Татарская школа

Альфира Ткаченко
                очерк

                Татарская школа

   
    Город Усолье-Сибирское обосновался на берегу реки Ангары. Солнце освещает его с востока, выглядывая из-за сопок, что расположены на другой стороне города. Зеленые ветви сосен и белоствольные березки покачиваются под ветерком и картина весеннего, а может летнего пейзажа готова. Но я хочу написать вовсе не об этом.
    Много лет назад в наш город прибыли татары, которые не захотели принять православную веру в Татарстане, хотя на самом деле они были потомками тех булгар, что заселяли землю в Приволжском районе. Булгары, принявшие Ислам в 737 году нашей эры. Когда начинаешь исследовать народность ту или иную, обязательно коснешься материала филологов и историков, а также антропологов. И я, когда начала исследовать жизнь татар, а некоторых из них булгар - казанские татары и башкиры, то пришлось неоднократно использовать для изучения жизненного пути этого народа готовые материалы.
    В городе Усолье-Сибирском осели после ссылки казанские татары в 1877 - 1891 году. Их было немного. Когда татары убегали из Татарстана от преследования за то, что не хотели принимать христианство, многие жители деревень, сопровождавших их в пути, помогали чем могли, оставляли на постой, предлагали дома, жилье, животных. По прибытии в город Усолье-Сибирское они останавливаются на постоянное местожительство. Здесь же, после того, как они обжились, у них рождаются дети. Ибрагим Хисматуллин один из тех, кто прибыл в Сибирь и был отправлен отбывать наказание - поселение на заводе Сользавод. Как бы мы не разбирали рассказы татар, родственников, как бы не рассматривали материалы ученых, все-таки казанские татары - это булгары,принявшие Ислам много веков назад(в 737 году н.э. - Хазары насильственно заставили народы булгар, заселявшие местность возле реки Волги принять Ислам). Обжившись, принятые местным населением, они пустили свои корни у нас в городе. Дети рождались, семья увеличивалась. Дети вырастали и заводили свои семьи. 1914 год - 1918 год: Первая Мировая война, Гражданская и мирное время. Царские Указы исполнялись, красноармейцы воевали с белогвардейцами. В эти же годы ссылалось много людей и дворянского сословия, о чем можно почитать в материалах Госархива Иркутской области (период правления царя Николая Романова 1890-1905 г.г.). Иркутская тюрьма, Александровский Централ, Нижнеудинская и Жигаловские тюрьмы принимали ссыльных и заключенных, несмотря ни на какую власть в стране.
    А семья Ибрагима Хисматулина пополнялась новыми детьми и новыми событиями.
    Дети выросли и пошли каждый по своему пути. Хочу остановиться на одном из них: Кашаф Ибрагимович Хисматулин.
    Кашаф Хисматулин по образованию физик, закончил физический факультет Иркутского Государственного Университета, образованного по указу Чернышевского Н.Г. Министра просвещения в 1918 году. Родился в 1896 году. В годы лихолетья Первой Мировой и Гражданской войн ему не довелось участвовать в боевых действиях, они прошли через его детство и юность. В 1903 году пошёл учиться в медресе - школу. Окончил её в 1914 году и начал сам работать, учить детей. В свои двадцать два года он принимал участие в кружках(в 1918 году ему исполнилось 22 года). В нашем городе в эти годы татары комсомольцы боролись с безграмотностью среди взрослого населения. Были организованы агитбригады. Но основные годы его жизни пришлись на 1924-1937 годы(примерно), возможно и далее, где он преподавал татарский язык и возможно физику в татарской школе на родном языке(из воспоминаний нынешних татар, но они уже в преклонном возрасте). В 1937 году прошёл переаттестацию. В эти же годы в городе Усолье-Сибирское было еще 4 школы. Я сама помню об этих событиях со слов моих родителей и моей троюродной сестры Альфии Шамильевны Абдрафиковой.
    Татарская школа вырастала на глазах, когда татары задумали ее построить. Она была расположена на ул. Полевой, ныне Интернациональная, напротив частных домов. Деревянное строение с крыльцом. В детстве в начале 60 годов 20 века я бегала к этой школе. Жена Кашафа Шамсизихан рассказывала о нем, говорила, что он здесь учил татарских детей. У меня осталась фотография тех лет, 25 учеников татар, которых учил Кашаф Ибрагимович Хисматулин. Ему было всего двадцать восемь лет. Дети, как и все дети своего возраста десяти лет, бегали на улицу во время перемены, играли. Учили буквы, татарский язык, географию и другие предметы. Из рассказа дочери Ганеева Файзи, ее отец был шаловливым и Кашаф Ибрагимович наказывал его указкой. Основные татарские семьи были заселены на улицах Полевой и Октябрьской. Татар в нашем городе немного, а старожил, живших в начале 20 века, и подавно. Многие покинули этот мир. Вот и пишу я об татар, о их жизни и быте, о Сибири.
     Мы рассматривали фотографию учеников татарской школы и уточнили, что все ученики были 1924 года рождения. И получается, что эти ученики выпускались, но уже в другой школе, возможно средней школе 1 в 1941 году, как и все дети летом. Татарская школа просуществовала с 1930 года до 1945 года и учителями были уже русские. Позже в этом здании находился Дом учителя. Некоторые материалы и события еще уточняются.
     Возможно кто-то из них сразу ушел на фронт.
     Представляю вам имена учеников, которых узнали их родственники на фото класса Кашафа Ибрагимовича Хисматуллина:
1. Ганеев Файзи - закончил 4 класса.
2. Абдреева Ганикамал
3. Абдреева Асхап
4. Абдреева Марзия
5. Шарыпова Фатыма
6. Шарыпова Гарифа
7. Шарыпова Магрифа
8. Шарыпова Раиса
9. Возможно Равиль Абдрахманов(род. в 1924 году умер от воспаления легких в 1948 году.
10.Сабирова Асия

    Я и Альфия Шамильевна Абдрафикова просим тех татар, которые учились в татарской школе в 1934 году откликнуться, прочитав этот очерк.
Медресе: «место учения», «место, где проходит обучение»; от араб. ;;; [да;раса] — «учить») — мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение второй ступени (после начальной). Выполняет функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное.

18.04.2021 года