Владимир Этуш. Загадки биографии

Геннадий Иваныч
­­
Рассказывать о Владимире Этуше проще с конца, с похорон.
Скончался Владимир Абрамович 9 марта 2019 года в Москве,
где родился и прожил всю жизнь.
12 марта тело его было кремировано, а 13 марта урна с прахом была
захоронена на самом элитном кладбище страны, Новодевичьем некрополе.
Кстати, о причине кремации. Мне она не известна, однако дочь Владимира
Абрамовича, Раиса, в одном из интервью на этот вопрос ответила так,

"Мой папа был очень гордый человек, - сказала Раиса Этуш. - И он говорил,
что никогда бы в жизни не хотел,чтобы его видели в гробу. Он бы хотел,
чтобы его сожгли и поставили урну с прахом. Он не хотел быть вот в таком
 состоянии, когда у него нет сил, когда он не в силах себя защитить.
Очень этого боялся."

https://www.izh.kp.ru/daily/26953.3/4005032/

Хотел или не хотел Владимир Абрамович лежать в гробу на виду у всех или нет,
однако пришлось. Церемония прощания прошла в театре им.Евгения Вахтангова, 
где он всю жизнь и прослужил.

Итак, Этуш был сожжен на Троекуровском кладбище и похоронен на Новодевичьем,
недалеко от могилы Николая Гоголя, (изначально похороненного на Донском
кладбище.Прах Гоголя был перенесен после уничтожения Донского кладбища,
в общем-то и древнее Новодевичье кладбище тоже было фактически уничтожено.)
Как народный артист СССР, Владимир Абрамович имел полное и законное право
на почетное захоронение на Новодевичьем кладбище,однако и не будь у него
вовсе никаких званий, он все равно бы оказался там.
Потому что захоронен Владимир Абрамович в родовую родительскую могилу.
Пятым.

А первой там похоронена его мать, про которую в Википедии сказано совсем
немного, "Мать — Раиса Годиевна (Константиновна) (урождённая Шмульян,
1900—1954), вплоть до первого ареста мужа была домохозяйкой (Абрама Шахновича
 арестовывали дважды),потом работала кассиром в фотоателье."

Как, за какие заслуги,кассиры фотоателье, удостаиваются чести покоиться на
элитном Новодевичьем кладбище?
Вопрос риторический, потому что ответа на него у меня нет.
Но зато есть причина поговорить о семье.

Сразу скажу о источниках информации, если исключать слухи, сплетни, басни и
домыслы остается только три источника заслуживающих относительного доверия.
1- Книга воспоминаний "И я там был" опубликованная в 2002 году.
2- Большое интервью еженедельнику "7 дней". Владимир Этуш: «Без женщины рядом
 я бы зачах», от 2012 года
3- Интервью дочери Владимира Абрамовича, Раисы Владимировны "Комсомольской Правде".
(ссылка была выше).

Прочие источники указаны особо,а цитаты Владимира Абрамовича у меня выделены особо.

Итак, продолжим.

"Началось все с того, что я появился на белый свет дважды. Первый раз — 6 мая 1922
 года. А второй — в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда
 в некоторых семьях было принято записывать новорожденного мальчика годом позже.
 Дескать, придет время призыва в армию — крепче будет. Так поступили и со мной.
 И официально я существую с 23-го года.
 Самое смешное, взрослел я быстро, и родители решили отправить меня в школу
 вовремя. А для этого нужно было восстановить по бумагам подлинный год моего
 рождения. Все это и было сделано через суд по свидетельским показаниям.
 И в возрасте восьми лет, как и полагалось, я пошел в первый класс…
 Потом окончил первый курс театрального училища, воевал, а когда вернулся из армии,
 то оказалось, что гражданские документы можно получить только по метрической
  записи.Но вот беда: решение суда не сохранилось,  а метрическая запись 23-го
  года уцелела,и паспорт мне выдали на основании уцелевшей метрики.
  Впрочем, сейчас я уже не настаиваю на решении суда,
  23-й так 23-й! Годом меньше — и хорошо."

Такие вот простые отношения к документам в некоторых московских семьях.
Родился, скосили год, на случай армии, но как-то быстро подрос и такой переросток
первоклассник явно бросался бы в глаза,так что год вернули на место, по после армии,
отчего-то,год снова решили убрать. Дабы получить гражданские документы.
А воевал он что, вовсе без документов? Ну да ладно.

Родился Владимир в богатой московской еврейской семье, о чем Владимир Абрамович,
не без гордости пишет,"Наша семья и в социальном отношении, конечно, выделялась
на общем фоне жителей нашего дома.  В годы НЭПа мой папа владел небольшим
галантерейным производством, мама не работала, и у нас всегда были домработницы,
 которые часто менялись по разным причинам."
"У нас была дружная семья: отец, мама, тетя Эстя (Эстела, мамина родная сестра,
 которая всю свою жизнь с нами прожила, так и не вышла замуж), бабушка, я и моя
 младшая сестра Лида.
(О Лидии  Абрамовне Этуш, все знающий интернет молчит, есть только одно упоминание, о ее работе в школе.)

