Мой бизнес

Леонид Зелёный
     Главная улица знаменитого на весь мир стамбульского Гранд-базара. Конец далеких 60-х годов. Я стою в растерянности среди бесконечной движущейся толпы. И невольная зависть и уважение ко всем вокруг - как они могут что-либо здесь найти и вообще выбраться? Как ориентируются!?
Если бы мне в этот момент кто-то шепнул, что пройдет время, и я буду свободно разгуливать не только по базару но и по всему городу, выступая зачастую в роли гида, что привезу сюда детскую шахматную команду из станицы Натухаевской, с которой побываю даже на азиатской стороне Стамбула - то посчитал бы это неудавшейся «фэнтэзи».

Но время прошло.  «Лихие девяностые» набирали обороты. В стране хаос,  развал СССР, Ельцин и Горбачев, «приватизация», разгул преступности, война в Чечне…
Новороссийский причал. Я - электромеханик пассажирского теплохода «Екатерина 2», совершающего челночные рейсы в Стамбул и обратно. Изредка - круиз по Средиземному морю с заходами в  Египет, Грецию, Италию.
Спешу на судно, скоро отход. На причале ко мне подходят двое, как оказалось отец и сын, с просьбой достать билет на теплоход. Отец останется с машиной ждать в Новороссийске, а вот сын едет в Стамбул, чтобы купить тонны четыре яблок, доставить в Новороссийск, перегрузить - и в Ростове сделать «пару копеек». Но билетов достать не удалось, их просто нет, а если я им помогу, то меня отблагодарят. Появилась возможность заработать, то почему бы и не помочь? Я отправился к капитану, выпросил билет, но с условием, что мой протеже будет спать в моей каюте.
Саша, так звали парня, расположился на диване, и вскоре мы ушли в море, навстречу приключениям.
Учитывая, что Саша впервые вырвался за границу, впервые вступил на борт судна, впервые куда-то плыл, море раньше он тоже видел только с берега, - то я приложил старания, чтобы ввести его в атмосферу морской жизни. Вплоть до рассказа о том, как меня на Кубе чуть не слопал огромный варан. Саша, открыв рот слушал, а я, получив неожиданного пассажира - старался. Отдельной темой теоретических занятий стоял вопрос - как вести себя в Стамбуле, чего надо опасаться, как торговаться.  Саша  внимательно слушал, но как выяснилось позже, у него «в одно ухо влетало, а в другое вылетало».

Я был занят работой, а Саша от скуки зачастил в буфет, где за кружкой пива перезнакомился со всеми самыми продвинутыми «челночниками». Получив массу информации, он начал теряться в выборе лучших вариантов, попав в положение Буриданова осла. Мне ничего не говорил, считая, что уже разберется сам.
Я же, помня, что успех предприятия сулит мне еще непонятно какой доход, напоминал каждый вечер Саше о технике безопасности:
а) ни с кем не делиться планами,
б) чтобы не предлагали, не отходить от плана, который наметил с отцом,
в) не слушать, что тебе советуют,
г) не ходить одному через мост Золотой рог,
д) не наклоняться к прилавку,
е) завернуть деньги в фольгу,
ж) ни с кем не знакомиться в городе и никуда ни ездить с незнакомыми людьми! 
-Короче, сам не принимай никаких решений, даже если они кажутся выгодными и творческими - действуй по плану! - повторял я.
Рассказал, что мост Золотой рог, находится под контролем бандитских группировок, особенно чеченских, что за каждым кто на него вступил, ведется слежка и в каком-нибудь магазине, на переходе, в толпе - тебя обязательно попытаются ограбить, дело времени. Даже мужчина, начальник нашей судовой рации, далеко не новичок, когда наклонился что-то рассмотреть на прилавке, вдруг почувствовал возле ребер нож и услышал извечный вопрос: «Жизнь или кошелек?». Пришлось отдать кошелек.

А случаев, когда грабят прямо на мосту, особенно женщин, не пересчитать. Поэтому опытные «челноки» стараются закупки сделать на «Эксповыставке», уходя на Гранд базар с небольшими суммами и надеждой:
-Авось!
-А вдруг повезет!

Не стал исключением и наш с Сашей поход на Гранд базар через Золотой рог.
Воскресенье. В этот день  Гранд базар не работает, но разрешена торговля у своих магазинчиков. По обе стороны улицы выставляются столы с товаром, и хотя покупателей почти нет, хозяева чинно сидят, обозревая улицу.
Побродив немного по торговым улочкам, где я купил только детские колготки, выполнив заказ соседки, мы с Сашей спокойно возвращались по центральной улице базара к себе на судно.

