Рябиновый букет

Ирина Зарницына
 
Александр Евгеньевич отложил медицинскую карту и задумался. Операция предстояла непростая. Да и возраст пациентки,  и проблемы с её здоровьем тоже осложняли дело. Вчера он беседовал с ней. Настрой женщины ему понравился: Лидия Васильевна верила, что снова будет видеть.
Профессора вызвали из другого города, чтобы помочь местным врачам, которые подобных операций не делали, и на практике познакомить их с новой методикой. И вот сегодня он ещё раз продумал всё до мелочей. И снова мысли вернулись к пациентке. Ему нравился такой тип женщин: ни худой, ни полной не  назовёшь, светлые волосы, спокойный приятный голос, милая улыбка, желание поддержать врача. На жену  его похожа. И даже лицо показалось чем-то знакомым. Да при такой долгой врачебной деятельности удивительно ли?

* * *
Сказать, что Лидия Васильевна не волновалась перед завтрашней операцией, было бы неправдой. Хорошо, что рядом была сестра. Младшая, но с характером строгим и любовью к старшей. А ещё Лиде понравился голос врача – уверенный и спокойный. В голове звучало: «Всё пройдёт хорошо».

Профессор шёл по больничному коридору, когда услышал: «Да не волнуйся ты так, Лика. Все говорят, что врач он замечательный. Тебе повезло. Отдыхай, выспись перед операцией».

***
Лика?!  Так звали девочку из его уже далёкого детства.  Память вернула его на сорок пять лет назад, в солнечный и тёплый  сентябрьский день. Школьный двор полнился оживлёнными голосами, восклицаниями, смехом…  Как же? Первое сентября! Уроки и домашние задания ещё впереди, а пока – радость встречи с друзьями, обмен новостями и рассказами о самых длинных в году каникулах.
 
- Ну и загорел ты Мишка! Прямо папуас!
- У тётки в Крыму был, в горы ходил, в море купался.
-Девочки! Какая стрижка у Маринки! Отпад!
- Да-а. У модного парикмахера стриглась. Мамочку раскрутила.
- Вован, ничего себе ты вымахал! Наверно, всех учителей перерос!
- А то! Теперь списывать могу с третьей парты! У Светки!
- Петька, ты чего дерёшься? Людмиле Ивановне всё расскажу!
- Ябеда!
- Вы слышали? Математичка наша уехала! Кто же у нас математику будет вести?
- Вроде Сергей Алексеич!
- У-у-у! Это вам не Лариса Михална. Наплачемся!
- Паштет! Ты всё-таки не перевёлся в другую школу? Вот здорово! Вечером на великах погоняем?
 - А чё? Погоняем, конечно.
- Верусик, привет! Мы вчера только вернулись из отпуска. Я тебе такое расскажу!
- Ну, вот, вечно ты так! Давай сейчас рассказывай.
- Семён Палыч! Запишите меня в волейбольную секцию! А поход школьный в субботу будет? С ночёвкой, с костром?
- Будет, будет, Перепёлкин. На уроке всё расскажу.
Наконец завуч прокричала в мегафон: «Строимся на линейку!».
Через десять  минут  одну сторону построенного из школьников каре заняли первоклассники.
- Просто цветочный газон какой-то, – подумал Саша. Четвёртый «Б», где он учился, располагался под прямым углом к первым классам. Постепенно всё утихомирилось. Начались поздравительные речи…  Директор, шефы, родители…  Мальчик не слушал. Среди малышей, почти рядом с ним, стояла девочка с большущим букетом из веток рябины с яркими гроздьями.
- Надо же, рябину принесла учительнице. Вот странная.
Из-за букета был виден только спокойный и серьёзный взгляд серо-голубых глаз. Ветерок играл концами льняных хвостиков – ничего особенного как будто. Но мальчик не мог отвести взгляда. Незнакомка, почувствовала его внимание и повернула голову. Внутри у Саши ёкнуло, и он поспешил опустить глаза. Тут раздался звонок,  ученики стали расходиться по классам.

