2021. 04. 11. Красноярск первые чибисы

Ольга Немежикова
Подъезжая к начальной точке воскресного путешествия, остановке «ТЭЦ-3. Конечная», мы увидели снежные поля отстойников — лишь валы да тростниковые заросли были свободны от снега. Что ж, если с водоплавающими и околоводными пусто, может, повезёт встретить грачей, а то и галок? В любом случае, если вышли на маршрут, надо его пройти.
День солнечный, по-весеннему тепло, настроение прекрасное. В синем небе парят чёрные коршуны, летит крупная белая чайка. И кто-то задорно, на всю округу, вокально «точит ножи»!
Впереди, на раскидистых тополях (тополь бальзамический) птички сидят, оттуда и доносятся звуки. Бинокль в помощь — здравствуйте, зеленушки! Так вот чья песенка уже неделю, как раздаётся среди городских кварталов! И всё бы ничего, да только зеленушки не по кустам сидят, а в кронах тополей, которые вымахали на приволье в полную 30-метровую силу — фотографировать солистов пришлось, задрав голову.
Помимо зеленушкиного гимна, до нас доносились самозабвенные трели в самых невозможных вариациях — скворцов распалила весна. К ним мы и направились, по ходу спугнув из водяной кромки крошечного озерка пару крякв.
До распевающих скворцов предстояло ещё дошагать. Интересно, что зеленушки и скворцы пели на разных угодьях, не мешая друг другу очаровывать себе подобных и редких путников вроде нас. Да что там, для себя птички пели — потому что поётся!
Шли мы к скворцам, но внимательно слушали всё, что можно услышать. Так что не пропустили скромный щебет стайки, как оказалось, камышовых овсянок: шесть самцов, разбившись парами, носились друг за другом по тростниковым угодьям. Видимо, мы попали на первые турнирные игры. Овсянкам было не до песен, впрочем, их боевые кличи не утихали, однако и не наполняли округу.
Встреча с камышовыми овсянками оказалось полной неожиданностью — по информации Галереи сайта Птицы Сибири в окрестностях Красноярска самая ранняя встреча была датирована 16.04.2017 (И. Латыш, Песчанка). Интересно, что ещё вчера камышовых овсянок здесь не было — маршрутом проходил Никита Яблоков, он бы овсянок непременно отметил.
Однако каково же было наше удивление, когда с вала огромного пруда-накопителя (со сливной трубой) мы увидели взлетевшего чибиса! Чибис беззвучно полопатил воздух — видимо, наше явление не показалось ему угрожающим — и опустился, пропав из виду.  Мы поспешили к трубе — с этой «видовки» открывается обзор на валы огромного накопителя и панораму окрестных отстойников. От трубы мы и увидели самца с длинным хохолком — он не прятался, спокойно расхаживал. Неподалёку из тростника осторожно выглядывала самочка. Видимо, этот островок настолько популярен для гнездования, что первые чибисы поспешили его занять. Встреча с чибисами тоже оказалась самой ранней — по данным Галереи, ближайшая по дате была заявлена 15.04. 2018 (М. Дёмина, д. Минино).
К сожалению, расстояние до чибисов было большим, над смурым отстойником скользило марево тёплого воздуха, так что полученное изображение можно отнести лишь к жанру документального подтверждения встречи.
Вдохновлённые приятными неожиданностями, мы отправились к озеру Песчанка и далее к одноимённой деревне в надежде встретить там грачей и галок, по пути уделяя внимание скворцам и другим птицам.
Озеро Песчанка укрыто ледяной подушкой — местные жители ещё ведут подлёдный лов, лишь у берегов показалась узкая кромка воды. В ивах посвистывают урагусы.
Вблизи карьера вновь встретилась белая лазоревка — мелькнула и улетела. К сожалению, в который раз сделать фото князька не удалось.
 За озером пришлось идти вдоль палёных лугов, от которых ещё поднималась зола — запах гари ветер успел растащить. Всякий шаг в сторону вздымал чёрное облако, так что шли исключительно тропами. Скворцам гарь не мешала — дело житейское. Они держались кустов и деревьев поодиночке и стайками, среди которых обязательно находился ведущий солист в окружении благодарных слушателей и нередко бэк-вокала. А нам пришлось выбирать модели в непосредственной близости от торных путей, благо, их в этом месте натоптано. В отличие от ворон, скворцы о гнёздах пока не пеклись — пели, радуясь возвращению.
Чёрные вороны к семейному вопросу подошли загодя и обстоятельно. В тополиной роще на огороженой забором территории они организовали колонию и с гвалтом, с радостным оживлением занялись строительством и ремонтом. Постоянно летают за озеро, возвращаются, нередко компаниями, с гнездовым материалом в клювах.
По маршруту мы также насчитали 12 гнёзд ремеза в разной степени сохранности. Специально численность мы не учитывали, хотя в этот период, когда с почвы сошёл снег, сделать подсчёт несложно — рукавички болтаются на виду, надо только обойти все рощицы и отдельно стоящие деревья округи. Большинство гнёзд встречены по берегам озера Песчанки (полностью его обошли), однако первую рукавичку увидели, наблюдая зеленушек перед небольшими озерками вблизи автобусной остановки. Два гнезда отмечены на берёзах, остальные на тополях. Большая часть «развешена» порознь, на расстоянии от первых десятков до сотни метров, но в одной рощице три рукавички висели в полутора метрах друг от друга. Так что колония ремезов на Песчанке вполне здравствует.
Чёрные коршуны присутствуют в обычном (летнем) количестве, они видны и слышны.  Сидят у гнёзд, парят парами и поодиночке. Что они сейчас здесь добывают? Чем питаются?
Первые маскированные трясогузки охотятся с жизнерадостным щебетом.
В округе много сорочьих гнёзд. Сороки постоянно куда-то летят, чем-то заняты.
Небольшое озерцо при деревне (прошлым летом мы наблюдали здесь чету чомг), обрамлённое густым тростником, полностью подо льдом.
Галки и грачи нам так и не встретились. Но маршрут удался!

*Поющий скворец. Автор иллюстрации Александр Немежиков