Вертинский Александр

Юрий Прокуратов
ВЕРТИНСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1889, Киев - 1957, Ленинград), поэт, композитор, артист.

Купив на Подоле на толкучке подержаный фрак, я с утра до ночи ходил в нем к изумлению окружающих. Вел себя я вообще довольно странно. Выработав какую-то наигранную манеру скептика и циника, я иногда довольно удачно отбивался и отшучивался от серьезных вопросов, которые задавали мне друзья и ставила передо мной жизнь. Не имея перед собой никакой определенной цели, я прикрывал свою беспомощность афоризмами, прибавлял еще и свои собственные, которые долго и тщательно придумывал, и в скором времени прослыл “оригиналом”... Я просиживал там (в кабачке) дни и ночи - долговязый, презрительный и надменный, во фраке, всегда с живым цветком в петлице, снобирующий все и вся.
                А. Вертинский

В. М. МОЛОТОВУ
Шанхай, 7 марта 1943 года

Глубокоуважаемый Вячеслав Михайлович.
Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам в такой момент, когда на Вас возложена такая непомерная тяжесть - такая огромная и ответственная работа, в момент, когда наша Родина напрягает все свои силы в борьбе. Но я верю, что в Вашем сердце большого государственного человека и друга народа - найдется место всякому горю и, может быть, моему тоже...
                А. Вертинский

Лиловый негр
В. Холодной

Где Вы теперь? Кто Вам Целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайченок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.
В последний раз я видел Вас так близко.
В пролеты улиц Вас умчал авто.
И снится мне - в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подает манто.

Александр Николаевич всем сердцем любил своего главного слушателя. Об этом с неудовольствием вспоминала в одном из интервью дочь Анастасия.

Чуть седой, как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь!
Сколько стоил ему Сталинград!

И в слепые морозные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Его ясные, яркие очи
До конца разглядели врага.