Навстречу идут два парня. Один из них, разглядев нас, дружески помахал рукой и крикнул:
-Ребята, привет!
Саша обрадовался, несмотря на мои инструкции ни с кем не знакомиться, ни отвечать на приветствия и вопросы, и меньше говорить по-русски, на всю улицу выдал:
-Привет, привет, ребята!
Не успели мы сделать и несколько шагов, как «ребята» развернулись и пошли за нами. Вдруг, как из под земли, стали появляться новые и новые физиономии, человек десять, которые окружили нас и перегородили дорогу.
-Саша, я буду с ними разговаривать, ты помалкивай.
-Деньги, быстро! - в руках одного из них блеснул нож.
-С чего это, вдруг?
-Нам надо деньги, чтобы переслать в Чечню для войны с вами!
-А мы здесь при чем? Езжайте в Москву, повстречаете Ельцина, у него наверняка есть «бабки» и попробуйте отобрать ! А на деньги, можете только посмотреть ! - обратился я к одному из лиц «кавкзской национальности», и, вытащив сто долларов, поднес ему почти под нос.
-Деньги вы возьмете только у нас мертвых! Мы их заработали честно своими руками, видите мозоли, - я показал им свою ладонь, действительно огрубевшую с приличными мозолями .
Но, когда тебя окружают морды, вооруженные ножами, надо  привлекать различные  аргументы. Поди, знай, что у них на уме. Поэтому повторяю:
-Только у мертвых!

Вдруг, Саша, молчавший до этого момента, увидевший, что нас окружают , на всю улицу рявкнул:
-Всем стоять! Два шага назад!  Лукьяныч, - прикрой спину!
Саша быстро снял ремень с начищенной солдатской бляхой и намотал его на руку:
-Кто первый сделает шаг, отрублю ухо! Еще шаг назад!
Толпа остановилась. Я прижался к Сашиной спине, выставив вперед пакет с колготками.
Саша начал медленно передвигаться приставными шагами  по кругу, держа наизготовке ремень . Я за ним - шаг в шаг.
-Нож спрячь, башку размозжу первому! - спокойно и уверенно приказал Саша самому активному.
Столь решительный  отпор явно озадачил бандитов. Устроить драку в центре города, с непредсказуемым исходом, явно не входило в их планы. Вот если бы грабить беззащитных женщин! А так можно «вылететь» из чужой страны.
-Ладно, ладно, успокойтесь. Вот сейчас подойдет старший, он решит, что с вами делать.

И действительно, подошли еще человек пять. Одному из них, маленькому, плюгавенькому с приплюснутым носом, «наши» стали на перебой что-то объяснять.
Хорошо! - сказал старший, оценивший обстановку, - идите. Но внизу вас будут ждать восемнадцать человек!
Толпа расступилась и мы, не торопясь, дошли до конца улицы, а затем и судна, никого не встретив .

Когда я спросил у Саши, были ли у него с собой деньги, то удивился. Оказывается, он носил с собой 10 тысяч долларов!  Было за что сражаться.
Я его похвалил за организацию обороны, на что Саша невозмутимо ответил, что в Ростове с отцом приходится, чуть ли не каждую ночь, отбиваться от бандюганов и этот эпизод для него привычный.  Да и два года службы в десантных войсках даром не прошли.

 - Если бы полезли, кроме уха, разрубил бы не одну башку - бляха заточена с двух сторон - уточнил Саша
Сидевшие по обе стороны дороги продавцы, вероятно, привыкшие к подобным сценам,  безучастно наблюдали за происходящим.
Покупкой товаров, доставкой в порт и погрузкой их на судно занимались целую неделю, поэтому с Сашей мы встречались только ночью. Он уже перезнакомился со многими «челночниками», которые посвятили его в «секреты» бизнеса, забив голову различными советами. Кончилось это тем, что он вдруг почувствовал, что все ему понятно и что он может сам принимать «творческие» решения. Ничего не говоря, ранним утром, он куда-то смотался и целые день его не было на судне. Ночью же мне сообщил, что вместо яблок он купил... помидоры:

-Я даже ездил на поле, где сам выбирал лучшие. На причал уже привезли, целых пять тонн.
Первый мой вопрос:
-Ты с отцом посоветовался?
-Он будет доволен,- уверенно заверил Саша.

