Три картины кисти В. А. Тропинина

Владимир Варнек
1. В.А. Тропинин. «Нищий старик». 1823. Х.м. 67,5х53.  ГРМ [1].
2. В.А. Тропинин. «Кружевница». 1823. Х.м. 67,5х53.  ГТГ [2].
3. В.А. Тропинин. «Портрет К.А. Леберехта». 1824. Х.м. 67,5х53.  НИМ РАХ.

В предыдущей миниатюре «Два портрета гравера Е.О. Скотникова» от 10.04.21. речь шла о двух малоформатных портретах выпускника Императорской академии художеств (ИАХ), гравере Московской оружейной палате  Егоре Осиповиче  Скотникове (1782 – 1843), написанных художниками А.Г. Варнеком и В.А. Тропининым с интервалом 17 лет.  При этом второй из названных портретов входил в число трех картин В.А. Тропинина, выполненных в 1823 году и представленных художником в Совет ИАХ  на соискание звания «назначенного в академики», после того, как он был отпущен графом Морковым  на волю.

Помимо портрета Е.О. Скотникова,  в число представленных в Совет работ входили картины «Нищий старик» и «Кружевница», находящиеся ныне в собраниях ГРМ  и  ГТГ. После того, как Совет единогласно принял решение о присвоении Тропинину звания «назначенного», Тропинину  для получения звания академика  пришлось весной 1824 года отправляться из Москвы в Петербург, чтобы выполнить здесь еще одну работу - портрет  медальера Карла Александровича  Леберехта  (1755 - 1827), преподавателя  медальерного класса и почетного вольного общника ИАХ. 

Поскольку в предыдущей миниатюре речь шла в основном о портретах гравера Е.О. Скотникова, а остальные названные выше три работы были лишь упомянуты, то в настоящей миниатюре хотел бы дополнительно рассказать вкратце  и о них. 

Картина «Нищий старик» в творчестве В.А. Тропинина является лишь одной из серии работ художника, на которых он запечатлел образы стариков. Ниже представлен список картин, относящихся к этой серии.

1. «Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище». 1821. 54,5х44,5.  Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва   
2. «Пожилой украинский крестьянин (Устим Кармелюк)». 1821 (?). 31х25. ГТГ.
3. «Нищий старик». 1823. 67,5х53.  Государственный  Русский   музей.   
4. «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова». 1823. 75,5х58,5. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва   
5. «Старик крестьянин». 1825.  58,5х45. Государственный Русский музей.
6. «Старик, обстругивающий костыль». 1831. 76х56. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва   
7. «Монах со свечой». 1834.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 
8. «Портрет украинского крестьянина». 1840-е. 70х55. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
9. «Портрет старика (в профиль)» 1843. 72х60.  Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль (в т.ч. Эрмитаж-Казань)", Татарстан, Казань
10. «Старый солдат».1843. 66х53.  Ивановский областной художественный музей, Иваново

Описания картины «Нищий старик» на сайте Артхив  https://artchive.ru/vasilytropinin/    пока нет, поэтому выскажу лишь собственное суждение о картине.  Думаю, что изображен на ней один из многочисленных нищих стариков на московских улицах, число которых заметно возросло после войны 1812 года. Трудная послевоенная жизнь в подворотнях  оставила заметный след на лице старика, просящего милостыню, но черты его лица свидетельствуют  о том, что в молодые годы старик этот был образованным и интеллигентным человеком. Об этом свидетельствуют высокий лоб, ухоженность прически и бороды и достойное выражение лица, сдержанность в протянутой руке.

Третья картина В.А. Тропинина «Кружевница», побывавшая в 1823 году в Петербурге, открывает, как говорится в статье Е.Ф. Петиновой, самую поэтичную группу тропининских портретов, представляющих молодых женщин за рукоделием [3]. Следом за ней появились, в частности, такие известные картины художника, как «Золотошвейка (1825), «За прошивками» (1836)  и другие работы  В.А. Тропинина. Необычайный успех «рукодельниц» вызвал их многочисленные повторения.  Такие повторения «Кружевницы» из ГТГ находятся, в частности, в  музее В.А. Тропинина и московских художников  в Москве и в Нижегородском государственном художественном музее (1824).

Процитирую ниже описание «Кружевницы», помещенное в одном из художественных альбомов, посвященном творчеству В.А. Тропинина [4]: 

«Данная работа до сих пор поражает зрителей своей непосредственностью и красотой. Увлеченная тонкой ручной работой девушка изображена в тот момент, когда она с легкой улыбкой подняла голову и взглянула прямо перед собой. Мастерски выписана гладкая кожа ее лица и рук, гармонирующая со складками шелковой ткани, на которой плетет кружевница. Тщательно изображен натюрморт  на первом плане, состоящий из ее инструментов: ножниц, коклюшек, ящика для рукоделия. <…>.

Эта работа произвела огромное впечатление на современников Тропинина.  Так писатель Свиньин на страницах своего журнала писал: «…и знатоки и незнатоки  приходят в восхищение при взгляде на  сию картину, соединяющие все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.

Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, покрытой кисейным платком, – и все это изображено с такой правдой и простотой».

Последней картиной, которую выполнил В.А. Тропинин в 1824 году на соискание звания академика,  явился, как  было сказано выше,  портрет гравера-медальера  Карла Александровича Леберехта (1755 - 1827), который соискатель выполнил за три года до его смерти.  В настоящее время биография его помещена в Википедии. Поэтому приведу здесь лишь крупицы информации о нем.  Так, согласно  справочнику «Единый художественный рейтинг», его причисляют к художникам – профессионалам с узнаваемым индивидуальным стилем (рейтинг 3А) [5].

Имя медальера с указанием  названий  выполненных им медалей неоднократно встречается  в академических отчетах, а из одного из отчетов  следует, что дочь его, Екатерина Карловна, живописец,  была близка к получению звания академика, но в 1822 году безвременно ушла из жизни [6].  Так что Тропинин запечатлел медальера на своем портрете 1824 года  вскоре после этого печального события. 

На приложенном к миниатюре  поколенном портрете К. Леберехта  он изображен сидящим в кресле в своем темном кабинете, расположившись в пол оборота по отношению к художнику. Правая рука его лежит на рабочем столе с набором инструментов для изготовления  медалей, а левая расположена так, как было модно изображать в те годы людей почтенного возраста (с полураскрытой ладонью).   Далее, в правом углу стола расположен бюст императора Александра I, которому недолго осталось находиться в этом кабинете, как и его хозяину.

Данный портрет вскоре после его написания  был представлен на академической выставке 1824 года, получил заслуженную оценку, но в последующие годы в книги и альбомы, посвященные творчеству  В.А. Тропинина, он не попал.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К-Я). Альманах. Вып. 193. СПб: Palace Editions, 2007, С. 158.
2. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. с.31. Издательство «Скарнус». М. 2005. С. 287.
3. Русские живописцы XVIII – XIX века.  Биографический словарь. Е.Ф. Петинова. С. 613. – СПб.: Азбука-классика, 2008   
4. Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857). Великие художники. Альбом. Издательство «Директ-Медиа». 2010.
5. Единый художественный рейтинг. Вып. 12. М. : АЛЕВ-В, 2006.
6. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.


18 апреля 2021 г.