А еще у нас были домработницы, которые по разным причинам часто менялись.
Наша семья могла себе позволить держать прислугу, ведь жили мы в достатке,
который обеспечивал отец. Папа был родом из Белоруссии — из местечка Глуск
 Могилевской губернии.Его отец, мой дед, был портным. Папа ему помогал, а когда
 исполнилось 12 лет, пошел работать к своему двоюродному брату в магазин и
 зарабатывал там  свои первые деньги. В юности стал ездить за разным товаром в
 Москву. Город ему приглянулся, и папа решил здесь осесть. Открыл мастерскую,
 где делали гребешки и всякую галантерею. Работу наладил толково. У него были
 ученики и наемные рабочие. В начале советской власти это не приветствовалось.
 В конце концов отца посадили. Потом произошло чудо — его выпустили. Более того,
 даже выплатили денежную компенсацию за тот срок, что он, кормилец семьи, не
 работал. Но через некоторое время  его снова арестовали и отправили на принудительные работы.
Донесли завистливые соседи.Так я стал «сыном врага народа».

Мама, которая прежде занималась домашним хозяйством и детьми, пошла работать."
"В пять лет меня отдали в немецкую группу к Изабелле Юльевне. Тогда в Москве
 существовали дошкольные учебные группы,  в которых объединяли детей из семей
 среднего достатка. Ходил я туда два года. Собирались мы на квартире Изабеллы
 Юльевны, и занималась с нами Эльза, немка.
 Когда подошло время учиться, мама не захотела отдавать меня в ближайшую школу
 в конце Серебрянического переулка, потому что она считалась хулиганской — там  училась
вся шпана с окрестных дворов. И меня определили в школу имени Героев
 Парижской коммуны,в бывшую Виноградскую гимназию, что находилась напротив
 Покровских казарм. А вот там уже первым хулиганом в классе был я.
 Школу имени Героев Парижской коммуны я не закончил, потому что мне совершенно
 надоело учиться,и диплом о среднем образовании получал уже в школе для взрослых.
 Отлично помню, как я держал экзамен по математике. Школа для взрослых находилась
 в Сыромятниках. Мы сидели на первом этаже. И поскольку я в математике был
 чрезвычайно слаб, за окном стоял мой приятель Миша,мне на зависть,очень хорошо
 знавший этот предмет. Я ему через окно передавал листок с задачкой,он ее решал
 и кидал мне обратно. Экзамен мы благополучно сдали."
 "И так вот жизнь протекала, как мне казалось, довольно безмятежно.
 Пока не арестовали отца. За что его взяли, он и сам не знал. Продержали полтора
 года и отпустили — не нашли состава преступления.
 Даже жалованье выплатили за весь период отсидки."

 К сожалению, это вся информация про арест отца, Владимира Абрамовича,
 Нет ни даты ареста,ни даты освобождения, нет упоминания статей УК и даже год
не указан. Однако учитывая что о другом аресте, а их было два, Этуш не пишет
 совсем, это уже кое что.
По косвенным данным можно понять что это упомянут второй арест, то есть разгар
 "Ежовщины". И вот в это "веселое" время, арестованного "врага народа",
 не просто освобождают,но даже и выплачивают денежную компенсацию за полтора
года отсидки. Согласитесь, нетипичная история  среди рассказов о беззакониях и
 беспределе "сталинских репрессий", верно?

Тут немного отвлекусь и напомню некий курьезный, а может аналогичный случай.

https://www.starhit.ru/eksklusiv/advokat-vladimir...

В октябре этого года правоохранительные органы сообщили, что народный артист России
 Владимир Этуш стал жертвой мошенника. Сотрудник нескольких банков Даур Барганджия
обманул артиста. Актер доверил ему более 20 миллионов рублей в 2013 году.
Тогда Следственный комитет начал разбираться, кто виноват в пропаже денег у Владимира
Абрамовича. «По факту хищения денежных средств в особо крупном размере,
 принадлежащих Этушу,в отношении 59-летнего мужчины возбуждено уголовное дело.
Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ,
«Мошенничество», - сообщала представитель Главного следственного управления
СК РФ по Москве Юлия Иванова.
«СтарХит» связался с адвокатом семьи Этуша, Михаилом Иоффе.
Юрист подтвердил, что правоохранительные органы занимаются
расследованием дела. Однако всенародному любимцу вернули многомиллионное состояние.
«Сегодня действительно была погашена задолженность перед семьей Владимира Абрамовича Этуша.
Деньги возвращены в полном объеме. Материальных претензий не
 имеем. Органами следствия были проведены многочисленные допросы и задержание
Даура  Барганджия. Его родственники вернули более 46 миллионов рублей.
28 миллионов было в 2013 году,а на сегодняшний момент по курсу Центрального Банка
 получается большая сумма», -сообщил адвокат «СтарХиту».

Это конец истории тянувшейся с 2013 по 2017 год.
Как говорится, - "На меня где сядешь, там и слезешь".

Но вернемся к нашему герою.