Затем он попросил быстро загрузить помидоры, пообещав за все рассчитаться. Мои электрики постарались, и вскоре все Сашины помидоры вне очереди оказались в трюме. С ребятами он рассчитался, а со мной, за все вместе - по приходу в Новороссийск.

Вскоре «челноки»  полностью «отоварились» , и мы подготовились к рейсу домой.
Но не тут-то было! Разыгрался такой шторм, что власти два дня не давали разрешения на отход. Когда все же пробились к выходу из Босфора, новый сюрприз - из-за бурлящего Черного моря, судно не могло даже «высунуть нос» из пролива. Снова ждали пару дней. Наконец, показалось, что ветер «убился», и мы снова «выскочили» в открытое море.  Но,иногда, Черное море выдает такие сюрпризы, не хуже Биская или 40-й широты Индийского океана. Все наши попытки лечь на курс ни к чему не привели. Шторм загнал нас снова в пролив. «Челноки», которые купили что-нибудь твердое, те же яблоки, особенно не волновались. Однако, многие, кто рискнул сделать бизнес на помидорах, были в панике. Помидоры хотя и были в рефрижераторных трюмах, начали течь. Что передумали их владельцы, подсчитывая убытки, - догадаться не трудно.

Наконец пришли в Новороссийск, проболтавшись, еще сутки на рейде.
Выгрузка помидоров представляла жалкое зрелище. Из ящиков лился томатный сок, заливая палубу и причал, а сами помидоры могли принять разве что на каком-то консервном заводе. Хозяева в растерянности носились по судну и причалу, с проблемой - что с ними делать?
Порт грозился выставить штрафы, а владелец судна требовал немедленной разгрузки.
Кто-то, не смотря на суету, заметил, что возле сгруженных на причал ящиков уже долго сидит женщина, прижимая к груди сумочку, не проявляя признаков беспокойства. Когда подошли к ней, констатировали, что она... мертва. На лице остались следы слез и растекшейся туши. Учительница. Взяла под залог деньги, в надежде «купить-продать-заработать-вернуть». Учительские зарплаты «развитого социализма», да и не только учительские, как только появилась возможность еще заработать, толкали людей заниматься тем, о чем они имели смутное представление. С различным исходом, даже смертельным!

Что говорил Саше  отец, когда после двухнедельного ожидания, въехал на грузовой причал,  и ему вместо яблок показали гору раздавленных помидоров – это их семейный секрет.
 
Отец куда-то съездил в город, с кем-то договорился, чтобы забрали помидоры задаром - лишь бы вывезти с причала.
В результате всех расчетов, оказалось, что «мои клиенты» остались должны 160 долларов владельцу судна. Обратились опять ко мне - одолжить. Денег даже на бензин до Ростова не осталось. И пообещали, что по приезду домой, они подсчитают, сколько мне должны за все путешествие, и в тот же день вышлют. Я дал с «запасом» 200 долларов и жду известий... тридцать лет !   Разве это срок?  Дождусь?!
Вот с такими понятиями о порядочности и совести мы вступили в «рыночные отношения». В дальнейшем, к сожалению, многочисленные случаи, как со мной, так и с моими знакомыми - только подтвердили риски этих самих «отношений».
Особенно мне жаль ребят, умных, инициативных, предприимчивых, верящих в свои силы и способности, которые, увидев «свет в конце тоннеля», стали вступать в различные союзы, кооперативы, ООО и другие сомнительные сборища, сулящие по их расчетам, какие - то доходы. Сам я никуда не вступал, отказываясь от всех заманчивых предложений. Несколько случаев с моими знакомыми показали всю картину «достижения благополучия». Поэтому, когда мои хорошие приятели, мастера по шахматам из Анапы, посвятили меня в свои планы, я, проявив все свое красноречие, приведя несколько примеров - постарался их отговорить и не связываться с так называемым «бизнесом».

