Байка проводницы Любы. Сундучок желаний

Инга Тим
 

Образ бабули, который я сейчас опишу, наверно знаком многим: добрая,  уютная старушка, в платочке , вязаной кофте и в очках.  Я всегда в мечтах представляла  себе именно такую бабушку,  и вот, во время одного рейса, увидела её.  Старушка ехала в Москву,  в сопровождении  совсем молоденькой  девушки,  как  оказалось внучки. Невольно я стала свидетелем их разговора. Девушка, разложила вещи, разместила бабушку поудобнее и вопросительно взглянула:
- Я пойду?
-С Богом, моя девочка, и пусть у тебя все получится, - ответила старушка.
Девушка радостно  упорхнула, а женщина, улыбаясь обернулась ко мне.
-  Скажу по секрету, а то прям распирает меня желание поделиться с кем- то.
В соседнем вагоне едет подружка моей внучки, а в Москве подругу встречает ее брат- молодой , симпатичный  лейтененат.  Подруга горит желанием  их познакомить, вот и  пришлось мне придумывать причину поездки, в сопровождении внучки.
- То есть  Вы в сговоре? - смеясь, заметила я.
- Именно! - хитро улыбаясь, ответила старушка. - Леночка-  единственная внучка, горячо любимая. Как не помочь?
- Вы - мировая бабуля! - восторженно воскликнула я.   Всегда о такой мечтала!
- С желаниями нужно  быть очень  осторожным, -  неожиданно нахмурившись ,  сказала  старушка.  - Они имеют  свойство   осуществляться,  а за это   придётся  платить.
- Кому платить? - удивилась  я.
- Тому, кто их исполнит.
-  И кто  этот исполнитель?
- Не знаю.  Но точно не Дед Мороз.
 И плата достаточно высока.
 Я кашлянула, собираясь  возразить. 
- Думаешь,   старуха   умом тронулась? - усмехнулась  женщина. - Нет, моя хорошая. Лет мне действительно  много, но  друг- Альцгеймер  пока в гости  не пожаловал.  Если  есть время, я расскажу  тебе одну историю , в которую  поверить  трудно,  но каждое  слово- правда.
Я присела рядом  и вот что услышала:

- Началась эта история  с моей прапрабабки Аглаи.  Она была женой богатого купца,  и жила в довольстве  и радости.  Аглая была красива, богата,  имела хорошего,  любящего мужа и родила ему пятерых  прелестных детей.  Что ещё  желать? Но  или сглазил кто, или прогневала  богиню Удачи,  так как однажды  постучала  Беда  в их ворота. Муж заразился  брюшным  тифом и умер. За ним сошли в могилу четверо детей. Только успела она  оплакать  семью, как заболел  пятый , младший сынышка.  Бедная  женщина  чуть с ума от горя  не сошла. Что только  она не делала: и лучших  врачей приглашала,  и поклоны в церкви  била, и знахарок приводила. Но малыш  умирал на её  глазах.
 И вот,  возвращаясь из церкви,  Аглая увидела  старуху в лохмотьях, которая шла к ней навстречу.  Женщина достала милостыню,  чтобы отдать старухе,  но та не взяла деньги.
- Я знаю  о твоём  горе, - сказала  ей старуха.  - Пойди на ярмарку. Там увидишь   чёрного  человека  в чалме. Он торгует  разными  травами. Попроси помощи  у него, раз больше не у кого просить, - проговорила  старуха и исчезла в толпе.
Удивленная Аглая поспешила на ярмарку, которую  совсем недавно  открыли. И действительно,   нашла там необычного торговца с  темным лицом в причудливой , восточной одежде.  С бьющимся сердцем,  женщина  подошла  к нему и заговорила.  Торговец  внимательно выслушал  её,  и на ломаном русском  языке  спросил:
- Скажи,  женщина, ты исчерпала все возможности для  спасения сына?
- Да! - ответила Аглая.  - Врачи бессильны,  знахарки тоже.  Молитвы не помогают.
- Я могу тебе  помочь, но  плата будет  немалой. 
- Проси сколько  хочешь! - воскликнула бедная женщина , - только  спаси сына!
- Не мне, платить. Я возьму деньги   за  сундучок. А  настоящую  плату  потребует хозяин. 
- Чей хозяин? - не поняла Аглая. 
- Хозяин  сундучка,  - ответил  торговец.
 И , видя её   недоумение,  вытащил из- под прилавка  маленький  кожаный сундучок,  обитый  железом.
В этот сундучок нужно ровно в полночь положить записку  с самым  сокровенным желанием и с предложением  платы за него. Отдать надо самое ценное,  не скупясь.   Если утром записка  исчезнет, значит хозяин  принял  плату и выполнит желание.
Подумай, сможешь ли ты расплатиться,  и не пожалеешь ли потом  о своём  решении. Мне дай за сундучок  сколько не жалко. 
- А  что предложить  хозяину? - переспросила  Аглая, сразу поверив  рассказу странного торговца.
- Самое  ценное, - повторил  он , - для каждого своё.  Кто-то  отдаёт  молодость, кто-то  красоту,  кто-то  здоровье,  богатство,  а иные  платят  собственной  жизнью.
Аглая схватила сундучок,  отдав продавцу  все деньги,  которые  у неё  нашлись  в кошельке.  Он принял  их с поклоном и добавил:   И еще одно: раз  ты  берешь сундучок, то обязана передать его наследнице.
- Передавать сундучок  можно  по женской линии, так как женщина- хранительница всего в доме
,  а эту вещицу нужно  беречь..
Поблагодарив  торговца,  Аглая  побежала  домой,  крепко прижимая  к себе сундучок. Она  еле дождалась  полночи,  чтобы  положить  туда записку  с желанием.  Женщина уже решила, что предложит  Хозяину . Она не очень молода, красота  от горя поблекла,  жизнь и здоровье  нужны, чтобы  вырастить сына - значит надо отдать богатство. Так она в записке и указала.   А утром  обнаружила  пустой сундучок.  В страшном волнении, Аглая  пошла в детскую  и увидела, что у сына спала температура. А вскоре он  пошёл на поправку и полностью  выздоровел.
И сразу ,  после чудесного  выздоровления,  финансовые дела вдовы  пришли в полный упадок,  чем не замедлили воспользоваться конкуренты.  Ей пришлось продать  всё.  Осталась лишь небольшая  сумма на скромную  жизнь, но Аглая  не печалилась. Главное - она спасла  жизнь  сыну.  Бедняжка ещё  не знала,  что   её  поступок  принесёт несчастье всем женщинам этого рода. Ведь  хранить сундучок и загадывать  желания  было предначертано им.

