Ч. 1 Медовый месяц на чайном клипере

Владимир Врубель
Эта невероятная история случилась в 1856 году во время плавания «чайного клипера» с вызывающим названием «Neptune’s Car» из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг мыса Горна.

Клипер был совсем новым. Его построили на верфи «Роде и Аллен» по заказу  нью-йоркской компании «Фостер и Никерсон». Судно вошло в строй 16 апреля 1853 года на реке Элизабет в Норфолке.

Это был самый большой клипер, который когда-либо строился к югу от Нью-Йорка. Его водоизмещение составляло 1515 регистровых тонн, длина – 66 метров, ширина – 18 метров. Команда насчитывала тридцать пять человек.

Командовал клипером капитан Джошуа Паттен, самолюбивый, молодой, но невзирая на свой возраст, опытный моряк. Ему исполнилось лишь двадцать шесть лет. В молодости капитана нет ничего удивительного.

Дело в том, что управление таким судном было исключительно тяжёлым делом и требовало большого физического и нервного напряжения.

Вот почему  судовладельцы выбирали капитанами очень опытных, но молодых и физически крепких моряков.

Во время бала по случаю завершения строительства клипера капитан увидел шестнадцатилетнюю дочь судостроителя Брауна, Мэри. Случилось то, что называется любовью с первого взгляда двух молодых людей.

Родители Мэри были довольны её выбором: капитаны хорошо зарабатывали, быть женой капитана было почётно, их называли «леди». События развивались стремительно, моряки принимают решения быстро.

1 апреля 1853 года в церкви Христа в Бостоне прошло венчание Джошуа и Мэри. Медовый месяц  не затянулся: Джошуа предстояло отправиться в Портсмут. Молодая жена пошла в плавание вместе с мужем.

Из Портсмута владельцы клипера отправили судно за чаем в Китай. Чай в Англию поставляли из порта Фучжоу на реке Миньцзян. Но нужно для тех читателей и читательниц, которые далеки от морской истории, сказать пару слов о чайных клиперах.

В Гринвичском музее в Лондоне находится самый знаменитый чайный клипер «Cutty Sark». Всего два десятилетия длилась история чайных клиперов, но зато это была история, полная очарования и романтики.

В семнадцатом и восемнадцатом веках монополия на торговлю чаем с Китаем и Индией принадлежала Ост-Индской компании. В 1834 году компания лишилась своей привилегии. Началась конкуренция.

Очень скоро владельцы судов и капитаны поняли, что кто быстрее доставит чай нового урожая, тот больше и заработает. Дело в том, что свежий чай ценился выше, к тому же, если первым появился на рынке, а конкурентов ещё нет, то и цену можно установить высокую.
 
Ушлые американцы сообразили это раньше англичан и  стали строить быстроходные корабли с узким корпусом, высокими мачтами и шестью ярусами парусов, число которых доходило до тридцати пяти.

Их называли «балтиморскими клиперами». Первый такой клипер спроектировал и спустил на воду в 1845 году Джон Гриффитс. А через три года началась золотая лихорадка в Калифорнии. Охотники за золотом рвались как можно быстрее попасть в обнаруженное Эльдорадо.

Это ещё больше подтолкнуло строительство быстроходных парусников. В 1849 году американцы добились отмены британских законов о мореплавании и стали доставлять чай из Китая в Лондон.

Когда американский клипер проделал путь из Гонконга в Лондон в три раза быстрее английских судов, англичане схватились за голову. Началось лихорадочное строительство судов нового типа.

Теперь за соревнованием американских и английских судов, а также капитанов клиперов между собой следили по обе стороны океана, кипели страсти, игроки делали ставки на огромные суммы.

В 1853 году Китай открыл новые порты для торговли. Порт Фучжоу оказался намного ближе к плантациям чая, чем Кантон. Теперь чай  можно было загружать на борт ещё раньше и мчаться в Англию.
 
В гонках клиперов победителю доставался большой денежный приз, поэтому капитан и матросы были заинтересованы в победе не меньше, чем владелец груза и корабля.

Тема чайных клиперов настолько увлекательная, что я с трудом себя останавливаю. О чайных клиперах написано несколько книг, в основном, англоязычными авторами. Но вернёмся к нашей теме.

Благодаря плаванию медовый месяц растянулся на несколько месяцев, хотя они прошли в деловой обстановке. Приняв груз чая в Фучжоу, направились в Лондон. Плавания капитанов с жёнами, а иногда и с детьми в те времена были обычным делом.

Опытные жёны капитанов советовали молодой коллеге взять в плавание шитьё, вязанье, книги, чтобы не умереть от скуки.

Мэри последовала их совету, но её, часто бывавшую на верфи у отца, больше интересовало устройство судна, и она изучила клипер до тонкостей.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/19/1057