"После ареста папы наш образ жизни круто переменился. Никогда не работавшая мама
устроилась кассиршей в фотоателье. Хозяйство вела бабушка.
Кстати, вспомнился мне один забавный эпизод из моего дошкольного детства.
Бабушка послала меня за маслом в магазин,  находившийся в доме напротив.
А тогда уже ввели ограничения на продукты — масло,к примеру, в одни руки давали только
двести грамм. Для нашей семьи этого было мало. И бабушка научила меня
 хитрости, снабдив для похода в магазин двумя шапками. Я покупал двести грамм в
 одной шапке, потом снимал ее, надевал другую, снова становился в очередь и  получал еще двести."

Добрая бабушка плохому не научит...

"Когда отца посадили, меня стали считать сыном врага народа. И первое,что я сделал
 — пошел к секретарю комсомольской организации «стучать» на себя.
Потом, в девятом классе был такой случай: учитель литературы Гурий Павлович,
этакий барин, в сапогах, с прической а ля Тургенев, попросил меня изложить точку
 зрения Ленина на роман И. Гончарова «Обломов». Я изложил.Гурий Павлович спокойно
 выслушал и говорит:
— А вы знаете, что это точка зрения Бухарина?!
А Бухарина уже год как расстреляли. Я извинился, совершенно не придав этому
 значения. А в начале следующего урока меня вызвали к директору. Директор,
 седовато-лысый человечек, в черном костюме с длинными рукавами, прикрывавшими
 короткие пальцы, усадил меня напротив себя и стал расспрашивать об отце.
— За что сидит?
Я говорю:
— Не знаю.
— Ну, как же вы не знаете! — И при этом буравит меня своими маленькими глубоко
посаженными  водянистыми глазками.
— Что же это получается, вы живете в семье и не знаете, чем занимается ваш папа.
Я стал объяснять, говорю, что папа и сам не знает, за что его посадили.
А дальше разыгралась сцена форменного допроса. Директор угрожал,что позвонит в
 НКВД, тянул руку к телефону,а я упрашивал его не делать этого.
Страшно было не за себя — за маму: если и сына посадят, как она будет, бедная?..
В конце концов, он меня отпустил.
И таких, как я, было много. Почти не было семьи, у которой бы не арестовали
кого-нибудь из родственников. Поэтому внутренне, конечно, многие сочувствовали.
И все равно положение «сына врага народа» давило, рождало комплексы.
Однако своих правил,своего образа жизни я не менял. По-прежнему гонял голубей,
 ходил на танцы. И по-прежнему меня числили среди «золотой молодежи».
Вообще я чувствовал себя достаточно раскованным, главная забота — куда пойти
 вечером с приятелями."

Вот такие проблемы у сына "врага народа". Куда пойти вечером с приятелями.
Как там в советской песне -" и нету других забот..."

Идем дальше.

"Постепенно желание связать свою жизнь с театром окрепло настолько, что я решил
поступать в ГИТИС на режиссерский факультет.Долго думал, советовался с товарищами,
 понимая, что у меня множество недостатков.Конечно, я не хромой, не слепой,
но зато уж очень черный, словно выходец с Кавказа.
Ни о режиссуре, ни о требованиях к абитуриентам я толком ничего не знал.
А на консультации выяснил, что к режиссерам не так придирчивы в смысле внешних
 данных,как к актерам. И что помимо чтения басни, стихов и прозы нужно еще
 представить некую экспликацию — режиссерский план постановки. Что это такое,
я понятия не имел. Надежда стать студентом ГИТИСа развеивалась как дым. И я,
 убежденный в правильности своего выбора, был растерян,  сбит с толку и не знал,
 что предпринять дальше.
Выйдя из института, битый час я бесцельно бродил по улицам. И спускаясь вниз по
 улице Горького, случайно задержался у витрины книжного магазина. И вдруг мое
 внимание привлекла одна тоненькая книжка, брошюра «Режиссерский план постановки
 «Воспитанницы» А. Н. Островского» тогда достаточно известного режиссера Телешовой.
 Я немедленно купил ее, дома немного перефразировал Телешовский «План»,
 переписал в тетрадочку и подал в приемную комиссию.
 Курс набирал Юрий Александрович Завадский, и в комиссии было много известных
 деятелей культуры,  в том числе Федор Каверин.В моем плане была прописана прямая
 ассоциация: сломанная судьба героини и сломанное дерево. И Каверин меня
 спрашивает: «Скажите, а вот это деревце у вас ломается прямо на сцене?»
 Я был не настолько наивен, чтобы сказать «да», но все равно получил «трояк» —
 непроходной балл."

Ну что здесь можно комментировать и сегодня плагиат обычное дело.
Похвальная откровенность.

"Отчаявшись, я отправился в Главное управление учебными заведениями
(если мне не изменяет память, оно находилось там, где сейчас располагается
администрация президента)  и стал просить о зачислении в институт,
иначе мне угрожает армия."

Вот такой поворот.
Сейчас вы не найдете его биографии где бы не было уточнения что Владимир Абрамович
 пошел на фронт добровольцем.

"Те, к кому я пришел, их было двое, выдержали паузу и спросили:
«А почему, молодой человек, вы так боитесь армии? Армия — хороший воспитатель,
армию надо пройти,  армия хорошо  закаляет в таком возрасте…»
Я был обескуражен — настолько это расходилось с теми  представлениями об армии,
которые внушались мне дома. "

Интересно, кто и что такого страшного внушал Володе дома...

"Поход в Главное управление закончился ничем. Однако желание служить в театре не
 пропадало."

