Романтика прошлой реальности

Виктор Куватов 2
                Романтика прошлой реальности.
   Трудовая книжка у меня как роман и по объему и по содержанию. Поменял не один десяток мест работы со сменой места жительства по всей стране, включая братские республики. Вот один эпизод, может кому то будет интересно, вспомнится молодость.     Совершеннолетие. Исполнилось восемнадцать лет и я покинул отчий дом. К этому времени я закончил среднюю школу-одинадцатилетку,в вечернем режиме, отработал два с половиной года на фабрике и имел рабочий разряд слесаря ремонтника. Дальше следовали жизнь и работа в Казахстане, Бокситовое рудоуправление. Прошло меньше года и во внеочередной, апрельский призыв оказался рядовым в Турк.ВО. Ярко вспомнился период жизни после окончания ВУЗа, который я окончил после отличной службы в СА. Приближался финиш моего образовательного процесса в ВУЗе. Как правило, отслужившие в СА, поступали на вечернее или заочное образование, без отрыва от производства, дабы семья не оказалась без дополнительного заработка, нас у родителей было пятеро детей мужского пола и я старший. Ну а как же студенческая жизнь, общежитие, стройотряды, поездки в колхоз на картошку, а сколько вагонов нужно было разгрузить, что бы подработать к стипендии и материально помочь родителям, ну и поддержать спортивный тонус. Короче выбрал дневное обучение и успешно его закончил. Предстояло решать и выбрать дальнейший путь. Все пять лет я занимался на кафедре научной работой, очень положительный результат начальной научной деятельности и не лишняя подработка, плюс сто рублей к студенческой стипендии ежемесячно. Мой научный руководитель без особого восторга сообщил, что свободного жилья институт не имеет и к большому сожалению, по этому поводу, моя дальнейшая работа на кафедре не может продолжаться. Был у меня резервный вариант возможности остаться в институте, две очень хорошие подружки, коллеги по учебе и научной деятельности. Пока я решал, как парс не ветру, какой воздушный поток выбрать, мне поступило предложение, поехать на работу в ФТИ, физико-технический институт, но не близко от родных мест в одной из братских республик, пару часов на самолете от Москвы на ТУ-154. Ну вот и все, решились все сомнения, я выбрал свой дальнейший путь. Разрешался отпуск месяц после защиты, родители конечно в тоске – неизвестно куда . да и русских там вероятно нет. Зарплата, намного меньше , моих денежных доходов за период обучения, да уж разгружать вагоны как то не солидно научному работнику, но другие братья уже подрастали и семья уже не испытывала материальных трудностей. Отпуск пролетел быстро, не смотря на  осеннюю слякоть. Аэропорт, первый раз красивый лайнер, аэропорт приземления, непривычная жара, пальмы и кипарисы. Южный город, на берегу теплого моря, контраст поднимает настроение. Отдел кадров, направление в общежитие, почти такое же,  как и студенческое, в соседнем здании столовая ресторанного типа. По быстрому закончив неотложные дела, естественно пошел искать море. По незнанию заблудился в узких аллеях мандариновых садов, начинался вечер, стало темнеть и когда из под кустов, правда за оградой, высунулся громадный пес, экскурсию пришлось срочно заканчивать ужином в новой моей столовой и затем, наконец-то, очень напряженный день, на койке моего нового общежития.   Естественно, после моего решения принять предложенное мне, место будущей трудовой деятельности, меня занимал вопрос – что же я получил?  По утру настал  черед узнать, что же я имею по этому поводу. Снаружи, конечно все выглядело солидно. Добротный бетонный забор, изнутри он дополнялся изгородью из колючей проволоки,  плюс  собакой хорошей породы на проволоке и естественно человек с ружьем скучал поблизости. Короче все как надо. По прибытии на место короткий инструктаж что к чему, начиная с современности до исторической справки. Оказывается таких как я прибыло десятка три, выпускников авторитетных вузов со всей страны. Научное заведение имеет свои исторические корни с середины сороковых годов, создано для решения проблем «Атомного проекта», фактически стоял вопрос, для нашей страны, «Быть или не быть». Зачинались все разработки, научно исследовательского характера, с работ немецких физиков «приглашенных» из Германии по окончании войны в сорок пятом году. Задача, поставленная перед предприятием была успешно выполнена, было сделано несколько важных открытий, что как известно спасло страну от атомного пожара. Прошло два десятка лет, можно сказать «спокойной» институтской жизни, и опять труба трубит. Новый враг провозглашает «звездные войны», выводится в космос атомное и лазерное оружие, боевые спутники угрожают нашим городам и опять, как в те прошлые годы, необходимо дать наш ответ будущему агрессору. Научно технические достижения, освоенные  технологии создания и использования материалов и уровень техники, в нашей стране, все это давало возможность успешного выполнения поставленной задачи. Знаком я был с радиотехникой, считай что с пятого класса, детекторные приемники и потом даже радиопередатчики строили в кружке юных техников. В С.