Книга 13-1 Конец казачьей вольницы на Яике

Михаил Илекский
               
                Туча над Яиком
   
   Рассказы, что вы прочитали, с давних времен слушали неустрашимые молодые казаки, собравшись у горящего костра, от стариков казаков. …
   
   В оны лета это было, давненько жили два брата и правили они одной страной. И вот как-то старший брат, царь Иван, встретил Петра в Успенском соборе и отдал ему всю власть. И с 1689 года он уже не принимал участия в управлении державой, хотя до самой смерти (1696 год) продолжал считаться царем.
   
   Так вот, как Петр стал царствовать, с того времени для Яицких казаков наступили трудные времена. И началось переустройство в Яицком войске. С первоначала на запальную реку в годе эдак 1695 наехали сыскные царевы люди и учинили розыск беглецов, что бежали из Московского царства. Еще до восстания донского атамана Булавина в Яицком войске уже шли волнения, а закончились они тем, что на Яик царь отрядил стрельцов, и зачинщиков смутьянов казаков казнили. Но волнения на этом не утихли, и царь послал вторично на Яик воинства.
   
   А когда царь понял, что розыск беглецов на Яике мало что даёт, он послал на Яик указ для казаков, чтобы те более не принимали беглецов, а если таковые будут, ссылали их обратно в те места, отколе бежали. И для порядка повелел соблюсти перепись казаков на Яике, как это было прежде на Дону. А вот кто произвел перепись, неведомо, и в архивах ничего не найдено. Петр таким образом надеялся приостановить уход беженцев из России. После переписи в список служащих казаков войска попало около 2600 человек. Даже и после переписи, сколько бы ни наезжало сыскных агентов на Яик, беглецы прибывали и прибывали. Даже само войско не в силах было их остановить.
   
    Как во времена Степана Разина, на Яике в войске произошло разделение казаков на две части: это на голытьбу “бездомовную” и “зажиточных” древних казаков. Древние казаки были зажиточными и корнями глубоко уходящими до времён основания  войска, во главе которых стояли почтенные и знатные тогда на Яике фамилии: Белоусовы, Семеновы, Щербаковы, Мироновы, Семенниковы и прочие коренные казаки. Многие из них бывали атаманами, старшинами и есаулами, потому имели немалое влияние на войско. Другая часть состояла из вновь прибывших на Яик голытьбы из России, их и называли “бездомовными”. Многие из них были склонны к мирной жизни, но были и такие, которые жаждали приключений и набегов за добычей. Вновь прибывшие не больно хотели выполнять решения войска, а древние казаки не хотели отдавать власть из своих рук. А потому они требовали исполнять все то, что было принято Кругом, не нарушая обычаев казачьей общины и интересов войска.
    
    У появившихся беженцев копилась сила, которая искала себе применение, они, не имевшие ничего за душой, хотели добычи. Морские промыслы были запрещены, начать промышлять, как воровские казаки, было опасно, так как их сразу отслеживали стрельцы, да и понятно, времена были уже другие.   
   
    Последний царь и первый император Руси Петр I был суров на расправу, за набег на персидские берега следовали жестокие наказания. За нападения на улусы ногайцев или калмыков шли ответные набеги, да еще с отгоном конских табунов, а бывало и с захватом в плен самих казаков. Конечно, все это не входило в интересы древних яицких казаков, так как они прочно осели на Войсковой земле. Да, были случаи, они ходили за добычей, если подворачивался случай. Когда орда совершала набег на казаков, то в ответ на набег казаки ходили в степь и напоминали орде, что такое казачья пика.
   


                http://proza.ru/2021/04/17/1802