Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 4

Николай Мринский
Госдеп объявил об отзыве из Афганистана большинства американских дипломатов, и к концу 1979 г. в Кабуле у США оставалось всего около 20 сотрудников. Новый посол США в Афганистане, Роберт Финн, был назначен лишь в 2002 г. Правительство Афганистана со своей стороны стало ограничивать присутствие США в Афганистане и поэтому сократило численность добровольцев американского федерального агентства «Корпус мира». Ответственность за похищение и убийство Дабса приписывается группировке «Сетам-е мелли», в том числе по названным требованиям похитителей, но многими специалистами эта версия считается сомнительной. Весной 1979 г. по ДРА прокатилась волна вооруженных выступлений. Столкнувшись с противостоянием приверженного национальным традициям и религиозным устоям населения, с антиправительственными призывами духовенства, афганские власти прибегли к арестам и расстрелам видных служителей ислама. В глубоко религиозной мусульманской стране, где авторитет священнослужителей был очень сильным, марксистско-ленинская НДПА не смогла получить поддержку своих представителей не у населения, не в органах политического, хозяйственного и гос. управления. Пытаясь удержать власть и, не доверяя своей армии, премьер-министр Н.М. Тараки в марте 1979 г., сообщал в Москву об ухудшении обстановки и разразившимся крупным антиправительственным мятежом 15 марта в Герате. В нём приняло активное участие не только население провинциального центра, но и военнослужащие местного гарнизона.

Лидер ДРА просил ввести в Афганистан советские войска, для его подавления и выравнивания ситуации. У членов Политбюро ЦК КПСС было единое мнение - СССР ни при каких обстоятельствах не может потерять влияние в ДРА. Было решено лишь увеличить объёмы военно-экономической помощи без ввода в Афганистан наших войск. США рассматривали апрельскую революцию в ДРА в первую очередь, как усиление политического веса СССР на международной арене. По оценкам наших экспертов основными причинами ухудшающейся политической и социально-экономической ситуации в стране были и оппозиционное движение, и ошибки руководства, и усиление деятельности спецслужб США, Пакистана и КНР. Иранская исламская революция 1979 г. придала новый импульс деятельности исламской оппозиции. Новое правительство вновь встретило сопротивление религиозных фундаменталистов, и это переросло в гражданскую войну. В начале 1835 г. в Тифлисе начштаба Кавказского корпуса ген. В.Д. Вольховским была поставлена задача штабс-капитану Стишинскому, изучить вопрос об Афганистане и составить подробную "Записку об афганцах".

АФГАН НЕ ЗАДОЛГО ДО ВВОДА ОКСВА

Документ содержал любопытные пассажи, а сами афганцы характеризовались так: "Афганцы, как и все горные жители, крепкого сложения, стройны, имеют выразительные черты лица, мужественный вид и вообще воинственный характер; смелы, склонны к перенесению военных трудов, любят дикую свободу, склонны к хищничеству, привязаны к обычаям и предрассудкам своих предков". Обстановка в Афганистане описывалась как крайне нестабильная и провоцирующая на внешнее вмешательство. при чтении "Записки" трудно избавиться от ощущения, что она описывает будущее поле действий русской армии. И это было только начало внимательного интереса российских военных к Афганистану, который на протяжении 19 в. не раз приближался к черте, за которой начиналась прямая экспансия, а в 20 в. кончился изнурительной войной... Беспутье страны делает её почти недоступной, во многих местах непроходимой, лишает возможности для наступающего держать связь между отдельными отрядами и вообще делает страну весьма пригодной для пассивного сопротивления. Гордый и свободолюбивый характер народа и огромная горная площадь вполне гармонируют с этим бездорожьем, делая страну очень трудной для завоевания, а особенно - для удержания во власти.

Афганистан - страна небогатая. Завоевание его вызовет... ненависть гордого и свободолюбивого народа, удержать страну во власти трудно, почему и думать о том, что в будущем может назреть война только из-за Афганистана, нет смысла. ...Афганская армия заключает в себе мало элементов, которые могут заменить европейскую дисциплину. Прежде всего Афганская армия - это дружная семья магометан, которая готова, как один, постоять за знамя пророка, и это знамя будет поднято при всякой войне. Затем, афганцы проникнуты фанатической любовью к своей родине и к свободе, и это основная черта народа прочно объединит их в минуты войны. Наконец, и железная дисциплина будет не забыта, когда настанет война. Афганцы - люди очень гостеприимные и всё отдадут, когда ты у них в доме. Если ты друг - тебя будут принимать на самом высоком уровне. Всё что имеется поставят на стол. Однако, если ты зашёл в жилище не как друг, то тебя тоже примут, но стоит переступить порог и выйти со двора - нож спину обеспечен. МО, МИД и КГБ СССР подготовили предложения для ЦК КПСС виде записок от 17-18 марта 1979 г. об обострении обстановки в ДРА и возможных мероприятиях с нашей стороны. Москва начала проводить демонстрацию силы. 18 марта 1979 г. соответствии с директивой Генштаба ВС СССР в пунктах постоянной дислокации началось приведение в полную боевую готовность 5-й мсд - г. Кушка, 58-й мсд - г. Кызыл-Арват, 61-й учебной и 108-й мсд, 111-й ракетной бригады, а также частей военно-транспортной авиации (ВТА).