***
С этого дня жизнь мальчика изменилась. Классы Саши и Лики (так звали девочку) располагались на одном этаже. Утром он просыпался ни свет, ни заря, мгновенно съедал бутерброд с чаем и мчался в школу. Увидеть Лику. Мама не успевала со своим утренним напутствием.
- И чего это у Сашки нашего такое рвение к учёбе образовалось?
- Нормально. Меньше хлопот с ним.
Лику обычно провожала в школу бабушка. Иногда к ним присоединялась одноклассница и соседка Лики по дому – Лера. Если погода была хорошая, Саша оставался у школы, делая вид, что принимает участие в играх пацанов. Либо слонялся на этаже, поджидая девочек. Сердце каждый раз прыгало от волнения. Он залетал в класс, толкнув кого-нибудь по дороге, кидал на парту портфель и, распугивая стайки одноклассниц, орал: «Пятнадцать мертвецов и бутылка рома!» За что, в результате, получил прозвище «мертвец».
Однажды, ещё в самом начале учебного года, учительница послала его с урока к завхозу за мелом. А недалеко от кабинета завхоза висел стенд с фоторепортажем о первом сентября. Фотографии делали по просьбе директора старшеклассники.  Среди прочих были две, которые особенно интересовали Сашу. На одной – Лика с букетом, а на другой – тоже Лика, но уже с одноклассником за партой.
В коридоре – никого. Завхоза на месте тоже не было. Саша постоял у стенда и, открепив  фотографии, быстро засунул их под школьную курточку. Почти в тот же миг из кабинета директора вышла завхоз. Глянув на мальчишку, строго спросила:
- Ты чего тут? Раскраснелся! Набедокурил, поди?
 - Мел надо… Марина Игоревна… послала.
Вера Александровна открыла дверь комнаты-склада, что-то записала в толстой большой тетради на столе и вручила Саше коробочку мела.
- Бери, застенчивый ты мой!
Он птицей взлетел на четвёртый этаж, отдал мел учительнице, плюхнулся на сиденье, но спокойно усидеть не мог. От жгучего желания взглянуть на фото и насладиться обладанием сокровища, он почти стонал.
- Степанцов, что с тобой? Ты весь красный, и взгляд какой-то нездоровый…
- Не знаю…  заболел… наверно…
- Давай-ка к врачу.
Через двадцать минут он принёс справку от врача с рекомендацией отпустить его домой. Надо ли описывать нахлынувшую радость? Только что не с гиканьем нёсся Саша по лестнице, потом по улице, чтобы поскорей оказаться дома.

***
Сидя в кресле, он смотрел и смотрел на фото Лики и ужасно завидовал её соседу по парте. Вскоре пришла взволнованная мама. Учительница сообщила ей, что Саша выглядел  нездоровым и был отпущен с уроков. Мальчик быстро спрятал сокровище в книжку «На берегах Онтарио» любимого автора Фенимора Купера, а книжку засунул в ящик письменного стола. Мама тут же уложила сына в постель, измерила температуру, принесла чай с мятой, его любимые пирожки с повидлом, купленные по дороге домой, и оставила одного в комнате.
Саша достал книжку с фотографиями и долго лежал, представляя, как подойдёт однажды к Лике с каким-то якобы делом и познакомится. И пусть смеются над ним и дразнятся одноклассники. Ему всё равно.  Или на неё нападёт в школе хулиган Петька из седьмого «В», а он побьёт его. Или… фантазии завели мечтателя далеко, и он не заметил, как заснул.
 Мама, зайдя в комнату, чтобы позвать сына ужинать, решила не будить его. Улыбаясь, она рассматривала фотографии милой девочки, затем положила их в книжку, а книжку – рядом с подушкой.
- Вот и первая любовь у нашего Сашки. И вкус, знаешь, неплохой. – говорила она за ужином мужу.
- Что ж, растёт сын. Я, помню, в седьмом влюбился. Я рассказывал тебе когда-то. Новая девочка пришла в класс, и все остальные девчонки перестали существовать. Три года страдал от безответной любви. Стихи стал писать, олимпиаду городскую выиграл…