Но, как говорится: " Что сделано, то сделано." Жизнь  потекла  своим  чередом , сын вырос и пошёл  в приказчики  к одному богатому , старому купцу,  надеясь, со временем сколотить своё  состояние и продолжить  отцовское дело. Женился на хорошей девушке, красивой, доброй.  Не стал искать богатого приданого,  а взял замуж сироту.   Купец был его службой   доволен, деньги  понемногу скапливались, жена попалась умница- красавица,  родилось двое детей, и сердце  Аглаи радовалось,  но снова капризная  Фортуна  отвернулась  от неё.   Купец овдолел, но горевал недолго:  встретил где-то  яркую, красивую молодуху  и  в скором времени сыграл свадьбу. Молодая жена быстро освоилась в  доме,  огляделась  и заметила  приказчика.  Ну и  парень  не устоял против нежных  взглядов красивой женщины,  на него  направленных.   Дальше- больше. Стала молодая барыня  с ним часто разговаривать,  и потихоньку  так его окрутила, что  влюбился парень безоглядно. И пришла  на ум  этой ведьме мысль - убить старого мужа, а за приказчика  замуж выйти. 
 Барыню в доме не любили -  уж слишком  была  заносчива  и груба с прислугой. Особенно ненавидела её  одна  горничная и принялась за хозяйкой шпионить. Прознала  о её  планах,  и побежала к Аглае. Так мол и так... всё  подробно рассказала  - чем такая любовь грозит молодому приказчику.  А барин, мол ничего не замечает,  влюблён  в  жену безумно,  и никому не поверит,  кто вздумает её  оговорить. 

Бедная женщина думала,  что откупилась от всех  бед, а тут  новая напасть.  Попробовала с сыном поговорить, но он отмахнулся:"  Что, мол за глупости? Я жену  люблю  и место хорошее не хочу потерять. "
А по глазам  поняла мать, что лжёт.  К жене  охладел, ходит как потерянный,  думки  какие-то  про себя думает. Жена его Настена  тоже поняла,  что неладное  что-то  происходит, и к  Аглае вечером пришла:
- Скажите, матушка, не скрывайте ничего. У Арсения   беда какая?
- Разрыдалась Аглая и всё  невестке рассказала, и про сундучок  упомянула.
- Только  нечем мне больше заплатить, - плакала она.
Настя обняла Аглаю.
- Я заплачу. Дайте мне сегодня в полночь  сундучок.   Богатства у меня нет, красоту и молодость  отдать не могу, иначе мужа потеряю.  Отдам  здоровье,  и будь, что будет.
- Нет! - закричала Аглая. - Я не  могу тебе  позволить такую жертву!
- Нет выхода!- печально  покачала  головой Настя.  - Арсений  в руках той женщины. Она крутит им как хочет,  до преступления   доведёт.  Я должна  спасти семью, детишек без отца  не оставить, доброе имя не опозорить.  Давайте сундучок! - настояла на своём  Настя.
Забрала она сундук и ушла  в свою  спальню. А наутро вышла  бледная, но спокойная. 
- Хозяин  принял плату, -  ответила  она на немой вопрос  Аглаи. Та расплакалась  и обняла невестку:
- Прости, Настенька! Прости Христа  ради!Не хотела я такой  судьбы  для  тебя!
Женщины  в тревоге  ждали Арсения, который не ночевал  дома. А он  пришёл радостный. Купец назначил  его управляющим  в пароходстве с большой прибавкой в зарплате .  Нужно  немедля  собирать вещи- они едут в Поволжье.  Дом  там хороший  уже  приготовлен.
Аглая с Настей  радостно  переглянулись: неужели сбылось желание? Через несколько  дней семья уехала.  А купчиха  в скором времени  сбежала  с молодым офицером.
На новом месте зажили хорошо: и дом солидный, не хуже  купеческого, и деньги появились, и муж снова стал любящим  и внимательным.
  Только  здоровье  у Настены с каждым  днём  становилось всё  хуже и хуже.  Пяти лет после  переезда она не протянула - сгорела  от чахотки, оплакиваемая всеми  родными.   Сундучок  перешёл  по наследству  к дочери  Марии.

