Тамара

Назокат Холова
                ТАМАРА
                К 100-летию моей бабушки

     Сегодня 16 апреля 2021 года моей любимой бабушке Козловской Тамаре Теодоровне исполнилось бы 100 лет.
 
     Она родилась в Куйбышевской области в учительской семье. Ее папа Эмме Теодор Адольфович закончил мужскую гимназию, а мама Эмилия Христофоровна женскую в г. Мелекесс (современный Димитровград). Они учили детей в школе, а папа еще руководил ансамблем скрипачей. Моя бабушка закончила школу, потом учительские курсы в Мелекессе, потом заочные курсы в Москве и тоже стала учительницей немецкого.
В 30-х годах много специалистов разных профессий стали приезжать в Среднюю Азию. Вот и моя бабушка со своим папой в 1940 году приехали в г.Сталинабад учительствовать.

     Весной 1940 года бабушка познакомилась с моим дедушкой Козловским Михаилом Герасимовичем, который приехал в Таджикистан в начале 1930-х годов по комсомольской путевке. Они поженились всё у них было хорошо, жили дружно.
Когда началась война дедушка ушел на фронт, она осталась в Сталинабаде и работала в школе учительницей немецкого языка. Дедушка вернулся с войны без ноги.
В 1947 году у них родилась дочка Татьяна (моя мама). Татьяна стала балериной. Потом вышла замуж за моего папу артиста балета Курбана Холова.

     А когда родилась я, бабушка ушла с работы, у нее уже был тогда 30-летний учительский стаж, и стала помогать моим родителям растить меня. Родители мои много работали и ездили на гастроли. А мы с бабушкой и дедушкой их ждали.

     По сути, моя бабушка была мне как мама. Я её называла "Баба Тома" и очень
 любила.

     В 1990 году в Таджикистане началась братоубийственная война и мы переехали в Ярославскую область, в село. В 1995 году бабушка умерла в Борисоглебской больнице у меня на руках. Похоронена в селе Спас-Подгорье.
На фото Тамара и Михаил в 1940 году. Тогда они только познакомились и были очень красивы и счастливы. Фото из нашего семейного архива