***
Саша проспал до утра. Встал с ощущением нескончаемой радости, покидал в портфель учебники и тетрадки и помчался в школу. А случая поговорить с Ликой всё не представлялось.
В начале ноября, перед самыми осенними каникулами, у первоклассников праздновался День прощания с «Букварём». Ученикам четвёртых классов поручили подготовить игры и развлечения. Саша, по совету мамы, переписал из книжки игры с буквами, но… Лика выбрала другую – в «Съедобное и несъедобное», которую проводила Галка Макарова. Потом первоклассники с увлечением пели, отгадывали загадки, знакомились с четвероклассниками, вместе пили чай с булочками, испечёнными в школьной столовой.  Лика сидела далеко от Саши. Она что-то рассказывала подружке, смеялась, стукнула дважды по плечу одноклассника, который пытался влезть в разговор. Сашу не замечала.
После каникул, в день рождения школы, малышей принимали в октябрята. Класс разделили на семь «звёздочек», ребят из четвёртого «Б» сделали вожатыми октябрят из первого «Б». И тут Саше не повезло. Он был старостой класса. Учительница решила, что у него уже достаточно обязанностей.
Мальчик не знал, что делать. По-прежнему только наблюдал за Ликой издали. Однажды в раздевалке Саша увидел, что Лика уронила шарфик и не заметила. Он шагнул к девочке:
- Вот, возьми, ты уронила. Рука Лики случайно коснулась его руки. Сашу окатило волной неведомой ему раньше нежности.
- Спасибо, – ответила девочка и побежала навстречу бабушке.

***
 
К Новому году учительница литературы задумала поставить с детьми спектакль  «Дед Мороз и коварные похитители». Артистов набирали из разных классов. Лике и её подружке Лере достались роли белочек,  которые вместе с другими зверюшками помогли Деду Морозу отыскать похищенную Снегурочку. А Сашу взяли в команду художников-оформителей за его способности к рисованию.  Теперь он мог ежедневно после уроков беспрепятственно появляться на репетициях, как равноправный участник сотворения спектакля. Раскрашивал картонные ёлки и берёзки, рисовал на них снегирей и синичек, создавал сказочные сугробы. И вполглаза наблюдал за артистами.
Однажды во время репетиции Лика спустилась со сцены в зал, села на одно из зрительских кресел, сняла маску и положила на соседнее кресло.  А мальчишка, игравший роль волчонка, со всего маху на эту маску сел. Лика от обиды разревелась. Саша стал успокаивать девочку, вытирать слёзы, гладить по голове и пообещал всё исправить. Не раз потом снились ему её мягкие волосы и мокрые от слёз щёки.
- Никогда! Никому! Не дам её обижать! - как клятву повторял про себя мальчик.
Через пять дней новая маска была готова. Ребята ахнули, когда увидели её. Белочка казалась настоящей. А Лика – счастливой.
В день премьеры Саша шёл домой с Ликой, её бабушкой и Лерой. Они весело разговаривали, смеялись, вспоминая эпизоды репетиций и спектакля.
При прощании бабушка Лики сказала Саше:
- Ты на каникулах приходи к нам в гости. Мы в седьмой квартире живём. Лике фильмоскоп подарили, вместе будете диафильмы смотреть.
И хотя Саша считал, что уже вырос из диафильмов, он с радостью откликнулся на приглашение. И однажды решился прийти. Бабушка приготовила им чай с домашним печеньем и повесила на гладильную доску простыню в качестве экрана. Дети вместе выбирали диафильмы, Саша вставлял их в фильмоскоп. По очереди они читали текст. Делились впечатлениями. Счастливый мальчик чувствовал: «Вот она, Лика, совсем рядом». Он любовался её разрумянившимся лицом, милым домашним платьицем, ему нравились тапочки в виде котят, заразительный ликин смех. Потом долго и не раз вспоминал он этот день, как один из счастливейших в жизни.
Время пролетело незаметно. Дети собирались встретиться снова, но…  Жизнь распорядилась иначе.

