Тайны Бел Города. Кацет

Виктор Каменев
/по материалам Александра Крупенкова/

История должна быть злопамятной.

Н.М. Карамзин

Часть XIX

Продолжим наши исторические прогулки по Белгороду, или Бел Городу, так называют его в XVI , XVII и XVIII веках. Остались, на наш взгляд, вопросы в нашей истории, которые нужно хотя бы поставить, за которыми чувствуется какая-то недоговорённость, и даже вещи таинственные, о которых современники не могли сказать или не успели. История Белгорода являет нам собой как бы затонувшую «Атлантиду»: мы видим только отдельные вершины её над поверхностью Леты, но хочется иметь представление обо всей нашей затонувшей «Атлантиде». Тем более что с её вершин явственно проступают очертания крупных, таинственных пластов нашей истории. Третий такой пласт - трагический.

Виселицы на Базарной площади

Поразительная история о годах оккупации Белгорода немецко-фашистскими захватчиками предстаёт в материалах А. Крупенкова. Зимой 1941 года в центре города на Базарной площади устанавливаются виселицы, на которых казнят в заподозренных в чём-то и заложников, они стоят постоянно, не убираются. В городе несколько мест для содержания военнопленных, местных «неблагонадёжных элементов» и заложников, немецкое гестапо практикует пытки, люди содержатся в нечеловеческих условиях, на окраинах города происходят расстрелы, военнопленные тащат на себе по улицам тачки с трупами, с которых капает кровь…

Рядом с Базарной площадью в старинном двухэтажном доме Поветкина (бывшая аптека № 8 на углу улиц Чернышевского (Бакунина) и Фрунзе (Ворошилова), в его подвалах и в сараях во дворе находился один из самых зловещих в городе гитлеровских застенков: «кацет» - концентрационный лагерь, в котором было замучено много белгородцев и военнопленных. Отсюда узников отправляют на виселицы, на расстрел в Дальний парк (сегодня сквер «Памяти») и на камышитовый завод. Карательные акции в Белгороде проводит 725-я группа тайной полевой полиции (гестапо).

Из «Акта о зверствах немецко-фашистских оккупантов» от 14 ноября 1943 года:

«Виселицы находились недалеко от здания бывшей аптеки № 8 на Базарной площади, были зверски повешены Елена Виноградская 1921 г.р., Иван Лисицкий 1897 г.р., Наум Фишинзон 1908 г.р., Иван Чернусов 40 лет, Иван Погорельцев и другие, всего около 120 человек, из них по городу 21 человек, фамилии многих неизвестны. Повешенных не разрешали убирать с виселиц по нескольку суток, чтобы запугать жителей города. Фотоснимки повешенных немцы показывали на допросах задержанным людям, угрожая: «Так может произойти и с тобой».

Лагеря для военнопленных

Из «Акта о злодеяниях и расправе немецко-фашистских оккупантов с военнопленными в Белгородских лагерях», составленном через месяц после освобождения Белгорода 10 сентября 1943 года, показания свидетеля Василия Егоровича Беляева:

«Лагерь, который был размещён по улице Сталина, для содержания людей не был оборудован, и военнопленные находились в здании всё время на ногах. Люди спали и ели стоя; если некоторые от переутомления падали на пол, их затаптывали, которым не было места в помещении, находились во дворе и спали под забором даже в зимнее время. Во дворе и в помещениях санитарные условия отсутствовали, всюду грязь, поголовная вшивость. В этих нечеловеческих условиях среди военнопленных началась эпидемия.

В этом лагере ежедневно умирало от голода, массовых избиений и расстрелов до 50 человек. Медицинской помощи не оказывали, и тех, которые были истощены от голода и не в состоянии были двигаться, по приказу коменданта лагеря расстреливали тут же во дворе на глазах других военнопленных. Расстрелянных и умерших от голода складывали на повозки, впрягали по 20 военнопленных, и под конвоем немцев вывозили за город на кладбище и в дальний парк. Когда вывозили со двора трупы, то кровь расстрелянных орошала дорогу, и это мне приходилось наблюдать ежедневно с ноября 1941 по февраль 1942 года».

«После освобождения Белгорода на территории Дома колхозника были произведены раскопки и обнаружены трупы «со следами насильственной смерти от огнестрельного и холодного оружия, руки и ноги были связаны проволокой - всего свыше 1500 человек».

Генерал-лейтенант фон Паулюс побледнел

В 1942 году Белгород посещает командующий 6-й немецкой армией генерал-лейтенант Фридрих фон Паулюс, будущий фельдмаршал под Сталинградом, его сопровождает полковник Вильгельм Адам, оставивший мемуары:

«Вскоре мы прибыли в Белгород и тут в центре города перед нами внезапно отрылась страшная картина: меня охватил ужас. Посреди большой площади стояла виселица, на ней раскачивались трупы людей в штатской одежде. Паулюс побледнел, глаза этого обычно спокойного человека выражали глубокое возмущение, он гневно воскликнул:

- Да как они смеют делать своё преступление публичным зрелищем! Я же отменил приказ Рейхенау, как только приступил к своим обязанностям!..

Приняв командование 6-й армией, Паулюс отменил приказ Рейхенау, тем не менее, в Белгороде стояла виселица. Командир корпуса фон Обстфельдер и полковник генерального штаба фон Бехтольсгейм ждали нас у входа в свою штаб-квартиру. Паулюс спросил Обстфельдера:

- За что повесили мирных жителей?

Обстфельдер вскинул глаза на своего начальника:

- Комендант гарнизона арестовал их как заложников, потому что многие наши солдаты были найдены в городе убитыми. Заложников повесили на главной улице для примера и устрашения.

Паулюс стоял перед офицерами чуть сгорбившись, лицо его нервно подёргивалось:

- И, по-вашему, этим можно приостановить действия партизан? А я полагаю, что такими методами достигается как раз обратное. Я отменил приказ Рейхенау о поведении войск на Востоке. Распорядитесь, чтобы это позорище немедленно исчезло…

Правда, он был глубоко возмущён и потребовал убрать виселицу. Однако комендант белгородского гарнизона, вопреки приказу командующего армией казнивший заложников, остался безнаказанным».

Город «кацет»

Немецкий фельдмаршал Паулюс при посещении Белгорода бледнеет и вздрагивает, увидев виселицу в центре города. Почему? Постоянно действующие виселицы фашисты устанавливали в концлагерях. Перед ним предстают картина настоящего концентрационного лагеря, с разными зонами «устрашения».

Только в Дальнем парке города (ныне сквер «Памяти») было расстреляно более 2500 тысяч его узников. 2000 заложников - женщин, стариков детей из пригородов Белгорода было сожжено на Камышитовом заводе в черте города: фашисты не стесняются устраивать жестокую массовую казнь в городе, который они превратили в один большой концлагерь. Википедия сообщает, что после освобождения в Белгороде насчитывалось около 150 жителей.

Продолжение следует)

Виктор Каменев

15.04.2021