Мария  выросла красавицей. Замуж вышла за солидного  врача , который жену  обожал. Первое время, как мать и бабушка, жила припеваючи. И вновь  Хозяин  сундука захотел  жертву.
Глянула первая мировая война, а за ней  революция.  Мирная, спокойная  жизнь  семьи была начисто разрушена. 
Мужа  Марии    арестовали за то, что  лечил и укрывал у себя белого офицера. Доктору грозил  расстрел , и  молодой женщине ничего не оставалось,  как положить  записку  в сундучок. В качестве платы  она предложила   свою красоту.  На следующий день мужа  выпустили. По счастливой случайности в ЧК большим начальником оказался  его бывший пациент, которого врач спас от смерти.  А через неделю Мария заболела оспой.  Смерти  избежала, но лицо осталось навсегда обезображенным. Правда,  мужа это от неё  не отвратило.  До самой смерти он нежно  любил свою Машеньку, и детишек,  ею рождённых. 
Мария  лишь немного не дотянула до второй мировой и грянувшей  за ней Великой Отечественной.   
Следующей  жертвой стала  моя мать.
 
Старушка помолчала, смахнув слезы. 
  На фронт ушли  отец и двое братьев. Я была ещё  маленькой,  но помню перекосившееся от ужаса  лицо мамы, когда  пришло письмо от братьев. Оба  они оказались под Сталинградом,  а   от отца писем давно  не было.
Помню, как мама достала сундучок и положила  туда записку. 
У неё  не было ничего... ни богатства,  ни молодости , ни особой  красоты. 
Догадываетесь, что она  предложила  Хозяину? 
- Правильно.  Свою жизнь.

У меня мурашки  пошли по коже  от этих слов.. А старушка продолжала.
- С фронта вернулись все живые и невредимые.  Отец,  как  оказалось,  был в плену,  поэтому  письма  не приходили.  Затем бежал,  прошёл штрафбат,  но остался цел.
После  первых дней   радостной встречи, мама  как-то  вечером подозвала меня и  отдала сундучок, с наказом  - беречь  пуще глаза, и с надеждой,  что он никогда мне не понадобится.  Буквально через несколько  дней  маму насмерть сбила машина. Хозяин  получил свою жертву.


 Итак, я стала хранительницей сундучка желаний.  Восстановилась мирная жизнь,  братья женились, и я  нашла  своё  счастье.  Мой муж был художником,  и любил  больше жизни  только   семью   и свои картины. Он писал очень хорошие картины , и подрабатывал, рисуя плакаты. Жили  мы небогато, но счастливо. Беда явилась,  откуда не ждали. Муж стал  слепнуть,  болезнь  прогрессировала, угрожая полной потерей зрения. Это приводило  в  отчаяние  моего бедного мужа. Мы обошли  множество врачей, но все  разводили  руками, не в силах помочь. И   муж сломался,  замкнулся в себе, стал пить. А однажды,  я обнаружила  у него в кармане несколько упаковок снотворного. Попытки поговорить и утешить ни к чему не привели, и
 я приняла решение.
- Что Вы предложили  Хозяину? - прошептала  я, уже  зная  ответ.
- У меня были очень красивые глаза  с необычайно  пушистым ресницами. Никто не верил, что они настоящие, не наклеенные, - ответила  старушка.
- Да, ты правильно догадалась. Я отдала  свои  глаза.
Дальше  всё происходило  так же...Хозяин   выполнил желание, мой муж выздоровел, а я потеряла зрение.
 Муж умер два года назад.  Он любил и берег меня до самой  смерти. После выздоровления,   он написал свою лучшую  картину,  которую  назвал " Глаза" ( словно  догадался о моей  жертве) . Эта  картина  получила  международную  премию, и до сих  пор  нет отбоя от покупателей. Жаль  мне никогда  не увидеть  её! .
- А сундучок? - в волнении  спросила я. - Неужели  следующая  жертва  Ваша  внучка?
- Слава Богу,  нет! - ответила  женщина.
 Незадолго до смерти мужа в доме случился  пожар. Странным  образом, он начался в моей  комнате. Пожарные  успели вовремя,  дом сильно не пострадал. Но сундучок  сгорел, и наверное  это  к лучшему.  Не хочу,  чтобы  моя  единственная , любимая внучка  прошла через это. Хорошо, что   цепь прервалась. Как  ты  считаешь?
- Думаю, Вы правы,  - ответила  я.
Но  про себя подумала: " Не  знаю  отказалась  бы я от такого сундучка,  и на  что согласилась  бы,  взамен  на самое  заветное желание?" .