Командующий ТуркВО по прибытии с учений, поднял по тревоге войска, находящиеся в Кушке и Термезе. В этот же день командующий ВДВ ВС СССР ген. армии Д.С. Сухоруков также отдал приказ о приведении в повышенную боевую готовность 105-й гв. Венской Краснознамённой ВДД и начать подготовку к её переброске в полном составе в ДРА. Здесь надо отметить, что осенью 1979 г. эта подготовленная для действий в горно-пустынной местности десантная дивизия была расформирована. Специалисты сходятся во мнении, что это решение было ошибочным, поспешным и даже экономически необоснованным. В марте - мае 1979 г. СССР осуществил масштабную поставку военной техники и вооружения афганскому правительству. Оказанная помощь - стрелковое оружие и боеприпасы, вертолёты Ми-8 и Ми-24, БМП, БТРы, БРДМ, миномёты, орудия, реактивные установки, ПЗРК «Стрела 2 М», позволила в кратчайшие сроки подавить мятеж в Герате. По некоторым сведениям, всего в ходе данных событий погибло около 1 тыс. чел. В различных источниках имеются сведения о гибели порядка 100 мирных советских граждан и среди них двух советников, одним из которых, очевидно, был майор Бизюков Н.Я., а также одного гражданского специалиста, заготовителя кож. Кстати сказать, в конце 2006 г. на кладбище с. Вершино-Рыбное Партизанского р-на Красноярского края был открыт мемориал Николая Бизюкова, как первого советского военнослужащего, погибшего в Афганистане. В своих мемуарных записках офицер ГБ В.Н. Курилов сделал такую запись: «У всех ещё свежо было на памяти то, что произошло весной 1979 г. в Герате.

Тогда местные маоисты взбунтовали жителей города и афганские воинские части. Была крупная пальба, солдаты перебили своих командиров и политработников. Тогда же погибло несколько наших специалистов и советников. Говорят, что их растерзали буквально по кусочкам. Об этих событиях мне как-то рассказывал один военный советник, который был в Герате в то время. По его словам, от неминуемой и жуткой смерти многих наших специалистов тогда спасли какие-то специально обученные советские офицеры, которые перебили кучу повстанцев и на бронетехнике вывезли всех в гератский аэропорт. А там уж они держали оборону до подхода верных правительству частей. Потом уж кто-то говорил, что это было одно из первых боевых крещений за границей ребят из спецгруппы «А». Но я тогда вообще не знал о существовании такой группы. Это уже потом мы вместе с ними воевали на дворце Амина и крепко сдружились» (1). В связи с  изложенным отрывком из воспоминаний В.Н. Курилова заметим, что каких-либо конкретных сведений об участии бойцов группы спецназначения КГБ СССР «А» в спасении наших советников и специалистов во время гератского мятежа 1979 г. не имеется. Об этом ничего не пишет и М.Е. Болтунов в книге «Альфа» - сверхсекретный отряд КГБ». Однако известно, что приблизительно в этот период часть бойцов группы «А» действительно вылетала в ДРА для проведения ряда антитеррористических мероприятий в посольстве СССР. Это произошло после убийства посла США Адольфа Доббса.

В связи с гератским вооружённым мятежом и угрозой его последующего расползания на другие регионы страны Н.М. Тараки обратился за военной помощью к СССР. Его настоятельная просьба, если не мольба, о вводе в ДРА советских воинских контингентов была тогда отвергнута руководством Советского Союза. Хотя министром обороны СССР Маршалом Д.Ф. Устиновым давались поручения о подготовке различных вариантов «относительной военной акции». Однако разум и здоровый прагматизм в то время возобладал, хотя  решение о вводе советских войск в Афганистан в марте 1979 г. было очень близко к его принятию. Для организации работы афганских спецслужб в Кабул выехали первый зам. руководителя советской внешней разведки ген.-л-нт Борис Иванов и зам. начальника ГУ ПВ КГБ СССР ген. Юрий Нишумов. Несмотря на меры поддержки, необъявленная гражданская война не прекратилась. Вооруженные выступление охватили провинции Газни, Кабул, Кунар и Нангархар. Москва продолжала оказывать военно-техническую поддержку Кабулу, рассматривая его как потенциального участника соц. лагеря. Однако популярность режима Тараки практически во всех слоях афганского общества стремительно снижалась, заставляя его постоянно просить Москву об активной военной поддержке. Х. Амин, являясь соратником Н. Тараки по партии с 1966 г., соперничал с ним за власть, в то время как страна восстала против нового режима. Ненавистный народу, но национально настроенный Х. Амин, тайно начал подготовку к захвату власти в ДРА при самом непосредственном участии американских спецслужб.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2021/03/30/1146