А может это было желание любой ценой не идти в армию?

"Выручило меня знакомство с Тамарой Симоновой, племянницей Рубена Николаевича.
Я попросил ее свести меня с дядей. И на мое счастье, Рубен Николаевич согласился
 принять меня,решив, очевидно, что Тамара заинтересована в наших взаимоотношениях.
И вот я — в знаменитом Вахтанговском доме в Малом Левшинском переулке!"

В переводе на понятный язык,Владимир Абрамович поступил на учебу в театральный
 вуз,по знакомству. Проще говоря, по блату.

"Меня взяли условно, вольнослушателем, потому что уже наступил сентябрь
и приемные экзамены давно закончились."

Именно так, уже и приемные экзамены закончились. Поступил Володя учится на артиста
и бронь от армии в придачу.

Тут самое время привести цитату из интервью его дочери Раисы

https://www.izh.kp.ru/daily/26953.3/4005032/


"После войны ему (а до войны он проучился курс в Училище им. Щукина) врачи сказали:
 мол, забудьте об актерской профессии, потому что будете хромать.Но он так разработал ногу,
что не хромал. Кстати, когда он поступал, то пришепетывал,
 шепелявил - и в сценической речи ему надо было ставить, по-моему, все 33 буквы
 алфавита."

С такой дикцией только в артисты, а куда еще?
На завод что ли?

"Я был счастлив в этот последний мирный 1940 год. Школой и Вахтанговским театром.
И тем, что я молод, что у меня много сил, огромное желание работать и еще, такое
понятное в восемнадцать лет, желание веселиться, влюбляться. Как очевидно мне
 сегодня, тогда я был «гуляка», принадлежал к «золотой» московской молодежи.
И догулялся однажды до того, что кто-то из моих подружек-сверстниц «настучал»
Рубену Николаевичу, и он, вызвав меня в кабинет и с некоторым интересом поглядывая
 на меня из-под тяжелых век, «проскрипел», что я его сильно огорчаю. Но при этом
 так ласково-укоряюще назвал меня Володей,  что выговор строгим не показался.
 Но именно любовь к ночным гулянкам послужила причиной того, что я, сам того не
 ведая, наверное, первым из москвичей  увидел начало войны. В пятом часу утра 22
 июня 1941 года, в великолепном настроении я возвращался с затянувшейся вечеринки,
 спускаясь вниз по улице Горького к Охотному ряду Москва была совершенно безлюдной
 — даже машин не видно — так,  проскочит вверх-вниз одна, другая…
 Я вышел на пустынную и ровную тогда Манежную площадь. И вдруг увидел, как со
 стороны Кутафьей башни,  из-за желтевшего уже в рассветных лучах Манежа на
 огромной скорости, не разбирая белых разграничительных полос, вынесся большой,
 черный, приземистый иностранный автомобиль. Алый флажок со свастикой на белом
 кругу трепетал на ветру. Сколь мало ни был я «дипломатически» осведомлен в те
 годы, я узнал машину немецкого посольства, но, конечно, не мог даже предполагать,
 что это посол фашистской Германии, граф фон Шуленбург возвращался из Кремля,
  вручив нашему министру иностранных дел Молотову меморандум об объявлении войны
 Советскому Союзу. Ни тени тревоги не шевельнулось в моей восемнадцатилетней душе,
 никакого предчувствия.Бодрым шагом прошагал я домой и, поднявшись к себе на этаж,
 рухнул на постель,забывшись в молодом, счастливом, крепком сне.
 В двенадцать часов дня меня разбудила мама и сказала, что только что Молотов
 выступил по радио,и Германия уже бомбит Минск и Киев.Никогда больше,даже в самые
 отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно.Мама стояла и в ужасе
 смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди."

Человек мечтал от армии в мирное время закосить, вроде получилось,и вот сюрприз,
кого угодно затресёт.

"Потом все пошло быстро. Сразу после начала войны мы дежурили в училище, ловили
 зажигалки, которые разбрасывали немецкие самолеты. А через две недели юношей со
 всех курсов Щукинского училища собрали в райкоме партии, в бывшем особняке
С. Морозова, который стоит и по сей день на Садовой, и отправили на оборонные
 работы под Вязьму — рыть противотанковые рвы. Вместе со мной там оказались
будущие известные вахтанговские актеры — Вячеслав Дугин, Александр Граве,
Анатолий Иванович Борисов. Нам сказали, что посылают на три-четыре дня,тогда как
пробыли мы на Вязьменском рубеже три месяца.Мы работали землекопами, копали
 противотанковые эскарпы, окопы и строили прочие земляные сооружения. Уже там,
на этих работах, начали проявляться наши характеры. Были такие, которые находили
 способы отлынивать от работы, например, один все время был «болен» и ходил весь
 покрытый зеленкой. Когда начались налеты авиации,нам было приказано при появлении
 самолетов рассредоточиваться,  и мы все убегали в поле. Один «землекоп», помню,
из поля никогда не возвращался. Он все время ждал налета и к работе не приступал.
Кто-то действительно работал. Рьяно, добросовестно.Но были и случаи
«производственной предприимчивости».
Один мой сокурсник, ставший в дальнейшем физиком,академиком, придумал себе роль
 заведующего складом лопат. Ну и так далее."