А. служил в роте связи, был начальником радиостанции большой мощности. Но как постепенно выяснялось, здесь уровень электротехники, был совершенно не сравним с тем, что ранее приходилось иметь дело. Ну микроэлектроника ясно, печатные платы, которые мы травили, микросхемы и транзисторы, которые мы на них паяли, здесь мало что было нового, кроме того что, многие детали не встречались в повседневности радиолюбительской жизни. Главное изделие, наш инструмент укрощения космической агрессии, находился за солидной бетонной стеной, намного серьезнее той стены, что отделяла территорию института от городских предместий. Источник питания размещался на двух этажах, в помещении площадью с две баскетбольные площадки. Это была уже электроника большой мощности, в которой использовались мощные трансформаторы, высоковольтные импульсные тиристоры большой мощности, тиратроны, размером с табуретку, электронные лампы, это вообще отпад, несешь вдвоем на носилках и коленки подгибаются. Конечно много трудностей пришлось преодолевать, начиная с того что источник снабжения энергией был изготовлен для других целей, инструкции и схемы находились в спецотделе, где не разрешалось делать ни каких записей. Переделок оборудования было очень много, протягивались километры кабельных линий, помогали и вели монтажные работы работники спецмонтажа, парни нашего возраста, с шутками прибаутками. Случались и непредвиденные обстоятельства. Настало время испытаний и пробного пуска. Для приема работ прибыла солидная комиссия. Торжественный момент, все затаили дыхание, нажать на кнопку и оживить будущего космического монстра, грозы «Звездных войн», это далеко не шутка. Не знаю почему, просто начальник группы ткнул пальцем, давай мол жми, пришлось нажать и из главного шкафа управления повалили клубы дыма. Все аппетитно покашляли и начали расходиться. Разобрались и выявили неисправность, всего-то перепутали при монтаже два соседних контакта на монтажной планке, пошло высокое напряжение на питание микросхем, при предварительной проверке не заметили, да и торопились как всегда. На этом не закончились приключения с пуском. Отложили испытания, за три дня восстановили схему. Назначили время повторного пуска. И опять мне пальцем ткнули. Приготовились, затаили дыхание, я жму на кнопку пуска. Вместо ритмичных ударов накопителей, частотой один герц пошла очередь импульсов с частотой двадцать пять герц. Это родная частота, что бы на экране осциллографа четко видеть форму отраженного импульса, переоборудованного нами источника питания, мы использовали эту частоту для наладки оборудования. В резонаторе, все элементы излучателя паялись легкоплавким припоем на основе ванадия, естественно все распаялось при превышении температуры плавления при падении импульсов с высокой частотой следования. Почему то переключатель частоты оказался не в том положении, а мне даже в голову не пришло поверить, маленький тумблер в дальнем углу пульта управления. Все это так проходило как повседневная работа. Потом, позднее дошло, что все это могло для меня плохо кончиться. В нашем отряде альпинистов, был хороший парень и отличный альпинист, пришел на тренировку очень грустный, спросил у него в чем дело, лишили допуска к работе, отец у него был в плену во время войны, ну дак у меня то же отец был в плену, во время первой же бомбежки контузило и очнулся у немцев. Кроме того бабушка у меня была потомственной дворянкой и дедушка царский офицер артиллерист. Оказывается, он в анкете не написал все, а я все точно указал, мне ни чего, а ему пришлось увольняться. Порядки конечно строгие были, но не настолько что бы жестокие. Кстати может и не случайные были эти неудачи с пуском, не пришлось выводит это наше произведение в космос, потихоньку закончилась эпопея со «Звездными Войнами», дошло до их инициатора, что бестолковое это дело с их стороны, да и засорять космос металлоломом, только себе во вред. Это один короткий эпизод из моей трудовой книжки, были и другие, но уже на другом месте работы. В с/х судили за перерасход электроэнергии, лето было очень дождливое и на сушке зерна перерасходовали отпущенный лимит. В электросетях проходил как свидетель, сроки ввода перекачивающей станции сорвали из за пожара. На керамическом заводе судили за расход спирта не по назначению. Жизнь полна приключений, есть что почитать даже в собственной трудовой книжке.