагарин трагически погиб во время тренировочного полёта вместе с инструктором Владимиром Серёгиным. В стране был объявлен национальный траур. Урна с прахом героя  находится в Кремлёвой стене в Москве.

* ПВУ — програмно-временное устройство. Это прототип появившихся позже бортовых вычислительных машин.
** Послеполётный отчёт Гагарина сообщал об этой неполадке, но её  в спешке подготовки следущего космического полёта проигнорировали. Правда о возвращении Юрия Гагарина была опубликована лишь в 2002 году в журнале «Новости космонавтики». Её автором был Герман Формин.
***  Одно пятно — это был спусковой аппарат, другое — прибороагрегатный отсек. Остаётся непонятным, каким образом произошло их раделение. На корабле было дублирование разделения, но оно работало от сигналов термодатчиков. Они же должны были сработать при вхождении в плотные слои атмосферы, когда происходит разогрев поверхности корабля. По расчётам балистиков через 10 минут после прекращения работы двигателей высота орбиты составляла не менее 148 км. На такой высоте термодатчики не могли сработать.