Как говорят, - "завидуйте молча".

"Быт, разумеется, был примитивный, походный. Жили мы в сарае, спали на сене.
Одеяла, которые мы прихватили с собой,  служили нам и подушкой, и простыней.
Среди нас был, тогда студент первого курса, впоследствии секретарь Свердловского
 обкома партии, а потом и заместитель  министра культуры Георгий Александрович
 Иванов.Он работал на строительстве оборонительных сооружений честно,добросовестно.
 Сейчас его уже нет в живых. Уже нет и того академика, пристроившего себя в начале
 войны к лопатам. Как говорил народный артист Толчанов, провожая кого-то из своих
 сверстников в последний путь,«это моя серия, но не мой номер».
 Вот сейчас идет моя серия,  ну, а о том времени, когда придет мой номер,
 я стараюсь не думать…
 Из истории Великой Отечественной войны известно, что под Вязьмой было одно из
 самых страшных,  гибельных для нашей армии окружений. Нам, однако, повезло:
в последние часы перед окружением студентов удалось отправить в Москву, уже
 затемненную, с дирижаблями воздушного ограждения, с характерными бумажными
 крестами на окнах. Дома я не встретил ни мамы, ни бабушки, ни сестры.
Их эвакуировали в Молотов. Оставался отец."

Это последнее упоминание отца Владимиром Абрамовичем из чего можно сделать вывод
 что будучи арестованным в 1938 году, к лету 1941 года он уже был освобожден и
даже имел право проживать в Москве.
Отсюда вывод, если бы отец был осужден по антисовесткой 58-ой статье, то трубил бы в
тайге от звонка, до звонка, а после освобождения, если бы дожил, был бы выслан за
100-тый километр, да и "члены семьи врага народа" тоже бы не отделались
легким испугом.


Почему я говорю про 38 год? А вот почему. Есть сайт с пафосным и отчасти ворованным
названием "Бессмертный барак",  на нем собирают данные по жертвам так называемых
 "сталинских  репрессий", есть там и Абрам Шахнович.

Карточка выглядит странновато.

Во-первых, фото. И не фас и не профиль. Что было то и налепили.
Во-вторых, нет ни даты ареста, ни срока, ни даты освобождения,
ни статьи по которой осужден.

Возвращаемся к мемуарам.

"И еще домработница — здоровенная бабеха, которая отчего-то заняла мою комнату
и спала на моей кровати с пожарником.  Спорить я не стал, неприятно открыв для
 себя, что война меняла людей не всегда в лучшую сторону."

Отчего-то вспомнилась сцена из фильма "Собачье сердце",


"? Ой, ну что ты как демон пристал? Подожди, ну она же войдёт. Ну что ты, как будто
 тебя омолодили!
? Нам это ни к чему! До чего ж ты огненная!
? Вон, вон! Бессовестный! Поленом сейчас, чтоб не подсматривал!"

Кстати, вспоминая Михаила Булгакова не могу не напомнить его знаменитую фразу из
"Мастера и Маргариты", "...квартирный вопрос только испортил их".

А чтобы не испортил, как вспоминала дочь Раиса,в интервью К.П.
https://www.izh.kp.ru/daily/26953.3/4005032/

" Папа ходатайствовал о квартире, когда я вышла замуж, родила. Тогда папа пошел к
 Юрию Лужкову. Это тоже подарок. И мы с папой жили в одном доме, но в разных
 подъездах."

Вот так, внук родился 1996 году, халява социализма вроде бы кончилась,но как видно
 не для всех.


"Не успев толком рассмотреть прифронтовую столицу, я кинулся в театр, имея при себе
 справку, о том,  что работал землекопом на оборонительных рубежах вплоть до 28
 сентября. В последних числах сентября театр имени Вахтангова играл «Фельдмаршала
 Кутузова» — историческую хронику  времен Отечественной войны 1812 года.
 Играли на чужой сцене, потому что еще в июле в особняк на Арбате попала бомба,
 и при этом погиб артист Куза, который дежурил в театре в ту ночь. В спектакле
 участвовала вся труппа,все студийцы, в одном эпизоде изображая французских,
 а в другом — русских солдат и крестьян-партизан.  А вот зрителей в зале не
 оказалось. Там и сям сидело по креслам тринадцать человек, чертова дюжина.
 Не веря собственным глазам, мы их несколько раз пересчитывали сквозь дырку
 в занавесе. Я был потрясен. Отсутствие людей на спектакле — талантливом, живом,
 созвучном событиям времени — произвело на меня  ужасное впечатление.
 Я впервые задумался о том, нужен ли театр людям в этих трагических для страны
 обстоятельствах?.. На следующий день после спектакля «Фельдмаршал Кутузов» я
 отправился в военкомат и записался на фронт добровольцем."

 Как, в таких случаях, говаривал Станиславский - "Не верю!"
 Может очень уж не царское дело под ветром и дождем, c тяжелой лопатой, 
 в чистом поле в грязи колупаться?

"Мелкой дрожью от страха я трясся, когда война началась. А когда я в войну «влез»,
появилось другое ощущение.  Нужно было «дело делать», потому что война,
как точно сказал поэт, — «очень трудная работа», и еще — особый быт.

