Охота к перемене мест или уйду в себя

Милла Синиярви
Наблюдая над людьми «аутистического спектра» - то есть в случаях психического расстройства развития, пришла вот к какому выводу.  К таким людям больше всего подходит понятие «перекати поле», или ген кочевника. Человек стремится к постоянному передвижению в пространстве, не находя себе места. Если он попадает в новую среду, поведение активизируется невероятно: ребенок, например, начинает открывать все шкафы и поднимать крышки парт, исследовать углы и их содержимое, отключать провода у компьютера и других технических приборов. Это очень интенсивное «покорение» пространства. В случае школьника специалисты организовывают для такого ученика по возможности изолированное рабочее место, закрывая его ширмами от внешнего мира. Считается, что так ребенок может успокоиться и сосредоточиться на выполнении задания.

Замечено, что люди с такими особенностями прекрасно ориентируются на местности, находят самые неожиданные решения. В спортивном ориентировании они преуспевают.
В коррекционных школах уделяется особое внимание лингвистическому развитию этих детей. С помощью объяснений квалифицированных специалистов человек понимает причину своего беспокойства, анализирует и прогнозирует свое поведение. А если ученик – я больше сейчас о детском аутизме – билингв, то есть живет в семье, где говорят на одном языке, а учится в школе, где господствует другой язык? Тогда наблюдается существенная задержка речевого развития, которая для ребенка-аутиста может стать критической.

Человек, которого ограничивают в пространстве, закрывая ширмой, лишенный при этом возможности вербального анализа, еще больше уходит в себя.

Его особый мир становится единственным убежищем.
 
Мировоззренческие конструкции этот человек строит сам, не понимая, что находится все же под влиянием внешних источников. Такой человек становится легкой добычей информационной манипуляции потому, что черпает «знания», которые лежат на поверхности, например в инете.

Считается, что главным признаком аутизма есть трудность начинать и поддерживать социальное взаимодействие. Бывает, что у таких людей много «друзей», которых сами аутисты друзьями не считают. Они, как правило, однолюбы, способны на длительные отношения только с одним человеком.
 
Моя собственная версия причины этого феномена вот какая…

После смерти старого кота Дымы у нас появился котенок Тапса (Пятныш). Этот котенок выбрал меня, спал только со мной и гулял без поводка. У нас в Финляндии домашние животные должны быть привязаны. Надо было видеть, как Тапса сопровождал меня в прогулках по лесу! Он бегал, как собака. Прятался за камни, в кустах, выпрыгивал передо мной на тропинку и выгибал спину. Тапса показывал мне, чему он научился. Он был самим движением, быстрым, как ветер, смелым и уверенным в себе. Кончилось все печально. Соседу не понравились наши свободные прогулки и вообще то, что мой кот ходил в туалет только на его участке. Тапса пропал. Я грешу на соседа.

Причем тут люди, да еще особенные, с таким «спектром расстройств»? Я думаю, что в наших генах заложена эта модель поведения, которую демонстрировал Тапса. Нам необходима свобода, как воздух. И не всегда мы такие уж социальные, то есть готовые взаимодействовать со всем миром. Прогибаться под изменчивый мир, идти на постоянные компромиссы – это ли не воля общества, которое деформирует нас?
«Я могу быть гибким в поведении, но не хочу менять свои убеждения», - заявил мне один взрослый человек. Его «убеждения», на мой взгляд, являются не чем иным, как теми самыми застывшими конструкциями, которые навязало ему это самое общество. Этот человек на самом деле никогда не был свободным от него.
 
Жить одному в своем собственном мире, понимая причину своей изолированности, - может, это один из способов постижения гармонии с другим миром, находящимся по ту сторону?