Как-то, во время игры в снежки во дворе, Лике в глаз угодил плотный и довольно тяжёлый ком снега, да ещё и с острым краем.  Девочку увезли на «скорой».  А позже отправили в областную больницу: ушибленный глаз начал слепнуть.
Саша очень переживал, скучал, потерял аппетит, стал пропускать уроки. Однажды ночью даже заплакал от горьких мыслей и отчаянья.
Мама жалела его. Они съездили навестить Лику. А потом девочку перевели в санаторную школу для слабовидящих детей в пригороде. И туда Саша с мамой ездил два раза. Ему хотелось что-нибудь особенное сделать для Лики, и он подарил девочке большую пушистую кошку-игрушку.
В апреле Лике стало хуже, ей запретили учиться до конца учебного года. Бабушка отвезла её к другой бабушке-учительнице в небольшой карельский посёлок.
Незаметно пришло лето. Сашу сначала отправили в пионерский лагерь, потом  – к маминой сестре  на Украину пообщаться с двоюродными братьями и сёстрами.  Вернувшись, он узнал, что семья Лики из города уехала навсегда. От горя мальчик перестал разговаривать, почти не ел, плохо спал.
Однажды отец спросил его:
- А фамилию Лики ты помнишь? А где её родители работали?
- Липатова. На железной дороге.
- А жила Лика где?
- Сосновая двадцать, квартира семь.
Через три дня папа пришёл с работы улыбающийся.
- Вот, сын, достал я тебе адрес Лики. И конверт купил. Можешь письмо ей написать.
 Саша аж подпрыгнул на стуле. Он взял бумажку с адресом и закрылся у себя в комнате.
На следующий день письмо после долгих стараний и мучений было написано и отправлено.
Ответа он ждал долго, но так и не дождался.

***
Слишком много всего обрушилось на маленькую Лику: болезнь, переезды, операция, новая школа, новый пятиэтажный дом с огромным, как ей казалось, двором. Она прочла короткое письмо:
- Здравствуй, Лика! Я очень скучаю. Всё время вспоминаю тебя. Как ты живёшь?
И подпись «Саша Степанцов».
Прочла и отложила в сторону. Сначала хотела ответить, но не знала, что написать. А потом и желание забылось. Так бывает. Мама Лики бережно сохранила письмо почти незнакомого мальчика, помня свою первую любовь. Так хранила она прядь первых ликиных волос, первое поздравление-рисунок от дочки, первые её школьные тетрадки и маску белочки…
Саша постепенно стал прежним энергичным пареньком. Играл с мальчишками в футбол, занимался в изокружке,читал книги, но всё чаще думал о поступлении в мединститут. Хотел стать хирургом.
 
***
Утром профессор зашёл к Лидии Васильевне в палату:
- Как настроение? Готовы к операции?
- Всё хорошо, только волнуюсь очень.
- Немного поволноваться можно, но только немного. Обещаю сделать всё, что в моих силах, чтобы зрение к вам вернулось.
Операция прошла успешно. Пациентка ещё несколько дней провела с забинтованными глазами. Профессору пора было возвращаться домой. Местные врачи получили рекомендации по поводу наблюдения за больной. Александр Евгеньевич, изучив подробнейшим образом медицинскую карту Лидии Васильевны, поговорив тет-а-тет с её сестрой, уже не сомневался в своей догадке.

Утром следующего дня бинты сняли. Она – видела! Врачи поздравили пациентку, и вышли из палаты, пожелав ей отдохнуть. Женщина осмотрелась по сторонам и ахнула: на тумбочке рядом с кроватью стоял в вазе большой рябиновый букет с яркими гроздьями. А рядом – открытка с надписью: «Поздравляю, Лика! Саша Степанцов».
- Степанцов? Саша? Какая странная записка. Кто это? – спрашивала она сестру Нину. И тут Нина положила перед ней листочек из школьной тетрадки с несколькими словами, написанными детским почерком… Лика вспомнила, что мама показывала ей это письмо, когда её сын Митя в десять лет вдруг влюбился, а она не могла понять: что это за любовь в его возрасте?  Мама рассказала тогда Лике о мальчике из далёкого города, написавшем дочери это письмо, когда ей было восемь лет. Так значит…
- Да. Профессор Александр Евгеньевич Степанцов и есть тот мальчик из твоего детства, - сказала сестра. - Спасибо маме, сохранившей его письмо.

На этом я умолкаю. Каждый из читателей может сам дописать историю Саши и Лики. Если захочет.