"Я немного знал немецкий, и поэтому меня направили сначала не на фронт, а в школу
военных переводчиков, в город Ставрополь на Волге. По тяжелой осенней воде, ночью,
в кромешной тьме, на огромном теплоходе,  переполненном людьми, мы медленно
отплыли из Химкинского порта 15 октября, накануне печально известной паники,
когда казалось, что Гитлер вот-вот возьмет столицу. Сталин, по слухам, находился
в  Москве, но правительство уже эвакуировали в Куйбышев. Также были эвакуированы
 все заводы, все стратегические предприятия. Какой-то период в Москве царило
 безвластие, и, говорят, доходило до мародерства — грабили магазины.

На курсах под Ставрополем среди курсантов было много детей высшего командного
 состава, которых родители таким образом спасали от фронта."

Гусары, молчать...

"Многие из них там задерживались. Преподавали нам, в основном, люди очень
 интеллигентные, хорошо знающие языки. Проучился я на курсах четыре месяца.



В феврале 1942 года я получил назначение в Северо-Кавказский военный округ.
Почти тридцать суток, с пересадками, на перекладных я добирался до города Армавира,
где находился штаб округа. Поначалу меня привлекали в качестве переводчика для
 расшифровки каких-то нехитрых документов. Но вскоре, поскольку я был все время на
 виду, назначили заместителем начальника отдела разведки  70-го укрепрайона,
 который должен был оборонять Ростов. На фронте было множество опасных моментов,
приходилось ходить «по лезвию бритвы». Признаю это с болью, но иногда опасность
 исходила от своих. Помню, майор,начальник политотдела,расстрелял хорошего парня,
 который прибежал, чудом вырвавшись из места, захваченного накануне немцами.
 Он бежал к своим, а его здесь ждала смерть. На его месте мог быть кто угодно,
 в том числе и я.  Подобные ситуации часто случались на войне…
 Одно время я был заместителем начальника разведотдела укрепрайона,который оборонял
 Ростов-на-Дону. Как-то меня вызвал к себе начальник особого отдела Елькин и
 спросил: «Кто твои мать и отец? Где они?» Он прекрасно знал, что мой отец
 арестован. "

А вроде автор прекрасно знал что в это время отец был на свободе и даже встречался
 с ним в Москве. Очень хотелось упомянуть "кровавую гебню", "беспощадные заградотряды"
и "озверелых тупых особистов"?


"Юлить не было смысла, и я честно рассказал ему о своей семье все то, что он и
 прежде прекрасно знал. Он пожал мне руку: «Спасибо за честность!
Но вы должны мне каждый день докладывать, что вы видели и слышали». Хотел сделать
 меня информатором, доносчиком. Я заколебался.
Особист сказал: «Идите, подумайте, завтра ко мне придете». Это было в 43-м году.
Наутро я пришел и отказался от его предложения. Он отвечает: «Ну, ваше право».
На следующий день я увидел на столе у моего начальника испорченный лист бумаги,
который он оторвал, но не успел выбросить.Там было написано: «Начальнику особого
 отдела укреп­района. Довожу до вашего сведения все, что вы хотели узнать относительно
лейтенанта Этуша…» Он писал на меня доносы!"

Далее автор вспоминает тяготы и будни войны, так что перехожу сразу к награждению
и ранению, именно в таком порядке, по словам Этуша, все и случилось.

"Война для меня кончилась под Запорожьем. Там меня тяжело ранило. А до этого наградили орденом."

Я даже нашел в интернете представление о награждении,

Из наградного листа:
«В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым
и решительным командиром. В наступательных боях в районе Моспино 7.9.43 г.
 командованием полка, тов. Этуш был послан на помощь в батальон,имевший сложную
 обстановку в выполнении поставленной боевой задачи,тов. Этуш бесстрашно не щадя
 своей жизни воодушевляя бойцов, смело повел роту на врага, при чём своим умелым
 маневром выбил противника из района Городок  при этом  уничтожил 30 солдат
 и офицеров, захватил ручной пулемет. Тов. Этуш работая начальником штаба по тылу
 на всем протяжении наступательных боев, обеспечил нормальную работу тыла и его
 передвижения. Бесперебойно доставлял боевым  подразделениям продовольствие и
 боеприпасы. Хорошо обеспечил прием и эвакуацию раненых. 15.9.1943 г. наступая на
 районный центр Куйбышево,лично с группой бойцов первыми ворвались в село и в
 уличных боях уничтожил 8 солдат и офицеров противника».

https://news.jeps.ru/lichnaya-istoriya/umer-vladim...

Кстати, про награды Владимира Абрамовича,

"По словам Владимира Этуша, ему одинаково дороги все ордена и медали, которые он
 получил,защищая свою родину. А боевых наград у Владимира Абрамовича немало.
За образцовое выполнение своих обязанностей,он сначала получил орден Красной
 звезды. Но у Владимира Абрамовича есть и второй боевой орден,которым его наградили
 спустя 40 лет после окончания войны — в 1985 году.Это Орден Отечественной войны
 первой степени. Такое позднее награждение объясняется просто.
 В 1943 году командование представило Этуша к ордену, но документы, как это нередко
 бывало, затерялись. И, говоря высокопарно, «награда нашла героя» спустя 40 лет.
 Во время войны Владимир Этуш был награжден несколькими медалями:
 «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа» и, «За победу над Германией».

http://jcc.ru/article/etush-vladimir-abramovich-bi...


