Давайте будем добрее друг к другу!

Молодые Голоса Студия
     Травля детей и подростков в образовательных учреждениях – одна из наиболее значимых проблем, которая может привести к тяжёлым последствиям. В «группе риска» может оказаться любой ребёнок.
     Проблема буллинга — современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы. Что заставляет детей быть такими агрессивными по отношению к своим сверстникам и взрослым? Причин на самом деле много: - ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей; - зависть; - месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); - самоутверждение в коллективе; - стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»; - желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
   Одну из ситуаций рассматривает в своём рассказе Екатерина Киселёва.

Давайте будем добрее к друг другу!

     С тобой всё в порядке? –  учительница наклонилась к задумавшейся о чём-то девочке, которая перебирала пальцами страницы учебника и сидела одна на лавочке в коридоре.
- Да, всё хорошо! –  Алёна удивилась этому вопросу и продолжила наблюдать за играющими в «догонялки» одноклассниками. Девочке нравилось смотреть на беззаботные, счастливые лица ребят, искрящиеся улыбками. И она искренне радовалась за них. Ей было спокойнее проводить время именно так — желания бегать по коридору с остальными детьми не было. Алёна не сомневалась в том, что её доброжелательное отношение к одноклассникам взаимно, но они начали сеять «семена» сомнений обидными фразами в её адрес: «Эй, Мымрина, дай списать!», «От этой тихони ничего не добьёшься», «Любовь Александровна, пусть она уйдёт с площадки, мы с ней ни одного мяча не отобьём».
     Подобные высказывания похожи на мыльные пузыри: они летают по воздуху, но не лопаются, пока не попадают в черепную коробку. И в отличие от прозрачных, лёгких, пустых шариков, эти слова, тяжёлые, наполненные, оставляют за собой трудно стираемые следы. Однажды в Алёну полетела целая «горсть» сомнений. Она, как обычно, задумчиво наблюдала за одноклассницами на уроке технологии.
- Чё смотришь? Вон у тебя тоже картон лежит на столе, вырезай что-нибудь. А мы своё вырезаем, – ни с того ни с сего огрызнулась соседка по парте.
Алёна почувствовала физическую боль от этих слов и опустила глаза. Ей захотелось, чтобы про е; существование забыли; чтобы никто не видел, как в глазах собираются сл;зы и как трясутся в руках ножницы; чтобы учительница не подходила сейчас к е; парте, как в замедленной съ;мке на плохой фотоаппарат, и не спрашивала, в ч;м дело; чтобы смолк смех одноклассников…А ещё лучше,  чтобы е; здесь вообще больше не было.
   «Семена» в её голове вырвались наружу и пустили «корни»: теперь у неё уже не было сомнений, что весь класс её ненавидит.  Постепенно в голове Алёны рос пёстрый, крупный «цветок» комплексов и мыслей о том, почему к ней такое отношение. Девочка поверила в то, что оскорбления в сторону её фамилии и поведения действительно справедливы: «Они много общаются друг с другом, умеют играть в спортивные игры, а ещё у них… нормальные фамилии».
     Она много времени проводила наедине со своими мыслями, добрыми мультфильмами, книгами, альбомом и красками, а ещё прилежно училась, выполняя все домашние задания. Но её «цветок» самокритики с каждым днём только разрастался. Она убедила себя, что быть в чём-то непохожим на других — это плохо; думала, что её увлечения — способ компенсировать свою «непохожесть»! И надо делать хотя бы что-то, чтобы сорвать лепестки со своего ненавистного «растения» и стать лучше. Алёна жила и терпела такое отношение несколько лет.
      Первое сентября. Седьмой класс. Глаза Алёны мечутся от одного букета цветов к другому, но чаще всего девочка смотрит на часы: ведь скоро ей предстоит познакомиться с художественной школой.
     Почти полдень. Каблучки Алёниных туфелек ритмично постукивают по ступенькам лестницы, ведущей в здание, где пахнет краской, глиной и ещё чем-то… чем-то родным и незнакомым одновременно. Алёна вошла в кабинет и уже к концу первого занятия осознала – здесь е; место. Каждая царапинка на мольберте, каждый мазок краски на стене говорил ей: здесь ты не лишняя. В этом здании всем всё равно, как звучит твоя фамилия и как выглядит со стороны твоё поведение. Любой человек имеет право быть собой.
    «Растение-комплекс» Алёны не получилось вырвать с корнем. Девочка поняла, что была слишком подвержена влиянию одноклассников, но осознание этого никак не помогло справиться с последствиями всех брошенных «семян-оскорблений», которые она теперь периодически бросала в себя сама. И неизвестно, что было бы, если бы Алёна не постучалась в дверь убежища юных художников, где, кстати, тоже всё не так гладко, как может показаться со стороны.
    Мир, к сожалению, не идеален, и такие «растения-комплексы», выросшие у каждого из нас, не исчезнут после подобных рассуждений. Но мы могли чаще объяснять детям, что многие фразы оскорблений или унижений, брошенные в чей-то адрес, на самом деле, поселяются в голове, как «семена», и не остаются незамеченными. Они могут так сильно ранить человека, что он не будет рад этой жизни. Давайте будем добрее к друг другу!
Екатерина Киселёва, 15 лет
Студия «Молодые голоса»