Помню, я приводил даже такой пример:
-Ребята, не ввязывайтесь в эти мероприятия. Вы прекрасно играете в шахматы, голова у вас работает. Занимайтесь ими! Но в шахматы вы играете по правилам, которые строго соблюдаются,- слон, к примеру, ходит по диагонали, а конь буквой «Г». Однако, начав заниматься бизнесом, обо всех правилах забудьте!  Конь, как вы посчитали, пойдет буквой «Г», но здесь он может пойти и как слон, и буквой «П», но только не так как вы планировали. Здесь будет игра без правил!
Ребята выслушивали, но продолжали все глубже погружаться в «трясину рыночных отношений». Несколько удачно проведенных сделок, «живые» деньги, о которых в советское время и мечтать не приходилось, заблокировали чувство опасности и способность объективно оценивать происходящее.
И… результат. Все что уже приобрели, пришлось отдать «партнерам». Квартиру в Анапе, рядом с рынком, которую мастер получил благодаря ходатайству анапских шахматистов - пришлось продать. Сам он запил, бросив даже мать, которую безжалостно выселили из квартиры, и она просила милостыню у рынка. Не выдержав алкогольных перегрузок - отказало сердце. Так и умер прекрасный шахматный мастер и педагог, написавший несколько замечательных книг по стратегии шахмат - Алексей Осачук.  Две, написанные им книги, хранятся в моей библиотеке.
Его напарник, кандидат в мастера по шахматам, Модестов - неожиданно куда-то исчез. Появился он через полгода, просидев, как оказалось,  четыре месяца в подвале, где-то за Уралом(!) и был выпущен только после того, как продал, что бы рассчитаться, свой дом в Анапе. Но здоровье уже не поправил и умер от инфаркта через 2 месяца.

Знакомство с ошалевшими от алчности людьми, убедили меня, что иметь с ними деловые отношения – большой риск.  Тебя обманут, подведут, не сдержат слово, или без зазрения совести, нарушат условия договора.

Как с ними с этими «бизнесменами» сотрудничать, если они тебя подводят, даже в мелочах?!
Так, мой сосед, занял у меня 250 долларов, пообещав отдать через 2 недели. Прошло 2 года - денег нет.  Супруга идет к нему и уже  просит(!)  вернуть деньги.
Реакция:
-У меня сейчас денег нет, а вы что, не можете еще подождать?
Деньги он все же вернул, заняв у родственников, но «сквозь зубы» здоровается, по сей день.
          Обращается, однажды, ко мне (я тогда был директором пансионата «Юнга» в Анапе) мой знакомый из Новороссийска, который довольно успешно занимался небольшим законным бизнесом - с просьбой найти пансионат, ресторан, предприятие, где бы он мог реализовать 5000 штук коробок под праздничные торты. Обещал, в случае удачной сделки, какое-то вознаграждение. Я нашел ресторан, свел моего предпринимателя с директором, они по всем правилам заключили договор, а директор ресторана даже перечислил предоплату. Договорились, что к 1 Мая ресторан наделает тортов, а Юра (так звали предпринимателя) подвезет коробки, которые с красивыми праздничными рисунками будут радовать анапчан. Коробки, кажется 50 тысяч штук, для Анапы, Геленджика и Новороссийска, должны были привезти из С-Петербурга, и Юра ежедневно звонил в эту фирму (деньги он уже перечислил) с просьбой ускорить доставку.

Наконец, с извинениями, фирма сообщает, что...
- «в связи с большим спросом и перегрузкой, коробки прибудут ко  Дню Победы-
9- му мая. Организуйте встречу!».
 5-го мая Юра примчался ко мне с просьбой, встретить в 4 утра два длинномера, которые… «уже проехали  Ростов!».  Заодно найти место, где поставить на два дня машины. Я договариваюсь с директором стадиона «Спартак», что бы машины в такую рань запустили на территорию, а сам, боясь опоздать, подъезжаю часам к трем, к стадиону. Сторож, которому тоже пообещали что-то заплатить, сняв замки с ворот, тоже бодрствует, потирая руки. Ждем, не смыкая глаз, до самого утра, прислушиваясь к шуму моторов. Часам к 8-ми подъехал Юра вместе с директором ресторана. Снова ждем. Юра дозванивается в С-Петербург. Там успокоили, что машины в пути, ждите. Ждем дальше.

Наступило 9-ое – нет ни машин, ни коробок!  Директор рассвирепел и приказал вернуть предоплату. Торты снова продали без коробок.
Юра летит в С-Петербург и там выясняет, что машин к нам никто даже и не думал посылать! У них их просто нет!   А коробки они сами видели разве что в магазинах!
Как говорится , – No comment!!

Большинство моих  попыток «выйти из окопов» и включиться в оголтелый проект, под названием «бизнес» - оканчивались для меня минусовым итогом. Хорошо, что сохранялась возможность отойти и укрепиться на исходных позициях.
Это, как в шахматах! Делая, скажем, смелый, как нам кажется, ход конем на территорию противника, подумать,- как, в случае  просчета, наметить пути отхода и не оказаться у «разбитого корыта».
Но, зато сделал важное заключение - ни с кем и никогда не иметь каких-либо финансовых сделок, и надеяться только на себя, зарабатывая деньги своей головой и руками.
2001 г.