А что на самом деле?
За время, до ранения, Владимир Этуш был награжден орденом Красной Звезды. И всё.
Откуда взялся, спустя сорок лет, второй орден, орден Отечественной войны, дело
 темное.
 А три упомянутых ранее медали были учреждены когда Владимир Абрамович уже был
 комиссован.

Прочие награды "за войну" придут много позже, примерно такие,

Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985)
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995)
Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» (2005)
Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» (2010)
Медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» (2015)
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968)
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1978)
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)


Но вернемся к рассказчику.

" Вручать ордена от имени Верховного Совета СССР обычно приезжал командир дивизии.
Выбрали время затишья. Бойцов, представленных к награде, выстроили в ряд.
Генерал выкликал каждого и пожимал каждому руку. Я, как назло, в момент награждения
 отлучился в ближний тыл, по делу. Вернувшись, пришел к командиру полка на
 наблюдательный пункт. Здесь были сосредоточены войска, и отсюда должно было начаться
дальнейшее наступление  Мы ждали сигнала. Вдруг на равнине перед нами
все взорвалось, задвигалось, засверкало. Бой начался, похожий на салют.
Тут же убили адъютанта полка.
Видим, бежит к нам генерал-танкист. Накинулся на нас, что мы-де бой проворонили,
его танки вон куда пошли,  а мы — сидим… Мы выскочили из окопа.
Под страшным «кинжальным» огнем побежали. И генерал некоторое время бежал рядом.
Вдруг командир полка сует мне на бегу какую-то коробочку и кричит,
перекрывая шум и гром боя: «Этуш, возьми, ради Бога, у меня свой орден…
Черт знает, может, тебя убьют,  а может, меня убьют!..» Я взял коробочку с орденом
 на бегу.На войне тебя убить могут каждую минуту."

Вот такое удивительно награждение. Атака, кинжальный огонь,рядом генерал бежит,
 рядом командир полка бежит и уговаривает Этуша взять орден.
Драматическая сцена шекспировского накала.

"Бой окончился. Стояла относительная тишина, казавшаяся огромной, полной, абсолютной,
потому я только что находился под ураганным огнем и вышел из атаки
 невредимым. И вот я встал из окопчика, где сидел комбат,и повернулся спиной к
 передовой. Разрывные пульки пролетали время от времени и, зацепившись за траву,
 «лопались» со странным звуком «пэк-пэк».
Я хорошо знал этот звук, но встал в полный рост и зашагал на обед к командиру
 полка. Как вдруг совсем рядом раздалось это «пэк»…
Удара я не почувствовал, потому что потерял сознание.
Очнулся от адской боли внизу спины. Я не понимал, что со мной и сколько меня
 осталось. Чтобы проверить, не оторвало ли мне ноги, пополз вперед и,оглянувшись,
 увидел, что ноги есть, волочатся за мной. Комбат Мирошниченко выслал ко мне
 бойцов. Но немец, видя все это, накрыл нас минометным огнем.
Бойцы кинулись врассыпную. Еще раз попробовали подползти ко мне. Немец бил из
 минометов. Тогда они закричали: «Товарищ старший лейтенант! Можно мы вас подберем,
 когда стемнеет?»
Я им в ответ ору: «Нет! Нельзя! Не разрешаю!» — потому что от нестерпимой боли
 хотелось грызть землю. И вот они подползли ко мне и потащили меня на плащ-палатке.
Когда немец накрывал нас минами, кидались прочь, в разные стороны, но тут же
 возвращались. Вдруг из лесопосадки, какие бывают в степи на Украине, выскакивают
 два санитара с носилками, бегут к нам рысью, делают возле моей плащ-палатки круг,
 не останавливаясь, а мои солдаты буквально забрасывают меня к ним на носилки,
и они под огнем убегают в рощицу.

Эти ребята, санитары и солдаты, посланные мрачным комбатом, думавшим в окопчике
о смерти, спасли мне жизнь.  Потом были полковой госпиталь, дивизионный госпиталь
и армейский, все три — полевые.А четвертый, фронтовой, находился  в освобожденном
 от немцев Донецке, тогдашнем Сталино. Но этом мое лечение не закончилось. 
Из Сталино меня еще  перевели в Урюпинск, где рана моя якобы окончательно
 затянулась. Полгода шло мое выздоровление."

Вот вся информация о тяжелом ранении.
Что мы узнали?
Во-первых, Владимир Абрамович был ранен в спину, точней, мягко выражаясь,
 "в  область таза".
Во-вторых, он, офицер, получивший тяжелое ранение на передовой, не получил за
него даже медали.
В-третьих, главное, автор отчего "забыл" указать дату ранения.


"И о будущем. Мое возвращение началось: приехала мама в Урюпинск и увезла меня в
 Москву, чтобы лечить «правильно». От Курского вокзала я шел пешком, потому что
 городской транспорт не ходил — был 1943 год.
И по дороге моя рана открылась. И только в Москве выяснилось, что у меня разбиты
 кости таза.В общем, пришлось долечиваться в Москве.Полгода шло мое выздоровление.
Потом меня комиссовали и дали вторую группу инвалидности."

Более мама в воспоминаниях Этуша не упоминается, но читаем дальше.

"В Щукинское училище я вернулся, сильно прихрамывая, с палкой, в шинели,
пробитой пулями и окровавленной, но зато с орденами."

С какими орденами?
Орден был один. Второй дадут через сорок лет.

"Разумеется, не из соображений экзотики, а оттого, что у меня ничего другого не
 было. Мне просто нечего было надеть,  поскольку я свое гражданское пальто еще на
 курсах в Ставрополе, получив армейское обмундирование, выменял на сало.

До конца учебы я так и проходил в той простреленной шинели. Другой одежды не было.
Вид у меня в ней был героический.  Впечатление на барышень производил серьезное."

Тут бы самое время на сцене появиться папе, замечательному портному, однако....

"У меня еще и погоны лейтенантские имелись! Вообще-то меня хотели продвинуть по
 службе, но я попросил командира,  чтобы этого не делали.Боялся,что меня задержат
 в армии. Этого я никак не мог допустить. Все-таки мне был ближе не театр военных
 действий, а сцена…"

Вот, такая просьба, боевого офицера к командованию. Обычное дело.

"В первые два года войны набор в училище не производился.И следующий набор
 состоялся только в 43-м,  когда театр приехал из эвакуации. А когда я вернулся в
 училище, мои однокурсники из довоенного набора были уже на четвертом. И Захава
 сказал мне: ты можешь остаться со своим курсом, не возражаю, если справишься —
 выпустим,  а не справишься — переведем на первый. И я стал учиться на четвертом
 курсе, на котором, кстати,давали какую-то улучшенную продовольственную карточку,
и учились мы полтора года."

Вот так. После первого курса прослушанного Этушем-вольнослушателем, его сразу на
 четвертый, где давали какую-то улучшенную продовольственную карточку.
 (Пробитая пулями шинель, реально работает!)
 Далее всё просто,закончив четвертый курс, Этуш был принят в театр Вахтангова,
 а вдобавок остался и преподавать в Щуке.

"С 1945 года началась моя профессиональная жизнь. Меня пригласили преподавать в
 училище и одновременно, в числе многих окончивших наш четвертый курс,
 я был принят актером в театр имени Е. Б. Вахтангова с жалованьем в  двести
 пятьдесят рублей. На эти деньги, как сейчас помню, можно было купить пачку папирос
 и коробку спичек. Правда, тут же вышло постановление, и нам прибавили так
 называемые хлебные — девяносто рублей. Потом были еще какие-то прибавки.
В итоге, к концу года я стал получать шестьсот девяносто рублей.
И если бы не помощь родителей, то и не знаю, как бы я существовал."

Тут бы можно и закончить, но наверное стоит еще упомянуть о первой женитьбе
Владимира Этуша. Первой женой Владимира Абрамовича стала Нинель Мышкова, студентка
 которой он преподавал актерское мастерство, Вот как об этом пишет Этуш
-"Ева, как она назвала себя сначала, влюбилась в меня. Не могу сказать о себе того
 же, но я не сопротивлялся. И Мышкова стала моей первой женщиной, первой женой."



Кто не понял, объясняю, Этуш честно пишет что не любил свою молоденькую жену,
а далее становится понятнее,почему же он тогда "не сопротивлялся".

"Я попал в семью генерала, только что погибшего под Сталинградом, и поселился с
 женой и тещей в небольшой трехкомнатной квартире на Чистых прудах. Основным
 источником существования для нас в то время был магазин Военторг, где можно было
 купить галоши за сорок рублей, которые на рынке стоили восемьсот или даже тысячу
 рублей. На эту разницу мы и жили. Военторг был не просто магазином, он был
 своеобразным клубом, где собирались офицерские жены и обсуждали стратегию
 дальнейших покупок. Самым ходовым товаром были, конечно, галоши. Но были и такие,
 которые покупали пианино и пускали его в оборот."

Генеральская дочь, тут уж не до любви, а еще возможность спекульнуть дефицитами военторга, ну кто устоит?.

"Но счастье штука весьма неустойчивая, долгим не бывает. Вскоре оно сменилось
 чувством недоумения: зачем к нам зачастил композитор, написавший музыку к кинофильму «Два капитана», в котором Ева тогда снималась?..
Старый человек — он мне тогда казался старым, хотя ему еще не было сорока.
Что ему здесь надо?  Его планомерные посещения не вызывали у меня никаких чувств,
кроме недоумения. Не мог же я допустить, что Ева меня, молодого, красивого,
ей самой выбранного, поменяет на старика! Поменяла!
Прожили мы еще полгода, и наш брак распался."

Стоит остановиться на фразе - "поменяет на старика", и напомнить, что последняя,
четвертая жена Владимира Абрамовича была на сорок лет его моложе.
Но это уже другая история.
И вообще - "Не наше это собачье дело!" -как сказал однажды Армен Джигарханян.

А  могила родных Владимира Абрамовича  сейчас выглядит так,